Дополнительное образование
методическая разработка (старшая группа)
Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе педагогического процесса лежит развитие патриотических чувств у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_moya.doc | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине»
В. А. Сухомлинский.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2011-2015», принятая 05.10.2010 года ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках реализации ФГОС образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает включение содержания по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Ориентир старших дошкольников на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития, и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе педагогического процесса лежит развитие патриотических чувств у старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область | Методические приемы |
| - игры-инсценировки; -показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый); -оформление уголков (предметы русского костюма) посещение выездных театров |
2. «Художественно-эстетическое развитие» | -музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический); -беседы об изобразительном искусстве города, страны: об орнаменте и декорах; -беседы, компьютерные мини — презентации о творчестве городского художника; -рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов. |
3. «Речевое развитие» | Чтение художественной литературы: -беседы, викторины; - фольклор: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, чистоговорки; -выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта. |
| Ознакомление с природой: -опытническая и экспериментальная работа; -проектная деятельность. Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением): -Экскурсия: -Беседы: -ознакомление с символикой страны, флаг, герб; портреты руководителей. Ознакомление с прошлым родного края: -встречи с родителями: посиделки. -просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий. -празднование всех государственных и региональных праздников. |
| Накапливать двигательный опыт ребенка посредством пальчиковой гимнастики с использованием стихов, чистоговорок. |
Цель - Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником истории родного государства.
Задачи: | Ожидаемые результаты: |
1.Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку. 2.Воспитывать уважительное отношение к труду; 3. Расширять представление о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; 4.Прививать чувства ответственности и гордости за достижения Отечества; 6. - прививать любви к природе родного края и чувства сопричастности с ней; | 1.Дети с теплотой рассказывают о своей семье, доме, детском саде, улице, поселке; с удовольствием идут в детский сад; 2.Осознают о значимости труда, испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Берегут личное и общественное имущество, стимулируют других; принимают участие в работе по своим силам и помогает товарищам; 3. Особенности представлений о России стали более существенными. С гордостью называют столицу нашей Родины – Москву. Детский интерес отразился в творчестве: рассказах, рисунках, поделках. 4 интересуются и гордятся историческим прошлым и достижениями Отечества, рассказывают об этом другим; 6. любят и берегут природу, побуждают к бережному отношению других; |
Новизна данной программы заключается в том, что она формирует у детей чувства национальной гордости, гражданского достоинства через игровую деятельность, праздники, развлечения. Программой предусмотрено не только патриотическое просвещение детей дошкольного возраста, но и формирование толерантности, симпатии и уважения к другим народам, их праздникам и традициям.
Сроки реализации дополнительной программы 1 год.
Расписание кружка: 1 раз в неделю – 30 минут.
Форма занятий: игровое занятие
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся открытые занятия, совместные праздники с родителями и развлечения.
Образовательно – тематический план дополнительной образовательной (кружковой) программы
наименование темы (раздела) | количество часов | содержание (темы занятий, формы работы) | сроки реализации |
Моя семья | 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин |
| сентябрь – первая неделя ноября |
Мой город | 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин |
| вторая неделя ноября – первая неделя февраля |
Моя Родина | 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин |
| вторая неделя февраля - май |
Региональные компоненты нравственно — патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной организации на примере ознакомления с малой родиной - Самарская область,
Информационно-содержательный (представления ребёнка об окружающем мире)
| Эмоционально—побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру) | Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) |
-культура народа, его традиции, народное творчество; -природа родного края и страны, деятельность человека в природе; -история страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках; -символика родного города, родного края и страны (герб, флаг, гимн). | -любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; -интерес к жизни родного города, края и страны; -гордость за достижения своей страны; -уважение к культуре и традициям народов, населяющих город; к историческому прошлому; -восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта; -любовь к родной природе, к родному языку; -уважение к человеку —труженику и желание принимать посильное участие в труде. | -трудовая; -игровая; -художественно-продуктивная; -художественно — музыкальная; -коммуникативная; -поисково-экспериментальная; -конструктивная; -проектная; -двигательная; -познавательная. |
Педагогами ДОО разработано планирование по нравственно — патриотическому и духовному воспитанию детей: День поселка, День образования Самарской области, проекты нравственно-патриотической направленности, сценарии фольклорных детских праздников и др.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной (кружковой) программы «Как не любить тебя, о, Родина моя!»
- Комплексная программа Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
- Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой
Беседа на тему: « Наша Родина – Россия.»
Цель. Дать детям представление о родине – России, её столице; развивать умение ориентироваться по карте. Познакомить с символами государства. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.
Материалы. Карта России, изображения герба и флага России; аудиозапись песни «С чего начинается Родина?». муз. В. Баспера, сл. М. Матусовского и гимна России.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Ожидаемые результаты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Воспитатель задает вопрос: -Как называется наша страна? Воспитатель предлагает посмотреть на карту нашей страны. Воспитатель задает вопрос: -Какая она, наша Россия? Воспитатель читает рассказ из книги Н.Ф. Виноградовой «Что такое родина?», и предлагает .послушайте отрывок из песни «С чего начинается родина?». Воспитатель задает вопрос детям: -Что же такое Родина? С чего она начинается? Воспитатель предлагает детям послушать, как (имя ребёнка) расскажет о Родине Воспитатель спрашивает у детей: -Как ласково называют Россию русские люди? и почему? Воспитатель обращается к детям: -Как можно ещё назвать Россию? Какая она? -Народ придумал много пословиц о Родине. Послушайте и запомните их. «Одна у человека мать, одна у него и Родина». «Родина любимая – мать родная». Воспитатель спрашивает у детей как они поняли смысл этой фразы? -Воспитатель показывает плакат с изображением герба России и рассказывает, что у каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн и предлагает детям послушать стихотворение.
-Воспитатель рассказывает, о Гербе России. -Герб России представляет темно-красный щит, на котором изображён двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит. Щит – это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости (из дерева, металла, кожи) для предохранения от ударов, стрел». -Воспитатель просит ребенка рассказать о российском флаге. - Воспитатель рассказывает что у каждого государства есть гимн и предлагает послушать гимн Российской Федерации. Воспитатель обращается к детям: -Нам посчастливилось жить в замечательной стране, в мире больше нет такой. Не случайно о ней сложено много стихов. Послушайте ,стихотворение Н. Забила «Наша Родина». Мы много говорили сегодня о России, о нашей родине. -А как надо относиться к родине? Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие – Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! О. Фокина -Занятие окончено. !!! Вы молодцы! Вы очень хорошо работали. Звучит музыка песни «С чего начинается Родина?» | 1Дети отвечают: .-Россия. 2. Дети смотрят и отвечают: -Большая, огромная, сильная, любимая, красивая, богатая. 3. Дети отвечают: -Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт. 5.-С родного дома, улицы, парка, города, столицы нашего государства и т.д. – всё это Родина. 6.Ребёнок читает стихотворение «Моя Родина» М.Лисянского. 7.Дети отвечают: - Россия-матушка. Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережёт от врагов. Дорогая, любимая, единственная, родная…. 9.-Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине. -Ребёнок рассказывает стихотворение В. Степанова «Герб России». (Ребёнок читает стихотворение В Степанова «Флаг России» и рассказывает об особенностях флага России). О нём рассказывает ребёнок. | Знают символы государства. Имеют представление о родине – России, её столице. Ориентируются по карте. Знакомо чувство любви, гордости и уважение к Родине. |
Предварительная работа.
Чтение «Слово «Родина» Ю.Яковвлев
«Наша Родина» С. Соловейчик.
«Русь» С. Романовский
Стихи. «Родина» К. Симонов
«Родина» М.Пляцковский
Д\и «Подскажи словечко»(родина, отчизна, отечество).
Знакомство с пословицами.
Человек без Родины-соловей без песни.
Береги землю родную, как мать любимую.
Жить-Родине служить.
Литература.
- Т.И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ, стр.55.
- О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, стр.73.
- Н.Г. Зеленова «Мы живём в России», стр.70.
Литературный материал к занятию.
«Моя Родина». М. Лисянский.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Герб России. В. Степанов.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Флаг России. В. Степанов
Белый цвет-берёзка,
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Наша Родина. Н. Забила.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится.
Что такое Родина? Н.Ф. Виноградова.
Каждый, услышав слово «родина», представляет что-то своё, самое родное и близкое. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники, и если это необходимо, защищают свою Родину от врагов.
Список используемой литературы
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
- Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
- С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
- Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
- «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
- «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
- Мне нравится (1)