Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями
статья
Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с этим развитие навыков коммуникации у этой категории детей является приоритетной задачей педагогов ДОУ, что отмечается в ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besperstova_s.v._pankova_n.n.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации
у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями
Бесперстова С.В., Панкова Н.Н.
МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов
Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с этим развитие навыков коммуникации у этой категории детей является приоритетной задачей педагогов ДОУ, что отмечается в ФГОС.
Общеизвестно, что наглядный материал дети дошкольного возраста усваивают лучше вербального, поэтому для коррекции речевых, да и не только, нарушений следует использовать все средства визуальной поддержки.
На практике педагоги МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» для коррекции речевых нарушений у детей используют различные визуальные средства: игры с предметами; моделирование ситуаций; работу с карточками, пиктограммами; видеоролики и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонную систему; визуальное расписание; системы «Да-нет», «Сначала-потом»; фиксацию ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.
Наиболее распространенным приемом применения визуальных средств при обучении связной речи у детей дошкольного возраста являются приемы мнемотехники. Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и схематично их зарисовать. Благодаря опорным схемам решаются задачи зрительной, двигательной, ассоциативной памяти, которые помогают усвоить материал. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки (треугольник и круг над ним – это девочка и вообще персонаж женского рода; элементы – уши, хвост – это и мышка, и белка, и собака; волнистые линии – и река, и море, и тропинка).
Благодаря графической системе записи дети осваивают приемы предложения или рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью.
Для закрепления полученных знаний предлагаем детям запечатлеть пройденный материал в рисунках либо придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации, изготавливаем с ними альбомы.
С целью оптимизации коррекционно-педагогического процесса, повышения познавательного интереса детей, активизации непроизвольного внимания, используем в работе компьютерные технологии. Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти к деятельностному способу коррекционной работы, т.к. процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным. Также значительно сокращается время на формирование речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Одним из удобных и эффектных способов представления информации являются мультимедийные презентации. Их преимущества заключаются в наглядности, удобстве, простоте, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала детьми. Кроме того презентации используем как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, исходя из поставленных задач и индивидуальных возможностей детей.
Опыт работы по использованию компьютерных технологий показал положительные результаты:
- возможность многократного повторения речевого материала и специальных упражнений с помощью компьютерных игр с разными игровыми сюжетами,
- активное обогащение словарного запаса ребенка и увеличение темпов автоматизации звуков в речи,
- отсутствие необходимости собственноручного изготовления наглядных материалов,
- повышение качества коррекционного воздействия на ребенка.
По результатам наблюдений и педагогической диагностики мы пришли к выводу, что в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать визуальные средства, которые качественно влияют на речь ребенка - основное средство коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ
В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...
Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения ме...
Применение техник визуальной поддержки для улучшения памяти у детей с ЗПР.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....
Виды визуальной поддержки в коррекции нежелательного поведения детей с ОВЗ
Виды визуальной поддержки...
Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и пом...