Обучение детей с ТНР старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом, так как требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свои знания, жизненный опыт, навык рассказывания и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_triz.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОНР старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом, так как требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свои знания, жизненный опыт, навык рассказывания и воображение.
Определим виды творческих рассказов.
1.Придумывание начала рассказа.
2.Придумывание конца рассказа.
3.Придумывание рассказа от имени какого-либо живого предмета, от первого лица.
4.Придумывание рассказа от имени неживого предмета.
5.Придумывание сказки по мотивам картины.
6.Придумывание рассказа на тему.
7.Придумывание смешной или печальной истории.
8.составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа.
9.Составление рассказа с решением проблемной ситуации..
10.Составление рассказа – небылицы.
Надо отметить, что творческий вид рассказывания – это одно из наиболее сложных заданий для детей старшего дошкольного возраста. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использование в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Самостоятельные детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. В текстах очень много таких слов, как "ну", "потом", "вот" и т. д. Тексты характеризуются длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с небольшими изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.
С созданием основ теории изобретательских задач (ТРИЗ) появилась база для обучения, повышающая творческий потенциал человека. Основная масса детей со средним развитием уже в процессе обучения основам ТРИЗ решают сложные творческие проблемы.
Так что же такое ТРИЗ – теория решения изобретательских задач? Это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение этой технологии формирует у будущих изобретателей такие качества мышления, которые психологи оценивают как творческие, а именно: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
Цель ТРИЗ – РТВ технологий – не просто развить фантазию детей, а научить их системно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. Технология ТРИЗ – РТВ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Предлагаемая технология развития связной речи дошкольников рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине:
1-ый тип: "Текст реалистического характера". Основная цель данного типа - это обучение составлению описательных рассказов по картине. Рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.; создание рифмованных текстов по содержанию картины.
2-ой тип: "Текст фантастического характера". Основой является составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине, рассказ как фантастическое преобразование содержания. Фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам содержания картины; рифмованные тексты фантастического плана.
Надо отметить, что наибольший успех этот вид работы будет иметь, если элементы технологии ТРИЗ систематически используются и в других видах работы с детьми .Вот несколько примеров вариантов игр с использованием элементов технологии ТРИЗ.
1.«Едем с Паровозиком» (суть игры: объяснить, почему тот или иной объект едет с другим объектом на паровозе; отметим, что объекты могут быть самыми различными, даже, казалось бы, не сочетаемыми друг с другом);
- «Необычные загадки»;
- «Что таким бывает?» и другие.
2.»Сенсорный ящик». Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
3.Метод технологии «Круги Луллия». Этот метод позволяет формировать у детей понятия «объект – признак – проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы. Разработаны четыре типа тренингов по системе Кругов Луллия.
1-й тип: «Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие эти объекты.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
Рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Все эти виды игр способствуют облегчению при обучении детей творческому рассказыванию по картине.
1."Определение состава картины".
Рассмотрим основные алгоритмы мыслительных действий при определении состава картины:
-перечисление объектов на картине (в том числе и частей);
-моделирование объектов;
-группировка по заданному признаку;
-обобщение перечисленных объектов;
-рефлексия.
Главная цель - обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Педагог должен проявлять интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, педагог должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе. По окончании определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
2.Затем необходимо упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, что необходимо для составления осмысленного рассказа по картине. С этой целью предлагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется, почему их можно соединить.
Педагогу постепенно можно подвести детей к кратким рассказам - рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке:
- что с чем связано;
- почему;
- подтверждение (вывод).
Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами, педагог должен проявить терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком. После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа - рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
Для примера возьмём картину «Ежиха с ежатами». Можно придумать определённых героев, которые будут помогать детям раскрывать картину. Это могут быть такие волшебники, как «Я вижу», «Объединялка», «Ищу друзей», «Я слышу», «Я ощущаю», «Пробую на вкус» и др. Так, дети вместе с педагогом при помощи волшебника «Я вижу» (можно использовать подзорные трубы, с помощью которых дети будут рассматривать и выделять объекты картины) обозначают объекты, изображённые на картине.
Далее с волшебником «Объединялка» дети объясняют, что ежи и трава объединились, потому, что они стоят и даже лежат на траве.
Волшебник «Ищу друзей» помогает найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
Например: «Маленькие ежи дружат, потому что они дети одной мамы – ежихи и они любят вместе играть».
Волшебник «Ищу недругов» помогает найти объекты, которые между собой «не дружат».
Например: «Кузнечик и жук не дружат с ежами, потому, что ежи любят питаться насекомыми».
Волшебник «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» способен объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.
Например: «По траве гуляет ежиха с ежатами, один из детенышей устал и решил прилечь отдохнуть под деревом, однако его колючки могут поранить и сделать больно насекомым, которые могут быть в траве. Насекомые благодарны ежатам, что они очень внимательны и осторожны».
3.Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Необходимо побудить детей к описанию возможных ощущений.
Предварительно необходимо уточнить знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, рекомендуется начинать речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Необходимо добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому объекту на картине, побуждать детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины.
Например, при работе с картиной «Ежиха с ежатами» дети рассказывали, что они слышат, как шумит ветерок в верхушках деревьев, как пролетает мимо бабочка, как вдалеке воет волк; пахнет еловыми ветками и земляникой, а маленькие ежи ощущают тепло дневного солнышка.
При работе над составлением творческого рассказа по картине возможно применение следующих видов работы.
1.Это составление загадок.
Основные мыслительные действия при составлении загадок:
- выбор объекта на картине;
- модели загадки;
- подбор характеристик и сравнение с другими объектами;
- выбор наиболее удачных сравнений;
- связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".
При совместном составлении загадок окончательный текст читает педагог, а дети его повторяют. Сочинять загадки целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: «Еж какой? Колючий как кактус. Маленький как воробей. Серенький как заяц». Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравнивают с другими объектами.
Итог: «Колючий как кактус, маленький, но не воробей, серый как заяц».
Выделяют действия объекта и перечисляют другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Пример: «Еж что делает? Колется как ёлка. Скручивается как клубок. Катится как мяч». Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» и «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Колется, но не ёлка, катится, но не мячик, скручивается, но не клубок».
В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
Например: «Ёж: лапки как у мышки, колючка как у кактуса». Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: «Маленькие лапки как у мышки, с иголками, но не кактус».
У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.
Итог: «Много иголок как у ёлки, двое глазок как пуговки, один маленький хвостик с ноготок».
На основе данной модели можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.
2.Составление слов из картинок – загадок.
3.Составление метафор и др.
4.Преобразование объектов во времени.
Модель мыслительных действий преобразования объекта во времени:
- выбрать объект;
- определить его настоящее;
- схематизировать;
- обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы;
- составить рассказ-фантазию о будущем (прошлом) объекта;
- придумать название рассказа.
Основной задачей является учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени. В данном виде работы используются словесные обороты, которые характеризуют временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того). Выбранный объект можно схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. Здесь опять же можно позвать на помощь одного из волшебников: «Отставай – Забегай».
Например.
Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок. У нас сейчас девять часов. А сколько показывают часы на руке у Отставай? - шесть. - А у Забегай? – двенадцать. - Если у нас сейчас утро, то что у Отставай? -Ночь. – А у Забегай? - День. Дальше вопросы строят по тому же принципу, используя день недели, месяц, время года и т.д. Делаем вывод, что «Отставай – Забегай» может передвигаться разными шагами: совсем маленькими пяти - десяти минутными и огромными - месячными, годовыми.
- Мы с вами сейчас находимся в детском саду. А (отставай!) где вы были рано утром и что там делали?
- Мы были дома и еще спали.
- Хорошо, прикрепим к доске на начале линии Отставай-Забегай маленького картонного человечка. Он тоже спит. Но что было - забегай! - потом, когда вы проснулись?
- Мы умывались.
- Молодцы! Тот, кто ответил первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг. (Нарисуем следующий след на линии.) А каким будет следующий шаг - забегай! - что вы еще потом делали? Кто может ответить, подходит и переставляет человечка.
Так мы отследили все шаги Отставай - Забегай, которые предшествовали появлению в детском саду, пошли дальше по занятиям, и заглянули, что будет, когда вернемся домой. В результате мы выстроили временную последовательность событий, а в ней отметили те события, между которыми возникает причинно-следственная связь. Дети уточняли, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее. С такой подготовкой мы еще раз вернулись к рассмотрению нашей картинки.
- Итак, где сейчас находится ежиная семья?
- Какое время года, суток, по-вашему, изображено на картине?
- Где они были раньше?
- Что делали?
- Что делают и будут делать потом и т.д.
Таким образом, мы подойдём к ситуации, изображённой на картине и определим, что произошло между двумя большими шагами прошлого и будущего.
5.Этапы мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине - выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
Благодаря этим приемам дети быстро осваивают пространственную ориентировку на картине.
6.Составление рассказов от лица разных объектов.
Основное направление - обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения. Здесь возможно применение такого приёма как «Эмпатия». Иногда об этом действии говорят "войти в шкуру другого", то есть поставить себя на место другого. Таким приемом часто пользуются артисты, писатели, художники и т. п. Применение приема заключается в том, чтобы человек, посмотрел с точки зрения чего или кого - либо. При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка. Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза ежихи мамы) или места происходящего (я – лес, в котором находится ежиная семья). От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
7.Основные приемы фантазирования.
Здесь нам помогают наши замечательные волшебники, на которых нанесены обозначения:
- "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
- "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
- "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
- "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
- "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
- "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).
Например: «Кузнечик притворился неживым, как камень, и ёжик его не съел»; «Прилетела бабочка – волшебница и сделала кузнечика таким же большим как ёжик»; «Куст с ягодами ожил и спрятал маленького жучка от ежей, чтобы они его не съели» и т.д.
8.Составление рассказов-фантазий.
Основной целью является – научить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования:
- выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть;
- пригласить одного из Волшебников;
- преобразовать объект или его часть;
- составить фантастический рассказ.
Прежде чем применять приемы фантазирования, нужно чтобы эти знания детьми были усвоены хорошо. Они уже знают возможности каждого "Волшебника" и когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
Например: «Жили ежи. Они проснулись утром и захотели есть. Один ежик сказал: «Пойдемте за черникой!». А маленький ответил: «Давайте за клубникой». И они пошли в разные стороны. Потом один увидел чернику, двое клубнику, а третий пошёл за грибами. Самый маленький устал и уснул прямо под деревом. Кузнечик испугался и прыгнул на веточку. Потом они встретились, и один ежик предложил поиграть в прятки. А мама, которая тоже пришла на полянку, стала их искать. Нашла сначала того, который был самым маленьким, а потом и остальных. Потом они опять увидели кузнечика. Один маленький ежик не поверил, что есть такие кузнечики и стал разглядывать его. А другой ежик увидел белку, которая выпрыгнула из дупла и смотрела на них. Они вместе играли. Настал вечер, и все отправились домой спать.»
Таким образом, можно сказать, что данные приёмы работы по использованию ТРИЗ технологий в работе по развитию речи позволяют пополнить активный словарь детей, повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребёнка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству, а значит способность к творческому рассказыванию.
Используемая литература.
1. Л.М.Граб «Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет/авт.-сост. Л.М.Граб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 136 с.
2. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине». Методическое пособие для воспитателей и родителей (Технология ТРИЗ). Издательство «АРКТИ», серия «Растем умными», 2010 г.
3. Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.
4. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. «Картинка без запинки» (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ - ШАНС», 1995 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12 Белоглинского района»
СООБЩЕНИЕ
на тему: «Обучение детей с ОНР старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ»
Учитель-логопед I категории: Лактионова И.В.
2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам"
Консультация для воспитателей...
Эссе на тему «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Использование карт Проппа для обучения детей рассказыванию....
Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"
Методические рекомендации ознакомят с особенностями организации по обучению детей творческому рассказыванию по картинкам....
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»
В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...
Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....