Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности"
консультация на тему

Условия проведения, форма проведения, методика ведения образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация образовательной деятельности»

Условия проведения. Помещение, в котором будут проводиться занятия, должно быть достаточно просторным для организации подвижных игр. Чтобы детям было не холодно сидеть на полу, необходим ковер; его удобнее расположить перед доской; столы можно расставить вдоль трех стен ковра.

Обязательно наличие магнитофона и пособий – плоскостных игр, объемных пособий и рабочих тетрадей. В них дети работают во время образовательной деятельности в детском саду и индивидуально со взрослыми дома, закрепляя полученные знания, а при необходимости и восполняя материал, который мог быть пропущен. Опыт показывает, что такая практика организует как детей, так и родителей, постепенно приучая их к совместной работе, и значительно облегчает первоклассникам адаптацию в школе. Тетради рекомендуется разрезать на листы – по два на один блок заданий: один лист используется в детском саду, а другой – дома. Если ребенок пропустил объяснение нового материала в детском саду, то для индивидуальной работы предлагается два листа. В последнем случае, чтобы облегчит ребенку задачу, задания можно распределить в течение недели. Такая организация обучения дает родителям хорошую возможность проследить, насколько успешно их ребенок усваивает материал, и вовремя получить профессиональную помощь педагога. Не следует забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой темп развития. Поэтому работу недопустимо проводить сразу со всей группой, а действия ребенка открыто обсуждать или с кем-либо сравнивать. При необходимости можно провести консультацию для родителей.

Форма проведения. Обычно образовательная деятельность начинается с того, что дети под музыку заходят в комнату и садятся на ковер перед доской (сначала девочки, потом мальчики): впереди – те, кто пониже. (Располагаясь на ковре, дети не отвлекаются на пособия, которые педагог заранее может разложить на столах.) Предлагаемая нами форма обучения отличается от традиционной. Сидеть можно произвольно, но не лежать и не прижиматься друг к другу. Положение детей постоянно меняется: они встают, садятся за парты, двигаются; за столы дети садятся только тогда, когда этого требует выполнение определенного задания. Педагог должен сразу приучить детей красиво сидеть, правильно пользоваться своим рабочим местом: не разбрасывать пособия на столе, класть вещи на свои места. Детям легче выполнять эти требования в течение короткого времени, чередуя виды деятельности.

Важный элемент в работе – музыкальное оформление. Правильно подобранная музыка – без слов, ритмичная, в среднем темпе – не возбуждает и не расслабляет детей и служит хорошим организующим моментом: она включается во время самостоятельной работы и выключается по ее окончании. Это настраивает дошкольников на прослушивание инструкций педагога и способствует быстрому переключению внимания. Дети легко привыкают работать под музыку, и такая форма занятия им очень нравится.

Методика ведения образовательной деятельности

Общие рекомендации. Прежде всего, следует помнить, что процесс важнее результата, ведь процесс обучает, продвигает вперед, а результат не всегда может служить критерием знания, он может быть и случайным или подсмотренным у соседа. К тому же в возрасте 3-6 лет у каждого ребенка свой темп развития: у одного быстрее, у другого медленнее. Порой ребенок, развивающийся медленнее, на определенном этапе обгоняет своих сверстников.

Следующее правило: не следует затягивать процесс объяснения, добиваясь, чтобы «до всех дошло». Если не все понятно сегодня, лучше отработать материал в следующий раз. Материал подается небольшими порциями, и для его усвоения во время образовательной деятельности в детском саду времени достаточно.

Одна из особенностей детей старшего возраста – их крайняя неусидчивость. Уже пропадает медлительность и молчаливость, присущая младшему и среднему дошкольному возрасту, но еще не приобретена характерная для шестилеток собранность. С учетом такой специфики детей 5-6 лет в программу включено максимальное количество дидактических подвижных игр. Педагогу следует задать интенсивный темп, чтобы постоянно  удерживать внимание детей, переключая его на разные виды деятельности.

В старшей группе дошкольники обучаются по программе «Формирование элементарных математических представлений» раз в неделю.

У пятилетнего ребенка происходит существенная перестройка в работе нервной системы и главным образом ее высшего отдела – головного мозга. К 5-5,5 годам кора головного мозга созревает для восприятия условных обозначений. Поэтому именно в этом возрасте целесообразно начинать знакомство детей с изображением чисел цифрами. Структура мыслительной деятельности дошкольников становится более сложной. Они способны решать логические задачи, используя круги Эйлера (задания с пересекающимися обручами), справляются с геометрическими заданиями, такими как наложение фигур (определить, сколько треугольников на рисунке и т.п.).

Перестраивается нервная система. Это находит выражение в двигательной области: улучшается координация в работе мелких мускулов кисти, что создает предпосылку для более успешного овладения простыми орудиями (карандашом, ложкой и др.), формирования навыков самообслуживания (способность без помощи взрослых одеться, раздеться, умыться). При выполнении соответствующих движений требуются произвольное внимание, волевое напряжение, самоконтроль, а это предполагает участие высших нервных центров в регуляции жизнедеятельности. Между пятью и семью годами с усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребенка совершенствуются мышечные движения. В этот период дошкольникам можно предложить продуктивную деятельность – лепку, аппликацию, некоторые виды конструирования и др. В результате у детей начинают развиваться такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому дошкольники способны понять главную мысль сказки, тему рисунка, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку, самостоятельно составлять по картинкам задачи, решать более сложные логические задания, которые педагог им предлагает.

Основное влияние на психическое развитие детей этого возраста оказывает игра, и прежде всего, сюжетно-ролевая. На палочке далеко не уедешь – гласит народная мудрость. Но оседлавшему палочку ребенку важно вовсе «не уехать» или «доехать», а именно «ехать». По общему признанию психологов, мотив игры заключен не в достижении конкретного результата, а в совершении действия. «Ехать» для ребенка – значит не просто использовать палочку как лошадку. Это значит, в воображении поставить себя на место того, кто едет, принять игровую роль наездника. Таким образом, в игре у дошкольника закладывается ряд важнейших психических качеств. В первую очередь способность ребенка ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами окружающих. В 5-6 лет дети становятся наиболее подвижными. Это обусловлено тем, что гормоны щитовидной железы стимулируют подвижность ребенка: расходуется больше питательных веществ. Поэтому дошкольники худощавее, чем дети более ранних возрастов.

Учитывая вышесказанное, образовательная деятельность в старшей группе включает много подвижных игр и игр соревновательного характера. Например, игра  мячом  «число». Дети встают в круг. Педагог кидает мяч ребенку и называет число, ребенок ловит мяч и называет число на единицу больше (в другом варианте  - на единицу меньше). В отличие от традиционного академического введения чисел по одному, дети узнают обо всех числах сразу в интересной и подвижной игре «Живые числа». Педагог делит группу на две команды. Каждой команде участников раздается набор из чисел от 1 до 10 или по количеству всех играющих. Включается музыка, и дети выстраиваются по порядку так, чтобы команда оказались друг против друга. Выигрывает та команда, которая первая верно выстроилась по порядку. Преимущество данного методического приема состоит в том, что, прежде всего ребенок получает стимул узнать обозначение чисел, чтобы не подвести команду. Дети знакомятся с порядковым счетом до десяти. Каждый ребенок получает возможность усвоить материал в приемлемом для него темпе, ведь игру можно повторить и при этом к ней не повторяется интерес.

Речь пятилетнего ребенка уже более многообразна. В этом возрасте педагог учит дошкольников выражать свою мысль полно. Односложные предложения заменяются многосложными. Чтобы научить составлять задачи и активизировать в речи слова «было», «стало», «осталось», дети вместе с педагогом выполняют двигательные упражнения. Слова, пропущенные через моторику, легче усваиваются детьми. Только после предварительной работы дошкольники сами составляют задачи по картинкам в словесной форме. Дети развивают речь и учатся доказывать свои мысли тогда, когда решают и нестандартные задачи. При этом педагог старается тактично научить детей выражать свои мысли, чтобы они были понятны для окружающих.

Ребенок в 5-6 лет уже способен ориентироваться в пространстве и правильно использовать многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Это позволяет работать над умением ориентироваться на плане по заданной схеме.

У детей этого возраста память по-прежнему непроизвольна и основана на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но он также очень быстро забывает. Здесь проявляются индивидуальные различия в восприятии: у одних детей лучше развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая. Поэтому во время образовательной деятельности для закрепления материала важно использовать как можно больше видов памяти, задействовать все органы чувств.

Наиболее сложно для ребенка восприятие времени – определение частей суток, оценка разных промежутков времени (неделя, месяц, время года). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. Дети, чтобы лучше запомнить дни недели и месяцы, заучивают стихи: проваривают их, выполняя соответствующие движения и жесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест...

Консультация для педагогов образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность . Рисование.

Тема: "Развитие творческих способностей дошкольниковпосредством рисования пейзажей в нетрадиционных техниках"....

Консультация «Планирование непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству в ДОУ»

Консультация «Планирование непрерывной образовательной деятельности  по художественному творчеству в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.Решение поставленных програ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2019

Воспитатель Конова Т. В.1Формы взаимодействия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей2Форма взаимодействия в образовательной де...

Консультация для воспитателей «Образовательная деятельность с детьми раннего возраста»

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации и организуется в следующих формах...

Консультация "Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий"...