Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Блокада Ленинграда»
Разработал воспитатель:
Е.В.Коллегова
с. Соболево, 2021год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Блокада Ленинграда»
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.
Развивающие:
Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей понятия: город – герой, Ленинград, блокада, голод.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и гордость к своей Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Беседы с детьми;
3. Слушание военных песен.
4. Чтение художественной литературы по теме.
Планируемые результаты. Дети владеют знаниями о героической обороне Ленинграда. Знают о героизме людей, переживших блокаду. Умеют чувствовать, сопереживать, слушать окружающих. Развилась устная речь детей, активизировался словарь. Дети гордятся своей Родиной, испытывают чувство благодарности и уважения к его защитникам.
Ход НОД
Воспитатель. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года. (слайд 2) На нашу страну, без всякого предупреждения напала фашистская Германия. За 3-4 месяца фашисты хотели захватить большую часть нашей страны, уничтожить значительную часть населения. (слайд 3) Один из основных ударов они направили на Ленинград с целью полностью уничтожить город (стереть его с лица земли).
- Ребята, а вызнаете как сейчас называется город Ленинград? (ответы детей).
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. (слайд 4)
Враг очень хотел захватить город Ленинград и пройти по его улицам. (слайд 5) Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны - Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем, и ночью.
Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».
Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Фашисты начали разрушать город. 8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Но жители мужественно обороняли свой город. (слайд6). Мужчины и вчерашние школьники стали солдатами, создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг города. (слайд7). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Из города в тыл страны начали вывозить жителей (началась эвакуация мирных жителей). (слайд 8)
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты окружили город. (слайд 9) И подошли к Ленинграду так близко, что могли рассматривать дома и улицы города в бинокль. Они ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. (слайд 10)
Во время блокады города, на домах были размещены 1500 громкоговорителей (слайд 11), для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью.
Чтобы предупредить жителей города об артиллерийском обстреле или налете вражеских самолётов (бомбёжках), в городе объявлялась воздушная тревога, звучала сирена, и горожане, захватив с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежищах. (слайд 12). Бомбёжки и артиллерийские обстрелы были не единственной опасностью для горожан. Самым страшным испытанием стал голод. Вот такой кусочек хлеба (слайд 13). получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Хлеб выдавали по специальным карточкам. Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.
– Ребята, как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода.
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Продовольствие подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем продукты грузили на баржи (слайд 14) и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. С приходом зимы трасса, замерзла и единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. Эту дорогу называли «Дорога жизни».
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей) (слайд 15).
Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.
А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках.
До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. (слайд 16).
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Но и Дорога жизни не могла накормить всех. За все время блокады умерло от голода около 800 тысяч жителей.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Ленинград (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
Трудно было и взрослым, и детям. (слайд 17) Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.
На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. (слайд 18) Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Девочки не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”
Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь. (слайд 19)
Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в Петербургский “Музей кукол” жители города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы. Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.
Этот мишка спас девочку от болезни. Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучна. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.
И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.
- Ребята. Послушайте стихотворение об одной девочке.
В осаждённом Ленинграде.
Эта девочка жила.
В ученической тетради.
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
Эта девочка Таня Савичева. (слайд 20)
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Изо дня в день она записывала: «Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7:30 часов утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…»
Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. (слайд 21)
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. (слайд 22)
Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали мебель, разбомбленные дома…(слайд 23)
В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы.
Но даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, дети продолжали учиться. (слайд 24) Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода, но дети продолжали учиться.
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И наконец настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. Утром 18 января 1943 года блокада была прорвана! (слайд 25)
Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищавших страну от врага.
В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. (слайд 26)
После войны Ленинграду было присвоено звание город-герой.
Рефлексия.
1. О каком городе мы с вами сегодня говорили?
2. А как жили люди в блокаду Ленинграда?
2.По какому озеру проходила Дорога жизни?
3. Сколько длилась блокада Ленинграда?
4. Что вам запомнилось из моего рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель:1. Закрепить представления детей о воде.2. Развивать пояснительную речь.3. Упражн...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»
Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"
Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Школа будущих солдат»
На посту стоит солдат, Защищает всех ребят, Защищает всю страну....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Скоро в школу»
Вид детской деятельности: Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитиеЦель: расширять и укреплять знания ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...