Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"
консультация
Буклет консультация для сотрудников ДОУ "Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для сотрудников ДОУ | 135.44 КБ |
buklet_triz.docx | 135.44 КБ |
Предварительный просмотр:
достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен доказать для чего этот предмет ему нужен, и чем он ему нравится. Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.) Игра «Почему так произошло?» (со старшей группы) Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Например: 1.Папа раскрыл книгу 2.Комната наполнилась дымом Игра «Что с чем связано» Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано. Например: Пожар -песок, (без воды дерево жить не может). Машина – колесо (без колеса машина не поедет). Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.
| Всем игрокам раздаются предметы или карточки Игра «Найди целое и части» Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить, по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Ход: 1. В: автомобиль – колесо; детям предлагается назвать соответствующий ответ. Д: Пожар - спички 2. В: светофор - цвета; Д: дорога – (машина, внимание). 3. В: Зебра - пешеходный переход; Д: Дорожный знак -улица Игра «Что из чего» Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество. Ход: Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект, дети должны назвать из чего он состоит. Усложненный вариант: Детям предлагается сразу называть количество частей. Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т. д. Игра «Черное-белое» Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД.. . Плохо – он – он может забрать права.. . и т. д.
Воспитатель Белим А.В. | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 7 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район Консультация для сотрудников ДОУ Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности
Курганинск 2020г.
| |
Уважаемые коллеги! Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий. К числу эффективных технологий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения относятся ТРИЗ-технологии. Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам безопасного поведения даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций. Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности . Примеры ТРИЗ-игр, которые способствуют формированию навыков безопасного поведения дошкольников. Игра «Теремок» (для детей 4-5 лет) Цель: Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки: - Кто в теремочке живёт? - Я, иголка. А ты кто? - А я - машина. Пусти меня к себе жить? - Скажешь, чем на меня похож – пущу. Пришедший сравнивает оба предмета. | Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе. Вариант игры для более раннего возраста «Бабушкина шкатулка» (тема «Опасные предметы») «У бабушки была шкатулка. Хранила она ее на самой высокой полке. Убирала бабушка в нее, те предметы, которые могли причинить вред ее внуку». Также можно выбрать бабушку, раздать карточки или показывать предмет, задавая вопрос: « Бабушка, а ты положишь меня в шкатулку?» «Найди друзей» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». Ход игры: Ведущий: Машина едет по дороге, а что еще едет по дороге Дети: Автобус, грузовик, мотоцикл… Ведущий: Стакан может упасть и разбиться, а что еще может разбиться? Дети: Тарелка, ваза, банка…. Ведущий: Иголка может уколоть. а чем еще можно уколоться? Чем?..... | Игра «Кто (что) это такое может быть?» (с 4-х лет) Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно). (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) - и острым и тупым. - и опасным и неопасным Игра «Что было бы, если убрать часть?» (со средней группы) Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части. Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например, -У светофора убрать красный сигнал. Что хорошего (плохого)? - Если в доме убрать все розетки. Что хорошего (плохого)? ТРИЗ -игры для старшей группы Игра «Аукцион» Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования. Ход: выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый, который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его |
Предварительный просмотр:
достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен доказать для чего этот предмет ему нужен, и чем он ему нравится. Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.) Игра «Почему так произошло?» (со старшей группы) Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Например: 1.Папа раскрыл книгу 2.Комната наполнилась дымом Игра «Что с чем связано» Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано. Например: Пожар -песок, (без воды дерево жить не может). Машина – колесо (без колеса машина не поедет). Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.
| Всем игрокам раздаются предметы или карточки Игра «Найди целое и части» Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить, по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Ход: 1. В: автомобиль – колесо; детям предлагается назвать соответствующий ответ. Д: Пожар - спички 2. В: светофор - цвета; Д: дорога – (машина, внимание). 3. В: Зебра - пешеходный переход; Д: Дорожный знак -улица Игра «Что из чего» Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество. Ход: Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект, дети должны назвать из чего он состоит. Усложненный вариант: Детям предлагается сразу называть количество частей. Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т. д. Игра «Черное-белое» Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД.. . Плохо – он – он может забрать права.. . и т. д.
Воспитатель Белим А.В. | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 7 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район Консультация для сотрудников ДОУ Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности
Курганинск 2020г.
| |
Уважаемые коллеги! Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий. К числу эффективных технологий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения относятся ТРИЗ-технологии. Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам безопасного поведения даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций. Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности . Примеры ТРИЗ-игр, которые способствуют формированию навыков безопасного поведения дошкольников. Игра «Теремок» (для детей 4-5 лет) Цель: Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки: - Кто в теремочке живёт? - Я, иголка. А ты кто? - А я - машина. Пусти меня к себе жить? - Скажешь, чем на меня похож – пущу. Пришедший сравнивает оба предмета. | Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе. Вариант игры для более раннего возраста «Бабушкина шкатулка» (тема «Опасные предметы») «У бабушки была шкатулка. Хранила она ее на самой высокой полке. Убирала бабушка в нее, те предметы, которые могли причинить вред ее внуку». Также можно выбрать бабушку, раздать карточки или показывать предмет, задавая вопрос: « Бабушка, а ты положишь меня в шкатулку?» «Найди друзей» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». Ход игры: Ведущий: Машина едет по дороге, а что еще едет по дороге Дети: Автобус, грузовик, мотоцикл… Ведущий: Стакан может упасть и разбиться, а что еще может разбиться? Дети: Тарелка, ваза, банка…. Ведущий: Иголка может уколоть. а чем еще можно уколоться? Чем?..... | Игра «Кто (что) это такое может быть?» (с 4-х лет) Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно). (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) - и острым и тупым. - и опасным и неопасным Игра «Что было бы, если убрать часть?» (со средней группы) Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части. Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например, -У светофора убрать красный сигнал. Что хорошего (плохого)? - Если в доме убрать все розетки. Что хорошего (плохого)? ТРИЗ -игры для старшей группы Игра «Аукцион» Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования. Ход: выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый, который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге
Консультация для воспитателей "Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге"...
"Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах с использованием ИКТ"
Сообщение для воспитатьелей...
"Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах с использованием ИКТ"
Сообщение для воспитателей...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.
Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин Упражнять детей в нахождении причинно-следс...
Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста
Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...
Публикация "Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе"
Статья содержит рекомендации по использованию проблемно - диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге....