Конспект занятия по познавательному развитию на тему " Как отличить-ель от сосны?"
план-конспект занятия (младшая группа)

Манькова Ирина Владимировна

Научить детей визуально отличать ель от сосны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_derevya.docx349.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

для детей 2 младшей группы

Тема: Как отличить – ель от сосны?

                                                                                                                                                                Воспитатель:

Манькова Ирина Владимировна

Цель: Продолжать формировать у детей представление о хвойных деревьях.
Задачи:

— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);

— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;

— научить отличать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;

— обогащать словарный запас детей;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:

 еловые, сосновые ветки;

— шишки ели и сосны;

— иллюстрации ели и сосны, хвойного леса;

— наглядно рассмотреть деревья на прогулке;

—совместно провести опыт как открывается шишка при комнатных условиях.

Предварительная работа:
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;

— чтение стихов о деревьях;

— сбор веток и шишек.


Ход занятия

Приветствие: 

Здравствуйте, ребята, хочу прочитать вам стихотворения чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать:

С головы зелена.

Стволом красна,

Высока, стройна

Растет сосна.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Обычную сосну найдёте

в сухом лесу и на болоте;

почти везде растёт сосна —

непривередлива она!

На мохнатых колких лапах

Елка в дом приносит запах:

Запах хвои разогретой,

Запах свежести и ветра,

И заснеженного леса,

И чуть слышный запах лета.

 Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

 И хлопушки с бахромой.

 Мы похлопали в ладоши,

Встали дружно в хоровод…

 Наступил такой хороший

И счастливый Новый год!

Воспитатель: Ребята о каких двух деревьях говорилось в стихотворениях? Правильно, о сосне и о ели, а теперь вы должны отгадать загадки. Готовы?

Загадка: Что же это за девица

                 Не швея, не мастерица

                 Ничего себе не шьет,

                 А в иголках круглый год.

Дети: Елка.

Воспитатель: Правильно дети, а еще одно название у этого дерева ЕЛЬ

(показывается картинка ели) Ель обыкновенная

Воспитатель: И еще одну загадку приготовила я вам.

Загадка: В лесу у ели есть подружка

                   У меня длинней иголки, чем у елки

                   Очень прямо я расту, в высоту

                   Если я не на опушке,

                   Ветки только на макушке.

Дети: это сосна

 (показывается  картинка сосны) C:\Users\Руся\Desktop\sosna-obyknovennaya-73.jpg

 

Воспитатель: а теперь скажите мне, похожи ли эти деревья?

Дети: Да похожи

Воспитатель: Да правильно ребята, у ели и сосны много общего.

 Сосна и ель — похожие внешне деревья, которые являются «родственниками». Растения отличаются неприхотливостью к климатическим условиям. А так же расположением веток, длинной иголок, формой шишек и кроны деревьев.

Но все-таки они разные. Скажите, как растут ветки у ели?

Дети: Снизу до макушки, снизу длиннее, сверху короче.

Воспитатель: Правильно у ели ветки растут равномерно по всему стволу, как вы сказали снизу до макушки. Похожа на пирамидку, на треугольник, конус.

А у сосны?

Дети: наверху

Воспитатель: Это потому, что сосна очень любит солнечный свет, поэтому ее ветки растут поближе к солнцу. они похожи на метелки.

Сейчас рассмотрим веточки сосны и ели.

Я их не срывала, я их нашла возле дерева, их отломал ветер, а взяла чтобы показать вам. А можно без надобности ломать ветви? Что может произойти?

Дети: Нет рвать и ломать ветви нельзя, потому что дерево может погибнуть.

Воспитатель: В нашем случае наши деревья не погибнут, потому что корни и ствол не повреждены.

Посмотрите вот это веточка ели. Потрогайте ее, какая она?

Дети: колючая.

Воспитатель: Почему?

Дети: у нее есть иголочки

Воспитатель: А как называются иголочки у ели по-другому?

Дети: Хвоинки или хвоя.

Воспитатель: Какие хвоинки у ели?

Дети: острые

Воспитатель: Правильно ребята. С помощью хвоинок деревья дышат, берут у солнца свет и тепло, они не боятся холода. Какого они цвета?

Дети: темно-зеленого

Воспитатель: Хвоинки никогда не меняют своего цвета. Посмотрите в окно, все деревья стоят голые, только елочка одна весела и зелена.

Теперь давайте рассмотрим веточку сосны. Потрогайте ее, какая она на ощупь.

Дети: колючая

Воспитатель: Почему?

Дети: У нее есть иголочки (хвоинки)

Воспитатели: Какого цвета?

Дети: зеленого

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно и скажите, а чем отличаются веточки сосны и ели?

Дети: У ели иголочки короткие, а у сосны длинные.

Воспитатель: Хвоинки у ели зеленого цвета, а у сосны темно-зеленого. У ели иголочки растут по одной, а у сосны по две (парой сдвоенные хвоинки).

У ели иголочки жестче, а у сосны мягче.

А для того, чтобы хорошо различать их. Выучим поговорку.

Елочка – короткая иголочка, сосна – длинная игла.

(повторяем)

Фрагмент из детской передачи «Шишкин лес»

Какие плоды у ели и сосны?

Дети: шишки

Воспитатель: Правильно, на ели и сосне растут шишки. Давайте их рассмотрим.

Вот это шишка ели. Какая она?

Дети: Овальная, удлиненная, мягкая, коричневого цвета.

Воспитатель: Это шишка сосны. Какая шишка?

Дети: круглая, твердая, темно-коричневого цвета.

Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают на землю, из упавших шишек высыпаются на землю семена. Там, где упадут семена, вырастают новые сосны и ели.

Физминутка:

Есть в лесу три полочки

Ели-елки-елочки

Лежат на елях небеса

На елках птичьи голоса

Внизу на елочках роса.

Воспитатель: Скажите, как называются иголки у ели и сосны?

Дети: Хвоинки

Воспитатель: А деревья, на которых растут хвоинки?

Дети: Хвойные

Воспитатель: Поэтому лес, где растут сосны и ели называются хвойным.

А сейчас давайте прочитаем Стихотворение А. Барто: «Я у мальчиков спросил»

Я у мальчиков спросил

«Это что за деревце?»

Говорят, они – «Осина»

Только мне не вериться

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали

Раз растут иголочки

Значит это елочки

А когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалась, что она

Не такая как сосна.

Воспитатель: Ель и сосна, верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину из которой строят дома и делают разные необходимые вещи, и даже лекарства. Семена, хвоя и шишки обладают целебными свойствами, из них делают лекарства, чтобы мы были здоровыми. Но ель и сосна не только помогают людям, а также приносят пользу для птиц и животных, которые живут в лесу. (Просмотр фрагмента из детской передачи «Шишкин лес»)


А еще я хочу прочитать вам стихотворение:

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать.

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Итог:

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Как называются иголки у ели и сосны?

Отличаются ли шишки?

 А теперь пойдемте на прогулку где можем в живую понаблюдать за деревьями, на нашем участке много сосен, а на центральном входе растет замечательная ель, мы с вами в живую можем сравнить их ствол, ветки и иголки. А еще я предлагаю собрать несколько сосновых и еловых шишек, сравнить их наглядно, а затем посмотреть, что с ними произойдет в группе.

На прогулке мы наблюдаем за деревьями, осматриваем ствол, ветки, иголки, шишки, делаем выводы, собираем сосновые, еловые шишки, сравниваем, затем в группе после сна мы увидим, как шишки раскрылись и стали пушистые, и в них можно будет увидеть семечки, из которых может вырасти настоящее дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы

Данный материал содержит конспект занятия по познавательному  развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...