Методическая разработка «Профилактика неврозов у дошкольников с помощью методов телесно-ориентированной терапии"
методическая разработка

Невроз — сложное комплексное заболевание, расстройство сферы чувств и сознания.

Чтобы вновь стать цельной личностью, нужно прочувствовать и осознать этот раскол,

восстановить связь с реальностью. (А. Лоуэн)

Телесно-ориентированная психотерапия предлагает наикратчайший путь к

восстановлению. Наше тело — идеальный инструмент, доступный каждому из нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Профилактика неврозов у дошкольников с помощью методов

телесно-ориентированной терапии»

Невроз — сложное комплексное заболевание, расстройство сферы чувств и сознания.

Чтобы вновь стать цельной личностью, нужно прочувствовать и осознать этот раскол,

восстановить связь с реальностью. (А. Лоуэн)

Телесно-ориентированная психотерапия предлагает наикратчайший путь к

восстановлению. Наше тело — идеальный инструмент, доступный каждому из нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Для дошкольников это наиболее приемлемый вид диагностики и психокоррекции:

● достоверная информация о проблеме (тело не лжет, не фантазирует);

● трудно в этом возрасте объяснить испытываемые чувства словами (небольшой

словарный и понятийный запас);

● несмотря на всю боль, которую причиняют ему близкие люди, ребенку сложно обвинять

их, скорее он возьмет всю вину на себя;

● работает по принципу «не навреди».

Профилактикой неврозов в детском возрасте может стать довольно простая гимнастика,

которую удобно проводить в детском саду на занятиях с психологом или воспитателем, а также дома с родителями. Заниматься можно индивидуально или в группах. Гимнастика состоит из несложных упражнений на зоны тела, где образуются мышечные зажимы.

Вильгельм Райх выделял 7 основных зон в теле человека:

1. Глаза (лоб): бегающий или неподвижный взгляд, наморщенный или неподвижный лоб,

сурово насупленные или вечно удивленные брови, распахнутые глаза.

 страх совершить ошибку

 страх обидеть другого человека

 страх оценки себя со стороны.

2. Рот (челюсть, подбородок): стиснутые зубы, челюсти, прикусывание губы, постоянное

жевание, сосание, обгрызание разных предметов, отвисшая нижняя челюсть, ходящие

желваки. Подавляются:

 плач

 крик

 гнев

3. Шея (язык): непроизвольное сглатывание («ком в горле»), невротический кашель,

слишком тихий голос, непроизвольный жест « рука на горле». Подавляются:

 плач

 громкий крик

 гнев

 обида

4. Грудь (лопатки, руки, плечи): сдерживание, замирание дыхания, вдавленная или

выпяченная грудь, плечи подняты к ушам или безвольно опущены, холодные, влажные,

сжатые в кулаки, засунутые в карманы, постоянно теребящие что - либо руки.

Подавляются:

 печаль

 смех

 любовь

 ревность

 страстность

5. Диафрагма: затрудненное дыхание, неповоротливость туловища, частые рвотные

позывы или неспособность к рвоте (часто у детей нежелание идти в детский сад

сопровождается болью в животе, рвотных спазмах). Подавляются:

 сильный гнев

 сильная тревога

 отвращение

 брезгливость

6. Живот (мышцы спины, поясница): выпяченный живот, нарушение пищеварения

(ДЖВП, эрозии, колиты), упадок сил, апатия, вялость. Подавляются:

 злость

 гнев

 страх

7. Таз (ноги): ватные, негнущиеся, подкашивающиеся ноги, походка «на полусогнутых»

или «колосса на глиняных ногах». Подавляются:

 витальные страхи (мнимая или настоящая угроза жизни)

 сексуальное возбуждение

 удовольствие

 гнев

Гимнастика « Волшебные превращения»

Для работы в группе устанавливаем правила: соблюдаем дистанцию, не соприкасаемся,

почти все упражнения выполняем молча, внимательно «слушаем» свое тело, наблюдаем за

своими ощущениями.

Упражнение 1. «Часы с кукушкой»

Сядьте или встаньте, чтобы было удобно. Вы — часики. Двигайте глазами вправо - влево,

вверх — вниз; глаза, как стрелки часов, бегут по кругу в одну сторону, потом в другую.

Повторите 4 раза.

Распахните глаза широко, как если бы открылась дверка и выскочила кукушка.

Зажмурьтесь. Повторите 3 - 4 раза.

Упражнение 2. «Беззубая акула»

Открывайте широко и беззвучно рот, как будто бы акула хочет съесть кого-то. Но у акулы

нет зубов, она только смешно шамкает ртом. Прошамкайте небольшой стишок или песенку. Вот

такой, например:

Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок,

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Упражнение 3. «Цветочек»

Представьте, что вы — цветочки. Ваше тело — стебель, а голова — головка цветка.

Головка цветка медленно поворачивается за солнышком: вправо, влево, вниз, вверх, по кругу.

Повторите 3-4 раза.

Высуньте язычок. Постарайтесь достать кончиком языка до подбородка. Повторите

несколько раз.

Упражнение 4. «Дерево»

Представьте, каким вы хотите быть деревом. Ваши руки — ветви, пальцы — маленькие

веточки. Ветки и веточки тянутся к солнышку, здороваются с соседними деревьями, с

цветочками и травкой. Двигайте руками в разных направлениях. Выбирайте силу и темп

движений сами, можете ускорять и замедлять движения, увеличивать или уменьшать амплитуду.

Деревья качаются сильнее, потому что дует ветер. Изобразите, как деревце беззвучно

плачет.

Покачайтесь с пятки на носок и обратно. Походите по комнате, двигая руками - веточками.

Ветер стихает, дерево перестает качаться.

Упражнение 5. «Лягушонок»

Присядьте на корточки или сядьте на коврик. Чтобы нырнуть в речку, лягушонок набирает много воздуха в животик. Надуйте животик, а потом сдуйте. Вдох делайте носом, а выдох - открытым ртом. Повторите 4 - 6 раз.

Теперь медленно вдохните и резко выдохните, животик как бы прилипает к спинке.

Повторите 4 - 6 раз.

Упражнение 6. «Кошечка»

Встаньте на четвереньки. Вы — кошечка. Потянитесь спинкой вверх, сделайте холмик;

прогните спинку, сделайте ямку. Повторите 4 раза.

Потянитесь передними лапками вперед, плавно скользя по полу, при этом таз опустите на

пятки. Теперь вернитесь в исходное положение и повиляйте хвостиком.

Упражнение 7. «Лошадка»

Вы - маленькая шустрая лошадка. Энергично лягните ногами несколько раз.

Упражнение 8. «Червячок»

Лягте на спину. Вытянитесь в длину. Вы — длинный червячок. Вы чувствуете, какой вы

подвижный и гибкий. Свернитесь, как вам хочется. Распрямитесь. Повторите это несколько раз.

А теперь изобразите, что вы ползете вокруг камушков, в траве, мимо кустиков, не сходя с места.

Согните ноги в коленях. «Попрыгайте» на месте, слегка постукивая тазом об пол.

Упражнение 9. «Детки»

Теперь пора превращаться в детей. Вытянитесь на полу, руки прямые за головой, ноги

тоже прямые. Катимся «колбаской» в одну сторону на 4 счета, потом в другую. Сядьте.

Почувствуйте свои ручки, ножки, тело и голову.

Итак, вы снова стали ребятами, а не часиками, акулами, цветочками, деревьями,

лягушатами, кошечками, лошадками и червячками.

Осознание

Ребята, поделитесь, кем вам сегодня понравилось быть? Почему?

Как ты это чувствуешь в твоем теле (легкость, тепло, гибкость, энергичность)?

Что беспокоило во время выполнения упражнений? Где, в какой части тела?

Что бы хотелось твоей руке, ноге, спинке? Давай сделаем это для неё (погладить, согреть, потереть, похвалить и т.п.).

Такие упражнения помогают детям:

● снять физическое и психологическое напряжение;

● улучшить или изменить эмоциональное состояние;

● снять возбуждение, скованность, заторможенность;

● осознавать свое тело, его возможности;

● улучшить саморегуляцию.

Все это приводит к уменьшению невротических реакций у детей, что является профилактикой неврозов.

Улучшая взаимоотношения детей со своим телом, мы способствуем гармоничному развитию психики ребенка, что влияет на его коммуникации с внешним окружением.

Стеснительность и неуверенность проходят, снижается агрессивность в поведении, уменьшается   капризность.

Работа с дыханием и артикуляцией в таком комплексе упражнений не только улучшает самочувствие, но и совершенствует речевые навыки у детей.

Режим дня, прогулки, пробежки, закаливание, физическая нагрузка также благотворно влияют на тело и психику. Не пренебрегайте ими и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"

Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...

Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"

В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....

Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «

Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «...

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »

   Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной цело...

Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»

МДОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»...

Методическая разработка для педагогов детского сада по теме: "Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет

Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3 - 7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем..Су - Джок терапию мож...

Методическая разработка "Развитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русских народных и авторских сказок"

   Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и ср...