Конспект занятия "Путешествие в пустыню"
план-конспект занятия (старшая группа)
Представлен конспект познавательного занятия с элементами пескотерапии для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_pustynyu.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида
Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
Ф.И.О. должность педагога: Дмитриева О.А., воспитатель
Дата проведения: 16.02.2022 г.
Направление развития: познавательное
Тема: «Путешествие в пустыню»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: Развитие познавательной активности детей путем расширения их представлений об условиях жизни живой и неживой природы в жарком климате.
Образовательные задачи:
Закрепить и уточнить представления детей об условиях приспособления к жизни в пустыне животных и растений посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путем.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, культуру общения и поведения во время проведения опытов.
Методы и приемы:
- методы формирования сознания (вопросы – ответы, беседа);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (повторение правил поведения в песочнице);
- методы стимулирования поведения (похвала, одобрение);
- методы организации и осуществления познавательной деятельности (показ, объяснение, задание, рассматривание, опытно-экспериментальная деятельность);
- методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, релаксационное упражнение).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Материал и оборудование: световой стол, фигурки животных, рептилий («Обитатели Африки»), палочки – по количеству детей, комнатные растения: бегония и кактус, растения пустыни из пластмассы, телевизор, видеоролик «Буря в пустыне».
Место проведения: групповое помещение детского сада.
Ход занятия
Подготовительная часть – приветствие.
Психологический этюд «Доброе утро».
- Ребята! Доброе утро! Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что в нашей группе появилась вот эта картина? Откуда она взялась? Может быть, ее кто-то принес?
- Давайте рассмотрим картину. Кто на ней изображен? (Верблюды).
- Что еще мы видим? Пески.
-Где находятся верблюды, как вы думаете? (В пустыне).
- Как называется самая жаркая пустыня на планете? (Сахара). Хотите отправиться в путешествие по пустыне?
- Как же туда добраться? Кто нам поможет? (Верблюд).
Чтобы отправиться в путешествие, нужно произнести волшебные слова:
РА-РА-РА - начинается игра,
СА-СА-СА - ждут в пути нас чудеса!
Дети строятся за воспитателем и отправляются в путешествие.
(Трек «Музыка_Пустыня»).
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме.
- Беседа о пустыне.
Воспитатель: Ну вот мы с вами и на месте. Пустыня - удивительный и волшебный мир песка. И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко».
Включается световой стол.
-Прежде чем прикоснуться к песку, нам нужно вспомнить правила, которые мы должны соблюдать в песочнице:
* Песок не разбрасывать.
* Не сыпать песок мимо песочницы.
* Не брать руки в рот.
* После игры вытереть руки влажной салфеткой.
- Прикоснитесь к песку ладонями и скажите, какой песок на ощупь?
- Вспомните, из чего состоит песок?
- Песчинки твёрдые или мягкие? (Ответы детей).
- На что похожа пустыня? (На огромное песчаное море. На море есть волны, а в пустыне неподвижные волны – барханы).
- Откуда в пустыне барханы? (Их создает ветер). А если ветер очень сильный, то тогда в пустыне начинается песчаная буря.
-Предлагаю на это посмотреть. Все проходим к телевизору, встаем полукругом.
(Просмотр видеоролика «Песчаная буря»).
- Давайте и мы с вами изобразим ветер в пустыне. Делаем глубокий вдох носом, а выдыхаем – ртом.
Вывод: ветер поднимает песчинки высоко над землей, так возникает песчаная буря.
- Опыт «Что происходит с водой в пустыне?".
Воспитатель: Бывают ли в пустыне дожди? (Бывают, но редко).
- Ребята, как вы думаете, что происходит в пустыне с дождевой водой?
Можно ли увидеть лужи после дождя? Давайте это проверим.
- Возьмите стакан с водой, вылейте ее в пробирку с песком. Что происходит с водой? (Вода просачивается через песчинки и уходит вглубь).
Вывод: В пустыне после дождя воды не остается.
Продолжаем наше путешествие.
Дети с воспитателем подходят к световому столу.
3. Игра «Кто спрятался в песке?».
Воспитатель: В пустыне может показаться, что никто не живет. Однако, это совсем не так. Вот чьи-то следы на песке. Значит, обитатели здесь есть.
- Почему никого не видно? (В пустыне живёт много разных обитателей, днем они прячутся от жары и появляются с наступлением вечера, когда скроется солнце).
- Давайте поищем, кто же спрятался в песке.
Дети ищут в песке обитателей пустыни.
- Кого нашел Гриша, Вася и т.д.?
- Как эти обитатели выживают в пустыне? (Приспосабливаются, охлаждаются, зарываясь глубоко в песок).
- Игра «Кто какой след оставляет?».
- Все обитатели пустыни оставляют на песке свои следы.
- Какой след оставляет змея?
- Проходим на свои рабочие места, чтобы это узнать.
- Подвиньте к себе поднос с песком. Сделайте отпечаток фигурки змеи. Возьмите фигурку и прижмите ее к песку.
- Нарисуйте рядом с отпечатком след змеи пальчиком.
- Что делает змея, когда песок в пустыне очень сильно нагревается? (Охлаждается, зарываясь в песок). (Зарывают змею).
- Но вот, наконец, в пустыне пошел долгожданный дождь. (Дети показывают). Давайте это покажем (двумя руками).
- Змея решила выбраться из своего убежища. Отыщите в песке змею.
- Змея, довольная прохладой, уползает. (Нарисуем след).
- А вот по песку бежит скорпион. (Двумя пальчиками).
- Выбравшись из глубокого песка, важно зашагала черепаха. (Двумя руками).
- Вот налетел сильный ветер и стер все следы на песке. (Дети стирают следы).
5. Релаксационное упражнение-импровизация «Путь в пустыне».
(Под музыкальное сопровождение дети выполняют имитационные действия в соответствии со словами педагога.) Трек «Музыка_пустыня»).
Огромная пустыня, солнце высоко, Дети встают на цыпочки и тянутся как можно выше.
Жарко светит. Садятся на пол, закрывая голову руками.
Тяжёлые ноги в песок проваливаются Дети медленно поднимают ноги от пола, «стряхивают песок»
Хочется присесть и отдохнуть... (Садятся на палас).
6. Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?».
- Нам сейчас было очень тяжело шагать по пустыне. А легко ли по пустыне шагать верблюду? Почему верблюды идут по песку и не проваливаются? (У верблюда копыта плоские и широкие, чтобы было удобно передвигаться по песку). Давайте это проверим.
- Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (Палочка проваливается в песок).
- А теперь возьмите крышку и походите по песку. Крышка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?
Вывод: у верблюда широкая мозолистая подошва, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.
Воспитатель: Есть ли в пустыне растения? (Верблюжья колючка, кактус, акация). Как они выживают в жарком климате пустыни? (Они приспосабливаются, запасают воду).
7. Опыт «Почему у кактуса колючки?».
Позавчера мы с вами проводили опыт с комнатными растениями: бегонией и кактусом. Посмотрим, что из этого получилось.
- В пакете с бегонией мы обнаружили капли воды, а в пакете, который накрывал кактус, их нет. Почему, как вы думаете? У бегонии широкие листья, они испаряют много воды, а у кактуса – иголки, они экономят воду, медленно ее расходуют. Поэтому капель воды мы не увидели. Так растением приспосабливается к условиям пустыни.
Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Нам пора возвращаться в детский сад. Верблюд продолжит пересекать пустыню уже без нам. А вы, ребята, вокруг себя обернитесь и в детском саду очутитесь.
Заключительная часть - рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Если вам понравилось путешествие по пустыне, то прикрепите к кактусу красный цветок, а если вы хотите отправиться туда еще раз и узнать что-то новое, то – желтый.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, на память о путешествии я дарю раскраску Пустыни и игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."
Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...
Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".
Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи: Изучить животный и растительный мир пустыни....
"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром
Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы на тему "Путешествие по пустыни".
Уточняются представления детей о пустыни и о его обитателях...
Презентация "Обитатели пустыни", НОД "Пустыня".
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жит...
Конспект " Удивительный мир пустыни"
Цель занятия познакомить и расширить представление детей о животном и растительном мире пустыни. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни....
конспект занятия "Тайна пустыни" старшая группа
конспект занятия подготовлен для детей старшей группы. Путешествие по пустыне с элементами опытно-экспериментальной деятельности....