Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гультяева Надежда Викторовна

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

  • Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  • Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
  • Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  • Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
  • Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
  • Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  • Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
  • Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.
  • Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Материалы:

Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники.

Гипотеза:

  • Если вещество поместить в воду,  то оно растворится и изменит свойства воды.
  • Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними
  • Загрязненную воду  можно отфильтровать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_rastvoritel.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

  1. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  2. Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
  3. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  4. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
  5. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
  6. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  7. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
  8. Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.
  9. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Материалы:

Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники.

Гипотеза:

  1. Если вещество поместить в воду,  то оно растворится и изменит свойства воды.
  2. Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними
  3. Загрязненную воду  можно отфильтровать.

Описание эксперимента.

В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ.  Она просит помочь ее разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед  тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Сначала дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети  растворяют различные вещества в разных сосудах.

Чистая вода + вещество

Что получилось

Соль

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.

Сахар

Быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Стиральный порошок

Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

Песок

Придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.

Мука

Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка

Шампунь

Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

Растительное масло

Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

Марганцовка

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный.

Чай

Быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.

Камень

Осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше )

Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Полина говорит, что воду можно отфильтровать.

Дети фильтруют воду. Результаты заносятся в таблицу.

Раствор

Что получилось после фильтрования

Чистая вода +  соль

Практически не от фильтровался.

Чистая вода +сахар

Практически не от фильтровался.

Чистая вода +стиральный порошок

Вода все равно мутноватая, на фильтре видны следы крупинок порошка.

Чистая вода +песок

Вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок.

Чистая вода +мука

Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.

Чистая вода +шампунь

Практически не от фильтровался.

Чистая вода +растительное масло

От фильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

Чистая вода +марганцовка

Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала.

Чистая вода +чай

Практически не от фильтровался. На фильтре оставил темные следы и чаинки. Получившийся отфильтрованный раствор коричневого цвета.

Чистая вода + камень

 Вода в стакане чистая, камень остался лежать в воронке.

Вывод:

  1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.
  2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.
  3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода – растворитель. Очищение воды.

Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....

Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.

Уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодно...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...

Конспект ОД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Очищение воды»

Вид деятельности: познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование.Образовательная область: познавательное развитие.Программное содержание: развитие познавательно - исследовательско...

Конспект организованной образовательной деятельности «Вода растворитель. Очищение воды»

Конспект организованной образовательной деятельности«Вода растворитель. Очищение воды»...