Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Круглова Лариса Георгиевна

     Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной целостной личности, вооружают ребенка средствами познания окружающего мира: умением наблюдать, умением сравнивать, выявлять характерные свойства, признаки и т.п.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        детский сад №5 Выборгского района

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде  ДОУ :

 « РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА »

                                              Автор : воспитатель Круглова Лариса Георгиевна

                                                                 

                                              Санкт-Петербург

                                                        2018

                               

 1.Теоретическая часть.

1.1. Актуальность темы.

     Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, так как именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной целостной личности, вооружают ребенка средствами познания окружающего мира: умением наблюдать, умением сравнивать, выявлять характерные свойства, признаки и т.п.

     Поэтому я считаю, что развитие познавательных умений дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимо ребенку предоставлять  возможность действовать самостоятельно.

     Становление личности невозможно без развития субъектности. Эффективным средством развития субъектности ребенка является изучение окружающего мира, природы, времен года.  Всякий раз ребенок  открывает для себя что-то новое.  Ребенок  воспринимает  многообразие природных явлений. У него развивается любознательность, наблюдательность, способность видеть и ценить прекрасное, умение сравнивать, анализировать.Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".

    Тема развития познавательных умений актуальна и с точки зрения федерального образовательного стандарта.  В соответствии с требованиями которого, ребенок  4-5-ти лет стремится проявлять  «самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности», « ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и  поступкам людей», « ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».      

     1.2 Нормативное обоснование.

     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» требует  :

1. «Создания благоприятных  условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,  другими детьми, взрослыми и миром».

2. «Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности

и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

     Согласно Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н  "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", трудовые действия воспитателя включают в себя :

1. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

2. Организацию видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

3. Организацию конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

4. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

     Воспитатель должен уметь:

1.Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их .

2. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

3. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

4. Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование.

5.Создавать возможность для развития свободной игры детей, в том числе для обеспечения игрового времени и пространства.

6. Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

7. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

8. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

9. Владеть ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

     1.3 Теоретические обоснования.

     В наши дни  остро стоит проблема- воспитать не просто человека, обогащенного многими знаниями,  а воспитать   личность. Личность творческую, гармоничную. Поэтому я использую деятельностный подход.    Во главу угла ставлю развитие  личностии ребенка в процессе различных видов деятельности (продуктивная - лепка, рисование на тему «Моя золотая осень»; игровая -п/и «Чудесный мешочек» , д/и «Отгадай и назови», музыкально-художественная - «Времена года.Осень» П.И.Чайковского, картины «Золотая осень» И.Шишкина, И.Левитана, чтение рассказа М.Пришвина «Листопад», стихотворения А.Плещеева «Осень наступила...» и др.)

     Психологическое изучение деятельности было начато Л.С.Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев ( «Деятельность. Сознание. Личность»). По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность в сознании личности играет первостепенную роль. Деятельность рассматривается, как средство становления и развития субъектности ребенка.

     Проект   реализуется в ходе интеграции образовательных областей:

  «Познавательное развитие»

  «Речевое развитие»

   «Художественно-эстетическое»

  «Социально-коммуникативное»

      1.4  Цели проекта:

Создание педагогических и организационных условий для развития субъектной  позиции, познавательных , социально-коммуникативных и речевых умений дошкольника 4-5 лет в процессе реализации проекта «Осень золотая в гости к нам пришла». Расширение представлений детей об осени и ее признаках.

     1.5  Профессиональные задачи:

1. Наполнить развивающую предметно-пространственную среду. Внести в уголок природы растения, цветы, характерные для осеннего сезона, осенние листья, желуди, фрукты,овощи, иллюстрации,  демонстрационные материалы, книги на тему осени.

2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

 3. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность детей.

4. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы

5. Развивать умение наблюдать, анализировать.

6. Обогащать активный словарь детей.

7. Развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь .

8. Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять положительные эмоции и умение их проявлять.

9. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в продуктивной деятельности.

10. Развитие уверенности в своих силах , способностях и  самостоятельности каждого ребенка.

11. Привлечь родителей к созданию совместной с детьми поделки из природных и бросовых материалов «Дары осени».

12. Организовать выставку работ детей и  работ совместного с родителями творчества.

     1.6 Планируемые результаты.  

     В результате специально организованных видов  образовательной деятельности с целью развития субъектности дошкольника, ребенок :

1. будет иметь опыт продуктивной самостоятельной деятельности, а именно создаст работу « Моя  осень » (умение создавать свой собственный художественный образ) ;

2.  приобретет навык   выбирать род занятий  (на  выбор: рисование красками или карандашами,  работа в технике штампа природными или бросовыми материалами, лепка) ;

3. будет иметь опыт совместной с родителями творческой деятельности (создание поделки «  Дары осени);

4. будет способен искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;  

5. будет способен назвать признаки осени;

6. будет способен самостоятельно находить характерные признаки осени;

7. будет способен отгадывать загадки;

8. будет способен простым предложением отвечать на вопросы воспитателя;

9. будет уметь формулировать вопрос и ответ;

10. будет способен назвать краски осени;

11. будет уметь определять с какого дерева лист (на примере 4-х деревьев);

12. будет уметь заучивать стихотворение по мнемотаблице;

13. будет знать как называются осенние месяцы;

14. будет знать значение новых слов «листопад», «хмурая», « пасмурная»,

 «моросящий»;

15. будет знать какую одежду надеваем осенью.

       1.7  Обоснование методов организации деятельности детей.

     В организации деятельности детей я использую:

     1.Метод проблемного обучения. Это построение образовательной деятельности путем  решения познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа, приобретения новых знаний. Я озвучиваю проблему ( в нашем случае- письмо от старичка-Лесовичка с просьбой о помощи), вместе с детьми ищем ответ на  основе рассуждений.

     2. Личностно-ориентированные технологии.   Каждый ребенок  вовлечен в активный познавательный процесс. Стараюсь  встать  на позицию ребенка,

быть « не над ним, а рядом ».

 Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в подгруппах, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столом, беседы , чтение и т. д.

     3. ИКТ технологии. Использую презентацию, выполненную на ноутбуке, аудиозаписи и т. д. ИКТ технологии помогают разнообразить воспитательно-образовательный процесс.

     4. Учитывая, что игра- это основной вид деятельности дошкольника, особое место занимают  игровые технологии. Через игру ребенок познает окружающий мир. Я использовала:

 а) настольный театр с объемными фигурками ;

 б) настольные дидактические игры : «Осенний пейзаж», «Найди лишнее»,

 «Натюрморт»,  «С какого дерева листочек», «Ботаническое лото» и др.

 в) подвижные игры : «Солнышко и дождь», «Съедобное-несъедобное» и др.

     2. Практическая часть.

Описание материалов предметно-пространственной среды.                    Одним из показателей качества образования  является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

     На фланелеграфе разметила  иллюстрации на тему осени такие как : «Осень в лесу», «Осенний пейзаж», «Дары осени» , репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина «Золотая осень».

     В уголке  речевого развития и центре книги: игры на развитие речи «Найди лишнее» , «Сказочное лото», «Собери картинку», пазлы «Времена года»,

книги с произведениями : М.Пришвина  «Листопад», А.Плещеева «Осень наступила...», А.Майкова «осенние листья по ветру кружат», сказка М.Горького

«Война грибов с ягодами», В.Сутеева « Яблоко», стихотворений Е.Благининой «Стрижи», «Прилетайте», Т. Рождественской «Птичий базар», Н.Сладков «Осень в лесу», альбомы для рассматривания «Осенний пейзаж» , «Осень в торчестве русских художников», портреты М.Пришвина, В.Сутеева, Н.Сладкова.

       В уголке экологии и экспериментирования :

  • выставлены горшки с осенними цветами (астрами, хризантемами), букеты из осенних листьев;
  • календарь природы с картиной сезона «Осень» ( с моделями значками: ясно,   пасмурно, дождливо, облачно) ;
  • лото «Времена года», объемный пазл «Осень в лесу» ;
  • прозрачные пластиковые емкости с орехами (грецкие, фундук), с желудями, шишками, осенними листьями, перышками, корой;
  • буклеты: « Приметы осени», «Что нам осень подарила», « Осень золотая»;
  • картонная кукла Маша, одетая по осеннему сезону.

     В уголке художественного творчества:                                                            цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин,пластмассовые доски,  толстые восковые мелки, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, наклейки, ткани,обои, кисти, поролон, перчатки, клейстер, трафареты с  листьями, с деревьями, животными, фруктами, овощами, ножницы с тупыми концами, палитра, салфетки, емкости для воды). На «Стене творчества»  будут выставляться работы детей.

       В музыкальный уголок  добавила: прозрачные пластмассовые емкости с желудями, шишками, плодами шиповника, портрет  П.И.Чайковского («Времена года»).

    В уголок сюжетно - ролевых игр добавила: набор пластмассовых овощей, одежду для кукол : куртка, плащ, шапка, платок.

     В уголок дидактических игр   внесла: Лото «Фрукты-овощи», настольно-печатные игры : «С какого дерева листочек», «Найди пару», серию картинок

«Времена года» (сезонные явления  и  деятельность людей), «Найди ошибку», разрезные сюжетные картинки « Осень в лесу», « Еж», «Что нам дарит осень».

2.3  Особенности педагогической  системы.

В работе над проектом, ориентировалась   на принципы «педагогики

продуктивности»,  согласно которым ребенок становится субъектом образовательного процесса, а воспитатель взаимодействует и сотрудничает

с ребенком.  Основные идеи педагогики сотрудничества:

  • сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей в своем образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса;
  • изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка;
  • применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе;
  • переход на личностно-ориентированную педагогику.

Принципы личностно-ориентированного подхода:

  • Основная задача взаимодействия воспитателя с детьми – содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности ребенка.
  •  Умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и внимательно относится к его чувствам и эмоциям.
  •  Тактика взаимодействия воспитателя с детьми- сотрудничество
  •  Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни
  •   Ориентир на собственные открытия ребенка

     Воспитатель предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решений, побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения, способствует эффективному накоплению каждым ребенком собственного опыта.

     Ребёнок является главным действующим лицом образовательного процесса, субъектом деятельности,рассматривается, как равноправный партнер.

 2.3 Формы и виды взаимодействия с родителями.

     Без всякого сомнения, родители — это участники образовательных отношений. Цель взаимодейтсвия с родителями- вовлечение их в единое образовательное пространство, создание атмосферы сотрудничества. В рамках реализации проекта  я активно привлекаю родителей к участию, а именно:

  1. Родителям дается задание дома совместно с детьми изготовить поделку «Дары осени».
  2. Рекомендовано давать ребенку возможность самостоятельно выбирать

вид продуктивной деятельности.

  1. Рекомендовано провести беседу-наблюдение во время совместной прогулки « Что изменилось в природе?» Предложить ребенку результаты

наблюдений оформить в виде рисунка, аппликации или  поделки.

  1. В Родительском уголке размещается информация о проекте «Осень золотая в гости к нам пришла» и рекомендации для использования

дома :  мнемотаблицы, задания, загадки, дидактические игры, стихотворения, перечень  произведений художественной литературы,

рекомендуемой к прочтению.

  1. Привлекаю родителей к участию в мастер-классе, где  вместе с детьми

они смогут создать поделку из природных материалов «Осенние фантазии» и станут участниками выставки.

2.4 Описание видов деятельности детей и воспитателя для достижения целевых ориентиров. Практическая часть.

                     I этап — подготовительный.

  1. Беседа « Что ты видел по дороге в детский сад, что изменилось в природе?»

      Воспитатель собирает детей, задает вопросы: Что вы видели по дороге в детский сад? Что-то изменилось в природе? Что стало с листьями на деревьях?

Изменилась ли погода? Как мы стали одеваться?

   Дети отвечают : Стало холоднее, часто идут дожди, дни стали короче, листья на деревьях пожелтели.Некоторые листья стали красными и оранжевыми.  Мы надели плащи, куртки, ботинки.

 2. Рассматривание репродукций картин И.Шишкина, И.Левитана «Золотая осень»

Воспитатель : Посмотрите, ребята. Два разных художника. Картины получились разные, хотя тема одна - «Золотая осень». У каждого человека свое видение осени. И мы с вами чуть позже тоже нарисуем свою осень. А скажите кому какая картина нравится больше?

Дети отвечают.

Воспитатель : А почему тебе эта картина понравилась больше?

Дети пытаются объяснить свой выбор.

Воспитатель  хвалит детей.

                               II этап — основная часть

Содержание организованной образовательной деятельности

 «Осень золотая в гости к нам пришла» (Видео — презентация)

Виды детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, изобразительная.

Материалы и оборудование: Магнитная доска с репродукциями картин, демонстрационные материалы на тему «Осень» « Что нам осень принесла», мультемедийное оборудование, букеты из осенних листьев.

Организация детей : свободно располагаются вокрег столов, садятся на стульчики.

     Ход организованной образовательной деятельности.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года.Осень».

Воспитатель включает видео-презентацию «Осень золотая в гости к нам пришла”.

Организационная часть.

Воспитатель - Ребята, сегодня я пришла к вам с  письмом из леса от Старичка-Лесовичка. Хотите узнать что в нем?  (Дети: Да  )   Давайте его откроем.

«Дорогие ребятушки, нужна ваша помощь . Я стал стареньким, память у меня  совсем плоха . Забыл я и не знаю к какому времени года готовиться. Может  санки готовить, да елку рубить к новогоднему празднику? А может пойти огород сажать или грибы собирать? Помогите, ребятушки, старичку. Пришлите письмецо, если вдруг узнаете, какое сейчас время года,  и к чему  мне готовиться».  

 Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Старичку — Лесовичку?

 Дети : Да

 Воспитатель: Сначала  нужно вспомнить какие времена года мы с вами знаем? (Дети отвечают)

Воспитатель : А какое время года сейчас?  

(Дети отвечают)

 Воспитатель: Правильно, осень. Молодцы.

 Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, где размещены

 демонстрационные картины на тему «Золотая осень» и читает стихи

 И.Бунина «Листопад». Затем начинает показывать на экране презентацию

«Осень золотая в гости в нам пришла».

  Воспитатель- Ребята, у каждого времени года есть свои приметы. Давайте поиграем в игру и вспомним приметы осени и поиграем в игру «Да или нет».

Идет демонстрация слайдов. Воспитатель задает вопросы ( стихотворение) . Дети отвечают.

Воспитатель : Осенью цветут цветы?         Дети : Да
Воспитатель : Осенью растут грибы?         Дети: Да                      

Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?                              Дети отвечают : Нет
Можно детям загорать?                                      
Дети отвечают: Нет
Ну а что же делать? Куртки, шапки надевать?  Дети отвечают : Да.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще приметы осени вы знаете? Дети отвечают (становится холоднее, идут дожди, дни становятся короче,  ночи длиннее, небо серое, птицы улетают , листья желтеют и опадают и т. д.)

Воспитатель читает стихи. Затем спрашивает у детей: я знаю что вы разучили дома с родителями стихи про осень. Может быть кто-то хочет нам рассказать?

Если есть желающие, слушаем несколько стихотворений. (Если желающих окажется много, обещаю детям чуть позже дать возможность выступить).

Воспитатель благодарит детей за прочитанные стихотворения.

На экране сл. Слайд с тремя картинками осени.

Воспитатель: Какие периоды осени вы помните, ребята.

Дети : Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитетель: Молодцы, правильно. А можем мы с вами угадать, на какой картинке изображена ранняя осень.

Ребенок отвечает: на первой .

Воспитатель: молодец, правильно . А почему ты так решил?

Ребенок отвечает.

Воспитатель предлагает детям отгадать остальные два периода и объяснить

свое решение. Хвалит в любом случае за старание.

Воспитатель: А кто помнит, как называются осенние месяцы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, вы молодцы.

Воспитатель - Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? Дети отвечают : (лето, зима)

Воспитатель- Какими словами можно описать осеннюю погоду? Давайте попробуем.

Дети:  (хмурая, пасмурная, дождливая, ветреная)
Воспитатель- Какие краски дарит осень природе ?

Дети отвечают: (желтый, красный, оранжевый, бордовый)

 А теперь -загадка.

Воспитатель : Под ногами лежат, зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные, краешки резные. (Листья)

Воспитатель: Ребята, скажите а на чем растут листья?

Дети : На дереве

Воспитатель: Молодцы,верно.

Посмотрите, дети, на экран. (На слайдах — листья разных деревьев).

 Воспитатель: С какого дерева этот лист?

Дети : С клена

Воспитатель: Значит этот лист какой?

Дети: Лист кленовый .

На слайдах листья с березы, дуба, рябины.

Воспитатель- Молодцы, ребята. А сейчас - физкультминутка.

Физминутка
Воспитатель - Давайте теперь  представим, что вы листочки, подул ветер и вы

 закачались (звучит музыка, дети танцуют, как кому хочется ) .

Физкультминутка “ Листочки”

Мы - осенние листочки. Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)

Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)

Все листочки так устали! Перестал дуть ветерок -собрались мы все в кружок

 (садятся на корточки, поднимают руки над головой.)

Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул (бегают, размахивая руками.)

Все листочки полетели и на землю тихо сели. (предлагаю детям сесть на свои стульчики)

Воспитатель предлагает детям еще несколько загадок на осеннюю тему.

Листья желтые летят, падают, кружатся,

И под ноги просто так, как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?Это просто  …..

Дети:  Листопад.

Воспитатель: Правильно, вы-молодцы.

Воспитатель- Ребята, мы вспоминали, что  листопад- это примета осени.

А давайте покажем, как падают листья и сыграем в игру «Листопад»

Пальчиковая игра «Листопад»

Листопад, листопад (Дети выполняют кистями рук плавные движения)

Листья разные летят. Листик осиновый, (загибают поочередно пальцы)

Листик рябиновый, листик кленовый, ольховый, дубовый.

Листья эти в букет соберем (Кисти рук соединены, пальцы разведены)

Листик осиновый, (загибают поочередно пальцы)

Листик рябиновый,листик кленовый, ольховый, дубовый.

Воспитатель- Итак, ребята. Мы с вами готовы помочь Старичку-Лесовичку, написать ему письмо,о том, какое время года сейчас?

Дети - Да-ааа, готовы. Осень.

Воспитатель - Правильно. Сколько осенних месяцев мы с вами знаем?

Дети - 3 месяца -сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель - а что Старичку-Лесовичку нужно сейчас делать? На санках кататься, сажать семена?

Дети - Нееет. Собирать грибы, готовиться к зиме.

Воспитатель- Правильно, ребята, молодцы.Так и напишем Старичку-Лесовичку.              (Пишет, конверт заклеивает и просит кого-то из коллег его отправить)            

 Воспитатель - Дети, я знаю интересное стихотворение про осень и

 предлагаю вам его выучить . Но учить мы его будет по-новому? (держу паузу)

с помощью мнемотаблицы! (На экран выводится мнемотаблица и воспитатель объясняет, как таблица поможем нам выучить стихотворение )

Стихотворение «Осень» И.Токмаковой

Опустел скворечник - улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидиться.

Целый день сегодня  все летят-летят...

Видно,тоже в Африку улететь хотят.

2.Заключительная часть.

Воспитатель- Ребята, вы  все -молодцы,  помогли Старичку-Лесовичку определить -какое время года . Мы сегодня поговорили о признаках осени, Вспомнили как называются сенние месяцы, периоды осени. Узнали  как выглядят листья различных деревьев.

В группу входит коллега и приносит корзинку с ягодами и запиской от Старичка- Лесовичка.

Воспитатель - Ребята, только что пришел ответ от Старичка-Лесовичка. «Большое спасибо, дети. Вы мне очень помогли. В благодарность посылаю вам ягоды ». Воспитатель предлагает детям вымыть руки и угоститься ягодами.

                     Продуктивная деятельность (рисование)

Цель : создание организационных условий для развития изобразительных, речевых, социально - коммуникативных навыков в процессе создания работы

«Моя осень».

Задачи:

1. Развивать способность самостоятельно принимать решение, делать выбор.

2. Развивать умение выражать свои впечатления и эмоции в творчестве.

3.Развивать  умение замечать и ценить красоту окружающего мира.

4.Развивать изобразительные способности и навыки.

 5.Развивать умение договариваться, уважительно относится к окружающим.

Воспитатель : Ребята, если у кого-то из вас возникнет желание работать в паре с кем-то или в группе, это тоже возможно. Тогда работа будет называться « Наша осень». И вы можете выбирать, в какой технике сделать свою работу. Можно нарисовать ее цветными карандашами, а можно красками. Можно кистью, а можно и поролоном. Кому что нравится. Главное,чтобы это была «ваша осень».

 Воспитатель предлагает детям выбрать те метариалы, которые им понадобятся

для создания работы ( цветные карандаши, гуашь,акварельные краски, бумага цветная и белая, пластилин, доски, картон цветной и белый, поролон, ножницы с тупыми концами, клейстер,ткани, обои, кисти, восковые мелки) .

Дети: думают, выбирают, обсуждают с другими детьми, решают как и с кем будут работать.

Воспитатель замечает, что дети пытаются договариваться друг с другом, а кто-то начал уже работу индивидуально.

Дети выбирают материал и начинают воплощать свои замыслы.

Воспитатель наблюдает за  тем, как дети работают, в случае возникновения вопросов со стороны детей, отвечает на них, не навязывая свое видение , а предоставляя возможность ребенку самому принимать решение.

                          III . Заключительная часть.

После завершения работы дети убирают свои  рабочие места. Если есть необходимость, моют руки.

Воспитатель предлагает рассмотреть работы,которые получились у ребят.

Дети  рассматривают работы, высказывают свое мнение о том,какие работы им нравятся больше и почему.

Воспитатель хвалит всех детей и  предлагает  разместить все работы                      на « Творческой стене», где их увидят  родители.

2.5 Материалы педагогической диагностики результатов.

Характеристика вида деятельности

Уровень сформированности умений

 I. Характеристика поведения ребенка в условиях группы

1.Умение задавать вопросы.

2. Способность оценивать правильность ответов других детей.

3. Умение слышать других и дополнять их ответы

4.Умение наблюдать за изменениями в природе.

5.Способность слышать и понимать воспитателя

6.Способность к самостоятельным высказываниям в ходе беседы

7.Умение слышать собеседника

8. Уважительное отношение к окружающим.

9. Соблюдение установленных норм поведения.

10.Уровень включенности в игровые ситуации.

11. Умение договариваться.

II. Сформированность умений конкретного ребенка

1. Умение слышать и понимать воспитателя.

2. Способность понимать вопрос и отвечать на него полным предложением

3.Особенности мышления (конкретное, абстрактное)

4. Способность отгадывать загадки.

5.Умение наблюдать за изменениями в природе.

6. Умение сравнивать,анализировать природные явления, находить причинно-следственные связи

7. Умение выбирать вид продуктивной  творческой деятельности.Умение создавать свой собственный художественный образ осени.

8.Умение обосновать правильность выбора в образовательных ситуациях

(речевые и познавательные навыки)

9.Отношение к работе ( уровень и качество субъектности)

10. Способность видеть красоту окружающего мира, любить природу.

III. Речевая грамотность

1.Умеет использовать в речи новые слова : «листопад», «моросящий», «хмурая», «пасмурная».

2. Способен отвечать полным развернутым предложением.

3. Способен составить простой рассказ о предмете, о содержании картины.

4.Способен вести диалог.

5.Знает стихи про осень.

3. Выводы:

     В результате целенаправленных педагогических действий, организации и реализации  проекта «Осень золотая в гости к нам пришла» созданы условия для познавательного, речевого, художественно -эстетического, социально-коммуникативного развития детей.

1. Увеличилась познавательная активность детей, любознательность, наблюдательность.

2. Возрос интерес детей к природе, к ее красоте.

3. Дети научились находить причинно-следственные связи.

4. Дети знают признаки осени, осенние месяцы, осенние периоды.

5. Увеличилась отзывчивость, желание  помогать,уважительно относиться к окружающим.

6. Возрос интерес детей к чтению, изобразительному искусству, к творчеству.

7. Возросло умение договариваться друг с другом, работать в паре или небольшими группами.

8. Ребенок способен создать свой собственный художественный образ осени.


                                                                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Выборгского района Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА » Автор : воспитатель Круглова Л. Г. Санкт-Петербург 2018

Слайд 2

Цели проекта : 1 . Создание педагогических и организационных условий для развития субъектной позиции, познавательных , социально-коммуникативных и речевых умений. 2. Расширение представлений детей об осени и ее признаках. Профессиональные задачи : 1 . Наполнить развивающую предметно-пространственную среду. 2. Развивать умение наблюдать, анализировать 3 Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность детей. 4.Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы. 5.Развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь , обогащать активный словарь детей. 6.Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять положительные эмоции и умение их проявлять. 7 .Способствовать самовыражению детей в продуктивной деятельности. 8.Привлечь родителей к созданию совместной с детьми поделки из природных материалов «Дары осени », организовать выставку работ.

Слайд 3

Практическая часть. Описание материалов предметно-пространственной среды На фланелеграфе размещаются: иллюстрации «Осень в лесу», « Осенний пейзаж», « Дары осени » репродукции картин: И.Левитана и И.Шишкина «Золотая осень». В уголке речевого развития и центре книги игры на развитие речи : « Найди лишнее» , «Сказочное лото » «Собери картинку », «Найди пару» книги с произведениями М.Пришвина , В.Сутеева , Е.Благининой, Н.Сладкова, М.Горького альбомы для рассматривания «Осенний пейзаж », « Осень в творчестве русских художников», портреты М.Пришвина, В.Сутеева, Н.Сладкова .

Слайд 4

В уголок дидактических игр внесены: Лото «Фрукты-овощи», настольно-печатные игры : «С какого дерева листочек», «Найди пару», серию картинок «Времена года», «Найди ошибку», разрезные сюжетные картинки « Осень в лесу», «Что нам дарит осень» В уголке художественного творчества : цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, пластмассовые доски, толстые восковые мелки, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, наклейки, ткани, обои, кисти, поролон, перчатки, клейстер, трафареты с листьями, с деревьями, животными, фруктами, овощами и др. В уголке экологии и экспериментирования : выставлены горшки с осенними цветами (астрами, хризантемами), букеты из осенних листьев, календарь природы , лото «Времена года», объемный пазл «Осень в лесу», буклеты: « Приметы осени», «Что нам осень подарила», « Осень золотая».

Слайд 5

Формы и виды взаимодействия с родителями 1. Совместное с детьми изготовление поделки «Дары осени». 2 . Рекомендовано провести беседу-наблюдение во время совместной прогулки « Что изменилось в природе ?». 3. Предложить ребенку результаты наблюдений оформить в виде рисунка, аппликации или поделки . 4. В Родительском уголке размещается информация о проекте «Осень золотая в гости к нам пришла» . 5. Мастер-класс по изготовлению поделки из природных материалов «Осенние фантазии ».

Слайд 6

Практическая часть. Подготовительный этап . Определение целей и задач проекта . Подбор методического материала. Подготовка необходимого оборудования . Беседа « Что ты видел по дороге в детский сад?» «Что изменилось в природе?» 5. Рассматривание репродукций картин И.Шишкина, И.Левитана « Золотая осень»

Слайд 7

Основная часть. Ход организованной образовательной деятельности. Видео-презентация «Осень золотая в гости к нам пришла ”. Дидактическая игра « Да или нет» Воспитатель читает стихи. Дети отвечают «да» или «нет» Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают ? Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают ? Урожай все собирают ? Птицы в стаи улетают? Часто-часто льют дожди ? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

Слайд 8

2 . Признаки осени. Воспитатель предлагает вспомнить признаки осени. Дети отвечают. 3.Игра-загадка «С каких деревьев эти листья?» Дети стараются угадать с каких деревьев листья? 4. Пальчиковая игра « Листопад» 5 . Отгадывание загадок. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки. Дети отгадывают.

Слайд 9

6. Разучивание стихотворения «Осень» И.Токмаковой с помощью мнемотаблицы

Слайд 10

Продуктивная деятельность Цель : создание организационных условий для развития изобразительных, речевых, социально - коммуникативных навыков в процессе создания работы «Моя осень». Задачи: 1. Развивать способность самостоятельно принимать решение, делать выбор. 2. Развивать умение выражать свои впечатления и эмоции в творчестве. 3.Развивать умение замечать и ценить красоту окружающего мира. 4.Развивать изобразительные способности и навыки. 5.Развивать умение договариваться, уважительно относится к окружающим . Воспитатель предлагает детям самим выбрать в какой технике будет их работа.

Слайд 11

III. Заключительная часть После завершения работы дети убирают свои рабочие места. Если есть необходимость, моют руки. Воспитатель предлагает рассмотреть работы , которые получились у ребят. Дети рассматривают работы, высказывают свое мнение о том , какие работы им нравятся больше и почему. Воспитатель хвалит всех детей и предлагает разместить все работы на « Творческой стене», где их увидят родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей....

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»...

Методическая разработка по формированию представлений о традиционно – бытовой культуре русского народа у детей среднего дошкольного возраста

quot;Русская изба" – это методическая разработка для познавательного и речевого развития детей среднего дошкольного возраста, с помощью которого дети знакомятся с описанием русской избы, е...

Методическая разработка по изобразительной деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования крупами Младший и средний дошкольный возраст. «По стихам Агнии Барто»

Методическая разработка содержит объяснение актуальности использования нетрадиционной техники рисования крупами, выявлены цель и основные задачи, описаны методы и приёмы работы с материалом, способы р...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»

Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...