«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».
статья по коррекционной педагогике
описание практики работы с детьми с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chek-list_achkasosova_yu.v.docx | 416.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №27»
662150, г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 4, строение 27, тел. 7-76-59
ИНН 2443031837 КПП 244301001
___________________________________________________________________
Старший воспитатель Ачкасова Юлия Валентиновна
«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».
Поскольку детский сад комбинированного вида, оказываем услугу корекционно- развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями: ЗПР, ТНР, РАС, УО, одним из приоритетных направлением работы является создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, что на данный момент является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Специальная корреционно-развивающая среда имеет важное значение для успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сегодня я представляю опыт работы по адаптированию практики применения чек-листа как инструмента визуальной поддержки детей с РАС.
Большинству детей с аутизмом очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно обучаться по устным инструкциям. Кроме того, им практически невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия самостоятельно. Поэтому наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого можно применять различные виды визуальной поддержки. Сегодня мы остановимся подробнее на визуальном плане и чек-листе. Один из видов расписания, которое в своей работе (занятии) использует учитель-дефектолог, чек- лист, вот как он выглядит. Его мы также изготовили сами. Что же такое чек-лист? – это список, содержащий ряд необходимых действий (пунктов) для выполнения работы, или предметов, которые необходимо взять с собой (в командировку, например). Смысл чек - листа – не допустить ошибку! Понятие чек-лист пришло к нам из авиации, использование умного инструмента предполагает исключить возможность пилота допустить ошибку, это может привести к смерти многих человеческих жизней. Этот инструмент используется не только в авиации, но в медицине, строительстве, в бизнесе.
Оформлен, может быть в виде таблице, где есть список и обязательно отметка о выполнении.
Что дает чек-лист в применении в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:
- осуществление визуальной поддержки ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно;
- отрабатываем навык следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;
- отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.
Учитель дефектолог для коррекционного занятия с применением чек - листа, согласно запланированных для отработки определенных навыков, подбирает картинки с изображением средств для работы. Например, картинки:
- металлофон – развитие слухового и зрительного восприятия; отработка навыка соотносить заданные педагогом основные цвета;
- игрушка –лизун отработка навыка произвольного внимания, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики;
- гусеница – закрепление навыка соотносить цвет и размер предмета, развитие мелкой моторики;
- кубики, закрепление навык слухового восприятия, и действовать по словесной инструкции педагога: «КАК-я»
- прищепки) – отработка навыка контролировать свое поведение, выполнение установки педагога: «ЖДИ»
Принцип действия чек - листа на коррекционном занятии, организовать взаимодействие с ребёнком опосредовано, за счет визуального расписания. Например: учитель дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребёнком чек - лист с последовательным планом всего занятия.
Приступаем к действию по средствам чек-листа:
Если в системе работать с ребёнком, то принцип работы ему знаком. Ребёнок переносит первую картинку на другую сторону поля чек-листа и из общего количества подготовленных дидактических пособий выбирает игру для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении.
Таким образом, осуществляется последовательность выполнения всех запланированных задания.
Применение чек-листа на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов в работе с ребенком с РАС:
- улучшаются навыки коммуникации;
- нормализуется адаптационное поведение;
- улучшается способность к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке
Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...
Визуальная поддержка для детей с ОВЗ
Мастер-класс для родителей...
Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями
Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...
Визуальная поддержка детей ОВЗ
Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...
Визуальная поддержка детей ОВЗ
Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...
Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе
Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникац...
Программа самообразования: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, посредством визуальной поддержки.
Программа самообразования поможет планировать работу поданной теме...