Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
- Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Материалы:
Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники.
Гипотеза:
- Если вещество поместить в воду, то оно растворится и изменит свойства воды.
- Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними
- Загрязненную воду можно отфильтровать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_rastvoritel.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
- Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Материалы:
Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники.
Гипотеза:
- Если вещество поместить в воду, то оно растворится и изменит свойства воды.
- Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними
- Загрязненную воду можно отфильтровать.
Описание эксперимента.
В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ. Она просит помочь ее разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Сначала дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах.
Чистая вода + вещество | Что получилось |
Соль | Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным. |
Сахар | Быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным. |
Стиральный порошок | Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании. |
Песок | Придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне. |
Мука | Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка |
Шампунь | Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании. |
Растительное масло | Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку. |
Марганцовка | Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный. |
Чай | Быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился. |
Камень | Осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше ) |
Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Полина говорит, что воду можно отфильтровать.
Дети фильтруют воду. Результаты заносятся в таблицу.
Раствор | Что получилось после фильтрования |
Чистая вода + соль | Практически не от фильтровался. |
Чистая вода +сахар | Практически не от фильтровался. |
Чистая вода +стиральный порошок | Вода все равно мутноватая, на фильтре видны следы крупинок порошка. |
Чистая вода +песок | Вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок. |
Чистая вода +мука | Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины. |
Чистая вода +шампунь | Практически не от фильтровался. |
Чистая вода +растительное масло | От фильтровалось быстро, на фильтре видны его следы |
Чистая вода +марганцовка | Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала. |
Чистая вода +чай | Практически не от фильтровался. На фильтре оставил темные следы и чаинки. Получившийся отфильтрованный раствор коричневого цвета. |
Чистая вода + камень | Вода в стакане чистая, камень остался лежать в воронке. |
Вывод:
- Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.
- Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.
- Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода – растворитель. Очищение воды.
Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....
Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодно...
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»
Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...
Конспект ОД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Очищение воды»
Вид деятельности: познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование.Образовательная область: познавательное развитие.Программное содержание: развитие познавательно - исследовательско...
Конспект организованной образовательной деятельности «Вода растворитель. Очищение воды»
Конспект организованной образовательной деятельности«Вода растворитель. Очищение воды»...