Методическая разработка "Развитие финансовой грамотности дошкольника с помощью русских народных и авторских сказок"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
Джанни Родари
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.
Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики. Может ли сказка помочь ребенку в освоении основ финансовой грамотности?
Сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с персонажами делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни.
Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:
Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.
В соответствии с целью поставить задачи:
1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
Принципы построения работы:
1.Доступность предлагаемого материала.
2. Системность и постепенность его усвоения.
3.Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Этапы работы со сказкой
1 этап – определиться с вопросами финансовой направленности, короткими диалогами, подбором иллюстраций (картинок с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети осваивают содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
3 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Функции сказок
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений,
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
В качестве средств экономического воспитания использовать:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций.
Быть финансово грамотным — необходимость, продиктованная временем. Переход общества к рыночной экономике требует не только создания соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирования экономически грамотных людей, способных принимать оптимальные финансовые решения. В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчётливость и хозяйственность, инициативность и дисциплинированность.Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными зверями, так же как и дети, изучающими окружающий мир. Весёлые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом в пределах десяти. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как • трудиться, работать и зарабатывать; • тратить, расходовать, покупать; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить.
Можно выделить следующие категории сказок:
- Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (Сказка «Петушок и бобовое зернышко»). Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.
Эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.
Получается, что данная сказка еще с самого детства приучает нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.
Сказка «О рыбаке и рыбке» - показывает как вредная,сварливая старуха хотела обрести все блага ,не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». Наверное каждый человек хоть раз в жизни мечтал о чуде, т.е. ожидание, что вот – вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех и нам обязательно повезет. Но часто, эта эмоция, нас просто обманывает и не соответствует реальности. Мы хотим увидеть чудо(уж так устроен человек), поэтому ждём его и нередко попадаем в очень неприятные ситуации.
«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - зазывала его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» - отвечал Буратино».
Так лиса Алиса и кот Базилио обманывали Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо.
Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки:
Главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом.
Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.
- Сказки, отражающие труд людей
Сказка «Хаврошечка» - формирование положительного отношения к людям,добросовестно выполняющим свою работу. Надо ценить таких работников,потому что можно остаться ни с чем.
Сказка «Мужик и медведь» - формирует представление о труде сельского жителя,учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль,а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»
В сказке автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал.
В результате Балда договорился с попом, что будет работать за три щелчка по лбу в год. Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.
Сказка раскрывает перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.
Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.
- Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство (Сказка «Лисичка со скалочкой» — наглядно показывает как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гусочку. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста)
Сказка «Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка,в которой лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком,что благодаря упорству и трудолюбию, можно получить желанный результат.
Сказка «Кот в сапогах» учит, что даже небольшие блага можно приумножить, если распорядиться ими с умом.
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость (Сказка «О попе и его работнике Балде»).
Сказка «Как коза избушку построила»
Коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Обратимся к образу Крота. Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого расчетливого, жадного мужчины, ишущего во всем выгоду. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». Он считает себя верхом мечты каждой девушки, при этом не любит солнца, цветов и птиц. «Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало.»
- Сказки, знакомящие с понятием «реклама» («Как мужик корову продавал») цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем,что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
Сказка «Лиса и козел» - Лиса хитрая, хоть и попала в беду (в колодец), уверяла козла,что ей хорошо в колодце, не жарко. Козел поверил, лиса воспользовалась его доверчивостью.
«Новое платье короля» - учит не поддаваться чужому влиянию, не стараться выглядеть «как все».
Заключение
Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами,умение рассуждать,сравнивать,выражать свои мысли, соотносить понятия «хочу» и « могу».
Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся.
Используемая литература
1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. «Финансовая грамотность:сценарии обучающих сказок» Москва 2019 г.
2. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для педагогов/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.
3. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Читаем и обсуждаем» Пособие для воспитателей. Вита-Пресс 2020 г.
4. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников» Издательство «ВАКО» 2019 г.
5. Котюсова И.М.,Лукьянова Р.С « Экономика в сказках и играх» Пособие для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/22/picture-26397.jpg)
Статья:" Использование русских народных и авторских сказок в непосредственно образовательной деятельности в в детском саду".
Из личного опыта работы Моисеевой Марины Фёдоровны, воспитателя дошкольного отделения ГАОУ № 577 Красногвардейского р-на СПб....
гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.
В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1191500-1574426210.jpg)
Методическое портфолио "Финансовая грамотность дошкольников"
Финансовая грамотность - это умение использовать знания и умения для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-1363305-1697310100.jpg)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир русских народных и авторских сказок"
В документе представлен полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Занятие для закрепления народных и авторских сказок поможет актуализировать знания детей, закрепить детских ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1521376-1728495879.jpg)
Методическая разработка "Финансовая грамотность дошкольников"
Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста и которое показывает умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-1507775-1732006128.jpg)
Выступление на методическом объединении на тему «Развитие экономического мышления дошкольников и повышение уровня финансовой грамотности дошкольников с помощью игр и практик»
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта ра...