Опыт работы " Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей "
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему
«Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ»
Составитель: воспитатель
Волкова М.Ю.
2016 год
пгт Черноморский
СОДЕРЖАНИЕ.
- Информационный паспорт…………………………………………………….
- Пояснительная записка……………………………………………………..
- Условия возникновения опыта ………………….
- Актуальность…………………………………………………………………..
- Теоретическая база опыта………………………………………………..
- Новизна опыта………………………………………………………………
- Технология опыта……………………………………………………
- Результативность опыта……………………………………………
- Адресная направленность……………………………………………
Литература
1.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ.
1 | Название опыта | «Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ» |
2 | Ф.И.О. автора, должность | Волкова Мелина Юрьевна воспитатель старшей группы компенсирующей направленности |
3 | Проблема | Значительное снижение познавательной активности детей, недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности |
4 | Цель опыта | Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук». |
5 | Задачи опыта | 1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников. 2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности. 3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность. 4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию. 5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях. |
6 | Целевая группа, на работу с которой направлен опыт. | Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет); Воспитатели-группы; Родители воспитанников МБДОУ. |
7 | Ожидаемые результаты | Повышение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявления интереса к участию в совместной деятельности. Увеличение познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».
ЦЕЛЬ ОПЫТА:
Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».
ЗАДАЧИ ОПЫТА:
1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.
2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого поиска стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
3.ОБОСНОВАНИЕАКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ
Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка-лэпбук. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Это актуально для нашего детского сада, так в старшей разновозрастной группе находится три возраста детей. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.
Вот и начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов воспитания выпускника детского сада является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; способность к самостоятельному выбору участников по совместной деятельности.
В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку.
Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимаем научно обоснованную систему психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника.
Однако до сих пор определенные стереотипы образовательной практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к ребенку и не пред-полагают применение индивидуализированных развивающих программ в работе с дошкольниками.
Основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, приводящее к выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм, методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.
При организации образовательного процесса в группе столкнулись с проблемой взаимодействия ребенка со сверстником: дети не умеют включаться в совместную деятельность: принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, не
умению доводить дело до конца. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Автор–разработчик программы «Радуга» Гризик Татьяна Ивановна, говорит, что чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работ с детьми, тем ярче, богаче и насыщеннее становится жизнь дошколят.
На первом этапе был изучен немногочисленный опыт работ отечественных и зарубежных педагогов по данной теме с использованием
интернет - ресурсов. При ознакомлении с очередным номером журнала «Дошкольное образование» заинтересовались незнакомой формой работы с детьми «лэпбук».
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества использование в образовательной деятельности дошкольной организации и методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.
В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»:
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему , которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
- подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает педагог или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Лэпбук может восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог дошкольник понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, педагог вместе с воспитанниками часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной
деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети
разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видов совместной
деятельности взрослого и детей.
Но необходимо отметить, что применение лэпбуков во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
6 НОВИЗНА ОПЫТА.
Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.
7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
В группе создана копилка «умных книжек – самоделок», это и индивидуальные, созданные родителями и детьми. Лэпбук семьи Черновых «Семья», лэпбук семьи Чугуновых «Транспорт»
Были разработаны уникальные лэпбуки различной тематики педагогами и детьми: «Зимующие птицы», «Зима», «Весна», «Осень», «Правила дорожного движения», «Волшебница-соль», «Масленица», «Серая ворона», «В гостях у сказки» и т. д.
Рассмотрим этапы создания лэпбука.
1. Выбор темы. Тема может быть как общей , так и более конкретной . Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда они сами подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети 5-7 лет обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.
2.Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам воспитатель, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.
4.Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимать посильное участие в этом процессе: вырезывать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу
Более предметное создание лэпбука можно описать на примере изготовления конкретного такого пособия для старшего дошкольного возраста по теме «Осень».
Совместное составление плана: «Что мы хотим узнать про осень?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация о осени. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же можно её всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку и т.д. Ребята приняли предложенную цель. Далее обсудили с детьми, какое содержание будет в необычной книжке, наметили макет лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
В лэпбук вошли следующие элементы: стихи и загадки об осени в виде мини - книжки, сказки в виде книжки – гармошки, карточки-признаки осени: «отлет птиц», «не все птицы улетают», «листопад», «поделки из листьев», «туча и дождь», «зонтик»; «вянет и желтеет трава», «осенние цветы»; пиктограммы грусти и радости; карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, дидактические игры «Вершки - корешки, «Собери лукошко», «Назови цветок», конверт с игрой «Собери картинку».
Оформление каждого кармашка было распределено между детьми всей группы. План, который составили по изучению темы , был конкретизирован: в какой день недели чем б заниматься кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели лэпбук заполняется. Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над какими кармашками он работал и что это значит. Последовательное изготовление лэпбука явилось культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательска.
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
ПРИМЕР ПЛАНА ЛЭПБУКА «ЗИМА»
1. Игра «Мемори-снежинки» 2. Творческое задание «Окошко» 3. Календарь 4. Карточки с животными и птицами 5. Рассказ по картине 6. Блокнот «Приметы зимы» 7. Карта «Где живет зима?» 8. Снеговик с загадками 9. Игра-находилка «Звуки зимы».
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных
лэпбуков исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
8 . РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ. Данный опыт может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА,
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверж-ден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
3. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
5 Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...
6. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
7. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему «Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ»/
....
Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей " (из опыта работы)
Материал могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми....
План работы воспитателя по самообразованию «Лэпбук, как средство развития познавательных способностей»
План работы воспитателя по самообразованию «Лэпбук, как средство развития познавательных способностей»Детский садПлан работы воспитателя по самообразованию «Лэпбук, как средство разв...
Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей»
Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей»...
Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...
Сообщение из опыта работы Тема "Лэпбук как средство развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста"
Лэпбук – дидактическое, универсальное пособие в виде книжки – раскладушки, в которой вся информация размещается в виде рисунков, схем, небольших текстов. Он может быть использован при реал...