Опыт работы "Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Барабуля Оксана Геннадьевна

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладеют умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barabulya_opyt.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №15 «Дружба»

г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский район

352244 Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Новаторов,10 тел.8(86195) 3-40-43

                                                                                                                    

 

Опыт работы

Тема: «Аппликация  как средство  формирования

творческих  способностей  дошкольника».

                                 

г.Новокубанск

               

                 Содержание.

Введение.

Глава 1.  Теоретическое  обоснование  вопроса  об  аппликации  как  средстве

          формировании  творческих  способностей  дошкольника.

      1.1  Аппликация  как вид  изодеятельности  в  детском  саду  и  ее  зна-

           чение.

         1.2   Творческие  способности  и  их  развитие  у  детей  дошкольного

                  возраста.

         1.3    Взаимосвязь  творчества  и  обучения  на  занятиях  аппликацией.

 

Глава 2.  Опытно-педагогическая  работа  по  развитию  творческих  способ-

                ностей  дошкольников  на  занятиях  аппликацией.

          2.1  Изучение  вопроса  об  использовании  творческих  заданий  на за-

                 нятиях   изодеятельностью.

          2.2  Разработка  программы,  апробация  и  серии  занятий  по  апплика-

                 ции  на  развитие  творческих  способностей  детей.

          2.3  Анализ  проделанной  работы.

Методические  рекомендации.

Заключение.

Литература.

Приложение.

                   

 Два мира есть у человека

              Один, который нас творил,

              Другой, который мы от века

               Творим по мере наших сил.

                                         

                                                Н. Заболоцкий.    

Аппликация считается разновидностью художественной

деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладеют умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

        Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

           Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но и чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Однако, до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Несмотря на многообразие методов и приемом по развитию творческих способностей дошкольников в практике МДОУ, зачастую, отсутствует системный подход к решению данной проблемы. Такое противоречие послужило выбору темы «Аппликация как средство формирования творческих способностей дошкольника».

Целью моего опыта являются:

1.Развитие детской сенсорной культуры, а именно глазомера, координации движений рук и пальцев;

2.Обогощение представлений об окружающем виде;

3.Развитие мыслительных способностей в продуктивной деятельности;

4.Создание системного подхода к решению проблем развития творчества дошкольников;

Объект исследования – творческие способности дошкольников.

Предмет исследования – аппликация как один из видов изодеятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

Основная цель исследования: определить, каким должен быть системный подход по развитию творческих способностей у дошкольников на занятиях аппликацией.

 Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Разработать программу и апробировать серию занятий на развитие творческих способностей дошкольников.
  2. Составить методические рекомендации по проведению занятий аппликацией.
  3. Фиксировать развития творческих способностей в аппликации отображая в мониторинге, положительную динамику сенсорной культуры детей, оригинальности в выполнении ими работ.
  4.  Рассмотреть вопрос о значимости аппликации в развитии творческих способностей детей.
  5. Определить взаимосвязь между творчеством и обучением дошкольников.

Для реализации поставленных задач, в качестве ведущих методов исследования были определены:

  • наблюдения
  • беседы
  • игры и игровые ситуации
  • анализ продуктов деятельности детей.

Практическая значимость исследования связана с разработкой программы и серии занятий по аппликации на развитие воображения, самостоятельности, активности, инициативы дошкольников. Результаты проведенной работы использовались при написании методических рекомендаций.

Аппликация как вид изодеятельности в детском саду и ее значение.

      Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор ее используют  многие народы на то, что есть более быстрые способы оформления изделий. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им  можно не только соединить детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и  цветов для украшения одежды. Так появилась аппликация.

         Со  временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, красивые цветы и растения.

С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации, которые вырезались из темной бумаги. Не  только профессиональные художники  занимались  силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезанной аппликации жило в народе.

           И так, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово?  В переводе с латинского аппликация значит - прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезывании, наложении деталей на фон, закрепление на нем с помощью разных  клеев, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, войлок, высушенные растения и другие природные материалы. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности для дошкольников.

          Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе- пытливый исследователь мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

          Процесс  создания  аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности  

          Место, где ребенок  занимается,  должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом:  не горбился, не наклонялся очень низко. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребенка. Для аппликации дошкольнику можно давать ножницы (с трех лет- с закругленными концами лезвий , легко раздвигающиеся. ) Нужны  также  клей,  кисточка  из  щетины,  мягкая  тряпочка,  небольшая  клеенка,  на  которой  детали  намазывают  клеем. Разнообразие художественного  материала  позволяет  ребенку  овладеть  различными  изобразительными  навыками и  умениями. Позже он  самостоятельно станет  выбирать тот  материал, который необходим  ему  для  осуществления  замысла.

         Надо приучать ребенка самостоятельно пользоваться необходимым материалом. Пусть сам готовит своё рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

Материалы и инструменты для работы.

Бумага – цветная, газетная, оберточная, альбомная – для выполнения аппликаций.

 Калька – для переноса рисунка, копирования отдельных деталей; копировальная для переноса рисунка на ткань, бумагу.

 Ножницы – разные по назначению: канцелярские, портновские, маникюрные.

Пинцет – для захвата мелких деталей.

Циркуль – для выполнения окружностей, шаблонов.

Карандаш – простой и цветной.

Линейка – деревянная и металлическая.

 Клей ПВА для склеивания бумаги, кожи, ткани.»Момент» для работы с тканью и природным материалом.

 Выжигательный прибор – для работы с материалами: клеёнкой, картоном.

Проволока – для соединения необходимых деталей работы кроме бумаги, материалом для аппликации могут послужить природные материалы (ракушки, семена, опилки, песок, яичная скорлупа, перья), бросовый материал ( фольга, нитки, пуговицы).

  Бумага – это универсальный и доступный материал. Даже просто складывая чистый лист бумаги можно получить удивительные фигурки и предметы, а с помощью ножниц – отличный орнамент. Из бумаги складывают разные фигурки, делают елочные украшения (гирлянды, снежинки), вырезают закладки и орнаменты, изготавливают игрушки и монеты.

Изделия из бумаги не требуют большого количества материалов и инструментов. Все что необходимо, найдется в каждом доме – это обрезки цветной бумаги , клей и ножницы. Но бумага бывает самая разнообразная. Она различается по цвету, толщине, качеству и размерам. Все зависит от того, что вы собираетесь делать и каким способом.

Основные виды бумаги, которые можно использовать для поделок.

Газеты. Газетная бумага не прочная и для поделок мало пригодная. Она применима лишь для складывания шапочек от солнца, для изготовления масок и макетов, методом папье-маше.

Упаковочная и оберточная бумага – бывает очень разнообразная по прочности и плотности и текстуре: гладкая, с тиснениями или рисунками и даже с водяными знаками. Её применяют для аппликации, плетения, изготовления объёмных макетов. К упаковочным бумагам относится:

-шелковая бумаг

-полимерная бумага

- обойная бумага или обои

- картон тонкий, толстый, однотонный, цветной.

 Калька, пергаментная и папиросная бумага.

-копировальная бумага

- обыкновенная писчая бумага и бумага для ксерокса.

 -чертежно –рисовальная бумага

-цветная, однотонная, матовая и глянцевая бумага.

-золотистая и серебристая бумага

- лаковая бумага и бумага типа «Металик».

- самоклеющая бумага.

Клей и кисти:

Отдельные детали поделок и украшений часто нужно склеивать друг с другом, поэтому прежде чем приступить к работе заранее запоститесь кистями и клеем. Кисть выбирают в зависимости, на которую вам

нужно нанести клей. Кисточки лучше применять специальные клеевые щетиновые. Во время работы их желательно держать на какой-либо подставке. Для склеивания бумаги и картона хорошо подходит клей ПВА. Применяют для склеивания и резиновый клей.

Склеивание – производят на чистом листе белой бумаги или картона, который по мере загрязнения необходимо менять.

 Ножницы для бумаги.

Для различных видов работ с бумагой нам потребуются ножницы разных размеров и конфигураци . У всех видов ножниц должно быть хорошо разработанные рычаги. Хранят ножницы в коробках или специальных подставках

Принцип работы с аппликациями:

Сначала на бумагу наносят рисунок, затем все детали рисунка вырезаются, монтируются и наклеиваются на какой либо фон. Аппликация составляют на самые различные темы. В детских садах используют такиевиды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм ( декоративное из геометрических и растительных форм и предметное из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дошкольники могут вырезывать формы по частям или виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры. Предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе. Плоскостная аппликация не представляет собой сложности. Нужны только терпение и точность при перерисовывании и вырезывание отдельных частей рисунка, а также аккуратность при составлении и склеивании.

Объёмная аппликация

Объёмная аппликация – более сложный вид аппликации. Она заключается в наложении частей рисунка друг на друга. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью и аппликация получается частично объёмной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придаёт большую выразительность изображению.

Выделяют аппликации по содержанию изображения.

 Предметная аппликация, то есть состоящая из отдельных изображений предметов (цветок, дерево, человек, дом, машина).

Сюжетная, в которой отображено какое-либо событие, действие (праздник, цирк).

 Декоративная, украшающая орнаментом различные предметы.

По технике выполнения усвоения основных приёмов вырезывания:

- разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз.

- вырезывание округлых форм путём закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

- вырезывание не симметричных форм, силуэтное и из отдельных частей;

- вырезывание по контуру;

-создание формы путём обрывания (ощипывания) кусочков бумаги;

- мозаика (изображение состоитиз небольших кусочков разного цвета, которое выкладывают в виде нужной композиции.

-монохромные ( выполнения в одном цветовом сочетании);

-полухромные (многоцветные).

Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях аппликацией.

Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И не удивительно: деятельность эта позволяет ребенку отобразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание лепить, рисовать, создавать аппликации. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельно, способствовать овладению изобразительной  деятельностью и развитию творчества.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольника? Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путем рисования, наклеивания, вырезания и составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Каждый ребенок, создавая изображения того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает темы своего рисунка, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определить композицию, выразительные средства изображения, внесения интересных дополнений. По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявление самостоятельности, творчества педагог, несомненно, поощряет. И задача педагога  - целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства – форму, строение, цвет. Показать им должен это педагог. Но как это сделать?

День за днем ведете наблюдения за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Дайте возможность детям пофантазировать с тем, чтобы они представили, на что похожи серые тучи, гонимые ветром. Главное, чтобы весь процесс восприятия был насыщен эмоционально радостным ожиданием, вызывая у детей положительное отношение к воспринимаемому, желание изобразить увиденное. Так постепенно будет накапливаться у детей запас представлений, которые и составят базу для работы воображения. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. В этом плане не забудем о разнообразных играх сказках, произведениях художественной литературы. Одним  словом изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Для осуществления деятельности, как указывают психологи, необходимо владеть средствами и способами деятельности. Вот почему такую важную роль в овладении способами изобразительной деятельности играет целенаправленное обучение. Одним из необходимых условий проявления и развития творчества – создание эмоционально положительной обстановки на занятиях по изобразительной деятельности. Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденной обстановки. Дети, например, могут заниматься сидя или стоя за столами, перед мольбертами или доской, если необходимо по ходу работы, имеют возможность подходить к книжному уголку, заглянуть в окно. Формальные требования на занятиях изобразительной деятельности противоречат художественно творческому характеру этой деятельности, не способствует созданию эмоционально положительной атмосферы, подавляют радостное настроение детей, вызванное предстоящим, снижает интерес. И не только формальные требования, но и замечания.

В творческой деятельности выделяют три основных этапа, каждый из которых в свою очередь можно детализировать.

1. Возникновение, оформление, осознание замысла.

2. Этап творческой деятельности – воплощение замысла.

3. Анализ результатов.

Каждый из названных этапов имеет свои способы выполнения, реализации. Сам ребенок эти способы осуществления творческой деятельности на каждом этапе выделить не может. Более того, не может он и овладеть этими способами без помощи взрослого педагога. Поэтому в настоящее время ученые-педагоги как российские, так и зарубежные, сходятся во мнении: творческой деятельности детей следует учить. Важно в процессе  руководства изобразительной деятельностью сочетать обучение с развитием самостоятельности детей при выполнении своего замысла. Дети 4-5 лет любят заниматься аппликацией. Для этого нужны наборы цветной бумаги. Есть наборы, в которых на обратной стороне каждого листа даны контуры растений, листьев, цветов. Вырезав, их ребенок получает комплект декоративных элементов, из которых сможет составить узор и наклеить его. Вырезывание по контуру- интересное и полезное занятие. У дошкольника развивается глазомер, координация движений рук. Начать надо с самых простых форм полосок, дорожек. В процессе вырезывания правая рука с ножницами должна находиться в одном положении, рука с бумагой – все время в движении. Надо поворачивать лист бумаги по мере вырезывания формы предмета. Когда изображение будет готово, следует наложить его на лист бумаги контрастного, ему цвета. Это даст ребенку возможность яснее увидеть очертания формы. Таким же образом малыш сможет вырезать любой предмет. Большой интерес для детей представляет прием симметричного вырезывания  из бумаги, сложенной вдвое. Если лист бумаги сложить в двое ,и от линии сгиба вырезать, например, силуэт половины кувшина, то, когда бумагу развернешь, то получится целый кувшин.  По этому же принципу можно вырезать фигурки клоуна, человека, куклы,  растения.  Симметричные изображения этих форм затем надо наклеить на бумагу и добавить некоторые детали, например украшение на платье куклы, костюм клоуна. А как интересно на листе бумаги, сложенной  в несколько раз (гормошкой), вырезать целый хоровод, вереницу елочек. Воспитатель называет этот прием. Вырезанные фигурки устойчивы, их легко поставить на стол. Особенно интересны аппликационные работы коллективного характера. Они могут представлять собой фризы, панно, сюжетную аппликацию.

Научиться рисовать, лепить, вырезывать может каждый малыш, если взрослые обращают в6нимание на эти занятия, терпеливо  помогают ему  овладеть навыками и умениями. Пусть каждый ребенок в дошкольном  детстве испытывают радость творчества. Особенности материала, характер образцов и степень участия педагога определяют, как будет развиваться детская деятельность, на сколько в ней будет выражено творческое начало. Его «дозировка» зависит от уровня развития воображения, образного мышления ребенка, от степени сформированности необходимых навыков. В младшем дошкольном возрасте элементы творчества менее  выражены, чем в старшем, но они должны присутствовать на всех этапах датского развития.  В дошкольном  возрасте  развиваются общие, универсальные формы воображения наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления, которые в дальнейшем явятся базой и для конструктивного, и для художественного мышления. Задачи развития творчества в дошкольном возрасте требуют формирования художественно-технической  деятельности. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда от детей требуется активное, созидательное, а не репродуктивное применение усвоенных знаний и умений.

Приёмы и методы работы воспитателя по развитию творческий способностей дошкольников на занятиях аппликацией.

Дети 5-6 лет способны овладеть довольно большим объёмом умений и нвывковпо аппликации, совершенствовать их при вырезывании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовок бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны ёлочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т.д.; многократно складывая бумагу гормошкой, вырезать композицию типа гирлянда, хоровод, где ровномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезывание из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).

Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать приём обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цеплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

В начале учебного года следует закрепить приобретённое умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в различных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

Проведению таких занятий должна предшествовать большая предварительная раьота с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач, экскурсии. На этой основе проводится беседа об осени, уборке урожая овощей и фруктов. Приёмы конструктивной аппликации применимы и при изображении часов, разных игрушек, силуэтов кукол, матрешек, неваляшек, птиц, зверей в яркрй обобщенной трактовке по типу народных игрушек. Выразительность этих апплткаций достигается с помощью декоративных элементов, бус, жабо, передника и т.д., так можно ярко и оьразно вырезать куклу, клоуна, медведя, звйца, ёлку. При возможности выбора из этих вариантов ребенок сам решает, что он будет вырезать и наклеивать, какие внести изменения в детали одежды, какие придумает элементы украшения. Например, у куклы – неваляшки вместо бус дети могут расположить пуговицы в ряд, разбросать по силуэту платья горошины или цветы. А у зайца вместо передника может быть кармашек, воротничрк, бантик. Поэтому разнообразие цветной бумаги, которая готовится заранее, должна давать детям возможность для творческого подхода к решению изобразительной задачи в отношении выбора цвета, комбинирования форм и декоративных частей для уселения образной характеристики игрушки.

На других занятиях воспитатель учит дошкольников применять эти усилия при выполнении силуэтов птиц, животных, используя разные способы.

По этому же принцепу можно вырезать и составлять аппликацию с изображением других разновидностей птиц: снегиря, цыпленка или петуха и т.д. Для этого надо лишь заменить цвет и величину заготовок, видоизменить форму, окраску хвоста, крыльев, клюва и др. Такое варьирование приёмов изображения птиц широко используется в коллективных аппликациях: «Зимующие птицы», «Птицы на ветках», «Птичий двор». При подготовке к этим занятиям проводятся наблюдения за птицами на участке, в парке, в лесу. Воспитатель закрепляет представления об их названии, особеностях строения, форме тела, головы, хвоста, крыльев, отличительных чертах разных видов птиц и т.д. У детей  воспитывают любовь и заботливое отношение к птицам. В зависимости от цвета фона ребенок может изменить цветовое решение аппликации. Каждой подгруппе детей дают возможность самим решать, какай вариант оформления выбрать, какие использовать приемы вырезывания, как сопоставить фигурки по окраске и расположить на плоскости листа, как конкретизировать место действия. Если это луг, то следует изобразить цветы, жуков, бабочек над лугом, а если птицы гуляют на колхозном дворе, то можно на заднем плане поместить курятник, кормушки, поилки и т.д.

В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают премы их объединения, придают разную позу персрнажам, дополняют композицию другими, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации. Воспитатель оказывает ребятам помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

Дети старшей группы в течении года должны освоить приём симметричного вырезывания предметов, имеющих зеркальное соответствие противоположных сторон. Ребенок учится сгибать заготовку бумаги пополам для правильного и более быстрого получения аппликации. Сначала дети упражняются в вырезывании простых предметов симметричной формы. Так они изображаютосенние листья, вазы, составляют букет из осенних листьев. Постепенно присходит усложнение очертаний этих предметов, варьиркутся окраска, величина форм. Дети вырезают сначала листья цельнокройнее, чкладывая прямоугольник пополам и держа левой рукой за сгиб, от одного угла ведут закругленный срез к противоположному.

Затем они могут отразить зубчатость края или закругленные выемки, передать заостренную, закругленную форму лисьев. Этого можно достичь путем сопоставления в задании двух и более форм, например «Листья тополя и осины». Их различия подчеркивают окраской. Лист тополя вырезают овальной формы с заостренными выемками по краям. Из этих вырезок дети составляют несложную композицию, копируя её с натуры, на белом или голубом фоне, добавляя коричневые черенки или веточки, чтобы красиво сочетались цвета аппликации и окраска основы.

Занятия предшествуют наблюдения за осенним листопадом, окраской осенней листвы, разнообразием форм и сочетаний. Дети собирают листья, составляют букеты, плетут венки, украшают ими групповую комнату, участок детского сада, подчеркивая сезонность явлений в окружающей природе.

Весной и летом дошкольники вырезают и составляют аппликации из цветов, отличающихся разнообразием форм, расцветки, очертаний. Наиболее простые из них – это тюльпаны, колокольчиков, ландыши, крокусы, которые имеют форму перевернутой чаши или бокала с разными очертаниями. Эти особенности закрепляются в ходе обследования. Внимание детей обращается на общность очертаний некоторых разновидностей. Например, форма тюльпанов, колокольчиков, ландышей очень похожа. При сходстве формы они отличаются по цвету, велинине цветков, расположению на стебле. Поэтому, вырезая силуэты путем сгибания заготовки пополам, следует варьировать окраску и размеры бумаги. На это педагог указывает уже в подготовительной части занятия при сравнении растений друг с другом. Вырезывание цветков с одной осью симметрии используются при создании как предметных, так и декоративных композиций. С натуры передаются черты таких цветков, как тюльпаны, ландыши. Свободное комбинирование и сопоставление форм, окраски, величины используются в узорах. Здесь особенно четко проступает возможность гибкого творческого применения умений, освоенных на разных занятиях.

Освоение разных приемов вырезывания позволяет детям творчески испольховать их в процессе выполнения предметных, сюжетно-тематических и декоративных аппликаций. Дошкольнико длжны научиться выбирать наиболее эффективные приемы, комбинировать их в своих работах, добиваться выразительной трактовки тех или иных образов.

Разработка и апробация  серии занятий по аппликации на развитие творческих  способностей детей.

Для дальнейшей работы  по развитию у  дошкольников творческих способностей были сформулированы задачи:

  1. Открытие созидательных перспектив перед каждым ребенком;
  2. Развитие жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе;
  3. Поощрение и стимулирование творческих  интересов и способностей;
  4. Активное вовлечение в творческий процесс не только детей, но и их родителей, превращение их в союзников педагога.

                                                                                                                                 

Мною было разработано 5-6 занятий по аппликации, которые включали в себя творческие задания разного характера, которые были апробированы в старшей группе. Были подобраны показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей ( по Григорьевой Г.Г.)

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

  • отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
  • способы творческих действий;
  • качество детской продукции;                                                                                                          

.

В первую группу входят:

  • Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
  • Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации
  • Увлеченность, захваченность деятельностью;

Специальные художественные способности( образное виденье, поэтическиц и музыкальный слух) ;

Видоизменение мотивов деятельности, доставляющее  детям  удовольствие  своими результатами.

 На этом этапе и проявляется индивидуальность, своеобразие ребенка.

Как следствие такого мировосприятия – возникновения у ребенка  желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка  отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в свободно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей  ребенка – дошкольника оказывают взрослые.  

 Вторая группа выявляет качества способов творческих действий. В неё входят:

  • дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
  •  самостоятельный поиск наилучшего решения задания;
  •  нахождение новых приёмов решения (когда старых уже не достаточно), самостоятельность инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных решений в творческих заданий;
  • быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из этих показателей проявляется в процессе деятельности ,что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимание внутреннего состояния. Сопереживания, сочувствия, содействия, если в этом есть необходимость.

Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества:

  • нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для выполнения образа;
  • индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
  • соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детской поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образов в единстве и с учётом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятия, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Развитие творчества как качество личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.

Анализ содержания и методики работы с детьми по развитию творческих способностей на занятии аппликацией. Серия занятий.

    1.Альбом «Ёлочка»

  • сделать выбор (вариативное задание)

2.« Поможем зайчику» (снежинки)

  • дополнить элементами, сделать свой выбор в оформлении деталями.
  1. «Рыбки в аквариуме»
  • решить задачу композиционного расположения элементов рисунка.
  1. «Украсим пакеты для подарков»
  • полностью выполнить все элементы рисунка и разместить на плоскости.
  1. «Ковёр из осенних листьев»
  • цвет, форма, композиция (коллективная работа )
  1. Аппликация на ткани «Мешочки для сувениров»
  • другой материал выбор темы  рисунка.

Занятия взаимосвязаны между собой. Не идут вразрез с требованиями стандарта и программы обучения и воспитания дошкольников. Построены с соблюдением принципов дидактики:

  • от простого к сложному;
  • наглядности;
  • постепенное усложнение заданий;
  • разнообразие методических приемов работы с детьми;
  • разнообразие материалов.

Анализ предварительной работы.

Методические рекомендации.

Результаты проведенной работы подтвердили наши предположения о том, что наличие системного подхода в работе дошкольного педагога по развитию творческих способностей детей, даёт действительно ощутимые результаты. Это достигается по средствам выполнения следующих условий :

  1. Постановка соответствующих творческих задач для создания творческой атмосферы.
  2.  Использование методов работы, способствующих стимулированию творчества в изодеятельности
  3. Прослеживание характера заданий для детей последовательно имеющих цель научить поисковой творческой деятельности, активизировать самостоятельность, инициативу.
  4. создание располагающей к творчеству эмоциональной эстетической атмосферы.
  5. Анализ продуктов деятельности детей, имеющий целью акцентировать проявление творческого подхода к реализации поставленных задач самими детьми.
  6. Проведение выставок детских работ.

Результаты проделанной работы позволили составить ряд методических рекомендаций дошкольным педагогам для проведения занятий изо деятельности.

Изобразительное творчество …Это тема интересует многих педагогов, которые сталкиваются с определенными трудностями, как же помочь им?

Существуют разнообразные приёмы. Предлагаем некоторые из них.

Самоанализ:

1.Какому виду аппликации вы отдаёте предподчтение ( предметной, сюжетной, декоративной)?

2. Каков уровень подготовки детей вашей группы в целом и каждого ребенка отдельно?

  1. Какие основные приёмы вы используете при обучении детей ( демонстрация, модель, самостоятельное изучение объекта)?
  2. Какие  на ваш взгляд, наиболее важные качества личности развиваются у детей в процессе аппликации (интерес к творчеству, активность и самостоятельность, доброжелательность, общительность)?
  3. Как и где вы используете результаты детского творчества (для оформления выставок, в работе с семьёй, коллекционировании)?

Полученная информация покажет уровень подготовки педагогов и выявит их представления о своей роли с работе с детьми.

Анализ детских работ.

Целесообразно их рассматривать не реже двух трех раз в год, в чём эффективность этого приёма? По детским рисункам можно определить:

-   уровень подготовки и педагога и детей к занятию;

  • наличие определенной системы либо её отсутствие;
  • достижения либо их отсутствие.

Существенную помощь педагогам могут оказать беседы, консультации, семинары, тематику которых определяет анализ наблюдение за деятельностью педагогов и детей на занятиях и вне их. На подобных занятиях педагогов можно обсудить такие вопросы:

  • современные взгляды на роль изобразительного искусства в обучении и воспитании детей;
  • роль педагога в создании благоприятного эмоционального климата;
  • выявление у дошкольников интереса. Способностей и склонностей к аппликации. Рисованию, лепке;
  • техника общения с детьми в процессе их творческой деятельности.

  В осуществлении личностно ориентированного подхода в работе с детьми по изобразительной деятельности могут помочь специальные консультации. Рекомендуем их примерные темы.

  1. Особенности восприятия дошкольниками окружающего мира и отражение его в детском творчестве.
  2. Формирование творческих начал личности в художественной деятельности.

В развитии творческих способностей ребенка большую роль играет оценка его работы педагогом: положительная оценка воодушевляет ребенка. Оценку детского творчества лучше проводить в форме беседы, обсуждения, в ходе которых у детей формируется навык свободного общения, расширяется словарный запас, возникают новые замыслы. Оценку детских работ необходимо проводить не на самом занятие, а лишь тогда, когда работа детей будет закончена. Однако уровень подготовки детей разный, поэтому. Чтобы помочь ребенку  почувствовать себя уверенно, надо организовать процесс обучения на занятиях не фронтально, а с подгруппами детей либо индивидуально, Оценка результатов деятельности детей на таких занятиях будет зависеть от конкретно спланированных педагогом задач обучения.

Надо признать, что многие воспитатели не умеют оценивать результаты детского творчества. Анализ результатов наблюдения педагогов, психологов за детьми позволил определить некоторые критерии оценки творческой деятельности ребенка.

1.Самостоятельность – это умение ребенка на основе личного опыта определять и конкретизировать сюжет характер действия. Педагогу следует помнить. Что детей 3-5 лет замыслы неустойчивы и часто возникают лишь в процессе деятельности. Однако дети 5-7 лет способны представить результаты деятельности до начала работы. Поэтому у детей этого возраста необходимо формировать умения заранее планировать работу, овладевать техническими навыками, что имеет большое значение для развития их творческих способностей.

2.Изобразительность в приёмах изображения также используется как показатель качества детского творчества. Хорошо усвоенные детьми на обучающих занятиях навыки умения позволяют им выбирать тот или иной приём. Известно, что на своеобразие исполнения влияют знания детей о специфике материала.

3.Выразительность также является одним из критериев оценки детского творчества. Выразительные средства связаны с видом изобразительной деятельности. Выбор ребенка размера и формата листа зависит от того , что он задумал наклеить. Чтобы наклеить автобус, дом, кита он просит у воспитателя большой лист, а для – мышки, мяча – маленький.

4.Эмоционально-личностные переживания ребенка в момент выполнения аппликации также необходимо учитывать при оценки детских работ наблюдения за детьми показали, что они редко обращаются к печальным темам. Ещё реже – к мрачным, трагическим.

Мы надеемся, что предполагаемые методические рекомендации помогут педагогам в решении задач художественного воспитания дошкольников.

Литература:

1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика» М.1997г.

2.Бурменский Г.В., Слутский В.М. «Одаренные дети» М.1981г.

3.Боготеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» М1988г.

4.Воскобойников В.М. «Определить и развить способности ребенка»С.П.1996г.

5.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» С.П.1997г.

6.Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников « М. 1997г.

  1. «Дошкольное воспитание» №1, 1991г. статья: «Что такое изобразительное творчество ребенка?» ст.58
  2. «Дошкольное воспитание» №4, 1993г, статья «Детское творчество – мир ярких, удивительных образов» ст.58
  3. «Дошкольное воспитание» №6, 1999г, статья « О развитии способностей к изобразительной деятельности» ст.44
  4. «Дошкольное воспитание» №12, 1991г, статья «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве.» ст.56
  5. «Дошкольное воспитание» №9, 1995г, статья «Ребёнок дошкольник: новый подход в диагностике творческих способностей.» ст.51
  6. «Дошкольное воспитание» №11, 1983г, статья «Путь к развитию детского творчества.» ст.32
  7. «Дошкольное воспитание» №5, 1993г, статья «Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества.» ст.41
  8. Дубровский Е.А., Козлов С.А. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» М. 2002г.
  9. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» М.1996г.
  10. Кузин В.С. «Психология» М.1974г.
  11. Куцакова Л.В. «Воспитание ребенка – дошкольника в мире прекрасного» М.2003г.
  12. Казакова
  13. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» Ярославль 2001г.
  14. Сборник статей «Воспитываем дошкольников самостоятельными» С.П. «Детство прессе»
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии» М.2002г.

Занятие №1.

Тема: «Коллективное изготовление альбома ёлочка.»

Программные задачи занятия:

1.Уточнить представления о бумаге и изделиях из неё.

2.Упражнять детей в аппликации, умение составлять и склеивать предметы из частей.

3.Развивать воображение .

На этом занятии аппликацией мы применили ряд игровых приемов:

  • игра «Мы исследователи» - знакомство детей с видами бумаги,            

    бумажными изделиями, её свойствами;

  • игра «Выбери сам»
  • игра « Волшебники»

На этом занятии дети должны были выполнить аппликацию ёлочки. Чтобы занятие стало интересным и необычным, мы использовали игру «Мы исследователи». Это вариант подгрупповой работы – упражнения: дети рассматривали различные бумажные изделия. С помощью рассказа воспитателя дети знакомятся с разными видами бумаги и её свойствами. Они смогли сделать вывод, что бумага – важный материал, она нужна людям. У детей эта работа вызвала интерес и восторг. Дети были активны в изучении свойств бумаги.

После объяснений мы применили игровой прием «Выбери сам». Где дети должны были выполнить два вида заданий по созданию образа ёлки:

Были совместно с детьми обсуждены способы создания изображений «Елочки» при помощи словесного рисования, на основе предварительных наблюдений ёлки в природе.

После всех объяснений, каждому из детей пришлось сделать свой выбор и приступить к работе. Каждый ребенок задумался над своим выбором, на занятии царила тишина, т.к. все были заняты делом и усердно работали.

Занятие № 2

Тема: « Поможем зайке»

Программные задачи:  

1.Формировать умение определять признаки в предмете.

2.Вызвать интерес к природе.

3.Побуждать к слушанью незнакомой сказки.

4.Развивать наблюдательность, умение последовательно рассматривать предмет.

5.Дать представление о сезонных явлениях в жизни зайцев, познакомить с их повадками.

6.Закрепить умение различать большие и маленькие предметы.

7.Продолжать учить детей складывать полоски пополам.

Детям можно представить игрушечного зайца, которому необходима помощь. Поставленная игровая задача.

Чтобы заинтересовать детей, перед началом занятия был использован игровой момент, что помогло сконцентрировать внимание детей, вызвало желание и интерес принять участие в работе.

 На этом занятии дети познакомились с повадками зайца, и получили знания о том , почему заяц меняет окраску. Закрепили знания о том, чем питается заяц.

После показа и объяснения дети приступили к работе. Они работали с азартом, каждый старался выполнить работу правильно.

Проведя наблюдения, мы увидели, что дети подошли к работе очень серьезно. Они опирались не только на образец, но появились и творческие работы.

Занятие № 3

Тема:«Коврик из опавшей листвы»

Программные задачи:

1.Учить детей приемам вырезывания листьев путем сгибания заготовки бумаги пополам держа за сгиб.

2.Учить пользоваться карандашом, ножницами, клеем.

3.Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять узор.

4.Активизировать творчество  в процессе работы.

5.Учить радоваться результатам коллективной деятельности, вызвать желание красиво выполнить работу.

6.Развивать самостоятельность, умение выбирать нужные цвета для составления композиции.

7.Воспитывать любовь к природе.

На этом занятии  дети продолжили знакомство со свойствами бумаги.

Чтобы было интересно, мы предложили немного поэксперементировать с листком бумаги. Чтобы каждый ребенок мог сам убедиться и определить свойства бумаги.

Чтобы более эмоциональными и красочными были работы детей. Была проведена работа по рассматриванию репродукций картин художника И.И.Левитана. Обсуждалось время года, присущие этому времени краски. И параллельно было произведено сравнение произведений красоты работы художника и композитора П.И.Чайковского. Так же упоминались слова поэта Л.Н.Толстого.

Проведя все эти наблюдения детям была предложена коллективная работа «Коврик из опавших листвы». Детям были предложены варианты вырезывания листьев и самостоятельный выбор цвета и формы, способы вырезывания обсуждались совместно. Дети справились с заданием успешно, благодаря преобретенным ранее навыкам. В процессе вырезывания прослеживался творческий подход к вырезыванию листьев. Дети придумали разнообразное расположение листьев. Работа была выполнена коллективно и на первый взгляд имела оригинальность, проявленную инициативу, самостоятельность.

Занятие № 4

Тема:« Рыбки в аквариуье»

Программные задачи:

1.Научить аккуратно приклеивать вырезанную рыбку. Правильно владеть кистью.

2.Развивать творческое воображение. Умение ориентироваться в пространстве.

3.Учить выделять характерные признаки, закрепить геометрические фигуры.

4.Воспитывать аккуратность при выполнении работы, доброжелательное отношение к работам своих товарищей.

Сюрпризный момент привлек внимание детей заинтересовал их. На этом занятии дети знакомятся с разновидностями аквариумов их обитателями. Закрепляют уже ранее полученные знания об пространственных отношениях. Было дано объяснение, как выполнить работу. Что бы дети сами выбрали композиционное размещение рыбок. В процессе работы закреплялись приемы наклеивания и пользования салфеткой. Параллельно велась работа по обучению детей смешиванию красок на политре. С заданием дети справились и качество было высоким, отмечались оригинальные расположения рыбок, прослеживалась творческая деятельность.

Занятие № 5

Тема:« Украсим  пакет  для подарков».

Программные задачи:

1.Закреплять у детей приемы вырезания.

2.Учить составлять на четырехугольнике узор из геометрических элементов.

3.Развивать воображение, фантазию.

Создание игровой ситуации на этом занятии, вызвало у детей больше интереса и восторга. При объяснении и показе, было бурное разнообразие вариантов украшения пакетов. Каждый старался высказать своё мнение.

    Потом дети приступили к выполнению задания. Работали активно, выполняли понравившейся узор. В группе была тишина. Дети к выполнению работы подошли очень серьёзно.

Занятие № 6

Тема:«Мешочки для секретов»

Программные задачи:

1.Учить делать аппликацию из ткани- подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа( зайка- из мягкой однотонной  фланели, цветок- из разноцветных лоскутов сатина),

2. Обводить мелом трафарет,

3. Аккуратно его вырезать,

4.Собирать из нескольких частей.

Для выполнения этого задания мы использовали игровую мотивацию. Дети были заинтересованы, потому, что от свойств бумаги мы перешли на материал. С помощью специальной обработки ткани, ткань стала жесткая детям не терпелось поскорее начать с ней работать, после беседы. Детям было предложено выбрать. Подумать какую и как лучше выполнить свою аппликацию, желание работать было огромное, и дети с нетерпением хотели оформить свои мешочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Коллективное занятие по аппликации «Альбом про ёлочку».

Программные задачи:

  1. Уточнить представления о бумаге и изделиях из неё.
  2. Упражнять детей в аппликации умение составлять и склеивать предметы из частей.
  3. Развивать воображение.

Организация занятия и материал к нему:

Дети сидят вокруг четырёх столов, на которых лежат различные бумажные изделия ( по 6 предметов на каждом): на одном столе стопа салфеток, на другом альбомы для рисования, на третьем детские книги, на четвёртом листы разноцветной бумаги. Заранее готовится индивидуальные наборы для аппликации ёлочки: кисточки и клей, салфетки, клеёнки и ещё игрушечная ёлочка.

                                     Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям взять в руки и рассмотреть бумажные изделия; потом поднять руки и показать их всем. Задаёт вопросы:

Что это такое? Из чего они сделаны? Для чего нужны? Из какой бумаги изготовлены салфетки. Книги и т. д.? (Ответы детей.)

Помогает детям определить цвет бумаги. Мягкость жесткость, степень плотности и другие качества. После рассматривания каждой группы предметов делает обобщение, подчеркивает особенности бумаги и её функционального назначения. Например: «книги сделаны из плотной , белой бумаги. На такой бумаге художнику легко рисовать картинки в книге, а детям читать и рассматривать книгу – она долго не портится».

«Салфетки сделаны из тонкой и мягкой бумаги. Ею приятно вытирать рот после еды, она хорошо впитывает капли чая , молока»

После рассматривания всех предметов воспитатель делает обобщение и заключение: «Вот как много разных предметов сделано из бумаги. Бумага – важный материал, она нужна людям».

Бумагу нужно беречь и экономить её не следует просто так рвать и пачкать. Делают бумагу из древесины деревьев. Будете по старше . больше узнаете и про бумагу и про бумажные изделия и про лес , из которого её делают.

Раздается стук в дверь – это ёлочка (девочка, наряженная в бумажный платочек и фартучек)

Воспитатель здоровается с ней, говорит что сейчас дети сами будут клеить ёлочки. Рассматривает её, сообщает детям, что фартушек у неё сделан из плотной бумаги, а платочек из мягкой салфеточной бумаги.

Дети встают, уносят предметы, которые они рассматривали, берут комплекты для аппликации (организационный момент заменяет физкульт минутку)

Воспитатель говорит, что каждый будет работать над своей аппликацией ( сначала составит и наклеит ёлку, а потом её украсит.) Кто захочет сделать ель живой как на участке, тот украсит её снегом и шишками, рядом выложит сугроб. Кто захочет сделать искусственную ёлку тот нарядит её игрушками , а с низу приклеит крестовину, чтобы она прочно стояла на полу. Из всех работ будет сделан альбом – книжка «Ёлочка»

Воспитатель показывает: сначала как надо выложить ёлку на бумаге, начиная с низу, а затем, начиная с верхней детали, приклеить её. Осуществляет индивидуальную помощь детям, не забывая разыгрывать роль ёлочки (совершать игровые действия и произносить слова от её имени).Если занятие затянется то украшения ёлки можно перенести на вечернее свободное время. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно сделал выбор: сделать свою елочку живой или превратить ёе в искусственную.

Когда все работы будут готовы, воспитатель в присутствии детей делает обложку для коллективного альбома. Дети помогают украсить её приклеить название «Ёлочка». Внизу воспитатель пишет: Альбом сделан воспитателем: Ф.И.О. и детьми средней группы детского сада №15 «Дружба» г.Новокубанска. Изготавливая обложку, воспитатель обращает внимание детей на то, что он использует плотную бумагу или картон. Чтобы альбом сохранился на долго, ведь все его будут рассматривать, когда захотят.

Занятие по аппликации: «Осенний ковер из листьев.»

Программные задачи:

       1.Учить детей вырезыванию листьев, путем сгибания заготовки бумаги пополам, держа за сгиб.

  2.Учить пользоваться карандашом, ножницами, клеем.

  3.Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять узор.

       4.Активизировать творчество в процессе работы.

       5.Учить радоваться результатам коллективной деятельности.

  6.Развивать самостоятельность, творческие способности детей, умение выбирать нужные цвета для составления композиции.

  1. Вызвать желание красиво выполнить аппликацию. Воспитывать любовь к природе.

Материалы , оборудование:

Цветная бумага, нарезанная прямоугольниками, ножницы, клей, кисть, тряпочка, поднос. Фонозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня.» Букетики или гирлянды из осенних листьев разных расцветок и форм, репродукции картин И.И.Леветана. «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники.», большой лист бумаги мольберт.

Предшествующая работа:

Экскурсия в парк, наблюдение осенних деревьев, любование красотой осенней цветовой палитры, разнообразие форм листьев , сбор букетов.

                              Ход занятия.

Воспитатель: - Перед каждым из вас лежит листок бумаги.Возьмите его в руки.Смотрите, он прогибается у вас в руках.Попробуйте слегка скрутить его – видите, получается трубочка. Если трубочку сжать пальцами с одной стороны получится фантик. Теперь разверните листок, положите его на стол, подумайте и ответьте мне : какими качествами обладает бумага? Она мягкая или жесткая?

Дети: мягкая.

Воспитатель: Вы убедились, что лист бумаги – послушный пластичный – может принимать нужную нам форму. Вот это свойство бумаги сегодня понадобиться, когда мы будем делать аппликацию. Вы знакомы с этим словом? Вспомним, что оно означает. Аппликация – это когда картины не рисуют карандашами, красками или мелками. А создают, наклеивая на нужный фон (бумагу или картон) кусочки бумаги или ткани. И картина, изготовленная с помощью аппликации получается яркой, красивой, объемной.

Перед началом работы давайте внимательно рассмотрим репродукции картин известного русского художника И.И.Леветана. ответьте мне, какое время года изображено на них?

Дети: Осень.

Воспитатель: Что хотел изобразить художник?

Дети: Осеннюю природу, пейзаж, настроение.

Воспитатель: Какой предстала перед нами осень?

Дети: Золотой, багряной, красивой, волшебной.

Воспитатель: Какие краски выбрал художник для её изображения?

Дети: желтые, оранжевые, коричневые, зеленые, синие.

Воспитатель: Но не только художники обращались к теме осени, осеннего настроения и пейзажа. Великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыкальную пьесу про осень. Она так и называется «Октябрь. Осенняя песня.» Давайте послушаем её начало. Вы видите, как художник Левитан изобразил солнечный осенний день, а музыка Чайковского, «рисует» как по деревьям пробегает ветерок и роняет на землю листву. Послушайте музыку внимательно и проверьте себя сами.

Воспитатель: Я прошу вас опустить голову, а когда вы услышите как композитор «рисует» музыкой порывы ветра, поднимите головы и посмотрите на меня (идет прослушивание начального отрывка пьесы).

Воспитатель: Молодцы, все услышали как музыка «рисует» ветер. А услышали вы. Как там парят листья в воздухе? Во время листопада листья падают, образуя на земле красивый ковер, закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад.Представили? А теперь расскажите мне, как падают листья во время листопада? Как они выглядят на земле?

Дети: могут кружиться как в танце на земле и в воздухе, лететь, кувыркаться под дуновением ветра, собираться группами на землеили лежать по одному, расположение листьев может оказаться самым разным.

Воспитатель: Об этой поре листопада сказал поэт А.Толстой:

«Осень. Осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтели по ветру летят.»

-Вот сегодня мы выполним аппликацию на тему « Коврик из опавшей листвы»  и проверим вашу наблюдательность и фантазию. Эта работа коллективная. Сначала каждый из вас будет вырезать листья, а потом мы наклеим их на один большой лист бумаги на мольберт, получится общий ковер. Представьте, что мольберт кусочек земли, который предстоит украсить опавшей листвой. Но сначала ответьте мне: какого цвета бумагу мы можем использовать для вырезывания листьев и почему?

Дети: Красную, желтую, коричневую, оранжевую.

Воспитатель: Правильно. Соответствующую по каллариту, подлинным осенним листьям. Для того чтобы вырезать лист дерева, нам нужен бумажный прямоугольник. На столах перед вами лежит цветная бумага, нарезанная прямоугольниками. Вы можете взять прямоугольник любого цвета и размера, чтобы ваши листья получились разными и не похожими друг на друга. Сначала складываем прямоугольник пополам в длину, цветной стороной внутрь. Теперь на получившейся половине карандашом рисуем плавной линией половинку листочка. Сначала осваиваем наиболее простую форму – круглую. Такой лист может быть у липы, сирени, березы. теперь надо аккуратно вырезать сложенный листок по карандашной линии. Но в начале вспомним правила техники безопасности с ножницами.

Дети: - ножницами нельзя размахивать, близко подносить к глазам своим и соседа. Во время работы не надо вертеться. Передавать ножницы нужно только кольцами вперед.

Воспитатель: - Разверните листок, ну как похож он на настоящий? Чтобы это сходство усилить давайте легкими штрихами карандаша нанесем на его цветную поверхность прожилки. Для того чтобы разместить этот лист на нашей обшей картине смажьте его клеем вдоль линии сгиба по белой стороне, теперь попытайтесь вырезать такой листок самостоятельно. Для этого возьмите прямоугольник другого цвета ( дети вырезают ещё по одному листочку и приклеивают его на мольберт)

Воспитатель: - Я вижу, с первой работой вы справились успешно. Давайте усложним задачу вырежем лист с волнистыми краями, как у дуба. Только этот лист будет не круглым, а вытянутым вдоль сгиба. Помните как мы выполняли эту работу: бумажный прямоугольник складываем пополам, карандашом рисуем контур, а затем вырезаем его ножницами и рисуем прожилки. Готовые листья приклеиваем на мольберт (дети изготавливают первый лист вместе с воспитателем , а остальные самостоятельно)

Третий лист будет похож на первый. Он такой же круглый, только по его краям вырежем зубчики – это лист осины. Последний листок тоже зубчатый, только зубчики у него более глубокие. У какого дерева вы могли видеть такой листочек? Правильно , у клёна.Вырезаем один листочек вместе с самной, а остальные самостоятельно. Обратите внимание, наш мольберт уже покрыт осенним ковром, но ведь на земле листья располагаются так, что один иногда прикрывает другой. Вот и на мольберт их можно приклеивать чуть чуть заслоняя новый тем что уже имеется. Теперь пусть каждый из вас вырежет несколько листьев на выбор разного цвета и любой формы. А чтобы интересней было работать, позовем на помощь музыку Чайковского, которая «рисует» Осенний сад. По окончании пьесы воспитатель благодарит детей за хорошую работу и вместе с ними рассматривает получившийся коврик.

Примечание: Если детей делающих аппликацию достаточно много, то работа выполняется по подгруппам. Каждый стол или ряд делают свои собственные коврики, которые потом сравниваются.

Аппликация: « Украсим  пакет  для подарков»

Программные задачи:

Закреплять у детей приемы вырезания.

Учить составлять на четырехугольнике узор из геометрических элементов.

Развивать воображение, фантазию..

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Материал: Бумажные пакеты, разноцветные круги, квадраты, силуэт елки, клей, кисти.

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ

Создание игровой ситуации. Воспитатель показывает вылепленные для игрушек сладости и напоминает об  уговоре: ребята обещали куклам сделать красивые пакеты, чтобы игрушки не рассовывали конфеты по карманам.

Постановка задачи. Пакеты для подарков украшаются аппликацией. Педагог сам или с помощью детей выкладывает на фланелеграфе несколько вариантов расположения елочки и геометрических фигур.  В обсуждении вариантов активное участие  принимают игрушки,

Показ способа. Дети выкладывают тот узор, который им больше всего понравился ( каждый из предложенных вариантов должен включать силуэт елочки, вокруг которой  чередуются круги и квадраты.)

Руководство выполнением задания и последующей игрой.

Приемы  наклеивания, последовательность воспитатель повторно показывает тем , кто не усвоил. ПО окончании работы  дети показывают пакеты игрушкам, которые выражают им свою благодарность, ведь теперь так легко сохранить вылепленные сладости.  

ЗАНЯТИЕ  по аппликации « ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ СПРЯТАТЬСЯ»

Программные задачи.

  • Формировать умение определять признаки в предмете.
  • Вызвать интерес к природе.
  • Побуждать к слушанью незнакомой сказке.
  • Развивать наблюдательность, умение последовательно рассматривать предмет.
  • Дать представление о сезонных изменениях в жизни зайцев, познакомить с их повадками.
  • Закреплять умение различать  большие и маленькие предметы.
  • И складывать полоски пополам.

Демонстрационный материал:

Березовый пень, зайка- мягкая игрушка в чудесном мешочке,  конфета, морковь, капуста, еловая ветка, еловая шишка, кленовый лист из бумаги, картина с изображением новогодней елки, маски лисы.  

Материал для работы:

По три полоски  1-19см  из плотной бумаги  белого  цвета, клей, кисть для клея, карандаш, бумажная салфетка.

Перед началом занятия дети рассаживаются на  ковре полукругом. В нескольких метрах от них расставлены столы с материалом для работы.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Воспитатель: Ребята сегодня у нас в детском саду гости, они привезли из леса вот этот красивый мешочек, чтобы его открыть - надо разгадать загадку.

                                  Мчится  без оглядки,

                                  Лишь сверкают пятки,

                                  Бежит что есть духу,

                                   Хвост короче уха.

                                   Живо угадай-ка  -

                                     Кто же это?            ( зайка).

( Достает  зайку из чудесного мешочка) . Посмотрите, ребята, какая нарядная у зайки шубка, Какого она цвета?

Дети:  Белая, как снег.

Воспитатель: А летом у зайки была серая шубка. В  ней  было удобно прятаться под кустом. А когда выпал снег,  зайка надел белую шубку, что бы можно было  спрятаться от лисы в лесу. Когда лиса гонится за зайцем, он старается запутать свои следы. Прыгнет зайка на пенек, прижмет ушки, закроет глазки и  сидит тихонечко, словно белый снежок лежит на пенечке. Долго бегает лиса по заячьим следам, а найти его не может. Устанет лиса и уйдет в лес. А мы можем спрятаться от лисы? Давайте попробуем.

  1. Подвижная игра:  « Лиса и зайцы»
  • Зайки прыгают на лужайке
  • Лиса проснулась. Зайцы присели на корточки, спрятались.
  • Зайцы убегают от лисы.

Заяц: Хорошо вам от лисы прятаться. А как же мне быть? Ведь снега в лесу нет, а на черной, мокрой дорожке мою белую шубку лиса сразу найдет и съест меня (плачет).

Воспитатель: Не плачь, заинька. Хочешь конфетку?

Заяц: Нет. Зайцы не едят конфетки.

Воспитатель:  А что едят зайцы?

Дети: Капусту, морковку.

Воспитатель: Не плачь, заинька. Мы тебе поможем, научим тебя делать снежинки.

( Дети садятся за столы).

  1. Воспитатель:  Смотри, зайка, внимательно и запоминай. Сначала надо  сложить  все  полоски  пополам,  что бы найти середину. Затем середину  пометим  карандашом, чтобы  она  не  потерялась при  склеивании.  Затем склеим  две полоски, чтоб  они  были  похожи на « усы».А потом посередине наклеим еще  одну  полоску.  Вот, заинька, и получилась у  нас  снежинка.

Заяц: Какие  холодные, даже лапки замерзли.

                          ФИЗМИНУТКА

Заяц благодарит  детей  за  снежинки.

Воспитатель: Скоро у нас новогодний  праздник. Давайте  пригласим  зайку в  гости.

Дети: Приходи к  нам, зайка, на  праздник.

Заяц: Приду и  подарок принесу. Что вам из леса принести?

Дети:  Елку!

Заяц: Я еще маленький и еще не  разу не видел елку. Что это такое?

Дети: Это дерево.

Заяц: Деревьев в лесу много. Как же я узнаю какое из них елка?

Дети: Она колючая, зеленая с шишками.

Воспитатель: Да, у нее вместо листьев зеленые иголки-  хвоя. А знаешь почему? Тогда послушай  сказку.

4  Воспитатель: Ты знаешь, что зимой деревья спят. А  перед сном, осенью, они раздеваются: снимают свои листики. Только елочка не захотела снимать листики. Она свернула их в тоненькую зеленую трубочку ( показывает на бумажном кленовом листе). Замерзли листики и превратились в иголки. Так и растет елочка и зимой         и летом в одном и том же платье. Про нее в народе говорят: « Зимой и летом – одним  цветом». Когда закончится зима, деревья проснутся, наденут новые листочки, а елочка останется все в том же старом наряде. За то под Новый год она станет самым красивым деревом. Ее украсят яркими, блестящими игрушками, бусами, гирляндами и даже разноцветными фонариками ( показывает картинку с изображением новогодней елки). А вот почему ее украшают, я расскажу вам в другой раз, когда зайка елку принесет. А теперь зайчику пора в лес, а нам на прогулку.

ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ « РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

Изображение аквариума: сочетание аппликации с работой гуашью на цветном фоне.

Задача: Помочь детям познакомиться с окружающей действительностью, развивать наблюдательность, обучать детей приемам изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность при выполнении работы, доброжелательность при выполнении работ своих товарищей.

ЦЕЛЬ: Научить аккуратно приклеивать вырезанную рыбку, правильно владеть кистью, показать как можно из двух цветов ( желтого и синего ) получить еще один дополнительный зеленый. Развитие творческого воображения, умение ориентироваться в пространстве. Умение видеть характерные признаки и выделять их, вспомнить формы геометрических фигур.

МАТЕРИАЛ: Цветные листы бумаги, клейстер, кисти клеевые и художественные, салфетка,  клеенка, подставка для кисточек, краска гуашевая (синяя, желтая, черная), баночка с водой, палитра.

Аквариумы: Круглый, прямоугольный. Большой лист бумаги, две рыбки, игрушка (большая рыбка).

Словарная работа: Травушка, водоросли, палитра.

Предварительная работа: Рассматривание аквариума и его обитателей. Какие по форме, цвету, размеру рыбки. Какой цветом песок на дне? Отметить разнообразие водорослей, рыб. Что еще можем увидеть в аквариуме.

Методические приемы:

1 Размещение рыбок на листе бумаги, внутри аквариума, снаружи, на границе ( можно, нельзя, почему?).Что характерно для жителей подводного царства(Живут только под водой, как передвигаются, у рыб есть хвост, плавники.)

  1. Знакомство со стихотворной формой и сравнение ее с увиденным.
  2. Анализ работ детей.

                                 ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, у нас за дверью странный гость, но он не может войти  пока вы не отгадаете загадку.

                                 Хозяин молчит,

                                  А дом шумит.

Правильно, рыбка; открывается дверь и медленно выплывает большая рыбка

Большая рыбка: Ребята, здравствуйте! Вы  все  знаете, что рыбы не разговаривают, но я не простая рыбка, а волшебная. Я приплыла к вам с просьбой мне негде жить, мой дом в реке покрылся льдом и я прошу вас будьте так любезны помогите мне, нарисуйте домик, где я могла бы жить.

Пожалуйста!

Воспитатель: Поможем рыбке? Где живут рыбки?

Дети: В реке, аквариуме, озере, бассейне.

Рыбка,  рыбка- где живешь?

В речке и аквариуме!

Рыбка, рыбка- где ты спишь?

На песочке в травушке.

Рыбка, рыбка – что ты ешь?

Червячка, комарика !

Рыбка, рыбка –как живешь?

Хорошо и весело!

Воспитатель: Мы много узнали о рыбке, а  что это такое послушайте.

Посмотрите дом стоит,

До  краев  водой  налит.

Без  окошек,  но  не  мрачный,

С  четырех  сторон  прозрачный.

В  этом домике жильцы-

Все отличные  пловцы.                (аквариум)

Открывает  платок, а под ним прямоугольный аквариум, с круглой  формой дети уже знакомы. А какой формы этот аквариум? А какой он еще может быть?

Большая рыбка привела с собой своих подружек, трех веселых рыбок. Они тоже живут в аквариуме и любят играть также как и вы. Большая рыбка подплыла к большому листу бумаги. На нем нарисован аквариум, при помощи магнита передвигаются по листу (в одну сторону, в другую, вверх, вниз, друг за другом). Где находятся рыбки? Правильно, в аквариуме. Внутри его. А если рыбка подплывает сюда (граница аквариума) или сюда (снаружи аквариума), то что будет? Правильно, она может погибнуть. Почему вы так думаете? Она не сможет дышать. А теперь посмотрите на столе перед вами лежат листы бумаги синие, голубые, зеленоватые – это у вас аквариумы (у каждого по три рыбки), размещают их по желанию. Пусть дети сами найдут композиционное решение, куда они приклеят рыбак. А теперь берем рыбку, переворачиваем и аккуратно намазываем ее клеем по краю (показ), затем положить кисть, взять рыбку двумя руками и приклеить ее, придавить салфеткой. Умницы, ребята. Вы очень хорошо справились с заданием, аккуратно приклеили рыбок и они уже резвятся в ваших аквариумах, но им негде спать. Давайте нарисуем дно аквариума – песочек, камешки. Какого они цвета – желтые. Отметить, что в аквариуме есть еще водоросли, какого они цвета – зеленые, но на столе нет зеленой краски, а есть только синяя и желтая. Перед вами лежит белая плитка – это палитра – на ней художники смешивают краски, чтобы получить другой цвет. Сейчас мы с  вами превратимся в художников-волшебников и попробуем  поколдовать над красками. Для этого возьмем кисточкой синюю краску и нарисуем на палитре пятно, хорошо промоем кисть. Набираем кончиком кисти желтую краску и смешиваем ее с синей для получения зеленой краски.

Давайте вначале нарисуем песочек, как правильно закрасить песок? Набираем много краски и плавными движениями рисуем его. Рисуем водоросли, вверху они тонкие, а внизу толстые. Вода колышет водоросли, поэтому они неровные как палка, а извилистые, еще их можно рисовать примакиванием. Ребята, большая рыбка нам показывает, что мы еще что-то забыли, вы не знаете, что? Правильно, глазки. Какой цвет нам лучше взять для глаз – черный, чтобы глазки получились маленькие и аккуратные необходимо краску с кончика кисти отжать о край баночки. Вот и готовы домики для рыбок, но им необходимо подсохнуть, пока они сохнут, мы с вами поиграем вместе с большой рыбкой. У нас будет две команды. Каждой я дам задание, кто первый выполнит его, получит от большой рыбки приз.

Первое задание. В этом аквариуме очень много водорослей, камушков на дне. Где-то здесь спрятались пять белесых рыбок от хитрого кота рыболова. Кто отыщет их первый?

Второе задание. Помогите мамам-рыбкам найти своих деток в рыбьем детском саду, они очень похожи на своих мам.

Посмотрите, работы уже высохли, а если мы их сложим в длину, то получим огромный аквариум, в который поместится наша гостья. На что ещё похожи эти работы? Правильно, на речку. Я специально вырезала для вас рыбок разного цвета, а песочек и водоросли вы нарисовали сами.

Кто скажет, какие это краски? Красная, синяя, желтая и еще зеленая, и еще мы узнали темную краску, краску ночи – черная, мы этой краской рисовали глазки рыбкам.

Посмотрите, чей аквариум вам больше нравится и почему? Ребята, у нас есть золотые и серебряные рыбки, они помогут вам поиграть в игру «Рыболов». При помощи считалки мы выберем рыбака, ему мы завяжем глаза, а рыбки будут хлопать «плавниками», он должен поймать рыбку и на ощупь ее узнать, если не угадал, дети говорят: « Лягушку поймал».

ЗАНЯТИЕ «Мешочки для секретов»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить делать аппликацию из ткани- подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа( зайка- из мягкой однотонной  фланели, цветок- из разноцветных лоскутов сатина), обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать из нескольких частей.

МАТЕРИАЛ: Прямоугольные лоскутки ткани, различные по фактуре и  рисунку, клейстер, тряпочки, кисти- для каждого ребенка; трафареты из картона: для мальчиков- машина, кораблик, мяч, для девочек- ягоды, цветы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  Накануне занятия воспитатель вместе с детьми подготавливает ткань для аппликация. Предварительно  смоченные водой опускают в приготовленный крахмальный раствор, отжимают, слегка просушивают. Помощник воспитателя  разглаживает  еще влажный лоскутки с изнанки горячим утюгом. Дети на ощупь определяют жесткость ткани, объясняют, почему она стала такая.  Под руководством педагога дети вырезают из картона трафареты машин, ягод, цветов.

                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА:  Дети  садятся за один большой стол ( желающие могут объединиться в пары). На столе расставлены коробки с лоскутками для обрезков ткани, разложены трафареты. Перед каждым ребенком- кисть клеенка, тряпочка, баночка с клейстером.

Создание игровой мотивации. Воспитатель предлагает сделать мешочки для секретов: «В этих мешочках можно прятать бусинки, фантики, картинки» И  никто не  будет знать , что там лежит, пока сам не покажешь своему другу. Но что бы мешочки не путать, каждый должен украсить их такой аппликацией, какой захочет.

ПОКАЗ: Воспитатель обращает внимание детей на то, что аппликацию они будут делать не из бумаги, а из ткани. Предполагает еще раз рассмотреть, почему они стали такими жесткими.  Затем объясняет, что аппликацию можно сделать из отдельных  кусочков ткани ( ягоды- красные, листья- зеленые.) или из одного целого  лоскута ( лепестки цветка выполнены из одной ткани, а серединка- из другой).

Педагог предлагает детям выбрать трафарет, подобрать кусочки ткани и подумать, как лучше выполнить аппликацию. Далее объясняет последовательность работы. Сначала надо решить, из скольких частей будет выполнена аппликация. Например, я решила сделать цветок с разноцветными лепестками. Для этого мне нужны синий, желтый, красный лоскутки, белый- для серединки цветка. Теперь аккуратно разрежу трафарет на части. Приложу их и обведу карандашом  на разноцветных лоскутках и аккуратно вырежу. Теперь вырежу серединку. В  части цветка разложу на одной половинке будущего мешочка.

Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель напоминает им, что одинаковых аппликаций не  должно быть.

Когда большая часть детей выполнит задание, педагог показывает, как нужно приклеивать детали на ткань:  положить их изнанкой на клеенку, намазать клейстером  и приложить лицевой стороной к ткани. Сверху накрывать чистой тряпочкой, несколько раз прогладить рукой, чтобы деталь равномерно приклеить. Готовые аппликации проглаживают через марлю утюгом. Затем мешочек сшивают и вдевают шнурок. Дети носят его на ремне или на пояске платья, аналогично можно сделать сумочку для носового платка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"

Центральным моментом  моей работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей  «детского дизайна»....

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...

Опыт работы «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют о...