Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе
консультация по коррекционной педагогике
Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе
Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Данное нарушение развития влияет на способность мозга обрабатывать информацию. Так как доказано, что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием специалистами средств визуальной поддержки.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальный способ предоставления информации:
- Помогает концертировать и удерживать внимание.
- Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
- Проясняет вербальную информацию.
- Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
- Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
- Помогает при смене активностей или местоположения.
Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря визуальному восприятию, именно поэтому в основе любой коррекционной работы лежит принцип наглядности.
Визуальное расписание – это своеобразный детский органайзер, наглядно структурирующий и упорядочивающий жизнь ребенка.
Чаще всего визуальное расписание применяется для работы с детьми с аутизмом, но стоит заметить, что оно пойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей. С его помощью можно эффективно построить распорядок дня, распределить определенные задания.
Визуальное расписание наиболее широко используется педагогами, АВА-терапевтами, специалистами, работающими с аутичными детьми. Многие методики коррекционной работы с детьми, страдающими РАС, предполагают использование визуального расписания.
Как выглядит визуальное расписание
Это могут быть магнитики с фотографиями или распечатанные карточки, где изображены, в зависимости от того, как применяют данное расписание, или режимные моменты, если это расписание целого дня, или же определенные этапы деятельности, которые выполняет ребенок – это может быть обеденный стол, кроватка, игрушки, детская площадка, спортивный зал и т.д.
Для расписания можно использовать как картинки, так и фотографии, главное, чтобы они были понятны ребенку и отображали действия, которые необходимо выполнить. На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок.
Следует заметить, что ребенка нужно обучать пользоваться визуальным расписанием, и для этого существуют специально составленные протоколы с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Обучение детей пользоваться визуальным расписанием
На первом этапе обучения используется планшет «сначала-потом». Использование планшета поможет научиться следовать инструкциям, ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Такой подход позволяет развить у ребенка оперантное поведение и сотрудничество. Освоив «сначала – потом» и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: прием пищи, самостоятельное одевание – раздевание, поход на прогулку, и др. Для данных навыков выстраивается цепочка поведения, которой следует ребенок при выполнении определённого действия. Визуальное расписание можно так же использовать, выстраивая последовательность выполнения определённых заданий на занятиях, например: сначала мы разложим кубики по цветам, потом будем рисовать, затем соберем пирамидку.
Более сложной визуальной конструкцией будет являться отражение режимных моментов в течение дня – зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон.
Алгоритм использования визуального расписания
Выстройте в ряд карточки с изображением заданий (или действий), которые необходимо выполнить. Вы совместно с ребенком называете каждую карточку, например: сейчас делаем зарядку, потом завтракаем, потом идём на занятие в музыкальный зал и т.д. По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями снимаются с расписания. В конце цепочки карточек крепится изображение поощрения.
Визуальное расписание выступает договором между взрослым и ребенком с аутизмом. В этом случае и ваши требования будут выполнены, и ребенок заслуженно получит поощрение.
Как вводится расписание на занятиях с детьми
Сначала педагог выкладывает несколько карточек, называет ребенку, что нужно сделать, в конце ставится карточка с самым легким и приятным заданием или поощрением. После выполнения каждого задания ребенок снимает карточку и кладет ее в сторону или в коробочку для карточек. Поначалу заданий немного, педагог помогает ребенку и сразу дает поощрение. Затем постепенно увеличивается количество заданий, ребенок сам убирает карточки после выполнения задания и словесной подсказки педагога. Порядок заданий чаще всего одинаковый, так как для ребенка с РАС на занятии важно соблюдать определенную последовательность.
В дальнейшем убирается подсказка, и можно предлагать ребенку самому разложить карточки для занятия в нужном порядке.
Визуальное расписание — позитивная стратегия обучения и воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. Наличие наглядной структуры значительно улучшает качество жизни ребенка, помогает осваивать новые сложные навыки, снижает тревожность, дает возможность выбора, а главное, учит эффективной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualnaya_podderzhka.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе
Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Данное нарушение развития влияет на способность мозга обрабатывать информацию. Так как доказано, что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием специалистами средств визуальной поддержки.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальный способ предоставления информации:
- Помогает концертировать и удерживать внимание.
- Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
- Проясняет вербальную информацию.
- Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
- Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
- Помогает при смене активностей или местоположения.
Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря визуальному восприятию, именно поэтому в основе любой коррекционной работы лежит принцип наглядности.
Визуальное расписание – это своеобразный детский органайзер, наглядно структурирующий и упорядочивающий жизнь ребенка.
Чаще всего визуальное расписание применяется для работы с детьми с аутизмом, но стоит заметить, что оно пойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей. С его помощью можно эффективно построить распорядок дня, распределить определенные задания.
Визуальное расписание наиболее широко используется педагогами, АВА-терапевтами, специалистами, работающими с аутичными детьми. Многие методики коррекционной работы с детьми, страдающими РАС, предполагают использование визуального расписания.
Как выглядит визуальное расписание
Это могут быть магнитики с фотографиями или распечатанные карточки, где изображены, в зависимости от того, как применяют данное расписание, или режимные моменты, если это расписание целого дня, или же определенные этапы деятельности, которые выполняет ребенок – это может быть обеденный стол, кроватка, игрушки, детская площадка, спортивный зал и т.д.
Для расписания можно использовать как картинки, так и фотографии, главное, чтобы они были понятны ребенку и отображали действия, которые необходимо выполнить. На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок.
Следует заметить, что ребенка нужно обучать пользоваться визуальным расписанием, и для этого существуют специально составленные протоколы с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Обучение детей пользоваться визуальным расписанием
На первом этапе обучения используется планшет «сначала-потом». Использование планшета поможет научиться следовать инструкциям, ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Такой подход позволяет развить у ребенка оперантное поведение и сотрудничество. Освоив «сначала – потом» и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: прием пищи, самостоятельное одевание – раздевание, поход на прогулку, и др. Для данных навыков выстраивается цепочка поведения, которой следует ребенок при выполнении определённого действия. Визуальное расписание можно так же использовать, выстраивая последовательность выполнения определённых заданий на занятиях, например: сначала мы разложим кубики по цветам, потом будем рисовать, затем соберем пирамидку.
Более сложной визуальной конструкцией будет являться отражение режимных моментов в течение дня – зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон.
Алгоритм использования визуального расписания
Выстройте в ряд карточки с изображением заданий (или действий), которые необходимо выполнить. Вы совместно с ребенком называете каждую карточку, например: сейчас делаем зарядку, потом завтракаем, потом идём на занятие в музыкальный зал и т.д. По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями снимаются с расписания. В конце цепочки карточек крепится изображение поощрения.
Визуальное расписание выступает договором между взрослым и ребенком с аутизмом. В этом случае и ваши требования будут выполнены, и ребенок заслуженно получит поощрение.
Как вводится расписание на занятиях с детьми
Сначала педагог выкладывает несколько карточек, называет ребенку, что нужно сделать, в конце ставится карточка с самым легким и приятным заданием или поощрением. После выполнения каждого задания ребенок снимает карточку и кладет ее в сторону или в коробочку для карточек. Поначалу заданий немного, педагог помогает ребенку и сразу дает поощрение. Затем постепенно увеличивается количество заданий, ребенок сам убирает карточки после выполнения задания и словесной подсказки педагога. Порядок заданий чаще всего одинаковый, так как для ребенка с РАС на занятии важно соблюдать определенную последовательность.
В дальнейшем убирается подсказка, и можно предлагать ребенку самому разложить карточки для занятия в нужном порядке.
Визуальное расписание — позитивная стратегия обучения и воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. Наличие наглядной структуры значительно улучшает качество жизни ребенка, помогает осваивать новые сложные навыки, снижает тревожность, дает возможность выбора, а главное, учит эффективной коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета логопеда для родителей детей с ОНР, посещающих коррекционную группу детского сада
Анкета логопеда для родителей детей с ТНР, посещающих коррекционную группу детского сада...
«Создание условий для успешного развития для детей с ОВЗ в коррекционной группе» (Морально- психологический климат)
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, ...
Визуальная поддержка для детей с ОВЗ
Мастер-класс для родителей...
Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»
Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....
Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"
Консультация "Визуальная поддержка для детей с ОВЗ"...
Применение визуальной поддержки для детей в коррекционной группе
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....
Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...