«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».
статья по коррекционной педагогике

описание практики работы с детьми с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chek-list_achkasosova_yu.v.docx416.62 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №27»

662150, г. Ачинск, Красноярский край,  микрорайон 4, строение 27, тел. 7-76-59

ИНН 2443031837  КПП 244301001

___________________________________________________________________

Старший воспитатель Ачкасова Юлия Валентиновна

«Чек-лист – как инструмент для визуальной поддержки детей с РАС».

           Поскольку детский сад комбинированного вида, оказываем услугу корекционно- развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями: ЗПР, ТНР, РАС, УО, одним из приоритетных направлением работы является создание специальных образовательных условий для   детей с ограниченными возможностями здоровья, что  на данный момент является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Специальная корреционно-развивающая среда имеет важное значение для успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сегодня я представляю опыт работы по адаптированию практики применения чек-листа как инструмента визуальной поддержки детей с РАС.  

Большинству детей с аутизмом очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно обучаться по устным инструкциям. Кроме того, им практически  невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия самостоятельно. Поэтому  наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого можно применять различные виды визуальной поддержки. Сегодня мы остановимся подробнее на визуальном плане и чек-листе. Один из видов расписания, которое в своей работе (занятии) использует учитель-дефектолог, чек- лист, вот как он выглядит. Его мы также изготовили сами. Что же  такое чек-лист? – это список, содержащий ряд необходимых действий (пунктов) для выполнения  работы, или предметов, которые необходимо взять с собой (в командировку, например). Смысл чек - листа – не допустить ошибку! Понятие чек-лист пришло к нам из авиации, использование умного инструмента предполагает исключить возможность пилота допустить ошибку, это может привести к смерти многих человеческих жизней. Этот инструмент используется не только в авиации, но в медицине, строительстве, в бизнесе.

        Оформлен, может быть в виде таблице, где есть список и обязательно отметка о выполнении.

        Что дает чек-лист в применении в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:

  • осуществление визуальной поддержки ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно;
  • отрабатываем навык  следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;
  • отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.

Учитель дефектолог для коррекционного занятия с применением чек - листа,  согласно запланированных для отработки определенных навыков,  подбирает картинки с изображением средств для работы. Например, картинки: 

  • металлофон – развитие слухового и зрительного восприятия; отработка навыка соотносить заданные педагогом основные цвета;
  •   игрушка –лизун отработка навыка произвольного внимания,  развитие тактильного восприятия и мелкой моторики;
  •  гусеница – закрепление навыка соотносить цвет и размер предмета, развитие мелкой моторики;
  •  кубики, закрепление навык слухового восприятия, и действовать по словесной инструкции педагога:  «КАК-я»
  • прищепки) – отработка навыка контролировать свое поведение, выполнение установки педагога:  «ЖДИ»

Принцип действия чек - листа на коррекционном занятии, организовать взаимодействие с ребёнком опосредовано, за счет визуального расписания. Например: учитель дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребёнком чек - лист с последовательным планом всего занятия.

Приступаем к действию по средствам чек-листа:C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0713-05-06-17-10-33.jpgC:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0714-05-06-17-10-33.jpg

Если в системе работать с ребёнком, то принцип работы ему знаком. Ребёнок переносит первую картинку на другую сторону поля чек-листа и  из общего количества подготовленных дидактических пособий выбирает игру  для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении.  

Таким образом,  осуществляется последовательность выполнения всех запланированных задания.

 Применение чек-листа на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов  в работе с ребенком с РАС:

  • улучшаются навыки коммуникации;
  • нормализуется адаптационное поведение;
  • улучшается способность к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке

Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...

Визуальная поддержка для детей с ОВЗ

Мастер-класс для родителей...

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с э...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе

Применение визуальной поддержки для детей с РАС в коррекционной группе Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникац...