Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Анкудинова Надежна Валерьевна

МДОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»

 

Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»

Методическая разработка может быть полезна для воспитателей детских садов. Описанные нетрадиционные техники рисования применимы для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материалы, необходимые для рисования можно найти в любом доме.

Выполнила: Воспитатель Анкудинова Н.В.

 

Цель методической разработки:

оказание методической помощи педагогам в выборе нетрадиционных, доступных и эффективных техник рисования, способствующих творческому развитию детей.

 

Задачи:

  • выделить и дать описание возможным видам рисования зубной щеткой, стекой;
  • определить различные варианты применения данных техник рисования;
  • выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемых изобразительных техник  рисования.

Материалы и оборудование:

  • акварельные и гуашевые краски, бумага, палитра, вода;
  • зубные щетки (старые), стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;
  • засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;
  • клеенка, газета, фартук, нарукавники.
  • Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей
  • Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

 

 

Преимущества нетрадиционных техник рисования зубной щеткой:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

 

При рисовании в нетрадиционных техниках используют разнообразные предметы вместо кисти. Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной щетки. Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т.к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо.

 

Этапы работы в технике “набрызг”:

  • Смочить щетку водой.
  • Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
  • Набрать немного краски на зубную щетку.
  • Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
  • Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
  • Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

 

 

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.

Техника рисования зубной щеткой как кистью

При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски.  Тем самым создается эффект объемности изображения. При помощи техники рисования зубной щеткой можно передать колючую или пушистую фактуру предмета.

Для рисования зубной щеткой как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок вообще не получится. Рисунок, выполненный зубной щеткой, выйдет не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой.

Зубной щеткой можно передать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные зубной щеткой, отличаются своеобразной пушистостью и объемностью.

Методические советы

  • Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.
  • Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
  • При рисовании в данных техниках удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
  • При рисовании в технике “набрызг” важно не ошибиться с направлением движения стеки (палочки, линейки), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
  • Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступать к рисованию.
  • При рисовании зубной щеткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунуть в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.
  • Краски лучше выбирать ярких цветов.
  • Для того, чтобы рисунки, имеющие цветовой фон, не выглядели тусклыми, следует подмешивать к цветной краске белую. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят яркими, красочными и привлекательными.

 

Выводы:

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

 

imageimage

imageimageimageimageimage

image

image

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ. УПРАЖНЕНИЯ

Опыт  работы  с  детьми – дизартриками  показал,  что  сочетание  специальной артикуляционной  гимнастики и массажа  языка  позволяет  укрепить...

Массаж языка с помощью зубной щётки.

массаж языка зубной щёткой...

Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования"

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов. Описанные нетрадиционные техники рисования применимы для занятий с детьми 5-7 лет....

Мастер класс "Нетрадиционные изобразительные техники. Рисование при помощи зубной щетки"

Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию: мелкой моторики рук и тактильного восприятия;пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зри...

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ...