Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korrektsionno.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии.
Возрастная группа: старшая, подготовительная.
Форма совместной деятельности: Арт-терапия
Форма организации: подгрупповая.
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о чувствах и эмоциях человека, о приемлемых способах выражения негативных чувств и переживаний.
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде, в паре со сверстниками. Развитие познавательных процессов, связанности речи. Развитие позитивного «образа Я», повышение уверенности в себе и своих силах, развитие чувства собственной значимости. Развитие навыков снятия психо-эмоционального напряжения.
Воспитательные: воспитывать толерантность к особенностям детей, к их чувствам и переживаниям.
Ожидаемый результат: Снижение психо-эмоционального напряжения, профилактика дезадаптации детей, формирование коммуникативных навыков, сплочение детского коллектива.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1 | «Знакомство» | Знакомство детей |
2-3 | «Я и мой мир» | Развитие самоощущения, выражение собственных чувств и переживаний. |
4 | «Как понять другого» | Развитие коммуникативных навыков |
5 | «Мир чувств и эмоций» | Ознакомление детей с основными чувствами и эмоциями людей |
6 | «Как помочь сердитому человеку» | Развитие навыков выражения негативных эмоций, снятие психо-эмоционально напряжения. |
7 | «Как помочь грустному человеку» | Развитие навыков выражения негативных эмоций, снятие психо-эмоционально напряжения. |
8 | «Что делать, когда страшно» | Отреагирование страха, снижение психо-эмоционального напряжения |
9 | «Изменение страха» | Отреагирование страха, снижение психо-эмоционального напряжения |
10 | «Моделирование настроения» | Научить навыкам расслабления и релаксации |
11 | Итоговое занятие «Остров дружбы» | Подведение итогов занятий, сплочение детского коллектива |
Занятие №1 «Знакомство»
- Упражнение «Мое имя»
Цель: знакомство детей, развитие приобщения к собственному имени, развитие самооценки ребенка.
Ребенку предлагается шаблон его имени, его задача с помощью изобразительных инструментов украсить его и представить другим детям
- Разукрашивание мандалы (под музыку)
Предложить детям на выбор несколько вариантов изображений для разукрашивания. В конце устроить вернисаж работ. Если разложить рисунки по кругу, то получится большая мандала (подчеркнуть, что мы все вместе делали ее, все старались, поэтому так красиво получилось). Повторить с детьми правило безоценочного отношения к рисункам других детей.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Клубочек».
Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. Психолог показывает образец действия. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.
- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на наших занятиях мы должны быть дружными, действовать слаженно.
Занятие № 2 «Я и мой мир»
Ход занятия
- Ритуал приветствия «Мы молодцы»
Детям предлагается вместе поздороваться и произнести фразу «Мы молодцы» сначала шепотом, потом нормальным голосом, потом очень громко.
- Игра «Дотронься до...»
Дети сидят свободно на ковре в круге. Психолог предлагает сыграть в игру. Я буду называть цвета, вы должны быстро найти этот цвет у соседа и дотронуться до него.
Психолог медленным голосом начинает фразу и быстро ее заканчивает, создавая эмоционально озорной и веселый фон игры. Дотронься до красного! (поочередно называет различные цвета). Дети должны быстро найти нужный цвет в одежде сидящего рядом и дотронуться до него. В веселой непринужденной обстановке дети входят в личное пространство друг друга и могут быть принятыми. Это помогает созданию дружественному фону в коллективе и веселому настроению.
- Игра «В чем кто одет и как выглядит?»
Дети сидят в круге. Психолог предлагает сыграть в игру. В середину выходит ребенок, остальные должны внимательно на него смотреть и запомнить, как он выглядит. Время просмотра 1-2 мин. После этого ребенок уходит из круга и встает сзади остальных. Психолог задает вопросы: «Какого цвета волосы, глаза, одежда и т.д.» Дети пытаются вспомнить и ответить на вопросы. После этого появляется ребенок, и все сверяют правильность своих ответов. Психолог спрашивает: «А что самое красивое у ребенка?» Дети хором могут ответить. Затем выбирается другой ребенок.
Такая игра способствует увеличению уверенности к себе, ощущению принятия коллективом. Повышает самооценку. Помогает принимать и видеть свои положительные черты.
- Игра «Нарисуй свой автопортрет»
Дети сидят за столами перед ними листки бумаги и цветные карандаши. Психолог предлагает нарисовать себя. Себя таким, какой есть сейчас. И отмечается, что можно брать карандаши любого цвета, какой хочется, и рисовать так, как можешь. Мы не художники. И рисуем для себя. й. Во время рисования психолог подходит к каждому, мотивируя на максимальное выражение своих эмоций и себя в рисунке. Поддерживая и подбадривая каждого ребенка, психолог диагностирует проекцию «Я». Спрашивает: «Тебе нравится твой рисунок?» Выслушивает пояснения ребенка, пытается подбодрить и внести в рисунок дополнительные коррективы, чтобы образ вышел позитивным для ребенка.
- Игра «Галерея рисунков»
Нарисованные рисунки дети выставляют (по желанию) в галерею. Все рассматривают рисунки и по очереди рассказывают о своих впечатлениях. Психолог делает акцент на позитивном мнении. Помогает, чтобы каждый рисунок был положительно оценен.
Такие проективные оценки помогают ребенку научиться принять себя и свою внешность. Увидеть в себе положительные черты. Почувствовать принятие себя коллективом. Повысить уверенность в себе. Создать радостное и доброжелательное настроение.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Ладошки».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети оставляют отпечаток своих ладоней на общем рисунке.
Занятие № 3 «Я и мой мир»
Ход занятия
- Ритуал приветствия «Мы молодцы»
Детям предлагается вместе поздороваться и произнести фразу «Мы молодцы» сначала шепотом, потом нормальным голосом, потом очень громко.
- Игра «Изготовь свою куклу-автопортрет»
Детям предлагается сделать свои «куклы-автопортреты». Перед ними лежат заготовки. Голова куклы сделана из большого киндер сюрприза с вырезанным для пальца отверстием. С помощью пластилина дети делают своей куколке голову: волосы, глаза, нос, рот. Подсознательно отождествляя свою куклу с собой, дети выбирают тот цвет пластилина, который соответствует их образу. Психолог помогает детям сделать выбор. При лепке лица, психолог спрашивает о настроении ребенка и как можно его передать на лице его куколки. Дети рассказывают о своих эмоциях и передают их с помощью подручных средств. После завершения изготовления головы, психолог предлагает сходить в магазин и купить своим куклам рубашечки. Но такого цвета, какое сейчас настроение. На столе разложены заготовленные заранее мини-рубашечки для кукол, которые, как рукавички, можно надевать на руку и создавать различные пальчиковые куклы. Дети выбирают рубашки для своей куклы, объясняя и озвучивая свое настроение. На этом этапе работы психолог проводит и диагностические моменты, так как может выявить по ответам детей и по их цветовому выбору особенности их эмоционального развития.
- Игра «Расскажи историю своей куклы»
Дети садятся в круг, надевают свои пальчиковые куклы на руки. Психолог просит дать имя своей кукле. В дошкольном возрасте обычно дети дают собственное имя кукле, желание дать другое имя или присвоить ей другой пол может свидетельствовать о наличии эмоционально-личностной проблемы и требует дальнейшей диагностики и понимании причины.
Психолог начинает первым от имени своей куклы рассказывает о себе и кем хочет стать в будущем. Дети поочередно озвучивают свои рассказы, задумываясь над дальнейшей реализацией в будущем. Психолог помогает каждому ребенку рассказать свой рассказ, задает вопросы, хвалит и подбадривает ребенка, помогая ему раскрыться.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают свечу по кругу и дарят пожелания.
Занятие № 4 «Как понять другого»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Упражнение «Импульс»
Дети стоят в кругу, держась за руки. Ведущий пожимает руку, стоящему справа и говорит «Привет!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернется к ведущему. Затем дети в быстром темпе трут ладошки до ощущения тепла и дарят тепло друг другу (берутся за руки).
Дети садятся на ковер (работа в круге).
- Игра «Танцуй, как я»
Дети встают в круг, включается веселая музыка, психолог начинает первым. Он объясняет, что будет в середине танцевать, а все должны копировать его движения. Под веселую, бодрую музыку психолог производит простые движения, которые дети повторяют за ним. Психолог выбирает другого ребенка, который должен показать свои движения, а все должны за ним повторить.
- Игра «Я и мое зеркало»
Дети разбиваются на пары. В каждой паре есть зеркало и человек. Человек делает движения, а зеркало за ним повторяет. Работая в паре, дети учатся взаимопониманию и умению слушать и понимать партнера.
- Упражнение «Музыкант и инструмент». Танец в парах.
Цель. Развивать у детей умение сотрудничать.
Дети делятся на пары. Один ребенок в паре надевает маску на глаза. Второй берет его за руки и танцует под музыку. Затем дети в парах меняются ролями.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Занятие 5 «Мир чувств и эмоций»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Знакомство с эмоциями и чувствами – просмотр видеороликов
- Игра «Нарисуй свое настроение»
После рассказа дети переходят в учебную зону, садятся за столы, на которых разложены краски и бумага. Психолог просит детей попытаться нарисовать свое настроение красками. У каждого настроения есть свой цвет. При изображении своих эмоций (своего настроения) дети в произвольной форме могут выплескивать свой эмоциональный настрой. Им предлагается только цветом (абстрактно) изобразить свое настроение. Психолог помогает детям раскрыться и выразить себя на бумаге.
- Арт-терапевтическая игра «Волшебное животное» (проводится под спокойную музыку).
Психолог:Ребята, в сказочном лесу живет волшебное животное! Оно очень доброе, но чуточку пугливое. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть? Какого размера наше животное - большое или маленькое? Какое у него телосложение - полновато или худощавое. Может быть, у него есть крылья и даже рога с шипами, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное - однотонное или разноцветное, есть ли у него пятна или полоски?
- Коллективное рисование «Волшебное животное».
Психолог: Ребята, а вы любите рисовать? Сейчас вам представится такая возможность. Посмотрите у меня в руках огромный ватман, сейчас мы все вместе нарисуем на нем необычное животное. Это животное волшебное, поэтому может иметь несколько голов, или хвостов (каждый разной формы). (Дети договариваются, какое животное они будут рисовать. При необходимости психолог обращает внимание на то, что дети не должны спорить, а должны рисовать вместе, учитывая мнения друг друга.)
Беседа по результатам коллективной работы:
- Какое прекрасное животное мы создали. Давайте придумаем ему имя.
- А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер?
- Где оно живет, на дереве или может быть в земле?
- С кем дружит наше животное?
- Чем оно любит заниматься?
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Занятие 6 «Как помочь сердитому человеку»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Беседа «Сердитый человек и как ему помочь»
Психолог вместе с детьми смотрит отрывок мультфильма о злом и сердитом персонаже.
Вопросы для обсуждения:
-Как вы поняли, что герой злится?
- Как вы думаете, другим людям нравится, как он поступает? Почему?
- Быстрые способы снять напряжение
- надуть «злые мыльные пузыри»,
- порвать газету
- сильно напрячь и расслабить кулаки,
- рассказать все воде (или покричать на нее), поиграть с ней,
- побить боксерскую грушу, попинать и покидать мячик).
- Игра «Дракон, кусающий себя за хвост».
Дети стоят друг за другом, держась за талию. Первый ребенок-это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый пытается схватить себя за хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
- Сказка наоборот.
Давайте мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго!
Змей Горыныч бывает добрый когда.
-может лечить, т.к. знает целебные травы (змеиный корень, змеиные головки),а также владеет живой водой.
-может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям).
-может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами.
- Рисование «Добрый Змей Горыныч».
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Занятие 7 ««Как помочь грустному человеку»»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Найди грустного героя
Детям предлагается найти среди рисунков грустного героя и сочинить историю, почему он грустит.
- Давай рассмешим героя
Дети дорисовывают предметы, которые помогут герою стать счастливым. Происходит обсуждение способов повышения настроения.
- Игра «Веселые клоуны»
Дети по очереди выходят в центр круга и пытаются рассмешить других детей.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Занятие 8 «Что делать, когда страшно»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Игра «Рассказ моей куклы о том, чего она боится»
Дети садятся в круг вместе со своими пальчиковыми куклами. Психолог начинает игру, рассказывая от имени куклы историю, где она попадает в страшную ситуацию. Дети по очереди делятся своим негативным эмоциональным опытом, раскрывая другим членам детского коллектива свои трудности и страх.
В ситуации доверия и в игре, через свою куклу, ребенок может раскрыться и рассказать о своих страхах и проблемах.
- Игра «Рисуем страхи»
Дети переходят в учебную зону и садятся за столы, на которых разложены цветные карандаши и листы бумаги. Им предлагают нарисовать свой страх. Взять карандаши того цвета, которые больше всего подходят для того, чтобы выразить страхи. Психолог помогает детям, рассматривая и спрашивая о нарисованном. На данном этапе работе детей стимулируют на изображении существующих объектах страха, когда страх сконцентрирован и имеет конкретный образ или сюжет:
- страх животных (волк, собака, медведь и т. Д.)
- сказочные персонажи (Баба Яга, зомби, мультипликационные персонажи и другие страхи).
- медицинские страхи (уколы, врачей, зубного врача);
- ночные страхи (страшные сны, персонажи из снов);
- пространственные страхи (высоты, глубины) и другие.
По мере выполнения работы психолог помогает детям осознавать нарисованный образ и пытаться видоизменить его. Поразмышлять, почему «он» такой пугающий? Что он хочет? Что ему дать? Может быть, он одинок? Он боится? И т. Д.
Исходя из ответов, он предлагает внести в рисунок коррективы:
- нарисовать Бабе Яге улыбку, бантик, яркую юбочку, дать конфетку;
- посадить волка в клетку, закрыть на замок, отправить в зоопарк;
- закрасить изображение, разорвать его и другое.
После внесения изменений психолог поощряет ребенка и внушает уверенность в собственных силах, хвалит за смелость, за победу над пугающим образом: «Ты молодец! Ты победил его! Он испугался тебя!»
- Игра «Смеемся над нашими страхами»
Рисунки выставляются на выставку, детям предлагается найти самый смешной рисунок. Фоном включается веселая детская музыка со смехом детей. Дети комментируют рисунки, психолог старается подчеркнуть смешные элементы и создать радостное настроение. Пытается вызвать положительные эмоции, улыбку, смех при окончании занятия, закрепляя связь объекта страха с положительными эмоциями, уничтожая патологический круг страха.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Цель: создание атмосферы доверия, желания встретиться снова.
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Занятие 9 «Изменение страха».
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Игра « Где сидит мой страх и на что он похож?»
Дети садятся в круг. На занятие приходит пальчиковая кукла-зайчик, он рассказывает свою историю.
Сказка о зайчике
В одном лесу жил маленький зайчик. У него были мама и папа, которые водили его каждый день на зеленую лужайку, где зайчик прыгал вместе с другими зайками и веселился весь день. Но однажды мама пришла поздно за зайчиком. Стало темнеть, на небе появились большие тучи, ветер стал качать верхушки деревьев, началась гроза. Молнии сверкали, и гремел гром. Зайчики бежали со всех ног домой. Зайчонок очень спешил и боялся, что отстанет от мамы зайчихи. И почувствовал, что кто-то бежит рядом с ним, это был темный комочек, который быстро перебрался на зайку и спрятался где-то внутри. Это был страх! Страх быстро зарылся в зайку и остался в нем жить! После этого зайка стал бояться... Он уже не прыгал весело на лужайке, как другие зайчики. Страх крепко держался за зайку и не хотел уходить. Тогда мама зайчика повела его к умной, мудрой сове. Сова посмотрела на маленького зайчика. Ему показалось, что сова огромная и страшная. Он стал дрожать от страха. А его страх стал расти. Умная сова подозвала зайчика и попросила его рассказать, чего он боится? «Я боюсь всего, - шепотом сказал зайчик. - Я боюсь, что в траве спряталась лиса, что в небе летит ястреб. Я боюсь, что мама уйдет, я всего боюсь», - и заплакал. «Понятно! - Сказала умная сова. - Ты подобрал страх и пустил его в себя. Посмотри, какой он». Зайчик прошептал: «Он большой!» «Спроси его, зачем он тебе нужен?» Зайчик удивился, но послушался мудрую сову. И страх тоненьким голосочком запищал внутри зайчонка: «Я защищаю тебя! Если ты совсем ничего не будешь бояться, то с тобой может произойти что-то нехорошее. А я помогаю тебе не делать опасных поступков». Сова внимательно смотрела на зайчика. «А теперь, посмотри, каким стал твой страх?» - спросила она зайчонка. «Ой, - удивился зайчик, - он не такой большой и не такой страшный. Он стал меньше». «Тогда скажи страху, что ты не хочешь, чтобы он жил с тобой». «Уходи страх! Уходи! - Громко сказал зайчонок. - Ты мне не нужен, я не боюсь тебя!» И тут он почувствовал, что страх стал совсем маленьким, как точка. Зайчонку стало смешно, что он боялся. И они вместе с мамой и совой весело засмеялись. И зайчонок почувствовал, что страх совсем пропал! Он понял, что страх можно победить и нужно научиться не впускать его в себя, что можно посмотреть страху в глаза и сказать: «Уходи!» И он обязательно отступит! После этого зайчик снова стал веселиться и резвиться на полянке вместе с другими зайчиками. Он уже больше не боялся. Но помнил, что иногда страх помогает ему не совершать опасные поступки.
После прослушивания сказки психолог задает детям наводящие вопросы: «Про кого сказка? Почему зайчик стал бояться? Что он чувствовал при этом? К кому его отвела мама зайчиха? Каким увидел зайчонок свой страх в начале и потом? Что зайчонок сделал, что бы страх изменился и исчез? Что зайчонок почувствовал, когда страх пропал? Что зайчонок понял про свой страх? и т. д.»
Дети отвечают на вопросы, проговаривая вслух свои впечатления от сказки.
- Игра «Веселая дискотека»
Психолог объясняет, что после того, как зайчонок вернулся на полянку, он стал весело танцевать с другими зайчиками. Включается веселая, радостная музыка. Детям предлагается всем вместе станцевать танец веселых зайчиков. С помощью движения и веселого, позитивного настроения закрепляется ощущение победы над страхом.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим
Занятие 10 «Моделирование настроения»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Игра «Музыка и настроение»
Дети располагаются в игровой зоне на ковре. Психолог просит принять расслабленное положение, чтобы послушать музыку. Мы будем слушать музыку, и она нам будет дарить настроение. Включается музыкальная композиции, которая продолжается в течение 3 мин. Музыка бодрая, радостная, несущая четкий ритм. Следующая композиция, в противовес предыдущей, - уже более спокойная, светлая, мелодичная, дающая установку на покой и расслабление. Продолжается в течение 3 мин. Последний музыкальный отрывок - музыка релаксационная, помогающая детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. Данный отрывок звучит в течение 5 мин.
- Игра «Какое настроение дала мне музыка?»
После прослушивание музыкальных композиций психолог просит встать. Сделать несколько двигательных упражнений для рук и ног, а затем сесть на стулья и рассказать об ощущениях, полученных с помощью музыки.
Психолог задает вопросы: «Вам понравилась музыка? Какая композиция понравилась больше первая, вторая или третья? Какое настроение несла музыка? Что представляли и что видели под эту музыку?» и т. д.
- Игра «Нарисуй свое настроение под музыку!»
Детям предлагается нарисовать свое настроение, навеянное музыкой. Дети садятся за столы, где есть краски или цветные карандаши, по желанию они могут воспользоваться любыми техническими возможностями для выражения своего настроения. Если ребенок хочет абстрактно выразить свои чувства на бумаге, психолог не препятствует, а поддерживает. Объясняя, что можно изображать звуки музыки с помощью цвета, а потом посмотреть на то, что получилось. Включается музыкальная композиция, которая в большей степени понравилась детям, и они рисуют под музыку свое настроение. В лучшем варианте это - релаксационное произведение для закрепления успокоительного и расслабляющего эффекта.
- Игра «Наша выставка рисунков!»
Все рисунки выставляются на выставку, и дети отмечают понравившиеся. Рассказывая о своих впечатлениях и эмоциях, рисуя под музыку, дети учатся чувствовать свое настроение и моделировать его. Такие музыкальные сеансы способствуют нормализации эмоционального тонуса и настроения, раскрытию творческого потенциала ребенка.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
Итоговое занятие «Остров дружбы»
Ход занятия
- Ритуал приветствия.
- Игра «В гостях у пирата»
Дети садятся в круг. Психолог предлагает сыграть в игру. Он рассказывает, что к ним на занятие пришел гость и хочет познакомиться с детьми. Заранее приготовлена ширма для кукольного театра. Появляется кукла-пират. Пират здоровается с детьми и начинает задавать вопросы. Дружные они или нет? Что хочет проверить их дружбу и отправить их на необитаемый остров. Он хочет посмотреть, выживут ли дети на необитаемом острове и что они должны уметь и знать, чтобы справиться с трудностями. Психолог поясняет, что они сейчас действительно отправятся в путешествие на необитаемый остров. Но этот остров они придумают сами.
- Игра «Нарисуем все вместе необитаемый остров»
В учебной зоне, на столе, разложен большой ватманский лист бумаги и цветные карандаши. Рисовать на листе можно с любой стороны. Психолог объясняет, что дети должны нарисовать остров и все необходимое для того, чтобы выжить на нем. Помогая детям, психолог активизирует их на сближение и помощь друг другу, поясняя наводящими вопросами о трудностях, возникающих на острове, о том, что понадобиться для выживания. В процессе работы психолог выделяет лидеров и образовавшиеся доминирующие группы, а также отбивающиеся от коллектива детей. Пытается объяснить трудности отделение от группы и возможности остаться одному, без помощи на острове. Организуя группу к единой, слаженной работе.
- Игра «Расскажи о своем острове»
После завершения работы рисунок выкладывается, и дети рассказывают о своем острове, о своем вкладе в общее благоустройство, о том, что понравилось, и том, что не понравилось на острове. О возможных ошибках и неправильном поведении других детей. Психолог пытается научить детей выражать уважительно свое мнение, не переходя «на личности». Подводя итоги, психолог поясняет, что жизнь - это такой же остров. Мы должны в детском саду (школе) жить дружно, помогать друг другу, тогда наша жизнь будет красивым, цветущим островом, на котором всем хорошо и уютно жить.
- Рефлексия.
Цель: через беседу помочь детям усвоить полученные знания.
Что нового вы узнали сегодня? Как можно улучшить настроение? Какой способ вы будете применять (высказывания детей)?
- Прощание «Добрые пожелания».
Дети передают по кругу свечу и говорят пожелания всем присутствующим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий)
Февраль 2018 Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.Развивать саморегуляцию вос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»
Планируемые результаты:По образовательным задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает задачи в одно действие и неравенства;- зна...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...