Взаимодействие педагогов детского сада в работе с семьёй, имеющей ребёнка с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.o.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время всё яснее становится необходимость участия в воспитании и просвещении родителей профессионально подготовленных специалистов. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Изучение семьи и семейного воспитания часто бывает необходимым в деятельности всех педагогов детского сада, чтобы выявить всевозможные нарушения воспитания ребёнка в семье.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого и психического развития. От взаимоотношения ребёнка с родителями зависит адекватность отношения ребёнка с социальной средой.
Таким образом, для успешной коррекционной работы логопеду, дефектологу, психологу и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребёнка, чтобы избежать неправильных установок по отношению к ребёнку со стороны родителей. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению задержки психического развития (ЗПР) во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе логопеда, дефектолога и воспитателя, а затем взаимосвязи их работы с родителями детей с ЗПР.
Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья
оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребёнка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи.
Многие исследователи видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребёнка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. На отношение ребёнка к своему дефекту влияет отношение к данному дефекту со стороны родителей. И то, как родители реагируют на недостатки развития своего ребёнка, как относятся к ребёнку, является основным формирующим компонентом его личности. Ведь в семье, где растёт ребёнок с теми или иными недостатками развития (психического развития, развития речи), создаётся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести дефекта ребёнка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, задержкой психического развития чувствуют себя неудовлетворёнными и подавленными.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей педагогов, сопровождающих коррекционный процесс, является привлечение родителей к участию в этом процессе.
Совместная работа логопеда, дефектолога и воспитателей дошкольного учреждения с родителями, является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. И осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней и родительских собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Из первой беседы с родителями выясняются условия воспитания ребёнка в семье, особенности ребёнка, увлечения, интересы. Необходимо выяснить жалобы и тревоги родителей, их мнение и пожелания по поводу развития психических процессов и речи ребёнка.
Первая встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Важно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них ждут все специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми. Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.
Хорошо показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы познакомить их с требованиями, приёмами и содержанием работы логопеда, дефектолога и воспитателей. Чтобы родители понаблюдали за своим ребёнком во время учебной деятельности, на занятиях. Часто они не имеют представления о том, какую огромную работу проводят профессионально подготовленные специалисты, работающие с их ребёнком, имеющим ЗПР, какие задачи воспитательного и образовательного процесса решаются.
От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже зависит многое. Логопед и дефектолог как специалисты должны хорошо знать специфику дефекта ЗПР и пути его преодоления, должны хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы.
Их основная задача – ориентироваться на ребёнка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребёнка. Воспитатель должен создать благоприятные условия в группе, способствующие активизации познавательной и речевой деятельности. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с задержкой психического развития необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....
Особенности работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.
Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с ОВЗ,...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....
Взаимодействие логопеда, дефектолога и воспитателя детского сада в работе с семьей, имеющей ребенка с ЗПР
Консультация для родителей...
«Применение дистанционных технологий в современном ДОУ. (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада с воспитанниками и родителями в период самоизоляции)»
В век современных информационных технологий, которые широко применяются в повседневной жизни не могли не затронуть и систему образования, в том числе и дошкольное. В условиях эпидемиологической ситуац...
Выступление на педсовете: «Алгоритм взаимодействия педагогов, реализующих систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учрежд...
«Алгоритм взаимодействия педагогов, реализующих систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...