Картотека по опытно – экспериментальной деятельности с водой
картотека (подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytno_-_eksperement._deyatelnosti.voda_.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

по опытно – экспериментальной деятельности с водой

(По О.В. Поповой «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»)

Опыт «Прозрачность воды»

Цель.

 Подвести детей к выводу, что «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».

Материалы. Две банки с водой, пуговицы, камешки, металлические предметы, кусочек земли.

  • Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум).
  • Показать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны).
  • Затем в баночку с водой опустить кусочек глины и размешать. Вода стала мутной. Опустить в такую воду предметы и убедиться в том, что они не видны
  • Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной?
  • Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?

Вывод. 

Чистая вода — прозрачная, через нее видны предметы, мутная – непрозрачная.

Задание. 

в две банки, в одной прозрачная вода в другой мутная. Дорисуйте в одной из банок 2 предмета, рисунок должен доказать прозрачность воды.

Опыт «Способность воды отражать окружающие предметы»

Цель. 

Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Материалы. Таз с водой.

  Внести в группу таз с водой предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.

Вывод. 

В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Задание. 

Нарисуйте, что отразится в луже.

Опыт «Куда исчезает вода?»

Цели. 

Показать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться, определить, какие материалы впитывают воду.

Материалы. Губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, вата, стакан воды.

  • Возьмем разные предметы: губку, ткань, пластилин, тарелку, дерево, газету, полиэтилен
  • Аккуратно ложкой будем лить понемногу воду на предметы.
  • Какие предметы не впитывают воду?
  • Если воду плеснуть на часть предмета, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?
  • Нальем воды в блюдце, оно не впитывает воду. Отметим границу воды и оставим на день-два. Еще на день. Куда же делась вода?

Вывод. 

Вода может впитываться и испаряться.

Задание.

Нарисуйте предметы, которые впитывают воду.

Опыт «Фонтанчики»

Цели. 

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение

Материалы, Пластиковые бутылки, спички, вода.

  Дети выходят на прогулку. Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных фонтанов. Можно ли фонтанчик изготовить самим?

Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесённые бутылки, спички и предлагает с помощью этих материалов изготовить фонтан,

  Воспитатель заранее проделывает дырочки в бутылках, а дети затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдёргивают спички, и получается фонтанчик. Почему вода не выливается, когда в отверстиях, стоят спички?

Вывод. 

Вода не выливается из бутылок, так как отверстия в них заткнуты спичками,

Задание. 

Нарисуйте бутылку и струи воды самодельного  фонтана.

Опыт «Почему осенью много луж?»

Цели. 

Познакомить детей со свойствами воды, развивать любознательность, воспитывать самостоятельность,

Материалы. Лейка с водой, миска с землей.

  Небольшими порциями надо налить воду в чашку с землей. Сначала вода впитывается, потом - перестает, и тогда образуется лужа.

Вывод. 

Вода впитывается в землю до тех пор, пока земля не перенасытится влагой, «лишняя» вода образует лужу.

Задание. 

Нарисуйте миску с землёй и что произойдет, когда земля в миске насытится водой.

Опыт «Вода – растворитель»

Цели. 

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.

Материалы. Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложка.

  Опыт дети проводят под руководством воспитателя.

  1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус. У воды появился вкус.

  Вода стала сладкой, соленой, кислой. А вещества, которые мы положили в воду, растворились и изменили вкус воды.

  1. А теперь растворим в воде муку и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание.

  Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод. 

Не все вещества могут растворяться в воде.

Задание. 

Нарисуйте три стакана: с сахаром, с мукой, с маслом.

Расставьте цифры под стаканами: 1 - вещество растворилось; 2 - вещество растворилось не полностью; 3 - вещество не растворилось.

Опыт «Звенящая вода»

Цель. 

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы. Поднос, на котором стоят стаканы, вода в лейке, ковшик, палочка с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

  Перед детьми стоят два стакана, наполненные водой. Как заставить стаканы звучать? Проверяются все варианты (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

  Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят стаканы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем педагог отливает и добавляет воду в стаканы. Что влияет на звон?

Вывод.

На силу звучания влияет количество воды, звуки получаются разные.

Задание. 

Нарисуйте три стакана. Первый  нарисуйте полный, второй наполовину полный, третий почти пустой.

Обведи красным карандашом тот стакан, который издаст самый звонкий звук, а синим карандашом - самый глухой звук.

Опыт «Можно ли склеить бумагу водой?»

Цель. 

Показать, что вода обладает склеивающим действием развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Материалы. Два листа бумаги, вода.

  Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями двигаем их: один - в одну сторону, другой – другую. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.

Вывод.  

Вода обладает склеивающим действием

Задание. 

Нарисуйте стакан с водой рядом с мокрыми листами бумаги.

Опыт «Высушим платочек»

Цели.

Продолжать знакомить детей с температурой, учить сравнивать разные температуры (низкую, среднюю, высокую), развивать любознательность,

Материалы. Мокрые платочки.

  Воспитатель предлагает мокрые платочки высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек. Почему?

Вывод. 

Чем выше температура, тем быстрее сохнет предмет.

Задание. 

Нарисуйте три платочка (на подоконнике, на батарее, в шкафу).

Напишите цифру «1» под рисунком с тем платочком, который высохнет быстрее,

цифру 2 - под платочком, который высохнет вслед за ним,

цифру 3 - под платочком, который будет сохнуть дольше всех.

Опыт «Животворное свойство воды»

Цель. 

Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

  • Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду (они оживают, дают корни).
  • Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
  • Наблюдение за проращиванием луковицы в пустой банке и в банке с водой.

Вывод. 

Вода дает жизнь всему живому.

Задание. 

Нарисуйте две банки (одну с водой, другую без) и луковицы в них. Нарисуйте зеленые перышки у той луковицы, которая проросла.

Опыт «Водяная мельница»

Цель.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Материалы. Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

  Может ли вода заставить работать другие предметы? Педагог показывает детям водяную мельницу. Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой и льют воду на лопасти мельницы, Мельница движется?

Если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее. Вода приводит ее в движение.

Вывод.

 Вода может заставить работать мельницу.

Задание. 

Нарисуйте мельницу, кувшин и струю воды из него, которая заставляет работать мельницу.

Опыт «Разноцветные растения»

Цель. 

Показать сокодвижение в стебле растения.

Материалы. Баночка из-под детского питания, вода, синий пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

  Развести пищевой краситель в баночке с водой. Поставить стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод. 

Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Задание. 

Нарисуйте цветок в банке с водой. Раскрасьте его в синий цвет. Почему стебель и лепестки синего цвета?

Опыт «Можно ли пить талую воду?»

Цель. 

Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Материалы. Снег, две тарелки, вода,

  Взять две тарелки белого цвета: в одну положить снег, в другую налить водопроводную воду. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне).

Убедитесь в том, что из снега получилась грязная талая вода, непригодная для питья человеку.

Вывод. 

Талую воду пить нельзя, ее используют для поливки растений, ее можно давать животным.

Задание. 

Нарисуйте две глубокие тарелки с чистой водой и с грязной. Обведите красным карандашом тарелку с талой водой, непригодной для питья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Занятие опытно-экспериментальная деятельность с водой

Занятие опытно-экспериментальная деятельность "Вода - волшебница!!"...

опытно-экспериментальная деятельность с водой в подготовительной группе

СОДЕРЖАНИЕ:   1.сведения  об  авторе.2. Обзор существующего опыта.3. Актуальность темы.4. Теоретическая составляющая:4,1 методы работы;4,2 формы работы;4.3 новизна;4,4 научнос...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"

Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...