Опыт работы: "Расширение социального пространства детского сада, через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО"
методическая разработка

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_opyt_.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 24 муниципального образования Кореновский район рассчитано на 6 групп.Перед сотрудниками  учреждения стоит непростая и нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

        Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых,

которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

1. учет запросов общественности,

2. принятие политики детского сада социумом,

3. формирование содержания обязанностей детского сада и социума,

4. сохранение имиджа учреждения в обществе,

5. установление коммуникаций между детским садом и социумом.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей,родителей и педагогов.

         Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали: семья;  образовательные учреждения: МОУ СОШ № 19, музыкальная школа, культурно-общественные учреждения: Свято-Владимировский храм, детская  библиотека, Дом культуры, Дом детского художественного творчества; Кореновский Краеведческий музей; медико-оздоровительные организации: детская районная поликлиника, спортивный комплекс ДЮСШ № 3, ЛедовыйДворец; ГБДД, пожарная часть, вертолетная часть и военная часть топографов.

  1. Взаимодействие со спортивными учреждениями города.

Цель: создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ со спортивными учреждениями города.

Задачи:

1. Объединить усилия сотрудников, родителей и спортивного учреждения для эффективной организации профилактики заболеваний и физкультурно-оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

4. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.

5. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом.

6. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

        С 2016 года МДОБУ детский сад № 24 МО Кореновский район заключил договор со спортивным комплексом ДЮСШ № 3. Физкультурные занятия в подготовительных группах проходят в спортивном зале спортивного комплекса под руководством  инструктора спортивной школы ДЮСШ № 3 Радченко Светланы Николаевны по планам детского сада.

С 2018 года одно из физкультурных занятий нацелено на формирование у детей начальных представлений о некоторых видах спорта (хоккей на траве, бадминтон, теннис). Тренер Сергей Юрьевич.

Мы активно сотрудничаем с музеем спортивного комплекса. Дети с интересом рассматривают спортивные экспонаты, медали и кубки. Под руководством воспитателя старшей группы Морозовой Натальи Николаевны был организован мини-музей «Наши спортивные достижения».

С сентября 2018 года, по согласию родителей,заключили договор с Ледовым Дворцом.Два раза в неделю дети старшей группы занимаются в спортивном зале Ледового Дворца и осваивают элементы катания на коньках.

Наши дети в свободное время посещают спортивные секции: художественную гимнастику, фигурное катание, плавание, разные единоборства. У них есть свои небольшие достижения, а у нас в саду маленькие Звездочки.

Стало традицией спортивные праздники с родителями проводить в спортивном комплексе. Территория спортивного комплекса позволяет соревноваться сразу трем группам, что  поднимает у детей спортивный дух, развиваетсилу, ловкость и выносливость, а так же соревновательный интерес. В перерыв дети могут просмотреть выступление секции художественной гимнастики и спортивного танца «Хип-хоп», а так же поделиться своими талантами.

В результате:

  • Создается единое образовательно-оздоровительное пространство ДОУ испортивных учреждений города для укрепления и сохранения здоровья детей;
  • Расширилась сфера понятий и представлений о совместном взаимодействии детей и взрослых в области физического воспитания;
  • Повысилась результативность воспитательно-образовательного процесса;
  • Снизился уровень заболеваемости;
  • Дети овладели навыками самооздоровления;.
  • У детей появилась потребность к ежедневной двигательной активности, сохранению и укреплению своего здоровья.
  1. Взаимодействие со школой

Цель блока: установление партнерских взаимоотношений детского садаи школы.

Задачи блока:

1. Углублять интерес детей к школе, снять чувство тревоги.

2. Развивать коммуникативные навыки, внимание, память, быстротуреакции.

3. Воспитывать любознательность и интерес друг к другу.

4. Создать позитивное отношение к будущей социальной роли –

ученик.

5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

6. Повышение педагогической культуры родителей в подготовке

детей к школе.

Ожидаемые результаты

1. Облегчение процесса социально-психологической адаптации к

школе.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Профессиональный рост педагогов ДОУ.

4. Педагогический подход родителей в подготовке детей к школе.

  1. Детская библиотека.

Цель: объединить усилия ДОУ с организациями культуры для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.

Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?

Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.

Мы посещаем нашу городскую детскую библиотеку. В читальном зале дети не только знакомятся с книгами и их героями, но и читают любимые стихотворения, смотрят мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвуют в викторинах. Дети знакомятся с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. Эти мероприятия вызывают эмоциональный отклик у всех детей.

С ответным визитом нас ежемесячно посещает детская выездная библиотека. Знакомство с нею проходит в форме интересных экскурсий по страницам знакомых произведений и презентаций. Об этом заботятся неравнодушные, знающие свое дело работники детской библиотеки.

Это все хорошо, но чего-то не хватало, возникла идея создать интерактивную мини-библиотеку в детском саду. Это стало предпосылкой для проведения акций «Книги - верные друзья, нам без них никак нельзя», «Моя любимая книга», «Почитаем перед сном». Многие родители поддержали наше начинание и приняли участие в акциях, более того, они решили подарить детям интересные увлекательные книги. У нас появился сборник Кубанских песен, множество разнообразных энциклопедий и занимательного материала для детей.

В результате, посещая наши мини-библиотеки, родители организовали дома книжные уголки для детей. А сотрудничество с библиотекой сделала многие семьи  постоянными читателями детской библиотеки.

  1. Краеведческий музей.

Взаимодействие ДОУ с Кореновским Краеведческим музеем
направлено на реализацию экологического и патриотического воспитание старших дошкольников. Посещение этого учреждения культуры, представляет собой  возможность получения научно – познавательной информации, ознакомления с социальной действительностью, историей, культурой, природой родного края, страны, мира.

Часто в детский сад приезжают интерактивные экскурсии.

Дети принимают активное участие в конкурсах Краеведческого музея. В массовом театральном представлении «День музея».

Работа будет продолжаться и дальше, в планах совместно с музеем опробовать технологию музейной педагогики.

  1. Приобщение детей к художественно-эстетическому развитию.

Цель блока: объединить усилия ДОУ с организациями культуры для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать созданию условий для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.

2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.

3. Совершенствование форм взаимодействия для расширения социально- образовательной системы ДОУ.

Ожидаемые результаты

  • Социокультурная самореализация детей.
  • Формирование основ культуры детей.
  • Развитие интереса к музыке.
  • Развитие личности детей.
  • Духовно-нравственое воспитание

Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно реализуются в процессе приобщения к театральному, музыкальному и декоративно-прикладному искусству.

В нашем городке есть детская музыкальная школа, Дом детского творчества и Дворец культуры. Это тоже наши партнеры, с которыми налажено тесное сотрудничество.

  1. Детская музыкальная школа постоянно приглашает наших детей со своими родителями на концерты учащихся. С мини-программой один раз в квартал детская школа приходит к нам в детский сад. Тем самым обеспечивается преемственность в музыкальном воспитании, ведь музыкально-одаренные дети продолжают свое обучение в музыкальной школе.
  2. Дворец Культуры:1 июня в городском  фестивале «Дети земли Кубанской», наши выпускники участвуют в творческом концерте.в празднике «День города» наши родители  принимали участие в «Дне близнецов».
  3. Дом детского творчества: в ежегодном конкурсе «Кореновская жемчужина» дети раскрывают свои таланты. Активно принимают участие в детско-родительских выставках, и конкурсах рисунков.
  4. в рамках передачи «Радио Подсолнух» проходит костюмированное театрализованное представление «Парад овощей и фруктов».
  5. В городских праздниках: «День Победы» наши дети приняли участие в праздничном концерте, в параде военной техники.

Мероприятия, проводимые Дворцом культуры и Домом детского творчества, очень любят наши воспитанники. Ими проводиться большая творческая работа, которая позволяет нашим детям и их родителям принимать участие:

  1. Сотрудничество со Свято-Владимировским храмом.

Разорвав нить с православием в начале прошлого столетия, наше общество потеряло духовную связь времен. Когда от дедов крупицы духовной мудрости переходили к внукам, свято соблюдавшим традиции веры и благочестия. За все эти годы в нашей стране, утеряно, то, что прежние поколения впитывали с детства и потом становилось естественными правилами поведения: любовь к ближним, учтивость к старшим, сострадание и милосердие к немощным и больным. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. В решении этих задач нам помогает сотрудничество с Свято-Владимировским храмом. С помощью проводимых совместных мероприятий наши дети усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.

  1. Сотрудничество с казачеством.

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных,  исторических корней и связей; привитие  детям и их родителям интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Содействуем развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к  культуре казачества

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

        В детском саду прошел праздник «Посвящение в казачата» с приглашением представителей от казачества. Традицией в детском саду стало проведение осенних Ярмарок с играми, традициями, песнями и плясками  казаков.

  1. Сотрудничество с воинской частью топографами, вертолетной частью, ракетчиками и клубом ветеранов.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам военных профессий,

формирование у них элементарного опыта профессиональных действий,способствующих ранней профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей о военных профессиях города, региона, страны вцелом;
  2. Формирование у детей представлений о социальной роли труда и

          значимости этих профессий в жизни общества;

  1. Воспитание уважения к результатам труда людей военных профессий.

Связь с воинской частью и клубом ветеранов помогает нам формировать чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать у них уважение к России (Российской Армии), расширять представление о родах войск. Они помогают нам в проведении мероприятий:

- шахматно-шашечный турнир;

- квест-игра «Зарница»;

- подвижные игры с младшим дошкольным возрастом;

- праздничное мероприятие «День космонавтики»;

- встречи с интересными людьми, у нас в гостях «Топографы», «Вертолетчики», «Ракетчики» и так далее.

  1. Сотрудничество с пожарной частью и ГИБДД.

Задачи: Расширять и совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности позволяют нам сотрудничество с  пожарной частью.

Ежегодно с ними проводятся встречи и мероприятия по пожарной безопасности, конкурсы по ППБ (рисунков, дидактических пособий). Дети в таких мероприятиях повышают уровень знаний о профессии пожарного и правилах действия в условиях чрезвычайных ситуациях.

Целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих ДТП обеспечивает постоянное активное взаимодействие с работниками ГИБДД  (беседы, праздники, конкурсы, интересные встречи).

  1. Сотрудничество с родителями.

        Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс, как равноправных и равно ответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и детского сада.  Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Чтобы использовать в работе опыт семейной педагогики, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение, возникла необходимость в поиске новых форм, в которых, благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами, социумом в целом.

Основными условиями эффективного привлечения родителей в образовательный процесс являются: создание  на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата и использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.

Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в нашем дошкольном учреждении и включает в себя:

- консультации: по привитию детям здорового образа жизни, по правилам дорожного движения, по экологическому воспитанию дошкольников и др.

- открытые занятия: «Здравствуй, космос!», «На Кубани мы живем».

- опросы, тестирование, анкетирование: «Цветок здоровья», «Мы патриоты».

- выставки и конкурсы: «Здравствуй, Осень!», «Зимняя фантазия», «Чудо дерево», «Военная и космическая техника», «Декоративно-прикладное творчество» и др.

- праздники и развлечения «Равнение на пап», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери».

- «Живая газета» для родителей.

При вовлечении родителей в образовательный процесс  использую нетрадиционные формы и методы:

Тематические  акции  и проектную  деятельность, где родители помогают в подборе исследовательского материала, развивают вместе с детьми логику, мышление, фантазию, творческие навыки. У них повышается познавательный и творческий интерес, развиваются навыки совместного творчества. Мной проведены акции «Птицы – наши друзья», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Дети России – за мир» и проекты: «Картины в стиле Стимпанк», «Тропа юных Архимедов», «За Веру, Кубань и Отечество», «Библиотека для детей и родителей в дошкольной организации».

«Дни открытых дверей».Родители имеют возможность принимать участие в образовательной деятельности, режимных моментах, получить консультацию от специалиста и т.д. Такая совместная деятельность детей и родителей учит общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивает семьи.

Музейная педагогика». Повышает культуру родителей, развивает кругозор. Сплачивает детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности (Мини-музей по декоративно-прикладному творчеству»).

Вхожу в состав творческой группы по организации и проведению Фестиваля «Папа, мама, я – талантливая семья». В течение всей недели папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры объединялись в творческие коллективы, где принимали участие в мастер-классе, инсценировках и художественной самодеятельности.

Семейные выставки и конкурсы.Родители оказывают помощь в организации выставок и конкурсов художественного творчества детей, что благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать  друг друга и побуждает родителя поощрять художественно-эстетические интересы ребенка.

Родители принимают активное участие в родительских собраниях (мастер-классе), они являются активными участниками в оформлении развивающей среды по физической культуре,  изодеятельности и оформлению участков детского сада. Родительские собрания проводятся с использованием ИКТ. Мастер-классы разнообразны по тематике и способам проведения.

Праздники и развлечения, в них укрепляются отношения «родитель-ребенок-воспитатель». Повышается интерес к здоровому образу жизни. Родители становятся активными участниками, чаще интересуются жизнью детского сада.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и нашими помощниками.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает, что 37 % родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 67 % семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, 95 % родителей активно участвуют в праздниках и развлечениях.

  1. Наши достижения.
  • Благодарность Свято-Владимирского храма;
  • Благодарность от казачества;
  • Благодарность от радиостанции «Подсолнух»;
  • Благодарность от Администрации Кореновский район;
  • Благодарность ГБДД;
  • Благодарность от Кореновского Краеведческого музея;
  • Благодарность от детской библиотеки;
  • Благодарственное письмо от воинской части 25688;
  • Благодарность Администрации Кореновского района за участие в праздновании 1 Мая;
  • Благодарственная грамота от политического совета Краснодарского регионального отделения Партии «Единая Россия», за участие в акции «Дети России – за мир!»;
  • Благодарность Администрации Кореновского района за активное участие в праздновании Дня сельского работника;
  • Грамоты за участие в конкурсе «Кореновская жемчужина»;
  • Дипломы за участие в фестивале «Дети земли Кубанской»;
  • Отзывы от Кореновской общественности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что
активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию
педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более
эффективным, открытым и полным.

Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:

  • использовать максимум возможностей для развития интересов
    детей и их индивидуальных возможностей;
  • решать многие образовательные задачи, тем самым повышая
    качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Березина Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи:проблемы и пути их решения / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
  2. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей.

Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс,

         2004.— 112 с.

  1. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и

родителей // Ребенок в детском саду. — 2003. № 6. — С. 26-32.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
  2. Зайцева Н.В. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательнойорганизации//Молодой ученый. 2015, №3.
  3. Захарова, Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личностидошкольника / Ярославский педагогический вестник. – 2009.- № 2.
  4. Микляева Н.В., Палий Т.М. Партнерство семьи и детского сада с позицииуправления ДОУ//Управление ДОУ. 2015, №5.
  5. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии

социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический

          комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об

утверждении федерального государственного образовательного

 стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим

  доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html13

  1. Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства всовременном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО  очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...

«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Доклад опрактике работы ДОУ с  социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества,  развиваем личностные качества....

ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

МБДОУ "Щебетовский детский сад "Семицветик"старший воспитатель Горелова Л.Р.-П. Доклад презентация "Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"

quot;Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных...

ПРОЕКТ «Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образовани...