Визуальная поддержка детей ОВЗ
статья

Серых Татьяна Владимировна

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:

Это:

-моторная и вербальная имитация

-играть с игрушками в соответствие с их предназначением

-посмотреть на других, чтобы начать социальное взаимодействие

-адекватно реагировать на дружеские прикосновения сверстников

-приветствовать/прощаться

-предлагать взаимодействие другим детям и взрослым, делиться игрушками  

-участвовать в подвижных и настольных играх

-следовать установленным правилам в играх

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualnaya_podderzhka.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №40

Выступление на тематическом педсовете.

Тема: «Визуальная поддержка для детей с ОВЗ »

Подготовила:

Воспитатель Серых Т.В

2020 г.

 

Цель:Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:

Это:

-моторная и вербальная имитация

-играть с игрушками в соответствие с их предназначением

-посмотреть на других, чтобы начать социальное взаимодействие

-адекватно реагировать на дружеские прикосновения сверстников

-приветствовать/прощаться

-предлагать взаимодействие другим детям и взрослым, делиться игрушками  

-участвовать в подвижных и настольных играх

-следовать установленным правилам в играх

Для большинства особых детей сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают то, что они видят, лучше, чем то, что они слышат. Для них часто характерен визуальный стиль обучения.

 Слайд1:

Визуальная поддержка – это способ предоставить этим детям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Слайд 2:

Визуальные инструкции необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.

Слайд 3:

Есть много видов визуальной поддержки:

-Визуализация правил поведения отображает правила и нормы поведения в обществе позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.

Слайд 4:

-Визуальные цепочки последовательности действий или алгоритмы, которые отображают последовательность действий и позволяют детям  эффективно осваивать навыки и самостоятельно их применять. Например, малыш постоянно забывает порядок одевания.

Слайд 5:

-Визуальное расписание

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто: это последовательность картинок, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке, помогает детям переключаться с одного занятия на другое

Используя визуальное расписание позволяет нам:

- научить ребёнка быть более самостоятельным;

- уменьшить нежелательное поведение;

- работать над навыками социального взаимодействия;

- организовать досуг и направить ребёнка на более функциональную и эффективную деятельность.

Прежде чем начать вводить визуальное расписание, в котором обозначены действия, которые ребенок должен делать самостоятельно следует удостоверится, что ребенок умеет:

-различать картинки на общем фоне;

-сопоставлять одинаковые предметы (найди такой же);

-сопоставлять предметы с картинками.

Слайд 6:

Существует несколько видов визуального расписания:

1.Визуальное расписание, которое демонстрирует порядок деятельности в течения дня. Оно общее, включает обозначение деятельности в течение всего дня. Например, «Режим дня», «Калейдоскоп дня»

2.Визуальное расписание может быть частичным и использоваться тогда, когда Вы не составляете полное расписание для ребенка. В таком расписании есть определенные действия, которые должны быть выполнены.

Например, визуальное расписание «Расписание» - где указывается только перечень уроков.

Интересно визуальное расписание «Обязанности»

Для детей от 5 лет можно использовать визуальное расписание для обязанностей. Использование визуального расписания  в этом случае не только повышает самостоятельность, но и мотивирует, т.к. привносится игровой момент. Кроме того, ребенок получает полезный навык планирования дел, который пригодится в будущем. Для малышей это может быть уборка игрушек, вытирание пыли, прием подметание пола и т.д. Для детей постарше — сделать уроки, вынести мусор, убрать в комнате и т.д.

Это поможет детям обрести самостоятельность, уверенность в себе. А также сможет их мотивировать выполнять само действие. Приятно, когда тебя никто не контролирует, и ты сам держишь все под контролем.

Слайд 7:

Вывод:

Хорошо структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь особого ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:

-Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.

-Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова

-Ребенку не нужно запоминать быстро и сразу надолго. Это позволяет ему осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.

-Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.

-У ребенка снижается тревожность благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т.п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.

-Растёт самооценка. Это автоматический плюс любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным.

-Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.

- Развиваются навыки самообслуживания.

- Освобождается ваше время, которое вы тратите на объяснения и руководства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке

Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...

Визуальная поддержка для детей с ОВЗ

Мастер-класс для родителей...

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникац...