Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года. Знакомить с народными приметами, пословицами. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Демонстративный материал Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации о зимующих птицах, иллюстрации о зимних забавах детей. Листы бумаги по количеству детей, гуашь, салфетки, плоскостные фигуры животных и птиц, кассета с записью П. И. Чайковского «Времена года»- Зима, игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом. Оборудование: фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.
1.Вводная часть: организационный момент, вопросы детям.
2.Основная часть: рассматривание иллюстрации о зиме, загадки, о зиме,сюрпризный момент, игра «Снежинки», пословицы о зиме, зимние забавы детей, как беречь свое здоровье, беседы о свойствах снега, игра «Хорошо – плохо», жизнь животных и птиц в лесу. Заключительная часть: коллективное рисование нетрадиционным методом (пальчиками) «Снежинок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_ne_darom_zlitsya.docx | 270.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Зима недаром злится»
Тип занятия: обучающий
Вид занятия: познавательное развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Время проведения: февраль
Программное содержание:
- Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.
- Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.
- Упражнять умственные умения детей объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы, высказывать свое мнение.
- Закреплять умение правильно строить предложение, при ответе на вопросы. Уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках.
- Знакомить с народными приметами, пословицами.
- Развивать творческую активность, логическое мышление, память.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Демонстративный материал Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации о зимующих птицах, иллюстрации о зимних забавах детей. Листы бумаги по количеству детей, гуашь, салфетки, плоскостные фигуры животных и птиц, кассета с записью П. И. Чайковского «Времена года»- Зима, игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом.
Оборудование: фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.
Словарная работа
Активизация словаря: вьюга, метель, снегопад, оттепель, иней, ночлег, логово.
Пассивный словарь: белокоса, белолица, скакуны, символика года
Предварительная работа
- Подготовка детей: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок о зиме.
- Подготовка педагога: подбор материала к занятию – иллюстрации, заучивание пословиц и поговорок.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстрации о зиме, диких животных, зимующих птицах, зимних забавах детей.
Словесные: чтение стихов, загадок. Название народных примет, поговорок о зиме, вопросы, ответы детей.
Игровые: игровые ситуации
Практические:коллективное рисование
Индивидуальная работа: детей – Аделину , Арину, Никиту, Карину, Сашу как умеющих выразительно читать стихи, использовать для образца. Активизировать словарь Инсафа, Валерии, Дианы, предоставив им возможность прочитать загадки.
Организация занятия
Дети стоят полукругом. Занятие проводится в группе.
Структура занятия
1.Вводная часть: организационный момент, вопросы детям.
2.Основная часть: рассматривание иллюстрации о зиме, загадки, о зиме,сюрпризный момент, игра «Снежинки», пословицы о зиме, зимние забавы детей, как беречь свое здоровье, беседы о свойствах снега, игра «Хорошо – плохо», жизнь животных и птиц в лесу.
- Заключительная часть: коллективное рисование нетрадиционным методом (пальчиками) «Снежинок». Итог всего занятия.
Ход занятия
1.Вводная часть
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?
Дети: Зимой бывают большие сугробы
Воспитатель: Сейчас какое время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?
Дети: Сейчас уже конец зимы
Воспитатель: Как вы догадались, что конец зимы?
Дети: Изменился цвет снега, стал темный, солнечные теплые дни, уже месяц февраль и т.п.
Воспитатель: Правильно, идет последняя неделя зимнего месяца - февраля
2.Основная часть
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?
Дети: Нарисована зима, зимний лес
Воспитатель: Посмотрите какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?
Дети: Ветви деревьев покрыты снегом, инеем.
Воспитатель: В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?
Дети: (Думают и отвечают)
Воспитатель: Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?
Дети: Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева
Воспитатель: Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?
Дети: Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. п.
Воспитатель: Посмотрите, а на этих картинках, какая погода нарисована?
Дети: Солнечная погода
Воспитатель: Как вы догадались, что солнечная погода?
Дети: На снегу видно тень от деревьев
Воспитатель: Молодцы, правильно заметили и ответили
(сюрпризный момент)
Воспитатель: Ой, посмотрите, нам что – то несут
Няня: Вот возьмите, это вам передали
Воспитатель: Спасибо, ребятки посмотрим, что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно? (развязывает узелок, а там волшебный комочек) посмотрите, это волшебный комочек. Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать. Послушайте:
« Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима)
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, зима. Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима? Давайте почитаем письмо.
«Дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играла
И на санках всех катала
Бабу снежную лепила
Долго я у вас гостила
Но пора мне собираться
И на Север возвращаться
Мой комочек берегите
Путь дорожку укажите
Буду ждать его я здесь, на севере
С новостями от вас всех
Помогите ребята волшебному комочку
Вернуться на Север волшебница Зима»
Воспитатель: Ребята поможем Волшебному комочку вернуться на Север? Дети: Да поможем!
Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте посадим Волшебный комочек на полянку у елочки, вот сюда. А все послушаем Полину.
Полина: Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки
отгадать. Кто сумеет загадать?
Оксана: Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год, в декабре дни бывают короткими, а ночи длинными
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце
Загадка о январе
Аделина:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт
Не вода, а уже лёд
Да же птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что скажи за месяц это?
Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз»
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться
Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка
Арина:
«Снег мешками валит с неба
С дом сугробы снега
То бураны, то метели
На деревья налетели
По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели
Воспитатель: Молодцы, первое задание выполнили.
Наш волшебный комочек доволен
Все садитесь на стульчики.
Вспомним с вами пословицы и народные
Приметы о зиме. Кто начнёт?
Дети индивидуально называют:
Зима не лето, в шубу одета
Зима снежная – лето дождливое
Декабрь год кончает, зиму начинает
Январь новому году начало, зиме середина
В феврале два друга – метель да вьюга
Если на небе много звёзд – к морозу
Кошка пол скребёт – к метели
Что летом урождается, то зимой сгождается
Спасибо мороз, что снегу принёс
Береги нос в большой мороз
Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу
Январский денёк прибавился на воробьиный скок
Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете?
Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь
Воспитатель: Правильно ответили. И ещё с одним заданием справились. Зима – время зимних забавы игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, все вы назвали?
Дети: Да
Воспитатель: (Показывает символику года 2009) Что это, кто знает? Объясняю, это символика года 2009, нынче год здоровья и спорта. Я хочу, чтобы вы были здоровыми и крепкими. И ещё знаю, ч то вы любите играть в снежки. Давайте покажем Волшебному комочку, как мы играем.
(под музыку Вивальди «Зима» дети играют)
Игра в снежки
Раз нагнулись, взяли снег
Сделали комочек
Замахнулись, бросили (3-4 раза)
А сейчас лепим большие снежные комки и лепим снеговика
( Дети имитируют лепку снеговика)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне – В какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?
Дети: В тёплую погоду
Воспитатель: Каким бывает снег в тёплую погоду?
Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый
Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?
Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце
Воспитатель: Вспомните, какая погода была сегодня во время прогулки?
Дети: Тёплая погода, солнечная
Воспитатель: А можно ли было лепить снежные комочки, почему?
Дети: Нет, так как снег был не липкий
Воспитатель: Значит погода сегодня морозная или тёплая?
Дети: Морозная
Воспитатель: (Предлагаю посмотреть на снег) Подойдите все сюда и посмотрите, что это?
Дети: Снег
Воспитатель: Этот снег я принесла с прогулки, он такой же как на улице или изменился, чем? Можно ли сейчас вылепить снежные комочки? Почему?
Дети: Снег изменился, стал липким, потому что в группе тепло, из него можно лепить комочки
(воспитатель лепит снежный комочек)
Воспитатель: Вот и ещё задание выполнили. Хорошо рассказали о свойстве снега. Садитесь на стульчики. Зима тёплое или холодное время года?
Дети: Холодное
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам только на зиму, а весной улетают туда, где зима и холод?
Дети: Это птицы – снегири и свиристели
Воспитатель: Правильно. Снежанна, покажи нам этих птиц на иллюстрации. Правильно, ребятки?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?
Дети: называют индивидуально
Воспитатель: посмотрите на иллюстрации, всех животных мы назвали?
Дети: Да
Воспитатель: Это дикие животные, все они живут в лесу?
- Как же зимуют звери в лесу?
- Кто где находит себе ночлег и жильё?
Давайте представим, что мы в лесу
(предлагаю фланелеграф и фигурки животных и деревьев). Вот посмотрите, это лес, а это его жители – звери
Игра «Как и где зимуют дикие звери»
Воспитатель спрашивает.
Дети отвечают и располагают фигурки на нужное место (в берлогу, норку, дупло, под дерево, под куст, в логово и т. п.)
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали и правильно расположили все фигурки животных. А сейчас ответьте на вопрос:
- Вам нравится зима?
Поднимите руку, кому нравится, а теперь поднимите, кому не нравится. Я не буду вас спрашивать почему. А поиграем в игру «Хорошо - плохо» (1 раз)
Воспитатель: Вспомните, что вам нравится в зиме, а что нет. На вопрос «Хорошо» называйте то, что нравится, на вопрос «Плохо», то, что не нравится.
Воспитатель: Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер
Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом
Воспитатель: Давайте покажем, как
Психогимнастика
Дети дышат через нос 3-4-раза
Воспитатель: А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа её в руке на нитке)
Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребятки, и Волшебному снежку стало прохладно от того что мы подули на снежинки. Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?
Дети: Без листьев
Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?
Дети: Это ели и сосны
Воспитатель: Почему они зелёные?
Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.
Воспитатель: Правильно. Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (Перечисляют)
Воспитатель: Вот посмотрите, на иллюстрации, всех птиц мы назвали?
Дети: Да
Ну, вот ребята, и я, Волшебный комочек узнали, чем вам нравится зима. Волшебному комочку понравилось, как вы занимаетесь. Но смотрите, что-то он приуныл, наверное, ему жарко стало. Давайте, скорее подойдём к столу и нарисуем то, чем можно охладить волшебный комочек, а рисовать мы будем прямо пальчиками: без кистей и карандашей.
3.Итоговая часть.
(Под музыку П.И. Чайковского «Зима» дети рисуют снежинки)
Воспитатель: По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с Волшебным комочком. Вот какой получился большой сугроб. Волшебному комочку стало прохладно и он снова весёлый. Ребятишки, давайте вспомним, чем сегодня мы занимались на занятии?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Молодцы были все, мне понравились ваши ответы. Волшебному комочку пора возвращаться на Север, а наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Рассматривание русского народного костюма» в подготовительной к школе группе №5 МБДОУ №63 г. Энгельса Саратовской области
Знакомство детей с обычаями, традициями, одеждой русского народа....
Конспект занятия по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительно к школе группе.
Цели: закреплять знания детей о строении растения;закреплять знания детей о потребности растений во влаге, тепле, свете и т. д.Дать детям знания о способах размножения растений;формировать умение...
Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.
Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"...
Конспект занятия по познавательному развитию "Ученье с увлечением" (для детей подготовительной к школе группы)
Цель: Развивать интерес к новой для детей интеллектуальной игре - шахматам.Задачи: Дать детям представление об игре в шахматы, о расположении шахматных фигур на доске и их названии.Расширять зна...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...