Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тюрина Татьяна Николаевна

 Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицами.     Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.  Демонстративный материал  Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации  о зимующих птицах, иллюстрации о зимних забавах детей. Листы бумаги по количеству детей, гуашь, салфетки, плоскостные фигуры животных и птиц, кассета с записью П. И. Чайковского «Времена года»- Зима, игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом. Оборудование:  фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.

 

  1.Вводная часть: организационный момент, вопросы детям.

2.Основная часть: рассматривание иллюстрации о зиме, загадки, о зиме,сюрпризный момент, игра «Снежинки», пословицы о зиме, зимние забавы детей, как беречь свое здоровье, беседы  о свойствах снега, игра «Хорошо – плохо», жизнь животных и птиц в лесу.   Заключительная часть: коллективное рисование нетрадиционным методом (пальчиками) «Снежинок».       

 

                                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_ne_darom_zlitsya.docx270.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Зима недаром злится»

Тип занятия: обучающий

Вид занятия: познавательное развитие

Возраст детей: 6-7 лет

Время проведения: февраль

Программное содержание:

  1. Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.
  2. Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.
  3.  Упражнять умственные умения детей объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы, высказывать свое мнение.
  4. Закреплять умение правильно строить предложение, при ответе на вопросы. Уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках.
  5. Знакомить с народными приметами, пословицами.
  6. Развивать творческую активность, логическое мышление, память.
  7. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Демонстративный материал  Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации  о зимующих птицах, иллюстрации о зимних забавах детей. Листы бумаги по количеству детей, гуашь, салфетки, плоскостные фигуры животных и птиц, кассета с записью П. И. Чайковского «Времена года»- Зима, игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом.

Оборудование:  фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.

Словарная работа

Активизация словаря: вьюга, метель, снегопад, оттепель, иней, ночлег, логово.

Пассивный словарь: белокоса, белолица, скакуны, символика года

Предварительная работа

  1. Подготовка детей: наблюдение  на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок о зиме.
  2. Подготовка педагога: подбор материала к занятию – иллюстрации, заучивание пословиц и поговорок.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание  иллюстрации о зиме, диких животных, зимующих птицах, зимних забавах детей.

Словесные: чтение стихов, загадок. Название народных  примет, поговорок о зиме, вопросы, ответы детей.

Игровые: игровые ситуации

Практические:коллективное рисование

Индивидуальная работа: детей – Аделину , Арину, Никиту, Карину, Сашу как умеющих выразительно читать стихи, использовать для образца. Активизировать словарь  Инсафа, Валерии, Дианы,  предоставив им возможность прочитать загадки.

Организация занятия 

 Дети стоят полукругом. Занятие проводится в группе.

Структура занятия

          1.Вводная часть: организационный момент, вопросы детям.

2.Основная часть: рассматривание иллюстрации о зиме, загадки, о зиме,сюрпризный момент, игра «Снежинки», пословицы о зиме, зимние забавы детей, как беречь свое здоровье, беседы  о свойствах снега, игра «Хорошо – плохо», жизнь животных и птиц в лесу.

  1. Заключительная часть: коллективное рисование нетрадиционным методом (пальчиками) «Снежинок». Итог всего занятия.    

                                   

Ход  занятия

1.Вводная часть

    Ребята, сегодня мы отправимся  в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы? 

Дети: Зимой  бывают большие сугробы

Воспитатель: Сейчас какое время года?

 Дети: Зима

Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?

Дети: Сейчас уже конец зимы

Воспитатель: Как вы догадались, что конец зимы?

Дети: Изменился цвет снега, стал  темный, солнечные теплые дни, уже месяц февраль  и т.п.

Воспитатель: Правильно, идет последняя неделя  зимнего месяца - февраля

2.Основная часть

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?

Дети: Нарисована зима, зимний лес

Воспитатель: Посмотрите какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Дети: Ветви деревьев покрыты снегом, инеем.

Воспитатель: В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?

Дети: (Думают и  отвечают)

Воспитатель: Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Дети: Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Воспитатель: Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Дети: Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. п.

Воспитатель: Посмотрите, а на этих картинках, какая погода нарисована?

Дети: Солнечная погода

Воспитатель: Как вы догадались, что солнечная погода?

Дети: На снегу видно тень от деревьев

Воспитатель: Молодцы, правильно заметили и ответили

                                   (сюрпризный момент)

Воспитатель: Ой, посмотрите, нам что – то несут

Няня: Вот возьмите, это вам передали

Воспитатель: Спасибо, ребятки посмотрим, что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно? (развязывает узелок, а там волшебный комочек) посмотрите, это волшебный комочек. Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать. Послушайте:

                                         

                                                   « Дел у меня не мало

                                                     Я белым покрывалом

                                                     Всю землю укрываю

                                                     В лед реки убираю

                                                     Белю поля, леса, дома

                                                     А зовут меня…. (зима)                                                      

 

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, зима. Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима? Давайте почитаем письмо.

                                                 «Дорогие ребятки!

                                                   Я – волшебница Зима

                                                   Много снега намела

                                                   С вами я в снежки играла

                                                    И на санках всех катала

                                                    Бабу снежную лепила

                                                   Долго я у вас гостила

                                                   Но пора мне собираться

                                                   И на Север возвращаться

                                                  Мой комочек берегите

                                                  Путь дорожку укажите

                                                  Буду ждать его я здесь, на севере

                                                  С новостями от вас всех

                                                  Помогите ребята волшебному комочку

                                                  Вернуться на Север волшебница Зима»

  Воспитатель:  Ребята поможем Волшебному комочку вернуться на Север?                                                                                                          Дети: Да поможем!

 Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте посадим Волшебный комочек на полянку у елочки, вот сюда. А все послушаем Полину.

 Полина:                                  Тройка, тройка прилетела

 Скакуны в той тройке белы

                                                  А в санях сидит царица

                                                  Белокоса, белолица

                                  Как махнула рукавом

                               Всё покрыло серебром

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы

Воспитатель: Сколько всего зимних  месяцев?

Дети: Три месяца

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки

отгадать. Кто  сумеет загадать?

 

 Оксана:             Назовите-ка ребятки,

                             Месяц в этой вот загадке

                             Дни его всех дней короче

                             Всех ночей длиннее ночи

                             На поля и на луга

                             До весны легли снега

                             Только месяц наш пройдёт

                              Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год,  в декабре дни бывают короткими, а ночи длинными

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце

                                   

                                    Загадка о январе

Аделина:

                                              Щиплет уши, щиплет нос

                                              Лезет в валенки мороз

                                              Брызнешь воду, упадёт

                                              Не вода, а уже лёд

                                              Да же птице не летится

                                              От мороза стынет птица

                                              Повернуло солнце к лету

                                              Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз»

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

Арина:

                                  «Снег мешками валит с неба

                                    С дом сугробы снега

                                    То бураны, то метели

                                     На деревья налетели

                                     По ночам мороз силён

                                     Днём капели слышен звон

                                     День прибавился заметно

                                     Ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели

Воспитатель: Молодцы, первое задание выполнили.

Наш волшебный комочек доволен

Все садитесь на стульчики.

Вспомним с вами пословицы и народные

Приметы о зиме. Кто начнёт?

Дети индивидуально называют:  

                                  Зима не лето, в шубу одета

                                  Зима снежная – лето дождливое

                                  Декабрь год кончает, зиму начинает

                                  Январь новому году начало, зиме середина

                                  В феврале два друга – метель да вьюга

                                  Если на небе много звёзд – к морозу

                                  Кошка пол скребёт – к метели

                                  Что летом урождается, то зимой сгождается

                                  Спасибо мороз, что снегу принёс

                                   Береги нос в большой мороз

                                   Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу

                                   Январский денёк прибавился на воробьиный скок

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете?

Дети: Зимой надо тепло одеваться,  больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь

Воспитатель: Правильно ответили. И ещё с одним заданием справились. Зима – время зимних забавы игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Дети: Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, все вы назвали?

Дети: Да

Воспитатель: (Показывает символику года 2009) Что это, кто знает? Объясняю, это символика года 2009, нынче год здоровья и спорта. Я хочу, чтобы вы были здоровыми и крепкими. И ещё знаю, ч то вы любите играть в снежки. Давайте покажем Волшебному комочку, как мы играем.

                                     (под музыку Вивальди «Зима» дети играют)

                        Игра в снежки

                                                  Раз нагнулись, взяли снег

                                                   Сделали комочек

                                                   Замахнулись, бросили (3-4 раза)

     А сейчас лепим большие снежные комки и лепим снеговика  

                         ( Дети имитируют лепку снеговика)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне – В какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?

Дети: В тёплую погоду

Воспитатель: Каким бывает снег в тёплую погоду?

Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый

Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?

Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце

Воспитатель: Вспомните, какая погода была сегодня во время прогулки?

Дети: Тёплая погода, солнечная

Воспитатель: А можно ли было лепить снежные комочки, почему?

Дети: Нет, так как снег был не липкий

Воспитатель: Значит погода сегодня морозная или тёплая?

Дети: Морозная

Воспитатель: (Предлагаю посмотреть на снег) Подойдите все сюда и посмотрите, что это?

Дети: Снег

Воспитатель: Этот снег я принесла с прогулки, он такой же как на улице или изменился, чем? Можно ли сейчас вылепить снежные комочки? Почему?

Дети: Снег изменился, стал липким, потому что в группе тепло, из него можно лепить комочки

                           (воспитатель лепит снежный комочек)

Воспитатель: Вот и ещё задание выполнили. Хорошо рассказали о свойстве снега. Садитесь на стульчики. Зима тёплое или холодное время года?

Дети: Холодное

Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам только на зиму, а весной улетают туда, где зима и холод?

Дети: Это птицы – снегири и свиристели

Воспитатель: Правильно. Снежанна, покажи нам этих птиц на иллюстрации. Правильно, ребятки?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?

Дети: называют индивидуально

Воспитатель: посмотрите на иллюстрации, всех животных мы назвали?

Дети: Да

Воспитатель: Это дикие животные, все они живут в лесу?

- Как же зимуют звери в лесу?

- Кто где находит себе ночлег и жильё?

Давайте представим, что мы в лесу

(предлагаю фланелеграф и  фигурки животных и деревьев). Вот посмотрите, это лес, а это его жители – звери

                             Игра «Как  и где зимуют дикие звери»

Воспитатель спрашивает.

Дети отвечают и располагают фигурки на нужное место (в берлогу, норку, дупло, под дерево, под куст, в логово и т. п.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали и правильно расположили все фигурки животных. А сейчас ответьте на вопрос:

- Вам нравится зима?

Поднимите руку, кому нравится, а теперь поднимите, кому не нравится. Я не буду вас спрашивать почему. А поиграем в игру «Хорошо - плохо» (1 раз)

Воспитатель: Вспомните, что вам нравится в зиме, а что нет. На вопрос «Хорошо» называйте то, что нравится, на вопрос «Плохо», то, что не нравится.

Воспитатель: Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом

Воспитатель: Давайте покажем, как

                                Психогимнастика

                  Дети дышат через нос 3-4-раза

Воспитатель: А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа её в руке на нитке)

Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребятки, и Волшебному снежку стало прохладно от того что мы подули на снежинки. Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?

Дети: Без листьев

Воспитатель: Но есть деревья,  которые  и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?

Дети: Это ели и сосны

Воспитатель: Почему они зелёные?

Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.

Воспитатель: Правильно. Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (Перечисляют)

Воспитатель: Вот посмотрите, на иллюстрации, всех птиц мы назвали?

Дети: Да

Ну, вот ребята, и я, Волшебный комочек узнали, чем вам нравится зима. Волшебному комочку понравилось, как вы занимаетесь. Но смотрите, что-то он приуныл, наверное, ему жарко стало. Давайте, скорее подойдём к столу и нарисуем то, чем можно охладить волшебный комочек, а рисовать мы будем прямо пальчиками: без кистей и карандашей.

3.Итоговая часть.

(Под музыку П.И. Чайковского «Зима» дети рисуют снежинки)

Воспитатель: По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с Волшебным комочком. Вот какой получился большой сугроб. Волшебному комочку стало прохладно и он снова весёлый. Ребятишки, давайте вспомним, чем сегодня мы занимались на занятии?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Молодцы были все, мне понравились ваши ответы. Волшебному комочку пора возвращаться на Север, а наше занятие закончено.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительно к школе группе.

Цели: закреплять знания детей о строении растения;закреплять знания детей о потребности растений во влаге, тепле, свете и т. д.Дать детям знания о способах размножения растений;формировать умение...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Ученье с увлечением" (для детей подготовительной к школе группы)

Цель: Развивать  интерес к новой для детей интеллектуальной игре - шахматам.Задачи: Дать детям представление об игре в шахматы, о расположении шахматных фигур на доске и их названии.Расширять зна...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...