«Ознакомление дошкольников с художественной литературой в ДОУ"
материал
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пед.совет | 22.62 КБ |
prezentatsiya_ped.sovet_.pptx | 498.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Выступление с презентацией на педсовете
Тема:
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой в ДОУ
Воспитатель:
Балашова Екатерина Викторовна
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребёнка к окружающему миру, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества – поставлены следующие задачи: (Слайд №1)
- Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке);
- Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития необходимо грамотно осуществлять правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев: (слайд №2)
- Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
- Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- Конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. (слайд №3)
- Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы и перевертыши; сказки.
- Произведения русской и зарубежной классической литературы.
- Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии: (слайд №4)
1) от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;
2) после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.
Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, педагог использует разнообразные методы, приемы (слайд №5)
Методы и приёмы ознакомления детей с литературой.
Метод | Приёмы |
Словесный | Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи |
Практический | Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность |
Наглядный | Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки. Книжного уголка. |
При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространёнными являются словесные методы. Чтение педагога, т. е. дословная передача текста – один из основных приёмов. Бережное обращение педагога с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий приём – это рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы и приёмы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение педагога. Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки, движения пальцами, руками ( в младших группах эти приёмы употребляются чаще); используются словесные приёмы – напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме. Но иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения.
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях в детском саду.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы: (слайд №6)
- оформление уголков чтения в группах детского сада.
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители
- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.
- посещение библиотеки.
- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьмии так же рекомендации в виде консультаций:
«Роль сказки в развитии речи детей».
«Организация бесед по сказкам».
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Выводы: Благодаря использованию разнообразных методов и приёмов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребёнка к книге. Литература как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.
Таким образом, приобщая детей к художественной литературе,
мы развиваем личность каждого ребенка.
Книга всегда была и остается основным источником формирования
правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект,
словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы,
позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги,
которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной
литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек , работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества – поставлены следующие задачи: - Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке); - Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. - Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; - Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев: Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; Конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки , частушки, небылицы и перевертыши; сказки. Произведения русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Возрастные особенности восприятия Выделяют 2 периода в их эстетическом развитии: 1) от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства; 2) после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.
Методы и приёмы ознакомления детей с литературой. методы приёмы словесный Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи практический Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность наглядный Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки. Книжного уголка.
Чтение произведений
Театрализованные игры
Показ иллюстраций
При ознакомлении детей с художественной литературой используют следующие формы работы Оформление уголков чтения в группах детского сада. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки. Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги. Создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях. Посещение библиотеки. Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников.
Выводы: Благодаря использованию разнообразных методов и приёмов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребёнка к книге. Литература как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...
Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребе...
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;Развивать коммуникативные качества п...