Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»
презентация по математике на тему

Гамова Ольга Константиновна

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциальных программ. Работая не первый год с использованием парциальной программы :" Математика-это интересно" под редакцией З.А.Михайловой,  И.Н.Чеплашкиной,  хочу как практик отметить большую образовательную ценность данного методического пособия.И педагогам не определившимся в выборе направления математического развития дошкольников советую попробовать в работе эту разработку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master_klassa.pptx-3.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе» МБДОУ детский сад посёлка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области 2016г. 2 4 5 7 5

Слайд 2

Мастер-класс представляет Гамова Ольга Константиновна Воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы №1 «Затейники» Цель мастер- класса: распространение опыта логико-математического развития дошкольников. © Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 3

«…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях, которые выполняют маленькие дети над физическими объектами в своём мире» Г. Гардер Структура разума. Теория множественного интеллекта ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 4

Что же такое логико – математическое развитие дошкольника Детская деятельность, насыщенная проблемными, творческими заданиями, играми и игровыми упражнениями, ситуациями с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией, при условии использования математического содержания, является по сути логико – математической. © Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 5

Актуальность: С введение ФГОС дошкольного образование актуальность интеллектуального развития, подрастающего поколения возросла в несколько раз. И вопрос о том , каким мы видим будущее зависит от нас, педагогов-дошкольников. На развитие каких процессов мы будем обращать особое внимание . Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Логико-математические игры непосредственно направлены на развитие познавательных интересов дошкольника. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 6

Вопрос использования логико - математических игр поднимался давно. Ещё 60-70 годы ХХ века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольника, а также средств, форм и способов его реализации. Достоянием этого периода следует признать разработку развивающих игр Б.П.Никитиным и обучающих логико – математических игр профессором Могилевского ГПИ А.А.Столяром. Особо значимыми для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера - основным дидактическим средством. Первоначально обучающие игры были ориентированы на 6-летних детей В дальнейшем развитие системы логико-математических игр получило в учебно-методических пособиях А.А.Смоленцевой и О.В.Суворовой. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 7

На основе учений Е.А.Носовой ученицы А. А. Столяра разработан цикл игр с блоками З. Дьенеша; А.А. Смоленцева и О.В.Суворова разработали проблемно-игровые ситуации; З.А.Михайлова подготовила цикл игровых занимательных задач; Разнообразие неуклонно растёт. Модернизация дошкольного образования привела к популяризацию цикла игр и проблемно-игровых ситуаций, которые не потеряли актуальность и сейчас. Работая не первый год, изучая методическую литературу современных авторов, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры и пособия в образовательном процессе, я смогу исправить пробелы математических знаний у детей. Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 8

Потребности детей в логико-математической игре достаточно высоки, но воспитатели недостаточно используют логико-математическую игру в практике . В чём причина: *воспитатели дошкольных учреждений недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и логического мышления в целом; *педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников; * В играх ,игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью; ребёнок в игре становится исполнителем указаний и предписаний взрослого , а не субъектом обучающей игровой деятельности. © Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 9

Причины вызывающие затруднение у детей в логико - математической игре и что нужно сделать педагогу , чтобы помочь ребёнку . Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. Систематизировать логико - математическое содержание в соответствии с возрастными возможностями детей; Раскрыть многообразие способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности; *совершенствование педагогической компетентности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Непременным условием эффективности логико-математического развития детей является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы © Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 10

Многообразие учебно-игрового материала ставит иногда педагога в тупик. Я остановила выбор на следующих дидактических пособиях для логико- математического развития дошкольников и использую их в образовательной деятельности. Цветные рамки и вкладыши для определения формы и цвета, а также собирания целого из частей, серию учебно-игровых пособий : «Играем в математику» Развивающие кубики Никитина : « Сложи узор» ( разработанные советским педагогом Никитиным- основателем педагогики сотрудничества) Логические блоки Дьенеша (разработанные венгерским математиком и психологом З. Дьенешем) Цветные счётные палочки Кюизенера (созданы бельгийским математиком Х. Кюизенером Индивидуальные печатные рабочие тетради для математического развития «Математика-это интересно» под редакцией И.Н. Чеплашкиной – начиная с 2 лет и до 7лет -цикл состоит из 5 рабочих тетрадей ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 11

Дидактический материал используемый для логико - математического развития дошкольника ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 12

Разнообразие игрового математического материала способствует развитию инициативы и самостоятельности Играя с цифрами дети постепенно учатся «строить» числовой ряд, различать цвет, размер Трёх летние малыши определяют форму, цвет самостоятельно подбирая формы в рамки и вкладыши ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 13

Палочки КЬЮЗЕНЕРА интересны дошкольникам любого возраста ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 14

Начиная с с 2 летного возраста предлагаю малышам первые логические игровые рамки и вкладыши. Цель: закрепление цвета, познание –того, что целое состоит из частей. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 15

Первое знакомство с математическими играми очень увлекает малышей, а познавая они учатся быть самостоятельными. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 16

Отличительной особенностью логических блоков Дьенеша является то, что в нём нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем четырём свойствам ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 17

Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал состоящий из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства. Дети трёх лет уже способны классифицировать геометрические формы по 2 признакам Играя в логические блоки малыши познают их разнообразие , выделяя сходство и различия ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 18

Систематическое использование дошкольниками логических блоков Дьенеша в образовательной деятельности способствует развитию умений выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие; Дети четырёх лет учатся выделять признаки по схеме ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 19

Счётные цветные палочки Кюизенера , широко известный во всём мире материал, представляет собой разноцветные цветные брусочки разной длины от 1 до 10 см и разного цвета (белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, чёрный, бордовый, синий, оранжевый) ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 20

Цветные счётные палочки предлагаю для игровой деятельности уже с младшей группы побуждая к проговариванию цвета, простых действий. Малыши с удовольствием играя с палочками распознают цвет и размер. Особенно интересно «открыть»способ получения числа, осознать состав. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 21

Развивающая игра: « Сложи узор» ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 22

Систематическое использование развивающих игр Никитина способствует обогащению логического мышления Игры с логическими кубиками: «Сложи узор» Такие картинки дети составляют сами по схемам ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 23

Использование современных дидактических пособий для логико-математического развития детей в образовательном процессе ©Gamova Olga Konstantinovna Используя в работе парциальную программу : «Математика-это интересно» под редакцией З.А. Михайловой, М.Н.Поляковой , И.Н. Чеплашкиной разработанной авторами в соответствии с ФГОС решаю основные задачи: Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческих проявлений в условиях активного участия их в поиске и проверке эффективности игрового действия, нового, неизвестного им способа решения познавательных задач. Развивать у детей познавательные способности: умение устанавливать связи и зависимости между действием и получаемым результатом ,обосновывать логику перехода к следующему действию, выражать в речи результаты практических и умственных действий.

Слайд 24

Печатные индивидуальные рабочие тетради «Математика-это интересно» авторы Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. не только обогащают математическими знаниями , но и отлично развивают графические навыки Работать в математических тетрадях малыши учатся с 3 лет В средней группе задания для детей в рабочих тетрадях более сложные. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 25

Образовательная деятельность с использованием современных игр и пособий развивает логико-математическое мышление ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 26

В настоящее время с внедрением в практику работы информационно- компьютерных технологий, использование пособий получило новый смысл, а созданные презентации к развивающим играм и дидактическому материалу помогают педагогу сделать процесс обучения интереснее. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 27

Практическая часть А теперь уважаемые коллеги перейдем к практической части: « Давайте поиграем» Сегодня мы рассмотрим несколько развивающих игр и пособий, и определим, как их можно использовать в образовательном процессе. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 28

С мощью дидактической игры, например : «Помоги муравьям» Цель: анализируем и выявляем свойства или их отсутствие пользуясь знаками символами Материал: набор логических блоков ,прозрачные коробки по числу детей Содержание: У мамы муравьёв , много детей, весёлых и любознательных, все они часто убегают гулять в лес, а потом не могут найти дорогу домой. Мама решила их научить. Но одной ей не справится. Помогите. Варианты игры: зависят от цели (цвет, форма, толщина, количество свойств, отрицание свойств и т.д.) ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 29

©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 30

Палочки Кюизенера ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 31

Упражнения с цветными палочками Кюизенера Дидактическое упражнение составляем коврики Цель: сравниваем и запоминаем длину Материал: набор цветных палочек Содержание: Чтобы сделать приятное своим внукам бабушка плела из ниток коврики(1-длинную палочку,2 покороче равные по длине первой) и т.д. Варианты игры: зависят от цели (цвет, длина, состав числа и т.д.) Вышеперечисленные игры могут использоваться педагогом - как часть образовательной ситуации , как наглядное пособие ,а также в единой системе одной игры. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 32

Использование рабочих тетрадей для логико- математического развития дошкольников: «Математика-это интересно» ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 33

Рабочие тетради к парциальной программе: «Математика-это интересно» являются не только современным пособием разработанным в соответствии с ФГОС ДО, но и как показала практика моей работы средством логико – математического развития дошкольников. Роль в образовательном процессе неоценима так, как печатные тетради содержат диагностический материал, который позволяет получить педагогу в соответствии с ФГОС ДО данные индивидуального развития дошкольника и являются профессиональным инструментом педагога . ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 34

Парциальная программа: «Математика –это интересно» В данном учебно-методическом пособии представлены ситуации, предваряющие выполнение детьми упражнений по графической основе. Они разработаны по мотивам сюжетов рабочих тетрадей «Математика — это интересно» для детей 2,5-3;3-4;4-5;5-6;6-7 лет и являются своеобразной формой организации детской деятельности - игровыми ситуациями. В практике воспитания и развития детей дошкольного возраста тетради с печатной основой, как правило, предлагаются без предварительного проигрывания соответствующей ситуации. Это, с одной стороны, ведет к определенной формализации обучения, с другой -требует активного вмешательства педагога в деятельность ребенка, что снижает степень его самостоятельности. Некоторым детям действительно трудно преобразовать заданную в рабочей тетради ситуацию, действуя только по представлению. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 35

Особенности данного пособия В игровых ситуациях отражено содержание образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем») Заинтересованность детей в развитии сюжета, сопереживание героям в активной познавательной деятельности способствуют освоению ими приемов группировки и классификации, выявлению отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определению последовательности и результативности своих действий, познанию начал логики. Это в результате помогает детям перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости применения в практике, самостоятельному поиску способов преобразования и трансфигурации. ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 36

Игровая образовательная ситуация : «Цветик - семицветик» (для детей 4-5 лет) ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 37

©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 38

©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 39

©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 40

Таким образом, использование современных игр и пособий в образовательном процессе не только способствует логико-математическому развитию дошкольника, но и стимулирует выбор ребёнком практических и умственных, результативных действий, развивает мышление и ре чь. Воспитатель вызывает у детей интерес к игре и поддерживает его не подавляя инициативу детей. В результате дошкольники становятся более самостоятельными инициативными, независимыми от взрослого( в том числе в плане организации своей познавательно-творческой деятельности) уверенными в своих силах. У ребёнка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; Формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности . ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 41

Надеюсь, что опыт работы по данной проблеме, заинтересует неравнодушных к нашему будущему педагогов , а мастер-класс поможет выбрать правильные ориентиры в своей работе. Спасибо за внимание коллеги! Желаю творческих и педагогических удач! ©Gamova Olga Konstantinovna

Слайд 42

Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 2.Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста СПб.: Детство-ПРЕСС,2008. 3.Гарднер Г. «Структура разума. Теория множественного интеллекта». М.- СПб.- Киев,2007. 4.Смоленцева А. А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей СПб.:Детство-ПРЕСС,2008. 5.Никитин Б.П, Развивающие игры.- М.:Педагогика,1985. 6.Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем М.-Просвещения.,1992. 7.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников СПб.:Детство-ПРЕСС,2008. ©Gamova Olga Konstantinovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство  познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»...

Мастер класс "Детское экспериментирование - средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ

АктуальностьАктуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение...

Мастер класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе в ДОУ»

Играть любят все дети, однако, не каждый является командным игроком. И это касается не только игр. Как научить ребенка работать в команде? Для того, чтоб ребенок мог работать в команде, он должен умет...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами п...

Мастер -класс для воспитателей "Детское экспериментирование – средство творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ"

Данный материал будет интересен педагогам ДОУ при проведении ОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов....