Методическая разработка «Профилактика неврозов у дошкольников с помощью методов телесно-ориентированной терапии"
методическая разработка
Невроз — сложное комплексное заболевание, расстройство сферы чувств и сознания.
Чтобы вновь стать цельной личностью, нужно прочувствовать и осознать этот раскол,
восстановить связь с реальностью. (А. Лоуэн)
Телесно-ориентированная психотерапия предлагает наикратчайший путь к
восстановлению. Наше тело — идеальный инструмент, доступный каждому из нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_profilaktika_nevrozov_u_doshkolnikov.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Профилактика неврозов у дошкольников с помощью методов
телесно-ориентированной терапии»
Невроз — сложное комплексное заболевание, расстройство сферы чувств и сознания.
Чтобы вновь стать цельной личностью, нужно прочувствовать и осознать этот раскол,
восстановить связь с реальностью. (А. Лоуэн)
Телесно-ориентированная психотерапия предлагает наикратчайший путь к
восстановлению. Наше тело — идеальный инструмент, доступный каждому из нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Для дошкольников это наиболее приемлемый вид диагностики и психокоррекции:
● достоверная информация о проблеме (тело не лжет, не фантазирует);
● трудно в этом возрасте объяснить испытываемые чувства словами (небольшой
словарный и понятийный запас);
● несмотря на всю боль, которую причиняют ему близкие люди, ребенку сложно обвинять
их, скорее он возьмет всю вину на себя;
● работает по принципу «не навреди».
Профилактикой неврозов в детском возрасте может стать довольно простая гимнастика,
которую удобно проводить в детском саду на занятиях с психологом или воспитателем, а также дома с родителями. Заниматься можно индивидуально или в группах. Гимнастика состоит из несложных упражнений на зоны тела, где образуются мышечные зажимы.
Вильгельм Райх выделял 7 основных зон в теле человека:
1. Глаза (лоб): бегающий или неподвижный взгляд, наморщенный или неподвижный лоб,
сурово насупленные или вечно удивленные брови, распахнутые глаза.
◆ страх совершить ошибку
◆ страх обидеть другого человека
◆ страх оценки себя со стороны.
2. Рот (челюсть, подбородок): стиснутые зубы, челюсти, прикусывание губы, постоянное
жевание, сосание, обгрызание разных предметов, отвисшая нижняя челюсть, ходящие
желваки. Подавляются:
◆ плач
◆ крик
◆ гнев
3. Шея (язык): непроизвольное сглатывание («ком в горле»), невротический кашель,
слишком тихий голос, непроизвольный жест « рука на горле». Подавляются:
◆ плач
◆ громкий крик
◆ гнев
◆ обида
4. Грудь (лопатки, руки, плечи): сдерживание, замирание дыхания, вдавленная или
выпяченная грудь, плечи подняты к ушам или безвольно опущены, холодные, влажные,
сжатые в кулаки, засунутые в карманы, постоянно теребящие что - либо руки.
Подавляются:
◆ печаль
◆ смех
◆ любовь
◆ ревность
◆ страстность
5. Диафрагма: затрудненное дыхание, неповоротливость туловища, частые рвотные
позывы или неспособность к рвоте (часто у детей нежелание идти в детский сад
сопровождается болью в животе, рвотных спазмах). Подавляются:
◆ сильный гнев
◆ сильная тревога
◆ отвращение
◆ брезгливость
6. Живот (мышцы спины, поясница): выпяченный живот, нарушение пищеварения
(ДЖВП, эрозии, колиты), упадок сил, апатия, вялость. Подавляются:
◆ злость
◆ гнев
◆ страх
7. Таз (ноги): ватные, негнущиеся, подкашивающиеся ноги, походка «на полусогнутых»
или «колосса на глиняных ногах». Подавляются:
◆ витальные страхи (мнимая или настоящая угроза жизни)
◆ сексуальное возбуждение
◆ удовольствие
◆ гнев
Гимнастика « Волшебные превращения»
Для работы в группе устанавливаем правила: соблюдаем дистанцию, не соприкасаемся,
почти все упражнения выполняем молча, внимательно «слушаем» свое тело, наблюдаем за
своими ощущениями.
Упражнение 1. «Часы с кукушкой»
Сядьте или встаньте, чтобы было удобно. Вы — часики. Двигайте глазами вправо - влево,
вверх — вниз; глаза, как стрелки часов, бегут по кругу в одну сторону, потом в другую.
Повторите 4 раза.
Распахните глаза широко, как если бы открылась дверка и выскочила кукушка.
Зажмурьтесь. Повторите 3 - 4 раза.
Упражнение 2. «Беззубая акула»
Открывайте широко и беззвучно рот, как будто бы акула хочет съесть кого-то. Но у акулы
нет зубов, она только смешно шамкает ртом. Прошамкайте небольшой стишок или песенку. Вот
такой, например:
Спать пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Упражнение 3. «Цветочек»
Представьте, что вы — цветочки. Ваше тело — стебель, а голова — головка цветка.
Головка цветка медленно поворачивается за солнышком: вправо, влево, вниз, вверх, по кругу.
Повторите 3-4 раза.
Высуньте язычок. Постарайтесь достать кончиком языка до подбородка. Повторите
несколько раз.
Упражнение 4. «Дерево»
Представьте, каким вы хотите быть деревом. Ваши руки — ветви, пальцы — маленькие
веточки. Ветки и веточки тянутся к солнышку, здороваются с соседними деревьями, с
цветочками и травкой. Двигайте руками в разных направлениях. Выбирайте силу и темп
движений сами, можете ускорять и замедлять движения, увеличивать или уменьшать амплитуду.
Деревья качаются сильнее, потому что дует ветер. Изобразите, как деревце беззвучно
плачет.
Покачайтесь с пятки на носок и обратно. Походите по комнате, двигая руками - веточками.
Ветер стихает, дерево перестает качаться.
Упражнение 5. «Лягушонок»
Присядьте на корточки или сядьте на коврик. Чтобы нырнуть в речку, лягушонок набирает много воздуха в животик. Надуйте животик, а потом сдуйте. Вдох делайте носом, а выдох - открытым ртом. Повторите 4 - 6 раз.
Теперь медленно вдохните и резко выдохните, животик как бы прилипает к спинке.
Повторите 4 - 6 раз.
Упражнение 6. «Кошечка»
Встаньте на четвереньки. Вы — кошечка. Потянитесь спинкой вверх, сделайте холмик;
прогните спинку, сделайте ямку. Повторите 4 раза.
Потянитесь передними лапками вперед, плавно скользя по полу, при этом таз опустите на
пятки. Теперь вернитесь в исходное положение и повиляйте хвостиком.
Упражнение 7. «Лошадка»
Вы - маленькая шустрая лошадка. Энергично лягните ногами несколько раз.
Упражнение 8. «Червячок»
Лягте на спину. Вытянитесь в длину. Вы — длинный червячок. Вы чувствуете, какой вы
подвижный и гибкий. Свернитесь, как вам хочется. Распрямитесь. Повторите это несколько раз.
А теперь изобразите, что вы ползете вокруг камушков, в траве, мимо кустиков, не сходя с места.
Согните ноги в коленях. «Попрыгайте» на месте, слегка постукивая тазом об пол.
Упражнение 9. «Детки»
Теперь пора превращаться в детей. Вытянитесь на полу, руки прямые за головой, ноги
тоже прямые. Катимся «колбаской» в одну сторону на 4 счета, потом в другую. Сядьте.
Почувствуйте свои ручки, ножки, тело и голову.
Итак, вы снова стали ребятами, а не часиками, акулами, цветочками, деревьями,
лягушатами, кошечками, лошадками и червячками.
Осознание
Ребята, поделитесь, кем вам сегодня понравилось быть? Почему?
Как ты это чувствуешь в твоем теле (легкость, тепло, гибкость, энергичность)?
Что беспокоило во время выполнения упражнений? Где, в какой части тела?
Что бы хотелось твоей руке, ноге, спинке? Давай сделаем это для неё (погладить, согреть, потереть, похвалить и т.п.).
Такие упражнения помогают детям:
● снять физическое и психологическое напряжение;
● улучшить или изменить эмоциональное состояние;
● снять возбуждение, скованность, заторможенность;
● осознавать свое тело, его возможности;
● улучшить саморегуляцию.
Все это приводит к уменьшению невротических реакций у детей, что является профилактикой неврозов.
Улучшая взаимоотношения детей со своим телом, мы способствуем гармоничному развитию психики ребенка, что влияет на его коммуникации с внешним окружением.
Стеснительность и неуверенность проходят, снижается агрессивность в поведении, уменьшается капризность.
Работа с дыханием и артикуляцией в таком комплексе упражнений не только улучшает самочувствие, но и совершенствует речевые навыки у детей.
Режим дня, прогулки, пробежки, закаливание, физическая нагрузка также благотворно влияют на тело и психику. Не пренебрегайте ими и будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"
Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...
Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"
В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....
Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «
Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «...
Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »
Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной цело...
Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»
МДОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»...
Методическая разработка для педагогов детского сада по теме: "Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет
Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3 - 7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем..Су - Джок терапию мож...
Методическая разработка "Развитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русских народных и авторских сказок"
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и ср...