Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательный проект для средней группы» «Снежные чудеса»
методическая разработка (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательный проект для средней группы» «Снежные чудеса»
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах снега, воды, льда; для общения ребенка с миром неживой природы; развитию у детей любознательности; творческих способностей; познавательной активности; развитию коммуникативных навыков
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет)
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: физические свойства снега.
Цель проекта: Формирование знаний о неживой природе в зимний период.
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 177.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района
г. Санкт – Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательный проект для средней группы»
«Снежные чудеса»
Воспитатель: Власова Галина
Санкт – Петербург
2022 год
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах снега, воды, льда; для общения ребенка с миром неживой природы; развитию у детей любознательности; творческих способностей; познавательной активности; развитию коммуникативных навыков
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет)
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: физические свойства снега.
Цель проекта: Формирование знаний о неживой природе в зимний период.
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи проекта:
Исследовать, что такое снег, изучить его свойства. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом через наблюдения и опытно - экспериментальную деятельность:
- Дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращении в воду и в лед.
- Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников.
- Закрепить знания о свойствах снега и льда.
- Вызывать положительнее эмоции, чувство восхищения явлениями в природе через поэтический образ в стихах.
- Воспитывать наблюдательность, интерес к родной природе.
- Учить детей делать выводы, анализировать полученные результаты путем сравнения.
- Содействовать воспитанию сотрудничества во взросло – детских отношениях.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- дети смогут расширить знания о снеге, укрепить исследовательский интерес к природе;
- изготовление лэпбука;
- родительское собрание для родителей.
1 этап.
Разработка проекта:
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой, продуктивной и опытно – исследовательской деятельности и др.
3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.
4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.
5. Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту.
2 этап.
Ход проекта
Работа с детьми | Цель | Совершенствование предметно-развивающей среды | Работа с родителями |
Рассматривание иллюстрации со снежными пейзажами | Учить внимательно рассматривать изображенное на картинке, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь | Иллюстрации со снежными пейзажами Пополнение уголка сюжетно – ролевых игр кукольной одеждой | Озвучивание темы и цели проекта |
Чтение стихотворения И. Сурикова «Белый снег» | Познакомить с новым произведением, воспитывать любовь к чтению, поэзии | ||
Просмотр развивающего мультфильма «Что такое снег» | Дать первичное представление о снеге, о том, как он образуется | ||
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Собираем куклу на зимнюю прогулку» | Продолжить формировать игровые действия, объединяя их единым сюжетом, умение переносить знакомые действия с куклами в новые игровые ситуации | ||
Наблюдение на прогулке за снегом | Формировать первичные представления о свойствах снега (сыпучий, мягкий, липкий или нет) | ||
Подвижная игра «Снежинки и ветер» | Закрепить умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать ОВД | ||
Беседа «Какую пользу приносит снег» | Дать простые представления о пользе снега ля природы, развивать речь, логическое мышление. | Дидактическая игра «Найди одинаковые снежинки» | Консультация «Мой ребенок ест снег» |
Речевая деятельность «В гости к леснику» | Расширить представления детей о характерных признаках зимы, правилах поведения в природе, развивать речь, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. | ||
Опытно – экспериментальная деятельность Опыт «Какие свойства» | Сравнить свойства воды, льда и снега, выявить особенности их взаимодействия | ||
Чтение С.Иванова «Каким бывает снег» | Воспитывать усидчивость, любовь к чтению | ||
Подвижная игра «Мороз Красный нос» | Упражнять в беге, развивать умение уворачиваться, действовать по сигналу, развивать выдержку, внимание. | ||
Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы» | Учить внимательно рассматривать изображенное на картинке, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь | Деревянный конструктор Иллюстрации «Животные зимой», «Как снег помогает животным» | Посоветовать родителям провести дома вместе с детьми опыты со снегом и льдом |
Дидактическая игра «Зимние слова» | Формировать коммуникативные навыки и умения | ||
Познавательная деятельность «Снег. Какой он?» | Формировать представление детей о снеге, его свойствах; развивать интерес, любознательность при проведении экспериментальной деятельности. | ||
Конструирование из деревянного конструктора «Горка для кукол» | Упражнять в строительстве по образцу и умении обыгрывать постройки. | ||
Рассматривание иллюстраций «Животные зимой», «Как снег помогает животным» | Развивать кругозор детей, обогащать и развивать активный словарь | ||
Подвижная игра «Снежинки» | Развивать ОВД, упражнять в действии по сигналу. | ||
Просмотр развивающего мультфильма «Почему снег белый» | Продолжить знакомить со свойствами снега, учить детей отвечать на вопросы, делать простейшие выводы. | ||
Беседа «Почему снег скрипит под ногами в холодную погоду?» | Расширять представления о свойствах снега | Пополнение фильмотеки развивающими мультфильмами | Родительское собрание «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» |
Просмотр развивающего мультфильма «Почему снежинки шестиугольные» | Продолжать расширять представления о свойствах снега, развивать кругозор детей, интерес к природным явлениям | ||
Речевая деятельность РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» | Познакомить с новой сказкой, помочь оценить поступки героев, повторить свойства льда. | ||
Разучивание стихотворения И. Оленевой «Снег кружиться» | Развивать память, речь | ||
Изобразительная деятельность «Снегопад» | Закрепить умение правильно держать кисть, брать небольшое количество краски на кисть, делать отпечатки кончиком кисти методом тычка, располагать рисунок по всему листу | ||
Чтение сказки «Снегурочка» | Повторить сказку, продолжать учить слушать без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы | ||
Ситуационный разговор по технике безопасности «Металлические предметы на морозе» | Напомнить о том, что нельзя прикасаться к металлическим предметам на улице в мороз. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье | ||
Музыкальная деятельность Разучивание песенки «Как на тоненький ледок» | Побуждать детей к творчеству посредством образных движений, развивать интерес к восприятию музыки, развивать певческие навыки, приобщать к народной культуре | Дидактическая игра «Кто, что делает зимой» | Рекомендовать родителям привлекать детей к совместному труду (расчистка снега) |
Дидактическая игра «Кто, что делает зимой» | Закрепить знания детей о жизни диких животных зимой | ||
Опытно-экспериментальная деятельность Опыт «Остаются ли следы на снегу и льду?» | Познакомить с еще одним свойством снега и льда | ||
Беседа «Можно ли пить талую воду» | Показать, что снег грязнее водопроводной воды, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, поддерживать стремление ухаживать за комнатными растениями | ||
Беседа «Снег может быть опасным» | Дать первичные представления о технике безопасности в зимний период | Пополнение видеотеки мультфильмом «Снежная сказка» | Посоветовать родителям провести совместное с детьми наблюдение за снегопадом |
Отгадывание загадок о снеге, льде, метели и.д. | Развивать логическое мышление, память, речь | ||
Просмотр мультфильма «Снежная сказка» | Закрепить знания о том, что есть снег нельзя, вызвать желание заботиться о своем здоровье | ||
Пальчиковая игра «Снег» | Развивать моторику рук, память, речь | ||
Чтение Э. Успенского «Проказы матушки зимы» | Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать текст, отвечать на вопросы | ||
Инсценировка песенки «Как на тоненький ледок» | Побуждать к творчеству посредством образных движений, приобщать к народному творчеству | ||
Дидактическая игра «Что перепутал художник» | Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать внимательность, закрепить природные явления и приметы | Атрибуты к инсценировке Пополнение атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Семья», «Больница» | Консультация для родителей «Зимние фокусы» |
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Лечим кукле больное горло» | Упражнять в умении переносить знакомые действия в новые игровые ситуации. Закрепить знания о том, что есть снег нельзя | ||
Подвижная игра «Мороз Красный нос» | Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры | ||
Беседа «Как вести себя на горке и на льду» | Повторить и закрепить правила безопасного поведения на горке, катке и т.д., побуждать бережно относиться к своему здоровью | ||
Опытно – экспериментальная деятельность «Сколько в снеге воды» | Расширять кругозор детей, показать опытным путем, что количество снега больше чем воды. | Внесений иллюстраций следов диких животных | Рекомендовать родителям почитать детям стихи, рассказы, сказки о снеге |
Чтение рассказа Н. Носова «На горке» | Познакомить с новым произведением, учить внимательно слушать и понимать текст, отвечать на вопросы | ||
Познавательная деятельность «Уют в лесу»» | Закрепить знания детей о жизни диких животных, упражнять в различии и названии следов диких животных, показать, что снег является средой обитания для некоторых животных | ||
Опытно – экспериментальная деятельность «Морозные узоры» | Расширять кругозор детей, показать опытным путем как кристаллизируются на морозе мыльные пузыри | ||
Подвижная игра «Снеговики» | Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры | ||
Опытно – экспериментальная деятельность «Как заставить снег таять быстрее без источника тепла» | Расширять кругозор детей, показать опытным путем что от соли снег тает быстрее | ||
Игровая ситуация «Пирожные из снега» | Закрепить знания о свойствах снега. | Дидактическая игра «Найди отличия» | Консультация для родителей «7 родительских заблуждений о морозной погоде» |
Просмотр развивающего мультфильма «Что такое снег и снежинки» | Расширять представления детей об окружающем мире | ||
Опытно – экспериментальная деятельность «Откуда берется иней» | Дать доступное объяснение происхождение осадков | ||
Подвижная игра «Заморожу» | Учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры | ||
Пальчиковая игра «Снежинки» | Развивать моторику рук, память, речь | ||
Беседа «Чьи следы на снегу?» | Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимний период | ||
Чтение С.Козлова «Зимняя сказка» | Формировать умение следить за сюжетом, отвечать на вопросы, развивать речь, память | Дидактическая игра «У кого какое жилье?» | Предложить родителям поучаствовать в украшении участка для прогулок |
Дидактическая игра «У кого какое жилье?» | Закрепить названия жилища диких животных, развивать речь, память | ||
Изобразительная деятельность. Аппликация «Снежные домики» | Формировать умение создавать изображения построек. Продолжать обучение детей работе с бумагой и ножницами. |
3 этап:
Заключительный
Игра – квест «Спасти Снеговичка – почтовичка»
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы.
Задачи:
- систематизация представления детей о характерных признаках зимы;
- создание условий для поисковой исследовательской деятельности;
- создание условий для побуждения детей к речевой активности;
- создание условий для организации двигательной деятельности;
- закрепление основных видов движений в подвижных играх.
Итог проекта:
- дети расширили знания о снеге, укреплен исследовательский интерес к природе;
- изготовлен лэпбук «Снег - снежок»;
- проведено родительское собрание «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»;
- презентация проекта.
Приложение 1
Пальчиковые игры
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)
«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
«Снег»
Сыплет белый, снежный пух, (Плавно опускаем кисти рук сверху)
Устилает все вокруг. (Разводим руки в разные стороны)
Пух на шапках (Показываем на названные вещи),
Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (Щекочем себя и встряхиваемся)
Кто щекочет — пух! (Ладошки перед собой, дуем на них)
«Падал снег на порог»
Падал снег на порог, (Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог. (Ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пек, (Лепим пирог)
Ручейком пирог утек. (Показываем волнообразные движения кистями)
«Снежный ком»
Взяли дети белый ком, (Изображаем ком)
Будем строить снежный дом (Движения, изображающие лепку снежков)
Мы польем его водой, (Имитируем движения)
Домик будет ледяной (поливаем водой)
Ком за комом мы кладем, (Ставим кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом (Рисуем в воздухе ладонями домик)
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Физкультминутки
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).
«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)
«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.
«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в руках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй-ка поймай!(убегают)
Приложение 2
Игровой массаж
«Снеговик»
Раз - рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)
«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.
Гимнастика для глаз «Снежинки»
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку - дети прослеживают глазами её движение.
Подвижные игры
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..»
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
«Мороз – красный нос»
1 вариант.
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
2 вариант.
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры:
Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.
Дидактические игры
«Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (………………)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (…………………..)
«Подбери признак»
Снег (какой?) холодный, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.
мороз (какой?) — …
сосулька (какая?) — ....
зима (какая?) — ...
«Подбери слово»:
наступает (что?) — …
валит ...
свищет ...
бушует ...
кружится ...
замерзает ...
блестит ...
лепят …
« Скажи какая?»
Какая погода, если на улице снег - снежная
холод-...
мороз- ...
ветер- ...
стужа - …
«Какое время года?»
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.
«Почему спит медведь?»
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).
«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».
Приложение 3
Художественная литература для чтения и заучивания наизусть
«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.
«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!
«Первый снег пушистый…» ( И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».
«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»
«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».
«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? —
Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
«На санках» ( О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!
«В рукавичках» (З.Александровой)
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.
«Снег» (И. Оленева)
Снег кружится и не тает.
Он откуда прилетает?
Видно с тучки озорной,
Что повисла надо мной!
Л. Воронкова «Снег идет».
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу: «Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну: – Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.
Н. Носов. Рассказ «На горке».
Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого! - говорит. - Скользкая!
Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. «Что делать?» - думает. Думал, думал - и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана. - Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? - Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит: - Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
- Ну, я не знаю, - говорит Котька.
- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
- Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
С. Иванов. Рассказ «Каким бывает снег».
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.
2
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»
3
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»
4
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
Э. Успенский «Проказы старухи Зимы»
Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху [Стреха, застреха – нижний край крыши, образующий навес.] забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.
Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее.
«Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибет. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потаптывают, рукавицами похлопывают, плечами передергивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слезы закапали… видно, весна недалеко!
С. Козлов «Зимняя сказка»
С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!
«Седьмая»,— прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.
Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.
«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними.— В лесу так же безветренно?
Медвежонок по—прежнему сидит на пеньке? Ах, какой смешной Медвежонок!»
Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.
А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»
«Очень приятно,— говорил Медвежонок.— Вы – шестьдесят восьмая». И облизывался.
К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он — пушистая, мягкая снежинка… И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок?» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая…» «Лам-па-ра-пам?» — заиграла музыка.
И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился…
Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. Ёжик улыбался и шевелил иголками.
— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом – сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…
— Не помню,— сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
Приложение 5
Опытно – экспериментальная деятельность
«Откуда берётся иней?»
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
«Сколько в снеге воды?»
Цель: показать, что в снеге содержится до 95% воздуха.
Материал: литровая банка
Наберите во дворе литровую банку снега. Сразу же отметьте маркером уровень набранного снега. Теперь идите в дом продолжать эксперимент. Запишите в научный дневник время начала наблюдения и величину снежного «столба» в сантиметрах. Теперь оставьте снег таять. Посмотрите через час, насколько снег уменьшился в банке, снимите новые замеры (время и высоту снега в сантиметрах). Как только он растает, измерьте - сколько получилось в банке воды? Запишите время и высоту теперь уже водного «столба».
«От соли снег тает быстрее»
Цель: показать, что снег тает быстрее, если посыпать его солью.
Материал: две емкости со снегом, соль.
Наберите снег в две емкости, в одной из них оставьте контрольный образец, то есть, ничем не посыпайте. Запишите время начала эксперимента. И наблюдайте. Какой образец начал таять быстрее? Что же происходит? Дело в том, что снег начинает таять при 0. Но если посыпать снег солью, то температура его плавления понизится до -4С. То есть фактически соль заставит снег таять при минусовой температуре.
«Какие свойства»
Цель: Расширение представления детей о свойствах воды, снега и льда. Выявить особенности их взаимодействия
Материалы: Три ёмкости со снегом, льдом и водой
Воспитатель предлагает детям рассмотреть внимательно лед, снег и воду и рассказать, чем они схожи , чем различаются, сравнить, что тяжелее (вода или лед, снег или вода, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают). Сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Открытый показ непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Планета чудес"
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Домашние животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни домашних животных.Задачи:1. Знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека);2....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Дикие животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни диких животных....
Образовательная деятельность (Познавательное развитие), в средней группе По теме: «водитель общественного транспорта»
Цель: создать у детей целостное представление о профессии водителя общественного транспорта.Задачи:- Расширять знания детей о профессии водителя общественного транспорта.- формировать представления об...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Путешествие в страну «Экономград»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи:- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)- развивать у детей умение подмечать ...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Снежные чудеса»
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах снега, воды, льда; для о...