Познавательно-информационный проект "Застывшая история"
проект (старшая группа)
Беседуя с детьми старшего дошкольного возраста о блокадном времени, мы выяснили, что знают дети по этой теме, появилось также много и других вопросов. Учитывая заинтересованность детей, мы посчитали нужным, что необходимо более подробно рассказать детям о жизни Ленинграда во время блокады. От того, как об этом будет рассказано и показано, насколько наглядно, доходчиво и понятно, зависит взгляд ребенка на исторические события, формирование его мировоззрения.
Так возник наш проект «Застывшая история», направленный на то, чтобы помочь старшим дошкольникам проникнуться героизмом и мужеством ленинградцев и более углубленно изучить блокадные страницы истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zastyvshaya_istoriya_mkdou_56.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Познавательно-информационный проект
«Застывшая история»,
посвящённый 78-й годовщине освобождения Ленинграда
от вражеской блокады 1944 г.
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатели:
Сергеева Елена Игоревна,
Харисова Инга Тависовна,
Герасимович Анастасия Михайловна.
Зима 2022
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо.
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится,
Рассказывайте детям о войне,
Чтоб никогда войне не повториться.
Наталия Вербицкая
Введение
Ленинград… История города и его историческое прошлое… Блокада Ленинграда… Подвиг народа во время блокады… Важнейший объект блокадного Ленинграда – «Дорога Жизни», благодаря которой выжил город...
Больно и горько осознавать, что блокада продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В эти тяжелейшие для города дни в окружении вместе со взрослыми находилось 400 тысяч детей!
Но всё дальше уходят от нас те дни, когда шла жестокая и страшная война, когда Ленинград находился в блокадном кольце, всё сложнее рассказывать нашим детям о тех далёких 900 блокадных днях. Такие понятия как «выживание», «тяжкий труд», «голод», «борьба за жизнь» не понятны современным детям, для них это – размытые образы, которые ни с чем не ассоциируются. Они не осознают всю мощь опасностей, которые подстерегают людей в подобных ситуациях. Но дети обязательно должны знать, к чему могут привести орудия и сражения, и что пришлось пережить их сверстникам в страшные годы Ленинградской блокады.
Конечно, это хорошо, что современные дети не знают всей горечи этих страшных военных лет. Однако, именно сейчас очень важно не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те страшные годы. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование патриотизма, сохранение памяти о подвиге советского народа, который одержал в победу над фашизмом.
Можно ли и нужно ли в дошкольном возрасте поддерживать ростки памяти о прадедах, их мужестве, героизме и подвиге? Да, обязательно! Чем раньше мы начнем формировать в детях нравственные качества, развивать патриотические чувства, любовь к своей семье, родному краю, чувство гордости и ответственности за родную великую страну, желание быть ее частичкой, тем раньше к ним придет осознание высших идеалов и ценностей, гражданской ответственности, стойкой патриотической позиции.
Поэтому о событиях блокадного города, об этой великой дате – 27 января 1944 года, дошкольники имеют право знать! В этот день мы ежегодно отмечаем полное освобождение советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады!
В этом году мы отмечали 78-ю годовщину снятия блокады Ленинграда.
Актуальность
Наверно, каждый ребенок в свое время сталкивается с темой войны, разрушений, потерь, страданий, но в настоящее время это происходит в век компьютерных технологий, эти представления виртуальны и базируются на компьютерных играх. Именно поэтому перед нами встала задача, донести до своих детей в доступной форме правильную, надежную информацию, учитывая их возрастные особенности.
Дни блокады – тяжкое испытание, которое жители Ленинграда выдержали с мужеством и достоинством, какие проявили в годы войны. Очень трудно рассказать ребенку-дошкольнику о блокаде, чтобы не коснуться трагических подробностей, не травмировать детскую психику и не напугать их.
Беседуя с детьми старшего дошкольного возраста о блокадном времени, мы выяснили, что знают дети по этой теме, появилось также много и других вопросов. Учитывая заинтересованность детей, мы посчитали нужным, что необходимо более подробно рассказать детям о жизни Ленинграда во время блокады. От того, как об этом будет рассказано и показано, насколько наглядно, доходчиво и понятно, зависит взгляд ребенка на исторические события, формирование его мировоззрения.
Так возник наш проект «Застывшая история», направленный на то, чтобы помочь старшим дошкольникам проникнуться героизмом и мужеством ленинградцев и более углубленно изучить блокадные страницы истории.
Цель: создание условий для расширения представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны, чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы блокадного Ленинграда;
- обогатить знания старших дошкольников о блокадном Ленинграде;
- познакомить детей с понятиями: «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «тыл», «полынья», с людьми, оказавшимся в кольце блокады; показать силу их духа и веру в победу;
- воспитывать любовь и уважение к защитникам города на основе ярких впечатлений и исторических фактов, способствовать формированию чувства гордости за защитников города-героя.
Участники проекта:
дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта:
проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели (с 17-28 января).
Гипотеза: с целью неповторения страшных событий Великой Отечественной войны важно никогда не забывать события тех трагических дней, и если донести страницы истории до современных детей, то это сохранится в их памяти и в дальнейшем, будет передаваться из поколения в поколение.
Предполагаемые результаты:
- у детей расширятся знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;
- повысится интерес детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны;
- к детям придет понимание человеческого горя и страха во время Блокады, подвига, совершённого жителями блокадного города;
- дети смогут рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения;
- дети запомнят такие термины как «блокада», «война», «дорога жизни», «ветеран», «полынья», «тыл» и будут использовать их в разговорной речи;
- патриотический уголок пополнится наглядными, дидактическими материалами, конспектами НОД, методическими материалами, художественной литературой, военными атрибутами;
- установится более тесное общение между детьми, родителями и воспитателями.
Результаты и эффекты реализации проекта
В рамках реализации проекта «Застывшая история» все поставленные задачи были успешно решены.
У детей появились элементарные представления о причинах возникновения войн на земле и трагическом течении ВОВ; дети познакомились с примерами мужества и героизма советских воинов и подвига жителей блокадного города; активизировались нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; дети научились делать элементарные выводы, анализировать, обобщать, давать оценку событиям; дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны; пополнили словарь новыми определениями и терминами, такими как: «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «тыл», «полынья».
Через полученные знания и участие в проектной деятельности у детей сформировались такие качества, как сострадание и сочувствие ко взрослым и детям, чувство гордости за защитников Ленинграда, находившимся в блокадном кольце.
Родители воспитанников приняли активное участие в проекте, проявили творчество и фантазию, используя свои знания и умения.
Патриотический уголок пополнился наглядным и дидактическим материалом, пополнилась видеотека по теме Блокады Ленинграда, центр сюжетно-ролевых игр пополнился атрибутами к играм.
План-график мероприятий
Сроки | Мероприятия | Работа с родителями |
С 17-28 января | НОД «Детям о Блокаде Ленинграда» (с просмотром презентации) Просмотр видеофильма «Непокорённый Ленинград» Знакомство с военной экспозицией «Путешествие по блокадному Ленинграду» Устный журнал «Страницы дневников расскажут о жизни в блокаду» Сюжетно-ролевая игра «Переправа» Изобразительная деятельность «О том, что было, не забудем» Историческая реконструкция (инсценировка) «Дорога жизни» Литературный вечер «Героям Блокады Ленинграда посвящается…» Военный театр (инсценировка) по произведению В.Дубровина «Мальчишки в сорок первом» Чтение художественной литературы: Э. Фонякова «Хлеб той войны», О. Бертгольц «Февральский дневник», В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом», С. Арсентьев «Ленка-пенка», Е. Верейская «Три девочки», Т.Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает», И.Л. Миксон «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой) | Папка-передвижка «Расскажите детям о Блокаде» Акция «Передай свечу памяти…» Участие в организации выставки экспонатов и оформлении мини-музея «И смертью жизнь была побеждена!» Создание макета «Ладога – дорога боевая» Изготовление и предоставление атрибутов к инсценировкам и сюжетно-ролевым играм: шали, сетки, ремни, военные костюмы, детские автоматы, весы, бидон. Папка-передвижка «Письма домой», дневники Тани Савичевой и Тани Вассоевич.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"
Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
Познавательно-информационный проект "Где кончаются рельсы"
Ранняя профориентация...
Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"
Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...
Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста посвящённый 71 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг
В современном мире все меньше и меньше родителей, воспитывая своих детей, уделяют должное внимание теме героям Великой Отечественной войны, патриотизму… Каждый ребенок в свое время столкнет...
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...