ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.
учебно-методический материал по развитию речи

Акимова Елена Степановна
Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей;  Формировать умения определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста:

  • Обучение пересказу  произведений;
  • Обучение составлению высказываний описательного характера;
  • Обучение составлению собственных повествовательных высказываний (по сюжетным картинкам, серии сюжетных картин, собственным рисункам, из личного опыта и т.д.).

Основные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели при обучении детей  составлению логических рассказов по серии картинок

  • Высказывания детей являются вариантами образца рассказа воспитателя;
  • Однообразные высказывания детей, низкий интерес к высказываниям сверстников;
  • Низкий словарный запас у детей
  • Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст – им отводится роль пассивного слушателя.

   

Основная дидактическая задача по развитию связной речи  по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин

  • Упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей;

  • Формировать умения определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Этапы работы с серией картинок

  1. Паровозик из картинок»
  2. «Назови место, где происходит событие»
  3. «Определи время событий»
  4. «Найди общих героев на всех картинках»
  5. «Назови действия героев и догадайся зачем он это делает»
  6. «Что за чем?»
  7. «Составь рассказ»

Подготовительная работа

1. Учить анализировать реальные ситуации из жизни (Например, в процессе умывания взрослый спрашивает:

  • Что мы сейчас делаем? – Намыливаем руки.
  • Что вы делали до этого? – Открыли кран с водой.
  • Что вы будете делать после того, как намылите руки? – Будем смывать мыльную пену под струей воды. Потом закроем кран и вытрем руки полотенцем.
  • Зачем мы это все делали? – Чтобы руки перед едой были чистыми.

Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

2. Обучение детей работе с серией картинок можно организовать в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма» и др.

Названия игр разные , но цель одна – установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

3. Переход в следующему этапу осуществляется только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания.

 

 1 ЭТАП – ПАРОВОЗИК ИЗ КАРТИНОК . Цель: научить детей раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета; по схеме этапа узнавать игровое действие.

 2 ЭТАП- Назови место, где происходят события  Цель: научить детей определять место действия объектов на каждой картине и делать обобщение (события всегда происходят в определенном месте и места могут быть разными); по схеме этапа узнавать игровое действие.

3 ЭТАП- Определи время событий  Цель: научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток; по схеме узнавать игровое действие.

 

4 ЭТАП.- Найди общих героев на всех картинках Цель: научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии; учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); по схеме узнавать игровое действие.

 

5 ЭТАП- Назови действие героя, догадайся, зачем он это делает Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенное действие); по схеме узнавать игровое действие.

6 ЭТАП Что за чем? Цель: научить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; по схеме узнавать игровое действие.

7 ЭТАП Составь рассказ. Цель: научить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картин; по схеме этапа узнавать игровое действие.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (БЕЗ СХЕМЫ ) Цель: научить детей выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картин.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Играем в учителя»

Предлагаем ребенку научить кого-либо (лучше всего взрослого) раскладывать картины в логической последовательности. При этом вначале можно использовать знакомую ребенку серию картинок, а затем усложнить задание, предложив для обучения неизвестную ему серию.

Ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картинок и учит это делать кого-либо.

«Помощники»

Детям дают возможность по-своему изобразить каждый этап работы серии картинок любыми знаками или буквами на отдельных карточках («помощники»). Они позволяют детям из соседней группы научиться раскладывать картинки в логической последовательности.

Результат работы с детьми  по обучению
составлению логических рассказов по серии картинок

1. Ребенок должен научиться раскладывать отдельно взятые картины в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.

2. Составлять связный краткий рассказ сюжета.

3. Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е.

ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

4. Ребенок должен показать схему каждого этапа работы.

Итогом работы служит составленный ребенком рассказ – описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название. («Умелый мальчик», «Красивый снеговик», «Зимние забавы» и т.п.).

 Принципы работы с серией картинок:

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например: «Девочка купает куклу»

К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.) Например: «Утро мальчика»

Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес ит.п.). В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.).

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных: с личным опытом детей; наблюдаемыми: событиями; сказочными ситуациями из литературных произведений, не знакомых детям, и др.

Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий (например: «Медведь и пчелы»).

Прежде чем дать задание детям, педагог в отсутствие детей сам должен установить логику событий, изображенных на картинках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты по составлению логических рассказов по серии сюжетных картин

конспекты по составлению рассказов по серии сюжетных картин с использованием технологии ТРИЗ...

Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок

ldquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель            Учить детей дошкольно...

Тренинг "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок"

Обучающий тренинг с педагогами по использованию в образовательном процессе ТРИЗ- технологии...

Мастер-класс «Составление логических рассказов по серии картинок» (технология ТРИЗ)

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию и воображение у детей....

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...

Мастер-класс «Составление логического рассказа по серии картинок»

Мастер-класс  «Составление логического рассказа по серии картинок»...