Взаимодействия педагогов детского сада по созданию эмоционального благополучия воспитанников
материал по теме

Охинько Наталья Алексеевна

данный материал поможет организовать работу педагогов по созданию эмоционального благополучия дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystviyapedagogov.docx23.93 КБ
Файл sozdanie_blagopr._atmosfery.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействия  педагогов детского сада по созданию эмоционального благополучия воспитанников

        Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

 Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.

В нашем дошкольном учреждении разработана система взаимодействия педагогов и специалистов с семьями воспитанников по созданию эмоционального благополучия  дошкольников.

Для всех воспитанников детского сада  проводится воспитательная работа,  направленная на развитие  всего потенциала личности ребёнка.

 Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность  играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия  детей. Большое внимание  уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.

  Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их  - задача не только психолога, но и  родителей, воспитателей и других специалистов. Поэтому у нас в детском саду комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные  консультации, оформляется стендовая информация по проблемам  развития эмоциональной сферы детей.

        Очень важно, с  каким настроением  ребёнок переступит порог детского сада. Для поддержания  эмоционального комфорта  детей  встречают сказочные  герои, которые постоянно живут в группах – Лесовичок,  Буратино, Веселый язычок, Звукознайкин и другие. А родители видят  следующее обращение:

«Уважаемые родители и малыши!

Добро пожаловать в нашу группу  

«Дюймовочка»!!!

Ребёнок  - это маленький росток,

Который  холим, любим и лелеем;

Ребёнок – это маленький  цветок,

Мы всей душой его согреем,

Мы позаботимся о том,

Чтоб мир открыть ему прекрасный,

Чтоб лучик солнца рядом с ним

Светился добротой и счастьем.

Расти, цветочек, наш расти

И превратись в цветок прекрасный!

Ребятишки в «Гнездышко»

С радостью идут,

Девочки и мальчики-

Нравится им тут.

В «Гнездышке» у нас

Очень интересно

Весело, чудесно!

Заходите, детвора,

Очень рады вам всегда!

Заходя в детский сад – улыбнитесь!

Занесите искорку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта, тепла!

Пусть не будет в нем ссор и ворчанья,

Ведь дела можно миром решить!

Нам от вас лишь нужно пониманье!

Будем вместе детишек любить!

Что такое здравствуй? Лучшее из слов!

Потому что здравствуй, значит - Будь здоров!

Вечером, прощаясь, скажем: «До свиданья!»

Чтобы завтра утром встретиться нам вновь!

Воспитывая внимание детей, друг к другу, развивая  образ «Я» каждого ребёнка,  воспитатели средних и старших групп изготовили панно «Здравствуйте! Я пришёл!».

Если  ребенку взгрустнулось или захотелось отдохнуть, в каждой группе ДОУ можно увидеть  уголки уединения, оформленные в разном стиле  с учетом  возрастных и личностных потребностей  дошкольников. Отдыхая в  уголке,  малыш  найдет фотографию любимых   родителей, поиграет перед зеркалом с котиком в игру «Моё настроение», посидит и полежит на мягкой, теплой подушечке, поиграет в спокойные игры и посмотрит  интересные книжки.  

Если между детьми возникают конфликты, то на помощь приходит «Мирилка», которая помогает ребятам  быстро забыть обо всех обидах.

Хрюшка научит правилам гигиены, а кукла Маша познакомит с новым вкусным блюдом и расскажет  о  правилах  поведения за столом во время приема пищи.                                                                                                     В спаленкахсон детей охраняет Фея сна, которая «читает» детям перед сном сказки.

Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется,  как в ходе всего воспитательно-образовательного  процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние,  знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой,  изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких  занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать  себя и  других, у них развивается чувство эмпатии.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр,  игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, тренингов, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.                                                                                                    Для развития эмоциональной сферы, как базиса, психики ребёнка, важно  использовать все его возможности и развитие  должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании,  пении и танце. Необходимым условием  всех психолого-педагогических воздействий должно быть  – получение радости и удовлетворения от  деятельности  и результата.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей  с ограниченными возможностями здоровья. Отдельную группу представляют собой дети с нарушениями речи. В нашем ДОУ педагоги, осуществляющие деятельность в логопедической группе, в период  адаптации к новым для ребенка условиям, используют минутки вхождения в день, для того чтобы вселить в ребенка  уверенность, улучшить психологический климат в группе, снять тревожность.  С целью выявления наклонностей  детей в предпочитаемой деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с каждым ребенком вгруппе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.

В речевом  уголке  дошкольников ждет Веселый язычок, который научит ребят перед зеркалом не только выполнять артикуляционные упражнения, но и как можно произносит звуки с разной интонацией и настроением, научит подражать различным  животным, птицам, явлениям.

Развитие эмоциональной сферы происходит в процессе познавательных игр, в ходе которых осуществляется индивидуальный  подход к каждому ребенку. Эти игры проводятся в свободное время с подгруппой детей или индивидуально 1-2 раза в неделю. Познавательные игры были разделены нами на несколько групп, объединенных общей темой:

1. «Зверобика»

 Детям доставляет большое удовольствие изображать животных, их повадки и движения. Дополнительные атрибуты помогают ребенку войти в образ. Это такие игры, как: «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Маски», «Наш зоопарк» и т.п. Дети  имеют возможность общаться в игре, используя мимику и пантомимику.

2. «На прогулке»

В эту группу мы объединили игры, которые способствуют развитию воображения, выразительности мимики и пантомимики. В процессе игры дети имеют возможность изобразить веселое или грустное облако, показать как идет дождь и светит солнце. Дети очень любят эти игры «По небу плывут облака», «Солнышко и дождик», «Рябинки и березки». Образы природы позволяют задействовать все тело ребенка, способствуют свободному выражению себя.

3. «В гостях у сказки»

Эти игры привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, помогают ребятам перевоплощаться в героев сказок. «Сказочные зайчики». «Колобок - румяный бок», «Выбери меня» дают возможность побывать в сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.

4. «Кем быть?»

Серия этих игр позволяет обыграть действия и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности людей. «Веселый клоун», «Фокусник», «Грустный и веселый художник», «Ловись, ловись, рыбка!» - эти игры интересны детям, малыши с интересом и большим удовольствием подражают взрослым.

5. «Сюрприз»

Все дети любят сюрпризы и с интересом  принимают участие в играх, которые их содержат. Неожиданное появление предмета или игрушки, яркие краски и быстрые движения привлекают внимание и раскрепощают даже самых замкнутых и застенчивых. «Волшебный башмачок», «Чудесный мешочек», «Зазеркалье», «Я люблю….», «Мыльные пузыри» и т.п.

Цикл занимательной деятельности «Социальные навыки» предполагает знакомство детей  с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у сверстников и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия. Поэтому  целенаправленная работа в данном направлении  достаточно актуальна. Педагог помогает детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей.  Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Клубочек». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно…», «Что делать, если…». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве  ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным  для развития эмоциональной сферы.



Предварительный просмотр:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе 

(консультация для воспитателей)   

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что ИЗО-деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок ИЗО-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенические безопасные красящие и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т.д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-х недель до 2-3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает его. Не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку ,посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на родительское собрание на тему «Создание эмоционального благополучия в детском саду и дома»

Материал для родительского собрания отражает то, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в детском саду принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его пов...

Успешная адаптация детей к детскому саду – как фактор эмоционального благополучия.

Мой педагогический стаж -23года. В МАДОУ ЦРР№ 7 работаю с 1990г. В моём данном докладе раскрыта актуальность проблемы «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», раскрыто состояние рабо...

Презентация «Роль семьи и детского сада в создании условий психологического благополучия ребенка»

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающ...

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Цели и задачи адаптацииЦель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в приспособление к окружающим условиям.детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах де...

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Статья для родителей о том, как проходит адаптация у детей в детском саду...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Наталья Алексеевна, спасибо, долго искала такой материал на педсовет, а вы помогли.