Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
план-конспект занятия (старшая группа)
Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_sostoyaniya_vody.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое
Задача: Развитие интереса к экспериментированию.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, кипением чайника; изготовление цветного льда в формочках; чтение рассказа И.Г.Калининой «Снежный колобок»; беседа о пользе воды, бережном отношении к ней.
Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе»; стаканы с чаем, молоком, водой; колба; спиртовка; лед в блюдцах; стекло 10*15; ложка чайная.
Раздаточный материал: стаканы с водой, цифры на каждого ребенка, салфетки.
Ход
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала» (река).
Ответы детей.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это река? А как называется река, которая протекает в городе Лабытнанги?
Сегодня мы будем говорить о воде, ее свойствах. В нашей стране много рек, озер, морей. Сначала это маленькие роднички, ручейки, потом они становятся все больше и больше и, наконец, превращаются в могучие реки, которые несут свои воды к морю. В реках и озерах вода пресная, питьевая.
Но прежде чем вода пойдет по трубам в водопроводный кран ее хорошо очищают от грязи и хранят в водохранилищах.
-А для чего нам нужна вода? Где она используется?
Ответы детей.
Воспитатель: Занятие у нас будет необычным. Мы проведем опыты, и многое узнаем о воде.
Опыт №1. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?
Ответы детей.
Первое свойство воды – она без запаха.
Опыт №2. Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте
глоток воды. Какая вода по вкусу?
Ответы детей.
Второе свойство воды – она безвкусная.
Опыт №3. На столе воспитателя стоит 3 стакана: с чаем, с водой, с молоком.
Назовите, что налито в стаканах? Почему вы так думаете? Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель ставит карточку с цифрой позади трех стаканов по очередности, и предлагает определить, через какой стакан видна карточка (через стакан с водой). Почему?
Ответы детей. (вода прозрачная, а чай и молоко нет).
Воспитатель повторяет такой же опыт с чайной ложкой. По очереди опускает ложку в стаканы. Видна ли ложка?
Ответы детей.
Третье свойство воды – она прозрачная.
Опыт №4. Возьмите стакан с водой. Поставьте цифру позади стакана с
водой. Видна ли цифра?
Ответы детей.
Возьмите стакан с соком, поставьте за ним цифру. Что вы видите? Почему?
Ответы детей.
Тот же опыт проводится и со стаканом с молоком.
Воспитатель предлагает детям повторить все три свойства воды.
Проводится физкультминутка «Танец утят» (2,5 минуты)
Опыт№5. Воспитатель предлагает детям познакомиться с состояниями воды. Показывает детям, как переливают воду из стакана в стакан. Что я делаю? Почему я смогла перелить воду? (вода жидкая и льется).
Ответы детей.
Первое состояние воды – она жидкая, ее можно перелить.
А какие жидкости вы еще знаете? А что будет с водой, если ее нагреть?
Ответы детей.
Мы сейчас на опыте проверим, правильно ли ответили.
Опыт №6. Нагревание пробирки с водой на спиртовке, наблюдение за паром. Можно ли пар превратить в воду?
Ответы детей.
Воспитатель ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды. Что произошло с паром?
Ответы детей.
При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду.
Второе состояние воды – парообразное.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Капелька – путешественница».
- Могучая река несла воды к морю. В этой реке жила маленькая капелька. Ей было весело греться под лучами ласкового солнышка, которое пригревало все сильней и сильней. «Ах» - сказала капелька и стала становиться все меньше и меньше, пока не стала совсем легкой как пар, и улетела высоко в небо. Там капелька превратилась в облако. Долго она путешествовала по небу, пока ей не стало холодно. Она стала опять тяжелой и упала на землю дождиком. Там капелька – путешественница попала опять в родную речку.
- Где жила капелька? Что с ней случилось? Почему она возвратилась на землю?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации «Путешествие капельки» или «Круговорот воды в природе» и загадывает загадку:
«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).
- Когда наступают морозы? Что случается с рекой зимой? Кто знает, что такое лед? (замершая вода)
Ответы детей.
Опыт №7. Воспитатель раздает детям на блюдце лед. Что это такое? Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он? (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)
Ответы детей.
Третье состояние воды – она твердая.
Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?
Ответы детей.
Ставим блюдце со льдом на батарею. В конце занятия дети проверяют, правильно ли они ответили на вопросы.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы очень много узнали о воде, провели опыты. Предлагаю вам перечислить три свойства воды и три состояния. Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?
Ответы детей.
Вода очень нужна всем на земле: и людям, и животным, и растениям. Как нужно беречь воду?
Дети называют знакомые пословицы: «Без воды нет жизни», «Захочешь пить – подойдешь к реке», «От дождя земля расцветает», «Не умывши лица, за стол не садятся».
Воспитатель читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Почему автор в конце стихотворения говорит: «Вечная слава воде»?
Ответы детей.
- Правильно дети, без воды нет жизни и поэтому к воде надо относиться бережно и экономно. А сейчас дежурные сольют оставшуюся воду в чайник и польют цветы.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет»
Цель: познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства снега и льда. Где быстрее?
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства и качества материалов. Родственники стекла
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства и качества материалов «Приключение красок»
Цель: Формировать у детей интерес к экспериментированию....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?
Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Почему не тонут айсберги?
Цель: Ознакомление детей со свойствами льда....