Опыт работы «Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников»
статья

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности. Метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.   Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx117.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию
Администрация МО Щекинский район
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
301240     Тульская обл., г.Щекино
Ул.Пионерская д.50, тел. 8-48751 – 5 – 22 -88, факс 5-24-79
Сайт:
http://shekino.russia-sad.ru/          почта: sh-dsad1@tularegion.org

Педагогический опыт

Тема:

«Метод проектов как средство  развития познавательных способностей дошкольников»

                                                             Воспитатель:

                                                             Таскаева Ю. А.

г. Щекино, 2022

Список ИПМ

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

ИПМ 5. Новизна опыта

ИПМ 6. Адресность опыта

ИПМ 7. Трудоемкость опыта

ИПМ 8. Технология опыта

      8.1.   Задачи опыта для детей

      8.2. Планируемые результаты

      8.3.  Этапы работы

      8.4 Технология реализации опыта

ИПМ 9. Результативность опыта

            9.1. Перспективы дальнейшей работы по данному вопросу

            9.2. Распространение опыта

ИПМ 10. Литература

Приложение

 

ИПМ 1. Сведения об авторе

C:\Users\LENOVO\Downloads\463_15_05_13_alpS-2.jpg

Таскаева Юлия Александровна

Год рождения: 1982год

Образование: Тульский педагогический колледж №1. Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста. Учитель – воспитатель.  Специальность: Дошкольное образование. 2002год.

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого  Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Специальность: Дошкольная педагогика и психология. 2005 год.

Стаж работы: 19 лет 8 месяцев.

Место работы: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1»

Должность: воспитатель.

ИПМ 2. Условия формирования опыта

Опыт формировался в течение педагогической деятельности с детьми раннего и младшего и старшего  дошкольного возраста в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский  сад общеразвивающего вида № 1».

На формирование опыта оказали влияние:

                   Углубленное изучение методов и приёмов сенсорного воспитания с детьми раннего и младшего возраста;

                   Посещение открытых мероприятий МО профильной школы социально-личностного цикла для педагогов ДОУ; 

                   Реализация программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы;

                   Изучение педагогической литературы;

                   Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов в журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», в сети Интернет, ФГОС.

 

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу  по использованию методов проектов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников. В педагогической литературе  сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений),Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) .

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность представляет собой интегрированный процесс, объединяя несколько областей. Он позволяет в процессе воспитания и обучения расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность организовать работу в разных центрах активности, что способствует развитию познавательной активности и творческих способностей ребёнка. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность, подводит детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению художественно-творческих способностей. 

       Так, в исследованиях, выполненных под руководством А. В. Запорожца, Л.A. Венгера, H.H. Поддьякова, было показано, что для ребенка дошкольного возраста существуют свои специфические формы опосредствования, которые носят образный характер. В частности, основная линия развития восприятия обусловлена усвоением детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и способов их применения, то есть действий восприятия. Таким образом, разработка проблемы способностей стала осуществляться не только в русле культурно-исторической теории, но и с учетом теории деятельности, концептуально оформленной А. Н. Леонтьевым. Согласно теории А. Н. Леонтьева, основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие. Л. А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сензитивен к развитию определенных видов способностей. В дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; обобщать свой непосредственный опыт, выделять в различных ситуациях наиболее существенные стороны, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности. [9, с. 158]

      Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

      Познавательные способности – это индивидуальная особенность человека, направленная на познание мира, окружающего нас, развивающаяся под воздействием условий и факторов в деятельности. [9, с. 158] .     Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

      Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. [11]

Интерес (от латинского «быть внутри») — многозначное определение;

Интерес - особое внимание к чему-нибудь;

Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

      Любознательный  – это  активный, интересующийся всем новым, целеустремленный, уверенный в себе.

Основа  метода проектов  – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что внедрение в образовательный процесс проектной деятельности

_______________________________________

[11] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/31/sushchnost-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey

способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной

личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Считаю, что через использование технологии проектирования дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

\

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

«Единственный путь,

ведущий к знаниям,

 - это деятельность».

Б. Шоу

    Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности. Метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

        Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

       Я считаю, что эта тема  моего опыта работы актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог - воспитатель, вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

ИПМ 5. Новизна опыта

      «Ничему тому, что важно

знать, научить нельзя, -

все, что может сделать

учитель, это указать дорожки».

Олдингтон Р.

      С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

        Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

        Проектная деятельность будет способствовать:

-активизации познавательной деятельности детей;

-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

        К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

       Я считаю, что проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.

      Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

 Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

        В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

      Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, существенно изменяя межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.

ИПМ 6. Адресность опыта

Материалы опыта работы: представленные проекты,  дидактические игры  и пособия, используемые в процессе педагогической  деятельности,  могут использоваться  учителями начальной школы, педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста,  дошкольного возраста, младшего школьного возраста.

ИПМ 7. Трудоемкость опыта

      Приступая к работе по данной теме, я подобрала и изучила методическую литературу:  Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. « Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей, Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, Шурухина, А. И. Проектная деятельность в детском саду.

     На основе  образовательной программы, программы воспитания,  программы «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Веракса    разработала  и внедрила в образовательный процесс серию проектов для детей от 2 до 7 лет .  К каждому проекту:

- разработала консультации для родителей.

-    разработала серию конспектов НОД.

- изготовила пособия и дидактические игры.

- оформила предметно-развивающую среду.

ИПМ 8. Технология опыта

      Разработка и внедрение опыта проходили на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1» г. Щекино с детьми от 1,5 до 7 лет в течении 3-х лет.

    Цель:  Развитие познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе использования проектной деятельности.

      8.1.   Задачи опыта для детей:

Обучающие задачи:

  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Обогащать социально - игровой опыт между детьми.
    Побуждать к отражению полученных впечатлений в игре.
  • Формировать и  развивать игровые умения.
  • Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
  • Закрепление с детьми на практике полученных знаний и умений, расширение кругозора.

Развивающие задачи:

  • Развивать у воспитанников  самостоятельность в познавательной деятельности.
  • Развивать любознательность.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление, воображение.
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, социум, получать трудовые знания и навыки.
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к совместному творчеству.
  • воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.
  •  Воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.
  •  Воспитывать уважение к труду взрослых, желание им помогать.
  • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Для родителей:

  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей по теме проекта.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству, способствующему познавательному развитию взрослых с детьми в рамках проекта.
  • Формирование у родителей интереса к жизни ДОУ.
  • Повышение имиджа ДОУ.

8.2. Планируемые результаты:

Ранний возраст:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.
  •  эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • владеет активной речью, включенной в общение.
  • может обращаться с вопросами  и     просьбами,  понимает   речь  взрослых;  
  •  знает   названия окружающих предметов и игрушек.
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях  и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Дошкольный возраст:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, художественно – эстетической деятельности,  конструировании и др..
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
  •  ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

 мысли и желания.

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
  • склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о

 себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

8.3.  Этапы работы:

Подготовительный этап:

  • Изучила целый ряд исследований в трудах  Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.Д. Власова, Д.Н. Годовиковой, В.А. Дмитриенко, Е.В. Иванова, А.Н. Леонтьева, Е.А. Меньшиковой, Н.К. Постникова, К.М. Рамонова, Г.И. Щукиной, и др., которые рассматривали  познавательный интереса у дошкольников  как мотив врожденной познавательной деятельности.
  • Теоретические основы реализации метода проектов в системе образования в работах: Джона Дьюи , Н.Ю. Пахомовой, Н. Е. Веракса, исследования Е. С. Евдокимовой, Л. Д. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, Т. В. Кузнецовой.

     Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы. 

Внедренческий этап:

       С 2019 года внедряю в образовательный процесс ДОУ в группе раннего возраста. Были проведены проекты: «Важные профессии» (краткосрочный) цель: Познакомить детей с профессиями ближайшего окружения (родителей); «Зимушка - зима»(краткосрочный) цель: Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы; «Овощи на грядках»(долгосрочный пол года) цель: Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. ; «Домашние животные»(краткосрочный) цель: Формировать знания детей о домашних  животных.

       С 2020 года в младшей группе. Были проведены такие проекты как : «Наш огород» (долгосрочный пол года(продолжение); «Мой друг веселый снеговик» Цель: Создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности зимой; «Удивительный мир космоса» (подготовительная группа) цель: Систематизация знаний дошкольников о планете Земля, планетах солнечной системы, о роли человека в изучении космического пространства. Повышение эффективности детско-родительских отношений, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию   по   теме  космос,  «Покормите птиц зимой» Цель:  Расширить  представление  детей  о  зимующих птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное  отношение  к птицам, развивать желание  помочь  им; «Хочу  быть   здоровым» Цель: Формировать привычки здорового образа жизни.

8.4 Технология реализации опыта:

  • Блок 1 - 2-3 года.
  • Блок 2 – 3-4 года.
  • Блок 3 – 4-5 лет.
  • Блок 4 – 5-6 лет.
  • Блок 5 – 6 -7 лет.

Блок 1 - 2-3 года. Проекты «В мире профессий», «Зимушка - зима», «Домашние животные», «Наш огород»

Конкретные формы работы:

  • НОД : «Разные профессии», «Пожарная машина» «Елочка, елка», «Выросла репка большая, пребольшая».
  • Вечер развлечений «Важные профессии».
  • Дидактические игры: лото «Профессии», «Кто как передвигается», «Заготовим урожай».
  • Беседы: «Кем работают мои родители», «Кто стирает нам белье», «Кто нам помогает», «Какую пользу приносят овощи», «Кто живет у меня дома».
  • Экскурсии в прачечную, медицинский кабинет, на огород(весна, лето, осень).
  • Выставки детских работ: «Овощи с грядки», «Мое домашнее животное».
  • Фотовыставки «Мой домашний питомец», «Что у меня растет на огороде».

Блок 2 – 3-4 года

Проекты: продолжение «Наш огород», «Что нам осень принесла»,  «Снеговик».

Формы работы:

  • НОД : аппликация «Поможем бабушке засолить огурцы», «Снеговик»; рисование: «Мы слепили на прогулке снеговиков» .
  • Дидактические игры: «Построй снеговика», «Собери снеговика»(пазлы)
  • Беседы: «Почему Снеговик жить на холоде привык» , «Зимние забавы».
  • Опыты и эксперименты: «Снеговик», «Снежинки», «Снег холодный и белый».
  • Изготовление раскрасок: «Любимая профессия», «Веселые овощи», «Снеговики».

Блок 3 – 4 – 5 лет:

Проекты:  «Хочу быть здоровым», «Покормите птиц зимой».

Формы работы:

  • НОД:  «Малыши против простуды и гриппа», «Кормушка для птиц», «Зимующие птички».
  • Дидактические игры: «Где прячутся витамины», пазлы «О здоровье», «Полезная и вредная еда».
  • Сюжетно – ролевые игры»: «Поликлиника», «Аптека», «Малыш заболел», «День здорового ребенка», «Магазин полезных продуктов»
  • Беседы: «Где прячется здоровье», «Полезные и вредные привычки», «Режим дня»,
  • Стенгазета: «Как я помогаю птицам», «Зимушка - зима», «С вирусом не дружим», «Зимние игры и развлечения».
  • Экскурсии: «В зимнем лесу».
  • Наблюдение: «Наблюдение за синичками», «Наблюдение за дятлом»,  «Птицы у кормушки».
  • Выставки детских работ: Выставка снеговиков, сделанных руками детей и их родителей, выставка рисунков «Зимующие птицы», «Наши кормушки».
  • Фотовыставки : «Как мы лепили снеговика», «Мы собрали урожай», «Мы с вирусом не дружим», «Зимние игры и развлечения».
  • Консультации  и брошюры для родителей «Первая помощь при обморожении», «Игры для детей 3 – 7 лет. Зимние игры на прогулке»,  «Зимние игры малышей», «Как одевать детей на зимнюю прогулку», «Осторожно, гололед!», «Зимние забавы и безопасность», «Покормите птиц зимой».
  • Конкурсы: международный онлайн – конкурс детского рисунка «Гагарин первый …», конкурс «Самый креативный снеговик» (ДОУ),  онлайн- конкурс аппликаций и поделок « Веселый снеговик»,  Всероссийский  детский творческий конкурс «Веселый снеговик», Х Всероссийский интернет конкурс кормушек, Всероссийский конкурс кормушек «Happy Клюв», всероссийский интернет – проект «Страна экологических троп» в номинация«Птичьи проделки».

Блок 5 – 6-7 лет  (работа подменным воспитателем)

  • Проекты: «Сказки А. С. Пушкина», «Моя Родина - Россия», «Гвоздика», «Грибы - грибочки», «Удивительный мир космоса».
  • НОД : рисование «Золотая рыбка»(пластилинография),  «Ветер по морю гуляет» (акварель),  «Открытый космос»(акварель).
  • Вечер развлечений:  «Пушкинские сказки», «День России»+презентация,  «Космическое путешествие».
  • Дидактические игры: «Собери герб России»,  лото «Космос», пазлы: « Сказки А. С. Пушкина»,  «Планеты солнечной системы», «Космические мемори»(парные картинки), «Под каким деревом растет гриб»
  • Сюжетно-ролевая игра: «Космическая больница».
  • Фотовыствка «Я и гвоздика», «В  лес за грибами».
  • Конкурс рисунков «Россия – Родина моя», «Символы России».
  • Фотоальбом «Мой родной город - Щекино».
  • Экскурсия по территории детского сада «Какие грибы растут у нас в детском саду».
  • Изготовление кулинарной  книги «Грибное блюдо».

Заключительный. Этап распространения:

  • Показала на дне открытых дверей в группе раннего возраста вечер развлечений «Важные профессии». 23.10.2019
  • Выступила на Совете педагогов ДОУ от 20.10.2020 «Проектная деятельность в ДОУ» с презентацией проекта  «Наш огород».
  • Показала открытое занятие «Снеговик» в ДОУ для педагогов 16.02.2021
  • Выступила в профильной школе социально-личностного цикла  для педагогов дошкольных образовательных учреждений  г. Щекино от 28.04.2021г.

ИПМ 9. Результативность опыта

Анализируя результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты:

  •  помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
  •  способствуют развитию творческих способностей детей;
  •  способствуют умению наблюдать;
  •  способствуют умению слушать;
  • способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
  • способствуют развитию мышления;
  • помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
  • развивают воображение;
  •  развивают внимание, память, речь.

Для воспитателей:

  • Расширение картотек по теме проекта (игры: подвижные, пальчиковые, дидактические, употребляемые детьми в свободной деятельности.
  •   Пополнение развивающей среды дидактическими играми и пособиями, поделками.
  • Расширение фонда художественной литературы .

Для родителей:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей по теме проекта.
  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности способствующей познавательному развитию детей в рамках проекта.
  • У родителей повысился интерес к жизни ДОУ.
  • соответствие диагностического инструментария теме опыта;
  • описание структуры, форм, средств реализации опыта;
  • фиксация результатов реализации опыта.

Выводы:  

 Таким образом, я считаю, что метод проектов это один  из методов обучения дошкольников, основанный на интересах детей, и  предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

ИПМ 10. Список литературы

  1. Е.Н. Антоненко , С.А.  Соловцова « Здоровый ты, здоровый я, здоровой будет вся семья!» Семейный проект  // Дошкольное воспитание – 2021. - №6.
  2. Л. А. Венгер "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»: http://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm#$p1]
  3. Н.  Е. Веракса, А. Н.  Веракса «Проектная  деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
  4. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. "Пространство детской реализации. Проектная деятельность. 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС"  Мозаика – Синтез, 2020г.
  5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 
  6. Татьяна Гулидова: Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2020 г.
  7. В. А. Деркунская  «Проектная деятельность дошкольников» Редактор:  Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г.
  8. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
  9. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования/ Загвязинский, В. И.. — М. : Педагогика, 2002. – 158с.
  10.  Шурухина, А. И. Проектная деятельность в детском саду / А. И. Шурухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). 
  11. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/31/sushchnost-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey

  1.  «Готовые проекты в ДОУ» https://www.resobr.ru/article/63216-qqq-17-m11-gotovye-proekty-v-detskom-sadu

 

Приложение 1 .

Анкета для родителей

« Проектная деятельность в ДОУ»

Цель: вопросы данной анкеты помогут педагогам понять отношение родителей к данному вопросу  и более результативно организовать свою работу   по данному направлению в ДОУ

     1. Знаете ли вы о сущности проектного метода?..

  • Да;
  • Нет;

2. Согласны ли вы с тем, что через проектную деятельность у ребенка формируются важнейшие качества личности: целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, ответственность, инициативность, познавательный интерес в целом?..

  • Да;
  • Нет;

3. Как вы считаете, будет ли интересно вашему ребёнку работать над каким-либо проектом?

  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.

4. Считаете ли вы полезной работу над проектом для вашего ребёнка (почему)?

  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю

5. Как вы относитесь к самостоятельному поиску информации своим ребёнком для реализации проекта? (укажите средства поисковой деятельности: литература, посещение музеев, через интернет, беседы с родителями и т. д.)?

  • Положительно;
  • Будет сложно;
  • Не справится.

6. Есть ли у вас вопросы по проектной деятельности и как его реализовать со своим ребёнком? (какие)?

  • Да;
  • Нет;

7. Готовы ли вы принять участие в реализации проекта с вашим ребёнком самостоятельно?

  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю

8. Считаете ли вы необходимым проведение проектной деятельности в условиях д/с (почему)?

  • Да;
  • Нет;

СПАСИБО!

Приложение 2.

Консультация для  родителей.

«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и по определенным критериям выбирает оптимальный способ. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Общие особенности проектной деятельности:

  • Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
  • Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование.
  • Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.

По продолжительности различают краткосрочные проекты, проекты средней продолжительности и долгосрочные проекты. Выделяют три основных вида проектной деятельности: исследовательскую, творческую, нормативную.

  • Исследовательская проектная деятельность. Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родители, друзья, братья и сестры).

Этапы:

  1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможные стратегии поведения педагога:
  • создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;
  • внимательное наблюдение за деятельностью детей, выявляющее сферы интересов каждого ребенка; создание особой ситуации, помогающей тому или иному ребенку сформулировать исследовательскую задачу;
  • привлечение родителей, формулирующих совместно с ребенком исследовательскую задачу.
  1. Оформление проекта ребенком при участии взрослого (вспомогательная функция).

Страницы:

  • формулировка основного вопроса исследования;
  • важность поставленного вопроса;
  • выбор наиболее правильного (с точки зрения ребенка) ответа на вопрос; 4) возможные способы проверки предложенного ребенком ответа;
  • результат проверки правильности ответа; 6) область применения проекта.
  1. Защита проекта.
  2. Выставка проектов.

Примеры«Почему собаки кусают?», «Почему летают птицы?», «Почему времена года сменяют друг друга?» и др.

  • Творческая проектная деятельность.

Цель: создание нового творческого продукта. Творческие проекты чаще всего носят коллективный характер (группа сверстников или родители); долгосрочны по срокам; более сложные по реализации (обсуждение и выбор идеи, отсутствие готовых способов реализации).

Этапы:

  1. Подготовительная работа, в ходе которой педагог обсуждает с детьми возможные темы проектов (связь со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых: праздники, сезонные изменения и т. д.).
  2. Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
  3. Высказывание детьми идей реализации проекта.
  4. Зарисовка идей (предлагается воспитателем; после зарисовки дети предлагают идеи о том, что необходимо для реализации проекта).
  5. Демонстрация своих работ детьми. Рассказы о том, что изображено. Ответы на возникающие вопросы. В результате выбирается работа (идея), которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.
  6. Информирование родителейИдея проекта (рисунок) вывешивается на выставку.
  7. Реализация общего замысла. Коллективная работа выполняется по подгруппам при участии взрослого (решает технические проблемы).
  8. Социальная презентация, представление (продумывают педагоги).
  9. Презентация продукта творческого проекта.

Примеры«Валентинки», «Альтернатива живой ели», «Уголок для конструирования» и др.

  • Нормативная проектная деятельность. Цель: развитие позитивной социализации детей. Нормативные проекты всегда инициируются педагогом, четко понимающим необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие детей, можно разделить на три группы: а) запрещающие; б) позитивно нормирующие; в) поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Стратегия: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Этапы:

  1. Выявление воспитателем ситуаций. Ситуации должны либо часто повторяться, либо характеризоваться нежелательными формами поведения детей.
  2. Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации и нежелательных последствий.
  3. Изображение детьми нежелательных последствий неприемлемого поведенияСимволические рисунки, выполненные детьми, позволяют сформировать у них отрицательное отношение к ситуации.
  4. Обсуждение рисунков (рассказы детей).
  5. Обдумывание детьми вариантов поведения, позволяющего избежать нежелательных последствий той или иной ситуации. Выбор детьми оптимального варианта (после всех высказываний) – создание правила (возможна незначительная корректировка взрослого).
  6. Зарисовка детьми правила.
  7. Объяснение рисунка детьми. Рисунок должен указывать на признак ситуации и адекватный способ действия.
  8. Придумывание «знака» правила с последующим вклеиванием в альбом правил.

Примеры«Как вести себя в ходе игры», «Как пользоваться ножницами» и др.

Помимо вышеперечисленных видов проектной деятельности (основных) выделяют следующие:

  • Исследовательско-творческий проект (дети экспериментируют, затем оформляют результаты в виде стенгазеты, детского дизайна, драматизации и пр.).
  • Ролево-игровой проект (включение элементов творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей сказки, решая при этом поставленную проблему).
  • Информационно-практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
  • Комплексный проект;
  • Межгрупповой проект, групповой проект;
  • Индивидуальный проект.

Приложение 3.

Проект

в группе раннего возраста и младшей группе

 «Овощи»

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Актуальность проекта.

    Дети в недостаточной степени имеют представление об овощах, где растут, кто за ними ухаживает. Не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предмет, так, как у детей бедный запас прилагательных. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

    Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их со свойствами и местом их произрастания был выбран метод проектов.

    Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления об овощах.

    Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания.

    У дошкольников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, воспитывается бережное отношение к природе. Практическая деятельность детей в природе является важнейшим блоком экологического воспитания. Она обеспечивает практикование познавательных умений и усиливает субъективные позиции дошкольника в разных видах деятельности.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев) проект был реализован в период 1 волны коронавируса, в его реализации большую помощь оказали родители воспитанников.

Цель: Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. Включение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи проекта:

Образовательные: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи прилагательных, обозначающих признаки и свойство предмета.

Раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами. Поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность. Формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки).

Воспитательные: воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание им помогать.

Развивающие: развивать умение различать и называть по внешнему виду, форме, вкусу овощи и фрукты. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы, получать трудовые знания и навыки; развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус. Развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Развитие умения ухаживать за растениями.

Интегрирование:

Образовательная область: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие (Здоровье).

Цель: развивать творческое воображение, художественные способности, учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.

Предполагаемый результат:

- дети знают и называют овощи и фрукты по внешнему виду (цвету, вкусу)

- дети понимают, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде

- у детей сформированы представления о пользе витаминов

- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей

- детей

- повышение речевой активности, активизация словаря по теме: «Овощи», «Фрукты», «Витамины».

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:

- чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;

- наблюдение;

- рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;

- беседы с элементами диалога, ситуативный разговор,  рассказы воспитателя;

- ответы / вопросы педагога, детей;

- чтение литературных произведений;

- загадывание загадок;

- сообщение дополнительного материала воспитателем, родителями;

-  проведение дидактических игр;

- инсценировка сказки «Репка»;

- организация познавательно-исследовательской деятельности.

- проведение непосредственно – образовательной деятельности.

- итоговое мероприятие – сбор урожая.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- подбор методической, научной и художественной литературы  об овощах.

- сбор информации, дополнительного материала;

- составление перспективного плана работы. 

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка по тематике «Овощи».

2. Подбор и изготовление дидактических игр.

II. Этап –  познавательно - исследовательский.

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

Содержание работы с детьми:

  • Чтение художественной литературы.
  • Разучивание потешек.
  • Проведение непосредственно – образовательной деятельности:  речевое развитие «Выросла репка большая», художественно – эстетическое развитие (аппликация) «Огурчики для Бабушки», (рисование) «Морковка для зайчика», познавательное развитие (экология) «Овощи и фрукты».
  • Рассматривание иллюстраций, натуральных овощей и муляжей.
  • Лепка, рисование с  детьми овощей в самостоятельной деятельности.
  • Пальчиковые игры.
  • Инсценирование сказки «Репка».
  • Подвижные, сюжетно – ролевые и дидактические игры.
  • Беседы с детьми о пользе витаминов, об овощах.
  • Развлечение.

Содержание работы с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

2. Ширма – раскладушка «О пользе витаминов».

3. «Огород на окне».

Планируемая работа по реализации проекта:

Вид деятельности:

Рассматривание картин «Уборка урожая»

Беседы: Беседа «Что растет в саду» «Для чего выращивают фрукты и овощи» «Что нам осень подарила?» Беседа «Что растёт на огороде?» «Вредная и полезная еда», «Какие овощи растут в земле, на земле? ».

Ситуативный разговор: «Какую пользу приносят овощи». «Полезные продукты».

Дидактические игры и упражнения «Овощной магазин» , «Найди овощи», Д/и «Съедобное  не съедобное», «Составь картинку»,«Морковки для зайчат», «Парные картинки», «Фрукты, овощи, ягоды – что , где растет». «Что лишнее», «Посади большую и маленькую  морковку» «Заготовим урожай».  

Сюжетно-ролевые игры: С/р  игра «Овощной магазин», «Ужин для мамы», «Борщ на обед для гостей».

 Чтение художественной литературы:

Пальчиковая гимнастика:

Разучивание и проведение физкультминуток: «Огуречик, огуречик»

Артикуляционная гимнастика

Координация речи с движением (Хороводные игры)

Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр, театр на столе «Репка».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- наблюдение: «Что растет на огороде»,

- Огород на подоконнике  (осуществлялся с родителями дома).

- совместный труд на огороде: полив, рыхление,  сбор сорняков.

- сбор овощей.

Подвижные игры: «Кто быстрее соберет овощи и фрукты».

Продуктивная деятельность: лепка «Огурец», «Помидор», «Морковка»; рисование: раскрашивание раскрасок, рисование по трафарету.

 Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», р. н. с. «Репка», «Вершки и корешки» .

Презентация «Веселые овощи», «Для чего нам нужны овощи»

Консультации и рекомендации для родителей.

Содержание работы с родителями: 

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

2. Ширма – раскладушка «О пользе витаминов».

3. «Огород на окне».

III. Этап – Заключительный.

- театрализация сказки «Репка».

- сбор урожая.

- подведение итогов.

- обобщение результатов работы.

- презентация проекта.

Итоги реализации проекта.

     В ходе реализации проекта, поставленные цели и задачи были достигнуты. В результате проведённой работы:

-  дети знают и находят овощи по внешнему виду, вкусу; получили массу положительных эмоций; получили представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; учатся отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности; у детей формируется умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.п.).

- Повысили педагогический уровень родителей;

- Более доверительные и доброжелательные отношения между родитель- ребёнок- педагог.

-  с помощью игр развивали зрительное восприятия детей.

Список использованной литературы:

Для педагогов:

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/07/06/organizatsiya-ogoroda-na-uchastke-dou

https://infourok.ru/proekt-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-ovoschi-i-frukti-vitaminnie-produkti-2282855.html

Для детей.

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,

9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.

11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»

12. Русская народная сказка: «Репка».

13. Русские народные потешки и песенки: «Огуречик, огуречик!».    

14. Песенки и потешки народов мира: литовская потешка «Две фасольки, три боба»; польская песенка «Дедушка Рох»; «Купите лук…», пер. с шот. И. Токмаковой.                                                                                   

15. Сказки«Пых» бел.,обр. Н. Мялика; К. Д. Ушинский « Спор деревьев».

16. Рассказы и сказки писателей разных стран: Е. Бехлерова «Капустный лист».

17. Стихи поэтов разных стран: Е. Виеру «Ёжик и барабан»; П. Воронько  «Хитрый ёж»;

Е. Благинина «Яблонька».

Приложение 4.

Проект   «Мой веселый друг - снеговик»

Наступила зима. Выпал пушистый белый снег. Деревья сбросили свою листву, надели белые шубы - мягкие и тёплые. Выросли большие сугробы, похожие на маленькие горы. Небо ясное и глубокое, похожее на бескрайнее море. Солнце светит ярко, и его лучи отражаются в маленьких снежинках, падающих на землю. А сколько радости зима приносит детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах, санках, коньках. Зимой все становится сказочным. С самого рождения ребенок исследует окружающий мир, ведь для него все это происходит впервые. На прогулке малыши играют со снегом, пытаются лепить комочки, приносят снежок в группу в карманах. Наблюдая за детьми,  возникла идея реализовать данный проект.

        Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике, о снеге,  пробудить интерес к экспериментированию со снегом, водой и льдом.

Тип проекта: познавательно –исследовательско - творческий
Длительность проекта: краткосрочный(2 недели)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Цель:
- Создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности;
- Проведение выставки поделок «Снеговик»;
- Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнерства.
Задачи:

Образовательные: - формировать знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях.

Развивающие: 

- Развитие фантазии, воображения, креативности, в условиях расширения творческого потенциала родителей.

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

 - развивать коммуникативные способности детей, навыки совместной работы, творческие способности.

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к совместному творчеству.

Образовательные стандарты:
«Художественно – эстетическое развитие» - развитие образного эстетического восприятия
«Познавательное развитие» - воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, расширить кругозор и знания детей.
«Речевое развитие» - формирование навыков использования в речи новых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения, заучивание стихотворений наизусть.
«Ребенок и окружающий мир» - формировать представление об окружающем мире природы в зимнее время.

Предполагаемый результат:

- Развитие у детей коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогами и родителями.
- Развитие у детей наблюдательности (узнают и называют снеговика в книжках, на картинках).

- Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.

- Закрепление с детьми на практике полученных знаний и умений, расширение кругозора.
- Формирование у родителей интереса к жизни ДОУ.
- Повышение имиджа ДОУ.

Продукты проекта: выставка поделок « Мой друг - весёлый снеговик», оформление раскраски «Снеговик».
Взаимодействие с родителями воспитанников:
1. Совместное творчество – выставка  поделок «Снеговик».
2. Лепка снеговиков с детьми на игровом участке.
3. Консультации  и брошюры для родителей «Первая помощь при обморожении», «Игры для детей 3 – 7 лет. Зимние игры на прогулке»,  «Зимние игры малышей», «Как одевать детей на зимнюю прогулку», «Осторожно, гололед!», «Зимние забавы и безопасность».
Этапы работы над проектом:
Первый этап (подготовительный). 

Определение темы проекта.

Разработка перспективного плана проекта.

Знакомство родителей с проектом.

Беседы с детьми для выявления знаний детей о снеге.

Подбор художественной литературы, иллюстративного материала, стихов, потешек по  теме проекта.

Подбор дидактических и подвижных игр, хороводов.

Рассматривание сюжетных картин «Зимние  забавы».
Второй этап (основной деятельности)

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Рассматривание картинок и  иллюстраций с изображением зимней забавы «Катание с горки», «Мы построим снеговика», изо- деятельность

Работа в центре изобразительной деятельности: «Обведи трафарет», «Снеговик», лепка из соленого теста «Снеговик»,

Работа в центре «Музыка»: Слушание песни «Легкие снежинки»,  «Зимняя пляска» Слова О. Высотской,  музыка М. Старокадомского «Мы погреемся немножко».

Совместное изготовление раскраски «Снеговик» детьми и педагогами.

Вызвать у детей веселые воспоминания, умение сос-тавить рассказ по наводящим вопросам. 

Учить детей лепить шар круговыми движениями  ладоней, соединять шары вместе, создавая снеговика, находить сходство с ним, развитие мелкой моторики. Развивать умение работать с трафаретом и обводить по границам, развивать аккуратность и усидчивость. Вызывать радость от прослушивания, развивать чувство ритма.

Чтение художественной литературы:

Е. Седовой «Снеговик». 

Л. Воронкова « Снег».

В. Сутеев «Снеговик - почтовик».

А. Барто «Снег кружится».

З. Александровой «Снег порхает, кружится».

Т. Коваль «Самый маленький снеговик».

Разгадывание загадок о зиме и снеговике.

Формировать эмоционально

-образное восприятие рас-сказа;  учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту; Расширить словарь детей по теме.

Непосредственно образовательная деятельность:

Аппликация. «Снеговик»

-Конструирование. «Снеговик». 

-Рисование «Мы слепили на прогулке снеговиков»

- Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изобра-жение из частей, правильно их располагать по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.

- Вспомнить признаки зимы, зимние забавы, расширять кругозор детей; объяснить приемы и порядок конст-руирования мягкого конст-руктора, учить соединять детали. 

- Вызвать у детей желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Уп-ражнять в рисовании пред-метов круглой формы. Про-должать учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навык закрашивания круглой фор-мы слитными движениями сверху-вниз или слева направо всем ворсом кисти.

Сюжетно – ролевая игра

 «Покатаем  снеговика  на  санках».

 Развитие двигательной активности детей, развитие речи.  

Подвижные игры:

«Поймай снежок»,  «Снежная баба»

Вырабатывать у детей ловкость и внимательность, а также быстроту реакции.   Учить выполнять действия по указанию взрослого.

Беседа и обсуждения

«Почему Снеговик жить на холоде привык , «Зимние забавы», «Что нам нравится зимой», «Наша одежда зимой». «Зимние изменения в природе».

 С помощью картинок познакомить детей о зимних развлечениях. уточнить представления детей о наступившем времени года.

Наблюдение:

«Наблюдение за снегопадом», «Как идет снег», «Свойства снега». Наблюдение за снежным снеговиком в группе (таяние снеговика в тепле).

Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами. Расширять представления детей о свойствах снега. Привлечь внимание детей к падающему снегу, формировать представление о состоянии воды.

Ситуативный разговор

«Гололед»,  «Осторожно сосульки  /снег с крыши/», «Не ешь снег и сосульки!».

Знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам опреде-лять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не  погибнуть. дать знания о том, что сосульки мо-гут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма и вспомнить, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Опыты и эксперименты:

«Снеговик», «Мы снежинки», «Снег холодный и белый ».

В процессе эксперимен-тирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. Выявить свойства снега.

 Трудовое поручение

Лепка снеговиков на игровом участке., печка для Снеговика.

Сооружение построек из снега. Учить пользоваться лопаткой аккуратно, стараться выкапывать ямку, не разрушая сугроб, развивать фантазию. Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Пальчиковая  гимнастика

«Снеговик», «Маша варежку надела…», «Мы слепили снежный ком…»

Развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры 

«Теплый - холодный», «Сложи Снеговика из геометрических фигур».

Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения.

Третий этап (заключительный)
Презентация проекта
Итоги проекта:
1. Выставка снеговиков, сделанных руками детей и их родителей
2. Раскраска  «Снеговик»

Для детей:

-Рассказы детей «Как мы лепили Снеговика».
-Развитие творческих способностей детей.

-Развитие познавательно - исследовательской деятельности.
-Обогащение словарного запаса, развитие монологической, диалогической и связной речи.

- Углубление знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

Для воспитателей:

-расширение картотек зимней направленности(игры: подвижные, пальчиковые, хороводные, дидактические, употребляемые детьми в свободной деятельности.

-пополнение развивающей среды дидактическими играми и пособиями, поделками.

Для родителей:
-Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Используемая литература:

1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперементы для дошкольников. М:-2001г.

2.Т.С.Комарова  "Занятияпо  изобразительной  деятельности  во  второй  младшей  группе 

детского сада.

3.И. А.   Лыкова.   Изобразительная   деятельность   в  детском   саду.

 Младшая    группа.

4. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/13/poznavatelno-tvorcheskiy-igrovoy-proekt-v-mladshey-gruppe-snegovik

6. https://ped-kopilka.ru/blogs/rjazanceva-valentina/poznavatelno-isledovatelsko-tvorcheskii-proekt-snegovik.html

7.  https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-snegovika-dlya-detej-45-luchshix.html

Приложение 6

Проект «Родина – моя Россия»

Паспорт проекта:

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, педагоги (воспитатели, инструктор по физ. культуре, муз. руководитель).

Вид проекта: творческо-информационный, познавательный.

Срок реализации: краткосрочный

Механизмы реализации проекта: работа с детьми проводиться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение всего дня.

Актуальность темы

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

Понимание и чувствование величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно

и имеет своими истоками красоту»

В.А.Сухомлинский

Одной из главных задач дошкольного учреждения является патриотическое воспитание детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей  является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, символам своей страны.

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

Цель проекта:

Создать условия для воспитания уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ.

Задачи проекта:

  • Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос),  гербом.
  •  Формировать представление о значении Государственного флага и герба  РФ.
  •  Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу, любовь к Родине, гордость за нее.
  •  Углублять представления детей о России как о государстве, в котором они живут (столица, президент).
  •  Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас.
  •  Расширять кругозор.
  •  Поддерживать познавательный интерес к истории страны.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предполагаемый результат:

  • пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
  • доброжелательные отношения между детьми;
  • высокий уровень нравственных качеств личности детей;

Принципы реализации проекта:

Принцип культуросообразности, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Принцип историзма, соблюдение хронологии описываемых явлений.

Принцип дифференциации, создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний.

Сроки проведения и реализации проекта:

Сроки реализации

Содержание

Задачи

10 июня

1. Беседы с детьми «Россия – Родина моя!», «Государственная символика»; Рассматривание Символики РФ.

2. Презентация «12 июня – День России»

3. Рассматривание альбома «Щекино – мой дом родной»

4. Заучивание стихотворений

Подвижна русская народна игра «Гуси – лебеди»,

5. Рисование.  Неофициальные символы России

Расширение представлений детей о государственной символике Российской Федерации, их происхождении, истории России.

Повышение мотивации к игровой деятельности, создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.

Закреплять знания о природе страны, продолжать учить отражать в рисунке красоту своего края, всей России: пейзажи, сюжеты.

11 июня

1.Прослушивание гимна.

2.Конкурс рисунков «Россия – родина моя»

3.  Детский праздник «День России»

 4. Подвижна русская народна игра «Жмурки»,

5. Чтение стихотворении Е. Синицына «Берегите Россию», А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня»

Развивать творческие способности детей, воображение. Обобщить знания детей о празднике День России.

Повышение мотивации к игровой деятельности, создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.

Развивать интерес к литературе, рассказам; развивать речь, внимание. Вызывать патриотические чувства.

  1. июня

1 Аппликация из салфеток «Российский флаг».

2Д\и «Собери флаг .

3 Прослушивание и разучивание музыкального репертуара по теме проекта «Гимн России», «Моя Россия»

4 Дидактические игры «Белый, синий, красный», «Символика России», «Костюмы народов России».

5 Подвижна русская народна игра «Золотые ворота».

 6 Загадывание загадок о России

Беседа по теме дня: «Я горжусь своей страной».

Развивать выразительную речь детей.

Закрепить представления детей о флаге России.

Знать главный музыкальный символ страны, познакомить детей с особенностями гимна России, реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного исполнения песен.

Развивать мыслительную деятельность детей. Запомнить и правильное расположение цветов российского флага. Способствовать закреплению знаний о родной стране.

Закрепить знания детей о нашей стране; систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне; расширять кругозор детей; развивать речь и логическое мышление.

Формировать у детей эмоционально - положительное отношение к величию Российского государства. Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на события, происходящие в стране.

  1. июня

  1. Беседа – «Моя малая Родина»
  2. Презентация «Россия-народы России»
  3. 3 Заучивание стихотворений В. Степанов «Герб России», "Флаг России"
  4. Хороводные игры «Веночек», «Платочек».

  1. Раскрашивание «Герб России»

  1. Выставка рисунков

Уточнить и углубить знания и представления детей о воей малой Родине  о сиволике страны.

Повышение мотивации к игровой деятельности, создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.

Развивать творческий потенциал детей, желание воплощать свои впечатления в рисунках.

Трансляция результатов проектирования

            Ожидаемые результаты 

Для педагогов: 

В период проекта предполагалось, чтобы были созданы условия для улучшения предметно-развивающей среды по теме проекта. Сформировалось у детей представление о родной стране. Воспитывались у детей чувства патриотизма и гордости за свой народ и страну.

Для детей: В период проекта предполагалось, чтоб развивались у детей любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки речи. Сформировалось у детей представление о празднике Дня России. Воспитывались у детей чувства патриотизма и гордости за свой народ и страну.

Для родителей: Проведена работа с родителями по ознакомлению с заданной темой проекта. Родители приняли участие в мероприятиях, связанных с темой проекта. Проводилась совместная работа с родителями по выполнению домашнего задания проекта.

Продукты проекта: 

Для педагогов: 

- альбом на тему «Мой город Щекино»

Для детей:

 - выставка детских работ на тему «Флаг России»

 -работы по рисованию на тему «Символы России»

 - презентация для детей на тему «День России»

Для родителей: 

- Консультации для родителей на темы: «День России»

- папка – передвижка на тему «День России»

Этапы проекта

 I этап - Подготовительный

1. Обсуждение темы, цели, задач с детьми и родителями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Перспективное планирование проекта.

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап - Основной

1.Проведение с детьми тематических мероприятий в разных видах деятельности по проекту.

2.Прослушивание гимна России и чтение художественной литературы с детьми на заданную тему.

 3. Проведение работы с родителями по ознакомлению с темой проекта.

4. Художественное творчество детей: аппликация  на тему «Флаг России».

5. Художественное творчество - выставка рисунков на тему «Флаг России»

Также были проведены такие тематические мероприятия: тематические беседы на заданную тему, рассматривания альбома на тему «Мой город Щекино», просмотр презентацию на тему «День России», прослушивание с ребятами гимн России и чтение произведения художественной литературы.

III этап – Заключительный

 1.Оформление результата проекта в виде презентации.

 2.Создание коллективной работы по аппликации на тему «Символы государства» (герб, флаг).

3.Проведение праздника по музыкальному развитию на тему «День России».  

4.Подведение выводов по проекту.

Для педагогов: В период проекта были созданы условия для улучшения предметно-развивающей среды по теме проекта. Сформировано у детей представление о празднике Дня России. Воспитаны у детей чувство гордости и патриотизма за свой народ и страну.

Для детей: Развиты у детей любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки речи. Было сформировано у детей представление о празднике Дня России. Воспитаны у детей чувство гордости и патриотизма за свой народ и страну.

Для родителей: Была представлена работа с родителями по ознакомлению с темой проекта. Родители получили благодарность за участие в мероприятиях, связанных с проектом. Также проведена совместная работа с родителями по выполнению домашнего задания.

Итоговое мероприятие проекта: Праздник по музыкальному развитию на тему «День России» 11.07.2019.

Вывод проекта: У детей сформировалось представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о символах России. Улучшилось пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта. Развиты познавательная активность и коммуникативные навыки у детей во время всего проекта. Была проведена активная совместная работа с родителями по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Опыт работы "Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников"

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно ...

Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Опыт работы. «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Цимлянска...

"Метод проектов как средство познавательных способностей"

Воспитатели  при помощи методов проекта обучают детей в разных областях....