Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой
статья по развитию речи по теме

Часовская Евгения Юрьевна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспита­ния детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребенка. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение):

- объяснение с помощью наглядных примеров;

- изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);

-область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.  

В строгом значении термина к иллюстрациям следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения).

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:

- в рассказах дети познают лаконичность и точность слова;

- в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

- народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других учёных исследуются особенности восприятия художественной литературы ребёнком дошкольного возраста.

 О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

  Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия:

- дети не любят плохого конца;

- герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Речь не может идти о подчиненности одной фазы другой, о служебной, подготовительной роли детства по отношению к отрочеству, отрочества - к взрослому состоянию.

Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.

К сожалению современные иллюстрации в детских книгах нередко создаются по шаблону. Изображение стереотипных героев – это старый конвейерный принцип карикатуры и комиксов. Он когда-то перекинулся на мультипликацию, потому что художникам проще было рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. В какой-то момент книжные иллюстраторы стали подражать мультипликаторам.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог использует методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания.

Чтение может сопровождаться:

  1. игровыми действиями детей;
  2. словесной помощью;
  3. предметной наглядностью; рассматриванием игрушек; привлечением внимания к реальным объектам; рассматриванием иллюстраций.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.

Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает.

Оно опирается на образность детского мышления. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке.

Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. В библиотечной работе с читателем-ребенком важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор, для того чтобы способствовать углубленному эстетическому восприятию литературного произведения маленькими читателями. Интересным средством раскрытия, например, идеи литературного произведения, является художественный вымысел. Суть художественного вымысла - в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей.

Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, в их понимании - большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей.

Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения - важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед детскими библиотекарями.

Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, детям легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

И наконец последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации - это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

К дошкольникам относятся дети от двух до пяти и дети от пяти до семи лет. В этом возрасте маленький читатель с трудом одолевает текст, складывая слова по складам. После небольшого текста, почти после каждой фразы ему хочется сделать паузу, отдохнуть, посмотреть картинку. Если ребенок не умеет читать, то он листает книгу, рассматривает картинки, текст в этом случае также воспринимается как картинка, но картинка непонятная. Поэтому художественное оформление и иллюстраций в книгах для дошкольников имеют особое значение - они могут занять главное место и играть основную роль по сравнению с текстом. Допустимы и книги без текстов - книжки-картинки. В этом специфика книг для малышей.

Для дошкольного и младшего школьного возраста игра является ведущей психической деятельностью, это установлено и разработано в трудах психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). В психологии игра научно объяснена как своеобразная детская деятельность, она представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей среды. Игра рассматривается сегодня и как проявление творческих сил, способностей ребенка.

Игровые моменты, подвижность, динамичность действия должны вноситься художником в книгу, в ее конструкцию, в иллюстрации, а сам процесс чтения в результате должен стать более кинетическим.

Среди качеств, близких детской психологии, необходимо отметить антропоморфизм - наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами. Этим приемом широко пользуются авторы детских книг. Достаточно вспомнить персонажей народных сказок про животных, героев детских анималистических книг. Сказки про животных издавна соединяли вековые наблюдения над их повадками с уподоблением животных человеческим типам и характерам. Так возникли традиционные представления о хитрой лисе, глупом волке, трусливом зайчишке.

Учитывая эту особенность детского восприятия действительности, принцип антропоморфизма должен получать последовательное художественное развитие и в работе художника-иллюстратора, раскрывающего в образной форме замысел автора книги.

Психологи выделяют как характерные признаки конкретность мышления и обобщенность восприятия у детей дошкольного возраста. Поэтому, в частности, изображенные на иллюстрациях вещи и явления не должны терять конкретность и узнаваемость. Понимание у ребенка младшего возраста часто достигается путем узнавания того, о чем идет речь в тексте, через иллюстрацию, ее наглядность. Изображение служит основой рассказа.

Психологи утверждают, что дети узнают предметы и в действительности, и на изображении по наиболее характерным деталям, аналогично тому, как запоминают, например, слова по первому и наиболее акцентированному слогу («характерным» признакам слова). Детское восприятие обращено к главному и отбрасывает все второстепенное. Как заметил Б. Житков, «... надо изобразить главное, а остальное к главному пририсовать и то лишь для пользы главного. В быке главное рога. С porов и начинают» (Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М., 1963.) Это требование распространяется и на работу художника с книгой для дошкольников в целом. Иллюстрация, подчеркивающая характерные детали, легче воспринимается и запоминается ребенком.

Необходимо учитывать и такую характерную черту детского сознания, как анимизм, - ребенок воспринимает реальность как одушевленную и живую. «Одеяло убежало, улетела простыня...»; «Злой огонь ревет и пышет, двух пожарных сбросил с крыши...» - эти слова воспринимаются ребенком не как метафора, образ, а как живая действительность.

Формой преподнесения текста и иллюстраций, особенно близкой детям дошкольного возраста, является сказка, именно в ней наиболее ярко проявляются упомянутые выше качества - антропоморфизм и анимизм. Через сказки ребенок учится построению воображаемой реальности, через сказки передаются лучшие народные традиции, народная мудрость. В сказке снимаются пространственные и временные определенности и ограничения, свойственные другим жанрам. Это и классические волшебные сказки, и те сказки, которые пишутся детям о природе, о животных, о «чудесах» окружающего мира.

Жанр сказки определяет некоторые черты, которые должны присутствовать в иллюстрациях. Это - особая яркость и полнокровность красок, точное разделение моральных ценностей, светлого и темного, какое есть в тексте. Неуместны при этом неопределенности в оценке ситуаций, слишком детальный анализ и размытость изображения.

Присутствие цвета в иллюстрациях и оформлении книги - одно из главных требований, предъявляемых к книгам для дошкольников. У цветного изображения шире эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми.

Детям дошкольного возраста свойственно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей более старшего возраста и взрослых. Ребенок, воспринимая действительность, образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения и всех значительных моментов восприятия, как-то: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т.п. Ребенок воспринимает вещь как бы сразу, со всех сторон.

В. Фаворский пишет, что и пространство ребенок также воспринимает функционально: «Пространство, которое у взрослого воспринимается как среда, ребенком понимается как земля, по которой ходят» (О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966). Эти характерные особенности детского восприятия также должны найти конкретное отражение в работе над оформлением и иллюстрированием книг для дошкольников.

Методика ознакомления детей с иллюстрацией.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.

Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.

Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций:

- знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;

- в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.

Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных на иллюстрациях: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.

Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к восприятию художественных произведений.

Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации.

Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика — неотьемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познавательной деятельности, их согласования с теми, которые должны были быть освоены ранее.

Главный метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом.

  1. Диагностический материал «Программы» под редакцией Васильевой: ознакомление с художественной литературой [26].

3-4 года

Критерий

Материал

Методика   проведения

1

Слушает новые сказки, рассказы, стихотворения, следит за развитием сюжета, сопереживает героям произведения

Литературное

произведение из списка, предложенного программой для чтения детям

Ребенку читают небольшое литературное произведение и задают примерно следующие вопросы: «Понравилось ли тебе это произведение? Кто из героев тебе понравился больше? Почему? Что случилось потом? Зачем герой так

поступил? Вспомни, как герой говорил?»

2

Объясняет поступки персонажей и последствия этих поступков

3

Повторяет наиболее интересные, выразительные слова из прочитанного произведения

4

Договаривает слова и несложные для воспроизведения фразы

5

Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения

Ребенка просят вспомнить и прочесть любимые потешки и стихотворения

Шкала оценок:

3   балла   - выполняет   задание   самостоятельно,   творчески    подходит   к выполнению задания, проявляет дружелюбие.

2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя

1 балл - допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.

О баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.

Высокий уровень (от 13 до 15 баллов):

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;

- рассказывает содержание произведения;

- называет произведение, прослушав отрывок из него;

- читает небольшие стихотворения наизусть при минимальной помощи взрослого.

Средний уровень (от 8 до 12 баллов): 

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;

- с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает содержание произведения;

- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него: читает небольшое стихотворение наизусть при минимальной помощи взрослого.

Низкий уровень (от 0 до 7 баллов):

- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;

- с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает содержание произведения;

- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; читает небольшое стихотворение наизусть при минимальной помощи взрослого.

4-5 лет

Критерий

Материал

Методика проведения

1

Перечисляет названия любимых сказок

Литературное произведение из списка,

предложенного программой для чтения детям

Ребенка просят перечислить названия любимых сказок

2

Читает наизусть понравившиеся стихотворения

Ребенка просят вспомнить

и прочесть любимые стихотворения

3

Просит прочитать отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, выражает личное отношение к произведению

Ребенку читают небольшой

литературное произведение и задают примерно следующие вопросы; «Понравилось ли тебе это произведение? Кто (что) тебе особенно понравился? Почему? Что случилось потом? Зачем герой так поступил? Какой отрывок прочесть тебе еще раз?»

4

Осмысленно отвечает на вопросы взрослого по прочитанным произведениям

Шкала оценок:

3   балла   —   выполняет   задание   самостоятельно,   творчески    подходит   к выполнению задания, проявляет дружелюбие.

2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя.

1 балл -допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.

О баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.

Высокий уровень (от 11 до 12 баллов): 

- ребенок с интересом рассматривает издания детских книг;

- называет названия любимых сказок; наизусть читает понравившиеся стихотворения; рассказывает отрывки из сказок;

- осмысленно отвечает на вопросы взрослого по прочитанному тексту.

Средний уровень (от 7 до 10 баллов): 

- ребенок с интересом рассматривает издания детских книг;

-называет названия любимых сказок;

- наизусть читает понравившиеся стихотворения;

- осмысленно отвечает на вопросы взрослого по прочитанному тексту.

Низкий уровень (от 0 до 6 баллов): 

- ребенок иногда рассматривает издания детских книг;

- ошибается при назывании названия сказок; отказывается или с трудом читает наизусть стихотворения;

- не отвечает на вопросы взрослого по тексту произведения.

5-6 лет

Критерий

Методика проведения

I

Называет любимые сказки и рассказы

Ребенка просят вспомнить, какое литературное произведение он больше всего любит, кто его

написал. Просят перечислить названия любимых произведений, определить жанр этих

произведений (сказка, рассказ, стихотворение) «Каких еще авторов детских произведений" ты знаешь?»

2

Определяет жанр произведения

3

Называет автора любимого произведения

4

Читает наизусть программные стихотворения

Ребенка просят вспомнить и прочесть стихотворения, которые он учил (0-1 ст. -1 балл, 2-3 ст. - 2 балла, 3 и более - 3 балла)

5

Читает наизусть считалки

Ребенка просят вспомнить и прочесть считалки, которые он знает (0-1 ст. -1 балл, 2-3 ст. -2 балла, 3 и более - 3 балла)

Шкала оценок:

3   балла   -   выполняет   задание   самостоятельно,   проявляет   дружелюбие,

творчески подходит к выполнению заданий.

2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает 3-4 ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя.

1 балл - допускает 5 и более ошибок, затрудняется выполнить задания.

О баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.

Высокий уровень (от 13 - 15 баллов):

- ребенок внимательно слушает литературное произведение;

- самостоятельно определяет жанр произведения; называет названия любимых сказок и рассказов;

- читает наизусть 3 и более программных стихотворения, 3 и более считалки; называет любимых детских писателей.

Средний уровень (от 9 -12 баллов):

- ребенок внимательно слушает литературное произведение; с помощью взрослого определяет жанр произведения;

- называет названия любимых сказок и рассказов;

- может с помощью взрослого (при напоминании первой строчки) вспомнить и прочесть 2-3 программных стихотворения, 2-З считалки;

- называет любимого детского писателя.

Низкий уровень (от 0-8 баллов): 

- ребенок плохо слушает литературное произведение; затрудняется определить жанр произведения;

- не называет названия любимых сказок и рассказов;

- затрудняется или с трудом может с помощью взрослого (при напоминании первой строчки) вспомнить и прочесть 1 программное стихотворение, считалку;

- не знает или затрудняется назвать любимого детского писателя.

  1. Диагностический материал по программе «Радуга»: ознакомление с художественной литературой [12].

Младший дошкольный возраст.

Диагностические задания направлены, во-первых, на выявление уровня ознакомления детей со сказками (знание художественной литературы) и уровня развития речи. Во-вторых, на диагностических занятиях выявляются возможности детей использовать условные заместители отдельных персонажей сказки при разыгрывании сказок и самостоятельном сочинении (подбор персонажей по условному заместителю).

Занятие № 1

Первое диагностическое занятие направлено на выявление уровня ознакомления детей с детской художественной литературой и развития речи.

Это занятие - первое в данном разделе (проводится в сентябре).

Материал. Куклы из настольного и кукольного театров, игрушки - персонажи сказок "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и лиса".

Инструкция к проведению. Дети с воспитателем рассаживаются полукругом на стульчиках. Воспитатель спрашивает детей, какие сказки они знают. Дети называют знакомые сказки. Если дети затрудняются назвать сказки, воспитатель показывает им какую-нибудь игрушку-персонаж и спрашивает, из какой она сказки. Воспитатель помогает детям назвать хотя бы несколько знакомых сказок.

Если кто-нибудь из детей самостоятельно называет сказку, воспитатель спрашивает, про кого она, помогает детям вспомнить основных персонажей названных сказок и некоторые их действия.

Аналогично воспитатель спрашивает детей о знакомых стихах и просит рассказать их.

Это занятие дает воспитателю возможность выявить Уровень группы в целом и уровень отдельных детей по их ознакомлению с детской литературой и развитию речи (звукопроизношение, наличие развернутой фразовой речи, словарь).

Занятие проводится по подгруппам.

Низкий уровень - дети, которые не могут даже с помощью наводящих вопросов назвать хотя бы одно литературное произведение.

Средний уровень - дети называют хотя бы 1-2 произведения с помощью взрослого, но не пересказывают сказку и не читают стихотворения.

Высокий уровень - дети самостоятельно называют 2-3 произведения, пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывают стихотворение.

Старший дошкольный возраст.

Диагностические задания направлены на определение возможности детей пересказывать услышанные сказки и сочинять собственные без опоры на внешние наглядные средства.

Занятие №1

Направлено на определение возможностей детей по самостоятельному построению наглядной модели услышанной сказки.

Материал.

У каждого ребенка — набор цветных карандашей или фломастеров и лист бумаги. Текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Инструкция к проведению.

Дети рассаживаются за столиками, и им говорится, что сейчас воспитатель расскажет им историю, а они должны будут нарисовать к ней «подсказку». Затем воспитатель читает детям рассказ Чарушина либо рассказывает историю, придуманную им самим (приблизительный объем истории — 1 — 1,5 страницы машинописного текста). После рассказа дети рисуют на своих листочках «подсказки» к услышанной сказке.

Оценка.

Показатель — овладение детьми действием построения модели истории.

Низкий уровень — ребенок отказывается от выполнения задания, либо рисует модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.

Средний уровень — изображенная ребенком модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводит последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных).

Высокий уровень — построенная ребенком модель точно соответствует структуре рассказа.

Занятие №2

Проводится по плану занятия №29 (апрель месяц).

Направлено на диагностику умения детей сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.

Материал.

Лист бумаги с изображенной на нем моделью (см. план занятия №29).

Инструкция к проведению.

Воспитатель говорит детям, что Баба-Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба-Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку — надо ее всю внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того, как все дети закончат рассказывать, воспитатель спрашивает у них, в чем же заключалась хитрость Бабы-Яги (в подсказке три кружочка: белый, черно-белый и еще один белый, а в сказке два героя — в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Воспитатель благодарит всех детей за рассказанные ими истории и обещает передать их Бабе-Яге (придуманные истории по ходу рассказывания записываются). Воспитатель обещает рассказать Бабе-Яге, какие дети оказались самыми догадливыми — разгадали ее хитрость.

Занятие проводится по подгруппам.

Оценка.

Показатель — использование символических средств при сочинении сказок и историй.

Низкий уровень — дети не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов взрослого типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? Обрати внимание на кружочки, какого они цвета?».

Средний уровень — дети превращают заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи с помощью наводящих вопросов взрослого.

Высокий уровень — дети превращают заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи, превращение в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый находит свое объяснение.

Задание №3

Проводится по плану занятия №31, вторая часть (май месяц). Желательно это диагностическое занятие проводить отдельно от занятия №31 (первой части).

Направлено на диагностику умения детей пересказывать сказку без опоры на внешние наглядные средства.

Материал.

Текст сказки «Заяц — длинные уши, короткий хвост» (либо другая сказка объемом не более 1,5 листа машинописного текста).

Инструкция к проведению.

Воспитатель читает детям сказку «Заяц — длинные уши, короткий хвост», либо другую выбранную им сказку или историю. После этого детям предлагается рассказать сказку. В целях экономии времени можно попросить каждого ребенка рассказать не всю сказку, а половину.

Занятие проводится по очень маленьким подгруппам (четыре человека).

Оценка.

Показатель — пересказ сказки.

Низкий уровень — отказ от выполнения задания либо пересказ, в котором пропущены многие смысловые звенья.

Средний уровень — дети рассказывают сказку, в основном правильно передавая последовательность основных эпизодов, однако допускают негрубые ошибки (пропуск некоторых, не самых важных действий, замена действий), нуждаются в помощи педагога.

Высокий уровень —- дети самостоятельно рассказывают сказку, правильно, без ошибок воспроизводят последовательность эпизодов.

Задание №4

Проводится в конце учебного года.

Направлено на диагностику воображения — умения сочинять сказки и истории на заданную тему.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают сказки, а воспитатель по ходу рассказывания сказки каждым ребенком оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

Занятие проводится по подгруппам.

Оценка.

Показатель — сочинение сказок.

Низкий уровень — ребенок не может справиться с заданием даже при помощи взрослого, либо придумывает при помощи взрослого схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, при этом придуманная им сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо ребенок придумывает сказку с элементами оригинальности, деталями, но при помощи взрослого.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно придумывает сказку с деталями и элементами оригинальности.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Иллюстрации должны быть:

- лаконичны;

- самое главное и интересное изображено на переднем плане;

- фигуры отчетливы, не размыты;

- у каждого нарисованного персонажа – свое лицо;

- иллюстрации не упрощают, а дополняют текст.

Опыт работы подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словесным, потому что они «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке, настраивающая на сюжет в целом.

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.

Само собой разумеется, могут быть и исключения из этого правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные слова,  целесообразно до чтения  при  объяснении  этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, корыта и т. п. Книги для детей-дошкольников всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных художниками. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи произведения иллюстрируют. Всегда вызовут и добрую улыбку, и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; иллюстрации Ф. Лемкуля помогают детям уточнить словесные образы произведений С. Михалкова,

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это? Покажи, где, кто или что?»); в средней и старшей группах — соотнесение фраз текста с картинками  («Найди картинку к таким   словам...   Какие   слова   подходят   к   этой   картинке?»);   в старшей группе — подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»); а подготовительной к школе группе — сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Словесный комментарий воспитателя при сравнении иллюстраций разных художников — также прием, помогающий вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли. Именно вызвать детей на разговор — цель рассматривания иллюстраций.

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Исследования, проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Ознакомление детей с творчеством художников – иллюстраторов.

С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать - «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности - форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.

Начинать знакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость , и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие. (Например, книжка «И котенок, и щенок», стихи В.Берестова, художник и автор конструкции Л.Майорова). Взрослый привлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматривает их, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т.д.); если есть подписи, читает их. Перед открыванием каждой страницы взрослый говорит: «Что же еще интересного нарисовал художник?» - вызывая у детей ожидание. Когда книжка рассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась она вам?».

В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации. Формируется радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

В этом возрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети знакомятся с цветом как средство передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника - иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально- нравственные и эстетические определения. Ознакомление детей 4-5 лет с творчеством художников- иллюстраторов должна проходить по определенной системе. Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника - иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника - иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника - иллюстратора. В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством 2-3 художников- иллюстраторов.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) продолжается формирование у детей устойчивого интереса к творчеству художников - графиков, внимательно и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возраста следует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы у детей развивались сюжетные композиции. Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. После этого занятия можно провести серию практических занятия по формированию у детей знаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности. Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками - иллюстраторами. 2-3 занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки ( И.Я.Билибин, Н.М.Кочергин, В.Г.Сутеев, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, В.А.Милашевский, Е.М.Рачев, Ю.А. Васнецов, Л.В.Владимирский и др.). Одно-два занятия можно посвятить знакомству детей с творчеством иллюстраторов - анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е.Н. Чарушины, М. Митурич, В. Курдов, Т. Капустина, Я.Манухин, С.Куприянов, В.Горячева и др).

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой установлено, что использование иллюстраций является одной из важнейших средств.  Данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

Ознакомление с художественной литературой - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников.  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Практика ознакомления дошкольников с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении позволяет рассмотреть множество средств:

  1. игровыми действиями детей;
  2. словесной помощью;
  3. предметной наглядностью; рассматриванием игрушек; привлечением внимания к реальным объектам; рассматриванием иллюстраций.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что использование иллюстраций является важнейшим средством ознакомления с художественной литературой.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Список использованной литературы

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1978-153с.
  2. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 1975-325с.
  3. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика-1970- № 1-55-162с.
  4. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981-221с.
  5. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М 1990.
  6. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987- 233с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:СОЮЗ, 1997.
  8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М 1999.
  9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
  10. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1980. - № 4. 6. Дехтерев Б.
  11. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги- М., Просвещение, 1991-125с.
  12. Доронова Т.Н., Гризик Т. И. и др. Программа «Радуга»
  13. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др -М.: Просвещение, 1991-134с.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства - М., 1995-213с.
  15. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М 1998.
  16. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.
  17. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1993.
  18. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей - М.: Просвещение, 1977-221с.
  19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
  20. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004-190
  21. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М., 1965.
  22. Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. - 1992. - №5
  23. Мелик-Пашаев А.А Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1997.
  24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред.
  25. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1990. - № 3.
  26. Программе воспитания и обучение в детском саду (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.)
  27. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981-324с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"

Консультация предназначена для воспитателей  для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...