Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Как отличить-ель от сосны?"
план-конспект занятия (младшая группа)
Научить детей визуально отличать ель от сосны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_derevya.docx | 349.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей 2 младшей группы
Тема: Как отличить – ель от сосны?
Воспитатель:
Манькова Ирина Владимировна
Цель: Продолжать формировать у детей представление о хвойных деревьях.
Задачи:
— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);
— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;
— научить отличать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;
— обогащать словарный запас детей;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию:
— еловые, сосновые ветки;
— шишки ели и сосны;
— иллюстрации ели и сосны, хвойного леса;
— наглядно рассмотреть деревья на прогулке;
—совместно провести опыт как открывается шишка при комнатных условиях.
Предварительная работа:
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;
— чтение стихов о деревьях;
— сбор веток и шишек.
Ход занятия
Приветствие:
Здравствуйте, ребята, хочу прочитать вам стихотворения чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать:
С головы зелена.
Стволом красна,
Высока, стройна
Растет сосна.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Обычную сосну найдёте
в сухом лесу и на болоте;
почти везде растёт сосна —
непривередлива она!
На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
Елка вытянула ветки,
Пахнет лесом и зимой.
С елки свесились конфетки
И хлопушки с бахромой.
Мы похлопали в ладоши,
Встали дружно в хоровод…
Наступил такой хороший
И счастливый Новый год!
Воспитатель: Ребята о каких двух деревьях говорилось в стихотворениях? Правильно, о сосне и о ели, а теперь вы должны отгадать загадки. Готовы?
Загадка: Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего себе не шьет,
А в иголках круглый год.
Дети: Елка.
Воспитатель: Правильно дети, а еще одно название у этого дерева ЕЛЬ
(показывается картинка ели)
Воспитатель: И еще одну загадку приготовила я вам.
Загадка: В лесу у ели есть подружка
У меня длинней иголки, чем у елки
Очень прямо я расту, в высоту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
Дети: это сосна
(показывается картинка сосны)
Воспитатель: а теперь скажите мне, похожи ли эти деревья?
Дети: Да похожи
Воспитатель: Да правильно ребята, у ели и сосны много общего.
Сосна и ель — похожие внешне деревья, которые являются «родственниками». Растения отличаются неприхотливостью к климатическим условиям. А так же расположением веток, длинной иголок, формой шишек и кроны деревьев.
Но все-таки они разные. Скажите, как растут ветки у ели?
Дети: Снизу до макушки, снизу длиннее, сверху короче.
Воспитатель: Правильно у ели ветки растут равномерно по всему стволу, как вы сказали снизу до макушки. Похожа на пирамидку, на треугольник, конус.
А у сосны?
Дети: наверху
Воспитатель: Это потому, что сосна очень любит солнечный свет, поэтому ее ветки растут поближе к солнцу. они похожи на метелки.
Сейчас рассмотрим веточки сосны и ели.
Я их не срывала, я их нашла возле дерева, их отломал ветер, а взяла чтобы показать вам. А можно без надобности ломать ветви? Что может произойти?
Дети: Нет рвать и ломать ветви нельзя, потому что дерево может погибнуть.
Воспитатель: В нашем случае наши деревья не погибнут, потому что корни и ствол не повреждены.
Посмотрите вот это веточка ели. Потрогайте ее, какая она?
Дети: колючая.
Воспитатель: Почему?
Дети: у нее есть иголочки
Воспитатель: А как называются иголочки у ели по-другому?
Дети: Хвоинки или хвоя.
Воспитатель: Какие хвоинки у ели?
Дети: острые
Воспитатель: Правильно ребята. С помощью хвоинок деревья дышат, берут у солнца свет и тепло, они не боятся холода. Какого они цвета?
Дети: темно-зеленого
Воспитатель: Хвоинки никогда не меняют своего цвета. Посмотрите в окно, все деревья стоят голые, только елочка одна весела и зелена.
Теперь давайте рассмотрим веточку сосны. Потрогайте ее, какая она на ощупь.
Дети: колючая
Воспитатель: Почему?
Дети: У нее есть иголочки (хвоинки)
Воспитатели: Какого цвета?
Дети: зеленого
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно и скажите, а чем отличаются веточки сосны и ели?
Дети: У ели иголочки короткие, а у сосны длинные.
Воспитатель: Хвоинки у ели зеленого цвета, а у сосны темно-зеленого. У ели иголочки растут по одной, а у сосны по две (парой сдвоенные хвоинки).
У ели иголочки жестче, а у сосны мягче.
А для того, чтобы хорошо различать их. Выучим поговорку.
Елочка – короткая иголочка, сосна – длинная игла.
(повторяем)
Фрагмент из детской передачи «Шишкин лес»
Какие плоды у ели и сосны?
Дети: шишки
Воспитатель: Правильно, на ели и сосне растут шишки. Давайте их рассмотрим.
Вот это шишка ели. Какая она?
Дети: Овальная, удлиненная, мягкая, коричневого цвета.
Воспитатель: Это шишка сосны. Какая шишка?
Дети: круглая, твердая, темно-коричневого цвета.
Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают на землю, из упавших шишек высыпаются на землю семена. Там, где упадут семена, вырастают новые сосны и ели.
Физминутка:
Есть в лесу три полочки
Ели-елки-елочки
Лежат на елях небеса
На елках птичьи голоса
Внизу на елочках роса.
Воспитатель: Скажите, как называются иголки у ели и сосны?
Дети: Хвоинки
Воспитатель: А деревья, на которых растут хвоинки?
Дети: Хвойные
Воспитатель: Поэтому лес, где растут сосны и ели называются хвойным.
А сейчас давайте прочитаем Стихотворение А. Барто: «Я у мальчиков спросил»
Я у мальчиков спросил
«Это что за деревце?»
Говорят, они – «Осина»
Только мне не вериться
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали
Раз растут иголочки
Значит это елочки
А когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели
Оказалась, что она
Не такая как сосна.
Воспитатель: Ель и сосна, верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину из которой строят дома и делают разные необходимые вещи, и даже лекарства. Семена, хвоя и шишки обладают целебными свойствами, из них делают лекарства, чтобы мы были здоровыми. Но ель и сосна не только помогают людям, а также приносят пользу для птиц и животных, которые живут в лесу. (Просмотр фрагмента из детской передачи «Шишкин лес»)
А еще я хочу прочитать вам стихотворение:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать.
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Итог:
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Как называются иголки у ели и сосны?
Отличаются ли шишки?
А теперь пойдемте на прогулку где можем в живую понаблюдать за деревьями, на нашем участке много сосен, а на центральном входе растет замечательная ель, мы с вами в живую можем сравнить их ствол, ветки и иголки. А еще я предлагаю собрать несколько сосновых и еловых шишек, сравнить их наглядно, а затем посмотреть, что с ними произойдет в группе.
На прогулке мы наблюдаем за деревьями, осматриваем ствол, ветки, иголки, шишки, делаем выводы, собираем сосновые, еловые шишки, сравниваем, затем в группе после сна мы увидим, как шишки раскрылись и стали пушистые, и в них можно будет увидеть семечки, из которых может вырасти настоящее дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)
Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года. Знакомить с народными приметами, пословицам...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"
На занятии дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания о насекомых, их характерных признаках....
Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"
Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются с решением разных математических задач....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы
Данный материал содержит конспект занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Забавы вокруг печки» для детей старшей группы.
Приобщать детей к истокам народной культуры....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа
Задачи : - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...