Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Семенюк Людмила Петровна

Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема опыта: «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от  них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!

(В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, бытовых и природных материалов.                                              

          В ребёнке заложены от рождения конструктивные и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок придумывает, создаёт свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребёнка, развитии его способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения. Помогает  развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию.  

Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Этот вид деятельности:

  • формирует умение предвидеть будущий результат;
  • воспитывает самостоятельность;
  • способствует творческому развитию;
  • развивает пространственное и логическое мышление;
  • способствует развитию речи и мелкой моторики рук.

               Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без участия взрослого, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания созданных им конструкций.

Новизна опыта:

Новизной и отличительной особенностью опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

для детей

  • Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
  • Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек.
  • Учить планировать процесс создания собственной модели.
  • Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии.
  • Формировать и развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов.
  • Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.
  • Развивать интерес к творческому решению поставленных задач.

для родителей

  • Повышать компетентность родителей        в вопросах организации конструктивной деятельности.
  • Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
  • Мотивировать родителей к сотрудничеству с педагогами группы и детьми по данному вопросу.

Ожидаемый  результат:

- для  детей

  • Дети осмысленно создают и свободно обыгрывают несложные постройки, понимают связь между постройками и реальными  сооружениями или бытовыми предметами.
  • Самостоятельно экспериментируют с различными материалами: строительными, природными, бытовыми, исследуют их свойства и создают конструкции по замыслу, теме или творческой задаче.
  • Планируют процесс создания собственной модели.
  • Формируется и развивается умение работать в команде над созданием совместных проектов.
  • Развиваются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление, эстетический вкус.

- для  родителей

  • Повышение компетентности родителей в вопросах организации конструктивной деятельности.
  • Создание в семье благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей ребёнка, учитывая его опыт, приобретённый в детском саду.
  • Проявление интереса к деятельности детей  в детском саду.

Методы и технологии в работе с детьми:

  • Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе).
  • Информационно-рецептивный (обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа)).
  • Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
  • Игровой (Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
  • Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).
  • Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Способы и направления поддержки детской инициативы:

 (Отражение учета ФГОС)

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.

Использование здоровьесберегающих технологий:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Элементы самомассажа

Методы активации родителей.

  • Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом.
  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Обращение к опыту родителей (изготовление игрушек, поделок из различного материала: природного, бросового и т.п.).
  • Привлечение к совместной деятельности (Совместные экскурсии, сбор природного, бросового материала, участие в мастер-классах).

Условия реализации

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

- условия для свободного выбора деятельности;

- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов.

Этапы работы.

                 

Этапы: 

Первый этап подготовительный

Изучение, обобщение методической литературы по конструированию. Продумывание, проблемы и игровой ситуации. Подготовка карт-схем для конструирования.

Разработка перспективного планирования по теме проекта

Организация предметно-пространственной среды.

Подбор дидактического и игрового материала. Разработка картотеки.

Второй этап основной

Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка. Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора.

Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.

Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.

Информирование и привлечение родителей в совместную конструктивную деятельность.

Разработка диагностического инструментария

Третий этап творческий

Обобщение опыта работы

Участие в конкурсах

Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ

Ресурсы:

Временные

В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей

Информационные

Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература

Материально-технические

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат

Художественно-изобразительные средства

Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков.

Продукт деятельности детей

Выставка творческих работ детей.

Результат деятельности педагога

Систематизация работы по конструированию с детьми в рамках ДОУ.

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями

Активность родителей в реализации данного вида деятельности.

Содержание системы реализации.

Основные этапы:

Первый этап «Подготовительный»

Цель

Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников.

Содержание работы

Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач.

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование.

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми.

Результат

Разработка комплекса методических материалов по реализации данной работы в образовательном процессе.

Обогащение  знаний о разновидностях конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие.

В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.

В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения.

Второй этап – основной 

Цель

Апробировать результативность разработанного содержания в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста.

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к конструированию

Особенности процесса конструирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе конструирования.

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка.

Виды деятельности

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом. Используя  парциальную программу И.А. Лыковой «Умные пальчики. Конструирование в детском саду».

Организация режимных моментов с использованием различных конструкторов и литературного материала

Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ

Третий этап – творческий

заключительный

Цель

Выявить уровень развития конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста, показать динамику

Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к конструированию

Особенности процесса конструирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей)  в процессе конструирования

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка

Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:

  • Участие в стажировочных площадках с целью обменом опытом.
  • Проведение консультаций, мастер – классов;
  • Проведение индивидуальных консультаций   по разделу конструирования

Вывод

В результате проводимой работы дети приобретают конструктивно-технические умения:

  • сооружают отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • используют различные способы изменения одной и той же постройки: замена одних деталей другими; надстройка сооружения; изменение положения деталей; создание конструкции из другого материала;
  • осваивают способы преобразования освоенных материалов в различные конструкции;
  • сравнивают новую конструкцию с предыдущей, замечают и понимают изменения;
  • в сотворчестве с педагогом и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, бумаги (рваных полосок и смятых комочков), безопасных природных и бытовых материалов.

Мои наблюдения по работе с детьми показали, что использованные технологии эффективны и результативны. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятии, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

          Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх. Стали понимать карты-схемы, крепко соединять детали.

Обеспечение:

  • Конструкторы различных типов нового поколения.
  • Природный, бросовый материал, бумага, картон, фольга, ткани и др.
  • Развивающие игры.
  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Специальная методическая литература.

Методическое обеспечение:

  • ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Конструирование в детском саду. Парциальная программа «Умные пальчики»  /  И.А. Лыкова.
  • Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа  (Учебно-методическое пособие)  /  И.А. Лыкова.
  • Конструирование в детском саду. Средняя группа  (Учебно-методическое пособие)  /  И.А. Лыкова.
  • Шишка, жёлудь и ракушка… Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Получился человечек. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Смоляной бычок. Игрушки из природного материала. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Лисичкины поделки. Детское художественное творчество. (Серия «Мастерилка» Издательство: «Цветной мир») / И.А. Лыкова.
  • Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Выступление на Методическом Объединении для воспитателей старших групп Г.Реутов....

Опыт работы "Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников"

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно ...

конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд...

Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...


 

Комментарии

Стрелкова Елена Петровна

Интересная тема. Молодец.