Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

Гузева Светлана Дмитриевна

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_opyt.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   №31 «Улыбка»

 Опыт работы по теме:

«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников  посредством изобразительной деятельности»

 в средней  группе

 

Подготовил воспитатель: Гузева С.Д.

Ст. Егорлыкская

 

Реализация второй годовой задачи «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников  посредством изобразительной деятельности»  осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в средней  группе по программе «Цветные ладошки»  И. А.  Лыковой,  в совместной, самостоятельной  деятельности с детьми  

Изобразительная деятельность развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, способствует развитию ручной умелости. Через изображение на бумаге ребенок передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям, то есть всё, что волнует ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать словами.

 Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Форма занятийфронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.

В работе с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством  провожу     беседы , занятия на основе метода интеграции; рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов;  выставки в мини-галерее репродукций картин (Е. Чарушина, Васнецова,), изделий русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ; просмотр  презентаций («Творчество И Шишкина»); экскурсии (Мини-музей «Народная игрушка»); дидактические игры («Цветовые фоны», «Народные промыслы», «Цветовые оттенки», «Составь рисунок» и др) ; экспериментирование с различными художественными материалами.

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляю через создание игровых ситуаций. На занятиях использую: игровой метод, метод обследования, наглядности; словесный; практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения).

  Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения.

 На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка)

 Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, (« Живые облака», «Праздничный салют», «Ракеты и кометы» и др.)  

 .Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологийнапример даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Крюжа, Злюжа и Закарюжа », « Дорисуй картинку».  

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками,  

Использовала нетрадиционные  приемы рисования(«по сырому»,  «Набрызг», «Монотилия»),которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В аппликации использовали  сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина,    наклеивали разные материалы (нитки,   ватные шарики) ,выполняли коллективную аппликацию:  «Пасхальная радость» , «Букет для мам».

 Познакомились  с детскими художниками- иллюстраторами (Г. Никольским, Ю. Васнецовым, с творчеством И. Шишкина.),с различными видами и жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

Продолжала знакомить детей с русскими народными промыслами, с декоративными элементами дымковской, филимонновской, городецкой, хохломской, гжельской росписи; с творчеством народных мастеров, историей возникновения промысла и технологией изготовления изделий и игрушек, с характерными особенностями узоров, украшающих изделия, цветовой гаммой, используемой для росписи.

 Однако, некоторые ребята  затрудняются в выборе изобразительных материалов,   в использовании различных способов действия с ними, не участвуют в обсуждении будущего продукта деятельности . Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат.

  Поэтому  в дальнейшем необходимо  продолжать   воспитывать у детей интерес  к продуктивной деятельности, развивать  художественно-творческие способности детей дошкольного возраста   средствами дифференцированного подхода. Продолжать использовать   нетрадиционные  приемы рисования

Работа с родителями

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций для родителей: «Мы любим рисовать», Как правильно готовить рабочее место к рисованию» «Развитие творческих способностей в семье», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании», родительское собрание  «Через красивое – к человеческому».   Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «От ракеты до кометы», «День Победы»»,   выставки поделок из бросового материала.   Был проведен досуг «Нарисуй цветок»  Совместная деятельность детей и родителей с использованием нетрадиционной   техники рисования (узелковый батик). Родители  изготовили картины из соленого теста, вышивки для оформления группы

 Однако, не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

Поэтому необходимо организовать изо уголок  дома, пополнить его различными    изо материалами, бросовым материалом.  Вовлечь родителей в творческий процесс с детьми.  Проводить совместные мероприятия.

Работа с  педагогами

Для воспитателей провела консультации:

-  «Влияние изобразительной деятельности  на всестороннее воспитание и развитие дошкольника»

- «Взаимосвязь развития речи  и художественного творчества детей.

 Подготовила  и провела занятие  « Гости кошки Мурки»

Создание предметно- пространственной среды  (ППС)

  в группе   оформлен ИЗО уголок с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д, различные дидактические игры, материал для знакомства с различными видами и жанрами живописи.  В мини-музее находятся игрушки, образцы народно- прикладного искусства. В  раздевалке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.  

Однако, материала для знакомства с различными видами и жанрами живописи, портретов художников,  технологических пооперационные карт  по рисованию,  в недостаточном количестве.

Поэтому  необходимо  пополнить  этим материалом развивающую среду в группе.

 В  результате проделанной работы дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличатся новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. Многие ребята самостоятельно выбирают изобразительные средства и материалы. Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

 У своих детей я  стараюсь формировать мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

В дальнейшем буду продолжать развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности  средствами дифференцированного подхода, т.е строить процесс развития изобразительной деятельности детей с учетом способностей каждого ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности, помня о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...