«Применение дистанционных технологий в современном ДОУ. (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с воспитанниками и родителями в период самоизоляции)»
материал

Яковлева Ольга Александровна

В век современных информационных технологий, которые широко применяются в повседневной жизни не могли не затронуть и систему образования, в том числе и дошкольное.

В условиях эпидемиологической ситуации , сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_distantsionnyh_tehnologiy_v_sovremennom_dou.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

«Применение дистанционных технологий в современном ДОУ. (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с воспитанниками и родителями в период самоизоляции)»

Яковлева Ольга Александровна

Старший воспитатель

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

С. Чечеул, Канский район

В век современных информационных технологий, которые широко применяются в повседневной жизни не могли не затронуть и систему образования, в том числе и дошкольное.

В условиях эпидемиологической ситуации , сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

Все дети дошкольного возраста оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.

В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. Ведь психологическое и педагогическое  развитие ребенка не должно прерываться, ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир.

Давайте разберемся в понятиях.

Что такое дистанционное образование детей дошкольного возраста?

Дистанционное образование детей дошкольного возраста – образование на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредствам информационно – коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.

Дистанционное образование заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагога. Ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. В процессе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, ребенок использует полученные знания.

Цель дистанционного образования дошкольников

 для родителей: оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации. Вовлечь родителей в учебный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

Для детей: предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому.

Что такое дистанционные образовательные технологии?

В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей.

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. (Обучение в высших образовательных учреждениях, повышение квалификации)

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка  в получении знаний и выполнении задания.
  2.  Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка – дошкольника очень сложно). Поэтому не все дети могут принять участие в выполнении того или иного занятия.

Преимущество дистанционной работы с детьми дошкольного возраста:

  • Выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
  • Индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
  • Ребенок не привязан к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПУ, телефона и доступа к интернету.

В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:

  • В случае ели родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.
  • Отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
  • Не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.
  • Отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
  • Во время дистанционного  образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.

В период сложной эпидемиологической обстановки в регионе (самоизоляция) педагогический коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно — коммуникационные сети, т. е. работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.

Наше образовательное учреждение реализует основную образовательную программу МБДОУ «Чечеульский детский сад» разработанную на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Наша задача состоит в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, презентациями, в соответствии с темами в форме обучающих консультаций.

На официальном сайте учреждения был создан раздел «Чем занять ребенка во время карантина». В данном разделе выделены вкладки, где размещался учебный-методический материал в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате. Материал был представлен в виде иллюстрированных, обучающих консультаций для родителей и детей. Для родителей публиковались консультаций и рекомендаций по проблемам и особенностям развития детей разного возраста, по проблемам семейных взаимоотношений. Педагоги размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми дома, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи, а также материал для чтения малышам, в соответствии программой обучения и воспитания. Были охвачены все области развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Вот некоторые темы из раздела:

+ Игры с предметами, которые есть в быту.

+Творческая деятельность с детьми.

+Театральная деятельность.

+Зарядка дома.

+Как познакомить ребенка с историей семьи.

+ Прочитай мне сказку, мама.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в будущем будем расширять данную рубрику и пополнять ее видео занятиями и мастер – классами.

Помимо материалов по образовательной программе воспитатели привлекали детей к участию в познавательных и творческих конкурсах различного уровня: региональный ,федеральный и международный уровни.

  • Международная олимпиада по правилам дорожного движения для дошкольников в рамках международной олимпиады «Глобус», тема «ПДД» - приняли участие 10 детей, из них: дипломы участника – 3 ребенка, призера – 5 детей, победителя – 2 ребенка.
  • IV Международный дистанционный конкурс «Старт» - приняли участие 8 детей, из них: дипломы за 1 место – 2 ребенка, за 2 место – 1 ребенок, за 3 место – 3 ребенка, сертификаты – 2 ребенка.
  • Всероссийский турнир способностей «РостОК» - Super Ум» - дипломы за первое место – 2 ребенка, за второе место – 3 ребенка, за третье место – 4 ребенка, один ребенок получил сертификат участника.
  • II Всероссийский экологический конкурс «Мы кормушку смастерили и столовую открыли!», Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея», г. Оренбург – семья Чумаченко (диплом за 1 место).
  • Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую, как умею!»

Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея» - участник - ребенок Титовец Соня – диплом первой степени.

  • Международный конкурс «Охрана труда глазами детей»

Агентство труда и занятости населения Красноярского края - благодарственное письмо от Европейской ассоциации практикующих специалистов в области охраны труда Бортник Василина Благодарственные письма от Агенства труда и заянятости населения – Шлапаковой Софье, Ефименко Софьи.

Наши педагоги не отстают от родителей и воспитанников и сами принимают активное участие в конкурсах:

  • КГБУ «Дом работников просвещения». Конкурс мотивационных видеороликов «Просто начни»,
  • Участие в конкурсах педагогического клуба «Наука и творчество»: «Лучший педагог 2019года» (работа с родителями); «Здоровье начинается с детства» (публичное выступление, мультимедийный материал); «Животные и птицы» (пластилинография); «Осенние фантазии» (гербарий); «Лучшая предметная развивающая среда»,номинация «Проект по благоустройству территории»

Родители и воспитанники нашего детского сада принимают участие в вебинарах и онлайн – конференциях:

  • Вебинар - открытая онлайн – консультация по теме «Как учитывать особенности развития детей дошкольного возраста в семье»
  • приняли участие в декаде дорожной безопасности детей, в рамках этих мероприятий участвовали в вебинарах проекта «Безопасная дорога» «Хорошо ли мы знаем правила безопасности на дорогах?»
  • два ребенка два ребенка прошли онлайн – викторины и получили дипломы участников.

Педагоги принимают активное участие в вебинарах и онлайн – форумах – конференциях, мастер - классах:

  • Форум «Педагоги России»;
  • VII Всеросийский онлайн форум – конференция «Воспитатели России: «Здоровые дети – здоровое будущее», «Речевое развитие детей с помощью игровой мозаики»;
  • вебинар «Онлайн – конкурсы. От задумки до реализации»», «Психологическая коррекция детских страхов методами арт-терамии» педагогический портал «Солнечный свет»;
  • «Игровые формы коррекции агрессивного поведения дошкольников» - форум «Педагоги России»
  • мастер – класс «ФГОС ДО. Разработка рабочей программы», Всероссийский учебнго – методический портал «Педсовет».
  • Вебинар на педагогическом портале «Солнечный свет»,

Педагоги проходят курсы повышения квалификации:

  • Всероссийский учебно – методический портал «Педсовет»,
  • Онлайн – курс по ИКТ для педагогов «Как использовать онлайн – сервиры в дистанционной работе в школе или ДОУ»,
  • Повышение квалификации. ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» - 3 педагога
  • Фестиваль дошкольного образования «Воспитатели России»

Для эффективности обратной связи воспитатели использовали родительские группы в социальной сети и мессенджеры.

Например: ребята из подготовительной группы записывали стихи и песни, посвященные прощанию с детским садом, затем через родительскую группу в Ватсапе отправляли педагогу, который затем отредактирует видео и данная информация будет размещена на сайте ДОУ.

С помощью родительских групп было организованно участие в акциях посвященных 75-ю дня Победы.

  • В преддверии этого славного праздника воспитатели и семьи воспитанников нашего ДОУ приняли активное участие в акциях: #окна_победы, украсив окна своих квартир, домов, дошкольного учреждения рисунками, картинками, фотографиями и надписями, посвященным Победе советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.
  • Воспитатели, дети нашего детского сада принимают активное участие во Всероссийской акции#75ПОБЕДЕ – воспитанники, которые готовились принять участие в конкуре чтецов, записывали видео ролики и размещали их соц сетях под специальными хештегами. Один из видеороликов был отправлен на канал Вести – Красноярский край, где был продемонстрирован в рубрике «Стихи победы». Видео ролики также выставлены на страничках воспитателей и страничке Краеведческий музей "Наследие" Чечеульской СОШ. «Школа раннего патриотического воспитания»,
  • В акции #Георгиевская_ленточка, размещая свои фото с георгиевской лентой.
  • Наши воспитатели отправили сообщения о своих дедушках, бабушках, участниках в ВОВ «Бессмертный полк онлайн» 9 мая 2020 года (2020.polkrf.ru.)
  • На страничке в «В Контакте» Краеведческого музея «Наследие» Чечеульская СОШ выставлены сообщения – рассказы о своих близких. Например рассказ «Дед Иван» прислали внучки Татьяна и Ольга. Почему рассказ называется «Дед Иван»? Прочтёте – узнаете.
  • Семья Челазновых прислала презентацию, рассказывающую о ветеране ВОВ Солозоновой Евдакии Ильиничне глазами правнучки, семилетней девочки Арины. Эти материалы можно найти в «В Контакте» Краеведческий музей "Наследие" Чечеульской СОШ #75Победе, «Школа раннего патриотического воспитания»,

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу с

  • Краеведческим музеем «Наследие» Чечеульская СОШ.
  • Чечеульской библиотекой,
  • Школой раннего патриотического воспитания,
  • Ресурсно – методическим центром «Дома офицеров» на страницах их сайтов можно увидеть дальнейшее участие наших педагогов, родителей и воспитанников в
  • Краевая акция «Письмо солдату;
  • акции «Моя Россия», #12июня #ЯлюблюРоссию #МояРоссия
  • Флешмоб «Наш флаг»,
  • Всероссийская акция #СвечаПамяти #22июня #Деньпамяти

В результате работы в дистанционном взаимодействии активность родителей увеличилась, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы молодые родители. Проводимая дистанционная работа по взаимодействию с детьми и родителями позволит легче и качественнее начать работу после окончания периода самоизоляции.

Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....

Взаимодействия педагогов детского сада по созданию эмоционального благополучия воспитанников

данный материал поможет организовать работу педагогов по созданию эмоционального благополучия дошкольников...

Пример работы по взаимодействию логопеда детского сада и педагога - психолога.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Взаимодействие педагогов детского сада в работе с семьёй, имеющей ребёнка с ЗПР.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....