ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
В материале представлены рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалистов и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.18 КБ |
![]() | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по изучению цвета из опыта работы логопеда-дефектолога.
Правильное развитие ребёнка – основа его жизни, благополучия, успехов в учёбе. Если ребёнок дошкольного возраста здоров – его не надо ничему учить, он всему научится сам. Если же есть хоть маленькие проблемы, нужна грамотная помощь. Нельзя учить всему и сразу. Необходимо учитывать законы диалектики, отражающие источник, механизм и направление развития в сторону прогресса или регресса – переходить от простого к сложному, от количества к качеству. Здесь особую роль играют зоны ближайшего развития. Это то, что ребёнок ещё не знает и не умеет, но может освоить с помощью взрослого.
Возьмём обучение цвету. Первый этап – цвет по аналогии. Обычно берутся четыре основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), но в трудных случаях можно взять и два цвета (красный, жёлтый). Не называя цвет, просим найти такой же (собираем пирамидки). Это задание можно сочетать с ловлей шариков и координацией рук – что чрезвычайно важно в развитии ребёнка. При выполнении этого задания специалист сидит за столом напротив ребёнка и предлагает ему не просто взять предмет (кольцо пирамидки или шарик для нанизывания), а поймать тот, что катится ему в руки. Каждый пойманный шарик или кольцо нанизываются на пирамидку соответствующего цвета. Важно: всегда должны быть задействованы обе руки ребёнка. Предметы даются под ведущую руку, а вторая (замыкающая) рука придерживает палочку, ящик, дощечку и помогает ведущей. Правильное взаимодействие работы обеих рук влияет на правильность работы полушарий головного мозга.
В этом задании большая роль отводится матери: она следит за правильностью выполнения задания, молча, помогает ребёнку. Если мать при этом будет делать замечания, ребёнок, во-первых, отвлекается от основного задания, а во-вторых, ребёнок, слыша голос матери, работает с ней, а не с дефектологом. Поэтому мать, молча, следит за руками ребёнка и поправляет их при необходимости.
Второй этап – цвет по названию. Сначала берётся один цвет – красный. Это самый значимый цвет, цвет жизни. По силе своего воздействия на человека он превосходит все остальные цвета. А учёные считают, что красный цвет наши далёкие предки первым выделили в красочной палитре мира.
Вначале создаётся матрица (основа) – чтобы в любой ситуации можно было опираться на неё: берутся предметы, которые всегда бывают красного цвета (например, вишня, мак, помидор), и привязывается название к этим стабильным по цвету предметам. Когда название цвета закреплено, можно брать любые другие предметы (которые могут быть любым другим цветом, не только красным), но сейчас они - красные (карандаш, машина, платье).
Изучая цвет, ведётся работа по формированию грамматического строя языка (мак какой? – красный; вишня какая? – красная; платье какое? - красное; помидоры какие? – красные), расширению знаний об окружающем мире, обучению элементарным счётным навыкам, развитию мелкой моторики, фонематических функций и т.д. – на материале занятия.
Землянику красную
В рот кладём,
Мухоморы красные
Обойдём.
Существуют особенности работы с оранжевым цветом. Он особняком стоит в русском языке. Один и тот же цвет обозначают двумя разными словами – оранжевый и рыжий в зависимости от того, одушевлённый это предмет или неодушевлённый. Например: оранжевый апельсин, оранжевый карандаш, оранжевая пирамидка – неодушевлённые, а рыжая лиса, рыжие дети, рыжая белка – одушевлённые. И тут тоже есть исключение – гриб рыжик. Несмотря на то, что это неодушевлённый предмет, его называют как одушевлённый.
Я взмахнул оранжевою кистью,
И оранжевыми стали листья!
А лошадка стала рыжей-рыжей,
Как лисичка, белочка и рыжик.
Можно использовать кубики «Узнай цвет», цветные фоны, разноцветные цепочки, «почтовый ящик», формочки. Для стимуляции интереса и закрепления цвета хорошо использовать водные раскраски и кисточки с насадкой, которые дают возможность формироваться правильной постановке пальцев для рисования и будущего письма. Задания выполняют слева направо рука в руке. Рисуют вместе одну-две минуты (чтобы рука не устала), взрослый комментирует действия, называет предмет и цвет. Рисование очень нравится детям. Совместное рисование имеет огромное значение в установлении доверия ребёнка к взрослому, оно расслабляет руку малыша, позволяет правильно удерживать кисточку, учит правильным движениям (слева направо), развивает зрительно-моторную координацию. Ведущая роль взрослого в совместном рисовании расширяет общее развитие, представление об окружающем. Учитывая возраст ребёнка, имеющиеся у него нарушения, специалист оречевляет совместные действия, комментирует изображение, а может и задавать различные вопросы в ходе рисования («Сколько ёлочек?», «Какого цвета?», «Кто сидит на полянке?» и т.п.).
Важно: всегда вместе. Некоторые дети говорят: «Я сам!», редко, но бывает, что и отказываются рисовать со взрослым («У меня дома такие есть – буду там рисовать, как хочу.»). В таких случаях работа с раскрасками откладывается, а родителям малыша в данный период рекомендуется не использовать такие книжки дома.
Рисование – это очень желанное для ребёнка действие и поэтому мы его оставляем на конец занятия: «Если успеем», «Если ты всё быстро сделаешь».
Много можно написать про цвет. Главное, чтобы всё было быстро, весело, много коротких разнообразных заданий. И чтобы в конце ждал …приз! Но это уже совсем другая история.
Таким образом, мы видим, что качественное усвоение любого материала (в данном случае усвоение цвета) напрямую зависит от грамотных действий специалиста и обеспечивает правильное формирование умений и навыков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
Методическая разработка по театрализованной деятельности с детьми младшего возраста «В гостях у Петрушки»
Пояснительная записка Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и деклама...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО(РАСКРАШИВАНИЕ)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО(РАСКРАШИВАНИЕ)»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-792191-1555525575.png)
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр...
Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)
Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-397788-1605263972.jpg)
Пособие по изучению цвета с детьми раннего возраста
Пособие для изучения основных цветов на липучках для детей ясельного возраста. В составе - поле формата А4 с основными цветами и местом для выкладки карточек на липупучках, 3 набора ...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук
На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду ...