Понятие "ЭМОЦИИ". Базовые эмоции.
презентация
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.pptx | 298.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие эмоций Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Компоненты эмоций Импрессивный (внутреннее переживание); Экспрессивный ( выразитеьные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции) Физиологический (изменения при участии ЦНС и вегетативной нервной системы); Поведенческий
Виды эмоций По знаку : положительные и отрицательные. По мобилизации ресурсов организма : стенические и астенические. По силе и длительности эмоциональных проявлений : аффект, собственно эмоция, настроение, страсть, чувства.
Сигнальная функция (функция общения); Стимулирующая функция (функция воздействия); Оценочная функция; Экспрессивная функция; Коммуникативная функция ; Регулятивная функция; Защитная функция; Мотивационная функция. Функции эмоций
Понятие базовых эмоций Базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.
Критерии базовых эмоций (К. Изард , П. Экман ) Имеют специфические нервные субстраты; Имеют специфическое мимическое выражение; Вызывается специфическими причинами, специфически переживаются человеком; Возникают в результате биологической эволюции; Организуют и мотивируют поведение
Подход К. Изарда к базовым эмоциям. К. Изард называет 10 основных эмоций: Интерес; Радость; Печаль (горе – страдание); Гнев; Отвращение; Презрение; Страх; Вина; Стыд; Удивление. Рассмотрим выше представленные эмоции.
Интерес Проявления в поведении : Перемены обстановки, одушевленность, новизна. Функции : Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.
Радость Проявления в поведении : С оциальные взаимодействия; преодоление препятствий; достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность . Функции : Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми
Печаль (горе, страдание) Проявления в поведении : Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п . Функции : Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.
Гнев Проявления в поведении : Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п .) Функции : Г нев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.
Отвращение Проявления в поведении : Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта . Функции : Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.
Презрение Проявления в поведении : Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п. Функции : Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.
Страх Проявления в поведении : Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность. Функции : Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.
Вина Проявления в поведении : Нарушения неких, принятых человеком этических, моральных или религиозных стандартов. Функции : Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.
Стыд Проявления в поведении : Осознание несоответствия помыслов , поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям Функции : Стыд побуждает индивида к приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.
Удивление Проявления в поведении : Внезапное неожиданное событие. Функции : Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.
Эмоциональная компетентность Эмоциональная компетентность – совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой. Все структурные компоненты эмоциональной компетентности взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Базовые компоненты эмоциональной компетенции 1. Р ефлексия . В общем виде к рефлексии относятся способности человека определять, какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, по физическому состоянию и внутреннему диалогу; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой. Рефлексия ( самопонимание ) в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, чем выше уровень развития эмоциональных способностей, тем глубже самопонимание , осознание эмоций. Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании .
2 . Саморегуляция – умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменения степени ее интенсивности или замены на другую эмоцию), управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы управления эмоциями и управление внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.
3. Регуляция взаимоотношений предполагает умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и прогнозировать последствия ее развития; изменять эмоциональное состояние другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств; способность вызывать нужную эмоцию в людях.
4. Эмпатия является базисной составляющей эмоциональной компетентности. Традиционно данный феномен понимается как постижение эмоционального состояния, сопереживание, в чувствование в эмоциональную жизнь другого человека; это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. Эмпатия включает в себя понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности, эмоциональное сопереживание, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств, стремление содействовать, помогать другому человеку.
Эмоциональная компетентность - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими . Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.
Рекомендации преподавателям: 1. Сдерживайте отрицательные эмоции. 2 . Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими отношения , при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность. 3 . Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся. 4 . Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги , «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой. Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...
Программа по формированию базовых эмоций у дошкольников (цикл занятий)
В данной программе предложена серия занятий, направленных на интенсивную коррекцию отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет.Цель программы: научить ребенка понимать собст...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Предложенные игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной ра...
Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие базовых эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление, интерес.)
Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутренне...
Базовые эмоции и их характеристика
Дается полная характеристика базовым эмоциям...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния....