Программа самообразования: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, посредством визуальной поддержки.
методическая разработка
Программа самообразования поможет планировать работу поданной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, посредством визуальной поддержки.
Задачи:
- Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться, после умывания; вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком;
- Формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
- Приучать детей самостоятельно раздеваться и одеваться.
- Создавать условия для развития у детей самостоятельности использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
- В работе с родителями: укрепить связи между детским садом и семьей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков, использованию визуальной поддержки дома;
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
- Повышение педагогической и психологической компетентности
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат:
- Повышение интереса к работе
- Росту компетентности
- Росту уровня профессиональных навыков и умений
- Повышению уровня саморегуляции и самоорганизации
- Повышение ответственности и качества своего педагогического труда
- Обобщение опыта
План индивидуальной работы по самообразованию:
- Чтение научно-педагогической литературы по проблематике
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»
- Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.
- . Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология - №2, 1997г
- Веденина М.Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации.//
- Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, М: 2002г.
- С. Дж.Роджерс, Дж. Доусон, Л.А. Висмара Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом, Рама Паблишинг, 2016г
- Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автор канд. психол. наук / Алехина А.В. ; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 22 с. Шифр РНБ: А2000/3766 2.
- Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999.-№5.-С 11-18.
- Изучение статей по интернету по данному вопросу.
- Календарно-тематический план:
Период | Образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
сентябрь | Познавательное развитие. Тема «Наша группа». Цель: | Дидактические игры: «Что это такое?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. | Игровые ситуации для сюжетной игры: - кукла Таня собирается на прогулку | Консультации для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду» «Как научить ребенка выполнять какой-либо вид деятельности» Анкетирование: Что умеет делать ваш ребенок? |
октябрь | Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. | Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: проверить культурно-гигиенические навыки. «Сначала - потом» Цель: учить последовательности операций | Сюжетно-ролевая игра «На праздник»: | Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Трудности с одеждой» |
ноябрь | Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). | Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка». | Консультация «Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения особых детей» папка-ширма: Как использовать поощрение, чтобы помочь ребенку научиться…. Что может быть поощрением?» Ширма: « Пальчиковые игры» |
декабрь | Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; | Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». | Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». | Оформление уголка «Советы родителям». Фотоконкурс: « Моя любимая кружка» |
январь | Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. | Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». | Создание игровой ситуации: «Кукла хочет купаться» | Показ-консультация: « Как научить ребенка мыть руки правильно, с помощью визуальной подсказки» Памятка: «Опасные предметы» |
февраль | Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. | Дидактическая игра «Чистюли». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Презентация: «Вопросы для детей» | Сюжетно-ролевые игры «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». | Ширма: « Как снять напряжение после детского сада» |
март | Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: – развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; | Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки | Сюжетно-ролевые игры «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» | Папка-ширма: «Кукла своими руками» Консультация: « Как изготовить куклу» |
апрель | Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: – закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; | Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). | Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». | Консультация – показ: « Как научить ребенка одеваться с помощью визуальной подсказки» Обмен опытом между родителями: «Использование карточек дома» Папка-ширма: «Развивающие игры» |
май | Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Просмотр мультфильма « Мойдодыр» | Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» | Консультация: « Знаешь ли ты?» |
Планируемые результаты
Дети:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Здоровый малыш».
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, ч...
Тема самообразования: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Особенно актуальна она сейчас, при создавшейся эпидемиологической ситуации в стране. Известно, чт...
План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад№239»План по самообразованию«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста» Ак...
Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "
Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "...
План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, п...
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...
Программа по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелк...