Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий диалогическую и монологическую речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

          1. Формировать у детей представление о климатических зонах: пустыни и ледяной зоны ( особенности климата, растительного и животного мира);

2.Перечислить приспособительские особенности растений и животных в природной зоне;

           3.Уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных в этих зонах;

4.Расширить знания детей о верблюде;

5.Обогащать и активизировать словарь: пустыня, верблюжья колючка, скорпион, барханы, мозолистые подошвы, морж, тюлень, гагары, северное сияние, полярная ночь, мхи, лишайники. Учить аргументированным ответам на вопросы;

6.Вызвать и поддерживать исследовательское поведение детей на занятии;

7.Развивать интерес к природе разных климатических зон.

Ход занятия:

     

            Раздаётся телефонный звонок. «Разговариваю» по телефону, затем сообщаю детям:

- Только что позвонили из редакции журнала « Вокруг света». Дело в том, что выпуск нового номера задерживается. А в редакции узнали, что в вашей группе живут наблюдательные, любознательные и очень ответственные ребята, поэтому они предлагают нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о разных климатических зонах.

             Ну, что принимаем предложение?

             - Да!

            - Тогда захватим с собой блокнот для записей, авторучку, папку для сбора материала, фотоаппараты.

Нам только надо решить: на чем лучше всего отправляться на это задание.

                                  ( Рассуждения детей)

 Договариваемся лететь на « самолёте» ( быстрее, удобнее)

- Итак, заводим « мотор». В путь!

                                   Звучит звукозапись.

     Приземлились на коврик с картиной « Пустыня»

- Где это мы приземлились? (В пустыне)

- Что вы ощущаете? ( Жара, зной, хочется пить, ноги утопают в песке, песок раскалённый и т.д.)

Пустыня- от слова «пусто». А так ли это на самом деле? Или это обманчивая пустота?

-  Смотрите, кто это там прячется за камешком? ( тушканчик, черепаха, змея…)

-А кто это хвост потерял и почему? (ящерица)

- Смотрите, смотрите, а вон кто-то в песок закопался! ( змея, скорпион)

- А что вы ещё себе представляете, когда слышите слово «пустыня»?        (верблюд, сайгак, ушастый ёж, верблюжья колючка, кактус)

- Ребята, посмотрите внимательно на верблюда. Давайте получше исследуем этот объект живой природы. У него такая необыкновенная внешность! И зачем ему эти горбы?

         Подвожу итог и «записываю» в блокнот. Молодцы, отличный материал!

- Ребята, а ещё я знаю, что ходы в носовой полости у него могут закрываться. Почему это происходит? Как вы думаете?

            Если дети затрудняются, говорю: « Я вспомнила! Это для того, чтобы во время бури песок не попадал ему в нос, остаётся маленькое отверстие, чтобы он мог дышать»

 - А почему верблюд длительное время может обходиться без воды? Давайте для этого проведём опыт. ( кн. Т.М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 101, 171.)

- Ой, а что это у него на коленях? ( Мозоли)

- И для чего они ему?

-  А где ещё есть мозоли у верблюда?

- А зачем верблюду шерсть?

                             ( Рассуждения детей)

- Теперь давайте всё «сфотографируем». Итак, всё запомнили, записали, а теперь дальше в путь.

                    «Завели» моторы, полетели. ( Звукозапись самолёта)

- Мы приземлились в ледяной зоне ( на мольберте)

- Здесь также жарко, как и в пустыне?

       Дети рассказывают о климате: холод, кругом снега и льды, часто бушуют метели.

 - Посмотрите внимательно, такое впечатление, что тут темно, Я плохо вас вижу.

   Дети: Это полярная ночь. Она длится зимой несколько месяцев. Только снег излучает свет да звезды. И то только тогда, когда нет метели.

-А кто же тогда может выжить в таких суровых условиях?

      Дети называют представителей живого мира ледяной зоны: белый медведь, тюлень, морж, кит, чайки, гагары, кайры.

       Вместо белого медведя ставлю на мольберт бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживают. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т.д.

- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть? ( Нет, т.к. нет почвы, можно лишь встретить мхи да лишайники)

- Ну что, давайте и эту зону « сфотографируем»

Молодцы и здесь интересный материал собрали. А теперь пора возвращаться домой.

                                      Звукозапись самолёта.

- Ребята, пока мы летели на « самолёте», я напечатала « фотографии». Давайте посмотрим, что у нас получилось.

- Давайте разложим эти фотографии по зонам. Каждый ребёнок берёт « фотографию»- символ ( песок, барханы, солнце, снег, северное сияние, «следы медведя» и одна фотография «чистая») и объясняет, в какую зону положит её.

- Ребята, одна «фотография» не получилась. Чтобы на ней могло быть?  (верблюд, ящерица, тюлень, морж и др. ответы детей)

- Молодцы, вы настоящие знатоки, во всем разобрались, всё записали, сфотографировали.

- На встречу с нами пришли журналисты и им не терпится задать нам свои вопросы. Давайте проведём для них пресс- конференцию.

         Дети садятся за стол, перед ними « микрофоны» и « журналисты» ( гости) задают им свои вопросы.

  1. Как охотятся белые медведи?
  2.  Чем питаются вараны?
  3. Верблюд- это домашнее или дикое животное?
  4. Впадают ли в спячку белые медведи?
  5. Почему животные ледяной зоны не замерзают?
  6. Почему белые медведи не скользят на льду?
  7. Как растения приспособились к жизни в пустыне?

          « Журналисты» благодарят детей за исчерпывающую информацию и выражают надежду, что ребята привезут не менее интересный материал из других климатических зон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Учебно-методический материал - презентация "Зона Арктических пустынь""

Презентация помогает формировать представление детей старшего дошкольного возраста об Арктике....

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Знакомство с моделью земли и климатическими зонами»

В данной образовательной деятельности у детей конкретизируются и обобщаются представления о глобусе, как модели земного шара, уточняются представления о географических объектах и климатических зонах....

презентация "Зона арктических пустынь"

данная презентация расскажет и покажет детям интересные факты из природы бескрайней России....

конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам Земли"

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи:обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления  о разнообразие природных зон; о...

Конспект занятия " Путешествие по природным зонам Земли"

Конспект занятия предназначен для формирования целостного представления о природных климатических зонах...