Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста
план-конспект занятия

Усачёва Елена Сергеевна

 Использование технологии ТРИЗ в обучении детей
дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_doshkolnaya.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1 Использование технологии ТРИЗ в обучении детей
дошкольного возраста        2

2 Разработать конспект НОД с применением технологии ТРИЗ        9

Список использованной литературы        16


1 Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста

В современном обществе под влиянием изменений в системе образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. На данном этапе обществу требуются люди, способные мыслить нестандартно, самостоятельно, преобразовывая жизнь. Поэтому социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов. В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, мы пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу, создать что – то новое, полезное, для этого мы ищем пути решения, выстраиваем план своих действий. В условиях современной системы образования особую актуальность приобретает проблема развития системно – логического мышления детей.

Детский возраст является периодом бурной деятельности воображения и важным период для развития этого качества. В этих условиях усиленно ведутся поиски новых методов и приемов воспитания творческой личности, исследуются и внедряются в учебно – образовательный процесс дошкольных образовательных организаций новые действенные педагогические технологии, определяется их место и значимость для эмоционального и интеллектуального развития дошкольников.

ТРИЗ – технoлoгия, разработанная Альтшуллером Г.С., и ее методика многие исследователи называют шкoлoй твoрческoй личности, потому что девиз, изучающих ТРИЗ, «твoрчествo во всем»: в приемах решения ситуаций, в выбoре и пoстанoвке вoпрoса, в изложении материала. ТРИЗ - педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление лишь в конце 80 – хх годов XX века. Основы TPИЗ заложил бакинский ученый, писатель – фантаст Г.С.Альтшуллер. Главная цель педагога, в рамках ТРИЗ – педагогики, это сформировать у детей творческое мышление, воспитать в детях творческую личность, способную к решению нестандартных задач в различных областях знания. ТРИЗ – технология, адаптированная к дошкольному возрасту, в значительной степени позволяет воспитать и обучить дошкольников под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению». Рассматривая ТРИЗ как педагогическую технологию, исследователи отмечают, что это наука о развитии систем и об результативном мышлении вообще, в любой области творчества. Многие исследователи называют ТРИЗ прикладной диалектикой, а иногда утверждают, что это общая теория сильного мышления (ОТСМ) или общая теория творчества. Можно с уверенностью сказать, это наука о том, как решать проблемы.

В работе Л.И. Шрагиной ТРИЗ – это наука об объективных закономерностях развития систем и методология решения проблемных ситуаций в любой области знания. А в исследовании В.А. Ширяевой приводится точка зрения В.А. Королева, согласно которой ТРИЗ – это некий логический аппарат, применимый ко всему, что доступно объяснению, в ходе которого выстраивается логическая цепочка и аппарат ее изменения в конкретную ситуацию.

Многие исследователи под ТРИЗ понимают научную технологию творчества, целью которой является развитие сильного мышления детей, целенаправленного и управляемого процесса формирования культуры творчества. С этим определением согласны многие последователи Г.С. Альтшуллера, это Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун, Н.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова, С.В. Лелюх и многие другие.

Первоначально наука ТРИЗ, созданная полвека назад, применялась только для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику и др. Такая широта применения ТРИЗ, признанной и популярной сейчас не только в России, но и в США, Японии и ряде других зарубежных государств, хорошо поясняется ее современным названием «прикладная диалектика». Диалектика - раздел философии, универсальное учение о развитии, была создана великим немецким философом Г.В. Гегелем (1770 -1831 г) два века назад. Через полтора века после этого Г.С. Альтшуллер создал прикладную диалектику, продолжающую, развивающую и конкретизирующую диалектику Г.В. Гегеля.

В ТРИЗ всякое решение проблемной задачи считается актом развития некоторой системы, а развитие, согласно законам, сформулированным Г.В. Гегелем, идет путем преодоления (разрешения) противоречий. Поэтому в любой проблеме необходимо найти противоречие и преодолеть его, для чего в ТРИЗ есть эффективный набор принципов, приемов, стандартов, алгоритмов. Именно поэтому наука ТРИЗ пришла в педагогику.

Теория решения изобретательских задач предназначена для развития креативности, поэтому для перехода от репродуктивного способа работы к поисковому, обучение должно включать в себя следующую последовательность действий:

1. Сообщение необходимых знаний;

2. Формирование умений на репродуктивном уровне: демонстрация деятельности в целом и по элементам; организация отработки умений в упрощенных условиях; организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с воспитателем.

3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач (имитационное моделирование); обязательный анализ своей деятельности (рефлексия)

Для технологии ТРИЗ характерно: отношение педагога к ребенку как к себе равному; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство». Педагог стремится создать условия, которые каждому ребенку дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения, ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой речевой деятельности.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.


2 Разработать конспект НОД с применением технологии ТРИЗ

Конспект НОД с использованием технологии «Путешествие в КОСМОС»

Оборудование: Таблица «Четвёртый лишний»; карточки с буквами: К,О,С,М,О,С; индивидуальные конверты с геометрическими фигурами; слайды: ракета, фото Ю.А. Гагарина, космодром, звёздное небо, созвездия; карточки с заданием; цветные карандаши.

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах; совершенствовать навыки счета в приделах 20, счет в обратном порядке.

Задачи:

● образовательные:

– умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи.

● развивающие:

– развитие памяти, внимания, речи, логики, творческого воображения и творческих способностей (беглости, оригинальности, гибкости мышления).

● воспитывающие:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.

- воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Краткое описание работы с ресурсом, используемые приемы ТРИЗ-технологии.

Занятие проводится в виде игры-путешествия в космос.

Используемые приемы ТРИЗ-технологии:

● тренинг на классификацию объектов - «Четвертый лишний»;

● «хорошо – плохо»;

● дихотомия (деление на два взаимоисключающих класса: да-нет);

● продуктивная деятельность по реализации фантастического содержания (конструирование из картона);

● эмпатия (изображения предметов живой и неживой природы на языке пальцев, рук и движений, взгляда)

НОД:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Наше занятие будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание.

Лист с заданием «Найди третий лишний»

- Найдите лишний предмет в каждом ряду и докажите, почему вы так считаете. Если вы ответите правильно, то под лишним предметом вы найдете букву.

Назовите, какие буквы у вас получились?

- О, К, С, О, М, С

- Составьте из них слово. Молодцы, это слово «космос». Сегодня на занятии мы будем открывать космическое пространство.

- На чем можно подняться вверх над землей? Придумайте различные варианты.

Реальные:

- Самолете, космической ракете, дельтаплане, на воздушном шаре.

Сказочные:

- На птице, на ковре-самолете, на воздушном змее, на ядре, на драконе и т.д.

- Давайте выберем объект, на котором летают настоящие космонавты.

- Космическая ракета.

- Верно, это ракета.

- На ракете летать хорошо или плохо?

Примерные ответы:

- хорошо: быстро долетишь до нужного объекта, интересно наблюдать за звездным небом, можно увидеть планету, на которой живешь?

- плохо: опасно, трудно преодолеть перегрузки, мало пространства, неудобно кушать и т.д.

- Давайте составим ракету, на которой нам будет с вами лететь интересно и безопасно. У вас у каждого есть индивидуальный конверт. Откройте его, достаньте его содержимое.

- Дети на столах выкладывают изображение ракеты под комментарий воспитателя.

- Возьмите большой синий прямоугольник. Положите перед собой вертикально. Это будет часть корпуса ракеты.

- Сверху на него положите большой красный треугольник. Это будет верхняя часть корпуса.

- Возьмите маленький зеленый треугольник. Положите его слева вниз к корпусу.

Это будет левая хвостовая часть.

- Возьмите маленький черный треугольник. Положите его с правой стороны вниз от корпуса, Это будет правая хвостовая часть.

- Возьмите большой желтый круг. Положите его посередине корпуса, Это будет иллюминатор.

- Возьмите маленький желтый круг. Положите его ниже большого круга. Это тоже будет иллюминатор.

- Проверьте, что у вас должно получиться (показывает слайд).

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

- Посчитайте:

- Сколько в ракете треугольников?

- Сколько в ракете кругов?

- Чего больше, треугольников или кругов? На сколько?

- Сколько всего геометрических фигур в ракете?

А сейчас я вам загадаю объект, который вы должны отгадать, задавая мне простые вопросы, на которые я смогу ответить только ДА или НЕТ.

Примерные вопросы детей:

- Этот предмет неживой? (нет)

- Этот предмет живой? (да)

- Это растение? (нет)

- Это животное? (нет)

- Это человек? (да)

- Это мужчина? (да)

- Он летает? (да)

- Он космонавт? (да)

- Молодцы, вы отгадали!

- А кто первый человек в космосе?

- Правильно (показать слайд). 12 апреля 1961 года, 54 года назад, наш русский космонавт впервые облетел Землю на космическом корабле «Восток». Мы можем по праву гордиться своей Родиной, ее замечательными сынами!

- Сегодня мы с вами тоже станем космонавтами!

- Ребята, скажите, откуда взлетает ракета?

- Правильно, c космодрома (показать слайд).

- И я предлагаю вам пройти на наш космодром. До него ровно 20 шагов (счет до 20- ти).

Всем экипажам занять места в ракете.

- Все готовы к полету?

Объявляется минутная готовность.., до старта 10 секунд.

- К запуску ракеты приготовиться!

- Начать обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (Дети хором считают от 10 до 1).

- Пуск!

(Звучит космическая музыка)

Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 0 до 10) 20 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 10 до 20) Корабль вышел на орбиту.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете.

На носки поднимись,

(Дети поднимаются на носки, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»)

А потом руки вниз..

(Основная стойка)

Раз, два, три, четыре –

(1 – руки в стороны направлены вниз, 2 руки в стороны параллельно полу, 3 – руки вверх, 4 – ладони образуют «купол ракеты»)

Вот летит ракета ввысь!

(Дети поднимаются на носки)

- Хорошо отдохнули!

- Давайте, все заглянем в иллюминаторы и посмотрим в космическое пространство!

- Что мы видим:

- Давайте посмотрим на звезды (показать слайд).

- А кто знает самую яркую звезду?

- Правильно, Полярная.

- А из звезд на небе образуются созвездия.

- Кто из вас знает названия созвездий?

Примерные ответы:

- Большая Медведица

- Малая Медведица

- Сириус

- Змей

(Показать слайд) Воспитатель перечисляет созвездия на экране: Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон. Показывает Полярную звезду.

Задает вопросы, в какой части экрана находятся перечисленные созвездия и звезда (справа, слева, сверху, снизу).

- Давайте сосчитаем количество звезд в созвездиях Медведиц.

- Правильно, по семь.

- Поэтому мы можем сказать, что количество звезд у них одинаковое. А чем они отличаются?

- Правильно, размером.

- Внимание, экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос, поиграть в игру.

Игра «Созвездия»:

- В небе звезды блестят, весело сверкают

- И с ребятами они поиграть желают.

(дети ходят по кругу)

- Ну-ка звездочки светлей в небе засияйте

- Звездную карусель в небе начинайте

(бег по кругу)

- Раз, два, три

- Созвездия из звездочек собери

(дети встают по трое в маленькие кружки, изображая созвездия)

При повторной игре дети меняются созвездиями (кружками).

- Экипажам, вернуться на корабль!

- Ребята, хотите еще раз взглянуть в иллюминатор? Что мы там видим? (показать слайд Земля)

- А для того чтобы вернуться на Землю, нам нужно выполнить последнее задание.

Индивидуальная работа по карточкам: дорисуй недостающие геометрические фигуры.

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

Рефлексия.

- Вот и настало время возвращаться домой. Давайте закроем глаза, представим, как мы соскучились по своей планете, родному дому, друзьям. Даем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Ура! Мы дома! Можно открыть глаза.

- На вашем столе лежат макеты ракет, состоящие из геометрических фигур.

- Кому понравилось занятие, поднимите красный треугольник.

- Кому было трудно, поднимите зеленый треугольник.

- Кто хочет стать космонавтом, поднимите синий прямоугольник.

- Кто считает, что для того, чтобы стать космонавтом, вам надо хорошо заниматься в детском саду, поднимите большой желтый круг.

- Молодцы. Я благодарю вас за занятие и дарю вам космические раскраски. (Из них потом можно будет сделать выставку работ «Мы рисуем космос».


Список использованной литературы

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007 г.
  2. Журавлева Н.М., Хижняк Н.В. ОТСМ - ТРИЗ -РТВ - технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: науч. - метод. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М., 2013.
  3. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Москва, 2000 г.
  4. Сивцева Е. В. Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников». 2018 г.
  5. Татаринцева, Е. А. Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66663/ (дата обращения: 21.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Обучение детей с ТНР старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ

      Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом, так как требует активной работы вооб...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"

Буклет консультация для сотрудников ДОУ "Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"...

Использование технологии ТРИЗ в ходе обучения детей раннего возраста

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития у детей творчества. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в д...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...