Дополнительная общеразвивающая программа кружка нравственно-краеведческой направленности «Добрый мир»
рабочая программа

Игошина Елена Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая  программа

кружка нравственно-краеведческой направленности«Добрый мир"

Программа «Добрый мир» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании».

Цель программы: Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных ценностей.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям  России

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

          - создание условий творческого развития;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для    разностороннего развития личности

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

 

 

 

 

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Добрый мир"216.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40

Сайт: www.iskorkads.caduk. ru       E – mail dsiskorka2@yandex.ru

Дополнительная общеразвивающая  программа

кружка нравственно-краеведческой направленности

«Добрый мир»

Возраст обучающихся: 4 - 7 лет

Срок реализации: 3 года

http://tradcenter.ru/newbooksinfo/dobmir-dr-xl.jpg

Автор-составитель:

Игошина Елена Геннадьевна

г. Протвино

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Устроение мира. Наш красивый добрый мир

11

5

Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

15

7

Как устроены отношения в нашей жизни.

24

8

Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники

14

6

Итого

64 ч.

26

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования

и т.д.

4

Всего:

68 ч.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развития психологических качеств, необходимых для функционирования его как личности. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Истоки гармоничной социализации ребенка кроются в раннем детстве. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы, и общение в эту пору имеет главное значение в усвоении традиции. В семье он учится речи, приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, учится социальной ориентации. Позже существенное значение приобретают другие взрослые, дети.

В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.

Исследования отечественных психологов и педагогов (И.В. Дубровиной, И.Я. Медведевой, К.Д. Ушинского и др.) показывают, что падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей.

Проблема духовно-нравственного воспитания заявлена уже давно и решается: в трудах святоотеческого наследия (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Тихона Задонского и др.), в трудах богословов (С.Л. Епифановича, А.И. Осипова, П.А. Флоренского и др.), в трудах философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, И.Н. Ильина, Н.О. Лосского и др.), в трудах культурологов, искусствоведов, этиков (П.А. Гнедича, В.А. Блюмкина и др.), в психологических исследованиях (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович и др.), в педагогических исследованиях (В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, О.М. Потаповской и др.).

К.Д. Ушинский напоминает нам о том, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у другого народа… Народ без народности – тело без души».

По мнению И.В. Дубровиной, «чем дальше человек отходит от традиций культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути».

И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику.

В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда и важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.

Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум. Одним из компонентов системы работы по формированию и развитию духовно-нравственной сферы ребенка может стать программа «Добрый мир» (автор: Людмила Леонидовна Шевченко, доктор пед. Наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, действительный член международной педагогической академии, член Союза писателей России)

Программа «Добрый мир» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании».

Цель программы: Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных ценностей.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям  России

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

          - создание условий творческого развития;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для    разностороннего развития личности

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Содержание программы «Добрый мир»

Содержание программы «Добрый мир» ориентировано на:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

 Направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;

- воспитание любви к Родине, семье;

- создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Развивающая программа «Добрый мир» включает восемь (8) учебно-методических пособий:

- хрестоматии в 4-х книгах (для детей):

Книга 1. Прогулки по дням творения./Как устроен мир Божий? Это прогулки-путешествия по дням творений.

Книга 2. Хорошо – плохо. /Утроение отношений в жизни  (нравственные правила жизни – послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие);

Темы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (о добре и зле);

          «Будь послушным!» (о послушании и трудолюбии);

        «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе);

        «Не спорь! Прости!» (о прощении и упрямстве);

        «Будь скромным! Не хвастайся» (о скромности и хвастовстве);

        «Не кради! Не обманывай!» (о воровстве, о смелости, о совести).

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Устроение отношений в нашей жизни. Углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни – того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни людей: в семье, в отношениях к родной земле – Родине, о православном храме, в отношении к природе, животным братьям нашим меньшим.

Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? / Ценности жизни христиан.

Рассказывает о главных православных праздниках Рождестве Христовом и Воскресении (Пасха). Здесь же рассказ о празднике «День ангела» и радостном для всех детей празднике Нового года.

- методическое пособие с программой (для учителя);

- рабочая тетрадь для творческих видов деятельности;

- музыкальное сопровождение занятий (МР3 диск – 89 произведений русской, зарубежной классической, народной церковной музыки, детских песен);

- наглядные материалы по темам хрестоматий.

Данная программа предполагает следующие виды деятельности детей дошкольников: познавательно-исследовательская (учебная), игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, творческая.

Важной задачей данной программы является воспитание в детях желания к «доброделанию» (отсюда домашние задания: «стараться выполнять просьбы родителей и воспитателей с первых слов», «самостоятельно убирать игрушки в саду и дома», «стараться не говорить обидных слов родным и товарищам по группе» и др.

А также,

- расширять у родителей и педагогов представления о православных традициях и их роли в развитии личности ребенка;

 -создать условия для благоприятного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

Продолжительность каждого занятия завит от возрастной группы детей 20 минут - средние группы, 25 минут - старшие группы, 30 минут – подготовительная группа (с учетом игр и смену видов деятельности). Работа по данной программе предполагает домашние задания.

В течение учебного года занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в учебном году 36 занятий. Группы комплектуются по 8-10 человек.

При организации занятий требуется помещение, позволяющее проводить игровые занятия (нужно место для проведения подвижных игр).

Потребуются различные игрушки, канцелярские принадлежности, стулья и детские столы. А также нужны репродукции разных икон, иллюстрации духовно-нравственных традиций русского народа, иллюстрации (фотоиллюстрации) различных пейзажей, животных, птиц и другие, магнитофон, аудиозаписи с различными музыкальными фрагментами (звуки природы, колокольные звоны, классическая музыка для детей,  детские песенки.

На занятиях используются дидактические игры, физкультминутки.

Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

В 2016-17 уч.г. планируется работа 1 и 2 разделами курса «Добрый мир».

Раздел 1. Устроение мира. Наш красивый добрый мир.

Темы 1-9. (Книга-хрестоматия 1).

Цель:

1. Пробудить у детей интерес к окружающему миру;

2. Определить для детей в качестве объектов наблюдения творения окружающего мира (в последовательности библейских дней его сотворения).

Задачи:

- ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник;

- развитие наблюдательности, умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое;

- привлечь внимание детей к разнообразию цвета, звучаний в природе, к разнообразию форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения;

- развитие творческих способностей – умений отражать в своих работах красоту мира.

- воспитание нравственного чувства доброго, бережного отношения к творениям окружающего мира;

- дать представление о мире, в котором живет человек как даре (подарке) Бога человеку. Подвести в рамках последующих занятий к пониманию смысла благодарения.

В темах 1раздела очерчиваются смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный, добрый мир – это дар Божий человеку) – благодарение (высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца «Слава Богу за все!»).

Раздел 2. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы 10-15.

Цель: познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить в них желание к приобретению добрых привычек и воспитать в них неприятие вредных привычек; объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасимый огонек совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо; подумать с какими собственными недостатками мне следует бороться.

В книге-хрестоматии 2 разрабатываются темы христианской этики, показываются категории добра и зла, нравственные нормы жизни, определенные Богом для жизни человека. Они представлены на уровне доступном пониманию дошкольника, воспитанного на основе норм светской этики, и осмысливаются и углубляются в контексте евангельских заповедей. Каждая тема начинается представлением рассказа

«Путешествие с книгой Библией», в котором дается дополнение светского понимания нравственной нормы духовным смыслом. После каждого текста выделены ключевые слова – нравственные качества или поступки, в рамках которых ведется обсуждение по вопросам. В рамках работы над данным разделом предполагается использование видеоматериала (детские передачи и мультфильмы духовно-нравственного содержания: «Шишкин лес», «Доброе слово»). Возможные формы работы: беседа по теме рассказа (стихотворения, пословицы), слушание и обсуждение по вопросам, обсуждение нравственной ситуации «Как поступить?», ролевые игры – упражнения с использованием нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора, разучивание стихотворений, песен, объяснение пословиц, составление рассказа по рисункам, анализ иллюстративного материала.

 Планируемые результаты:

-Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

-Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание , желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)

в) чувство совести ( оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети  будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

Годовое тематическое планирование курса:

(35 часов, 1 час в неделю)

Месяц

№ темы

Название занятия

Содержание занятий

С 3 по 14 сентября - диагностика

Раздел 1. Устроение мира. Наш красивый добрый мир.

сентябрь

1.

Занятие знакомство.

Плоды приносит осень.

Разнообразие осенних красок.

Наблюдаем, любуемся красотой окружающего мира (Добрый мир. Ч.1, стр. 4-7, МР3 диск №1, №6).

2.

Музыка вокруг нас. Звуки природы.

Слушаем  запись различных звуков окружающего мира (пение птиц, шум моря, звуки в деревне и др.)

октябрь

3.

Сотворение мира.

Как появился наш красивый,

добрый мир.

Смотрим мультфильм о сотворении мира (православный взгляд). Игровая деятельность: «Наш прекрасный мир» (Добрый мир.МР3 диск №20)

4.

На что похожи облака?

Наблюдаем и рисуем облака (Добрый мир. Ч.1, стр.12-19, МР3 диск №№2,3).

5.

Для чего нужна вода?

Обсуждаем  – размышляем «Откуда берется вода?», путешествие с книгой: читаем рассказ «Путешествие воды» (Добрый мир. Ч.1, стр.30-36)

6.

Откуда взялся хлеб? Земля-матушка.

Слушаем рассказ о том как появляется хлеб.

Обсуждаем поговорки о хлебе.

Учимся бережно обращаться с хлебом. (Добрый мир. Ч.1, стр. 36-41.

ноябрь

7.

Какие бывают растения? Деревья.

Обсуждаем – размышляем о разнообразии растительного мира. Игровая деятельность - игра «Яблочко» ; танцуем русские народные танцы «Калинка», «Яблочко» (Добрый мир. Ч.1, стр. 41-44; МР3 диск,№7,8.)

8.

О цветах. Для чего растут цветы?

Обсуждаем – размышляем « Какие бывают цветы?», игра «Я садовником родился»;  слушаем музыку – танцуем: «Вальс цветов» (МР3диск №12), рисуем:  коллективная работа «Цветущий луг» (Добрый мир. Ч.1, стр. 44-52).

9.

Солнце. Луна. Звезды.

Обсуждаем – размышляем: «Какую пользу приносит солнышко?», работа с поговоркой, играем в фигуры «Здравствуй, солнышко!»; танцуем народный танец «Светит месяц» (МР3 диск №13), «Что такое месяц?», «Когда зажигаются на небе звезды?», «Для чего они светят?» (Добрый мир. Ч.1, стр. 54-61).

10.

Наши пернатые друзья. Птицы.

Обсуждаем – размышляем: «Какие бывают птицы? Перелетные и зимующие птицы»; угадываем «Какие голоса у птиц?»; путешествуем с книгой: «Птичка мать» (стр.66), слушаем песенки про птичек (Д.м., МР3 диск №№14-20 по выбору воспитателя) , «Птицы зимой»,  игра «Птички и птицелов» (Добрый мир. Ч. 1, стр.  62-80).

декабрь

11.

Обитатели морей и рек.

Вспоминаем – обсуждаем «Прогулка на речку. Поездка к морю» (слайды или картинки с изображением морских и речных жителей) ; рисуем рыбок «Особенности строения рыб», разгадываем загадки про рыб; учим считалочку «Черепаха» (Добрый мир., Ч.1, стр. 82 – 84).  

12.

Кто такие насекомые?

Вспоминаем – обсуждаем «Прогулка на луг, в парк, в лес», Каких насекомых мы знаем? (рассматриваем иллюстрации с изображением различных насекомых); «Какую пользу приносят насекомые?»;  игра «Звуки насекомых»; танцуем под русскую народную песню «Как у наших у ворот» (Д.м., МР3 диск №21; учебник Ч.1., стр.85-93).

13.

Животные. Забота о братьях наших меньших.

Обсуждаем  - размышляем о разнообразии животного мира (смотрим иллюстрации с изображением различных животных), путешествие с книгой (читаем рассказ «Спор животных»); игра «Угадай животное»;  поем песенку «Зайчик» или «Лесной олень» (Д.м., МР3 диск №23 или 25, учебник Ч.1, стр. 84-111)

Домашнее задание: рисуем любимых животных.

14.

Как на земле появились люди.

Как устроен человек?

Путешествуем с книгой: Библия рассказывает о том, как на земле появились люди.

Цель: помочь детям увидеть человека как самое красивое и доброе творение Божие на земле.

Рассказ о душе, о совести. Угадаем, что хорошо, что плохо (выбираем): благодарить после еды, помогать маме убирать посуду после еды, ругаться,  не слушать старших…и т.д.); поем песенку «Если добрый ты» (Д.м, МР3 диск №30, учебник Ч.1, стр. 112-123);  

январь

15.

Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

Содержательное обобщение первого раздела.

Путешествие с книгой: чтение стихотворения «Кто сотворил наш мир? (стр.127), «Бог» (стр.127); игра угадай-ка «Голоса творений» (с.130);

Обсуждаем – размышляем «Как устроен Божий мир?»  стихотворения «Всюду чудеса живут», «Посмотри и ответь» (стр.158-159).

 Коллективная работа аппликация «Прекрасный мир» (Добрый мир, Ч.1, стр. 126 – 163).

Раздел 2.  «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»

16.

«Хорошо – плохо».

Чтение-загадка. Стихотворение (отрывок) «Что такое хорошо и что такое плохо? – загадка детям. Ответ рассказ воспитателя по тексту «Путешествие с книгой. Как Бог научил человека отличать добро от зла?» (Добрый мир. Ч.2, стр.4).

Игра-угадай-ка: «Что хорошо и что плохо» (стр.11).

17.

«Совесть – добрый помощник».

Чтение с обсуждением (кн.2., стр. 4-7)

Игровая деятельность: игра «Сражение» (на 2 команды: «вредители» и «добрые воины» текст стр.6) или «Как поступить, если…?

Работа с текстами. Чтение и обсуждение (кн.2., стр.8).

18.

«Что есть добро,

а что зло».  

Обсуждение поговорки «Добро не умрет, а зло пропадет» (с.19);

игровая деятельность: игра «Угадай противоположное качество»;

слушаем  и разучиваем песню «Дорога добра» (МР3 диск №31); рисуем «дерево добра» (с.12).

февраль

19.

«Быть - добрым хорошо».

Чтение стихотворения, обсуждение (с.10).

Игровая деятельность: игра «Как себя вести в течение дня?» (стр.10),

Поем песенку «Если добрый ты»  (МР3 диск №30)  

Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети» (стр.12);

20.

«Добрые дела. Какие добрые дела

мы можем сделать?»

Работа с иллюстрацией: рисунок «Семья» (кн.2., стр.15.);

чтение и обсуждение: «Как Ваня хорошее делал» (стр. 19-20);

учим поговорку «Жизнь дана на добрые дела» (стр.17);

творческая деятельность: рисуем радугу «Добрые правила жизни» ( метод. п., стр.94) ;

смотрим «Сказку о доброй яблоньке» (ДВД диск «Доброе слово», ч.1).

21.

«Умеем ли мы дружить?»

Чтение и обсуждение. Стихотворение «Дружба» (Д.М., Ч. 2, стр.22). О хороших и верных друзьях. Пословица «С кем поведешься от того и наберешься» (с.24);

Хлопаем в ладоши, прыгаем под стих. «Дружно»;

Читаем сказки о дружбе: «Две козы», «Два козлика» (стр.23);

Поем песенку «Настоящий друг» (МР3 диск № 35);

22.

О послушании. Как человек

стал непослушным.

Смотрим и обсуждаем (просмотр мультфильма о первом грехе непослушании, ДВД диск «Истории Ветхого Завета);

Вспоминаем – обсуждаем сказку «Колобок» и др. сказки, где герои проявляют непослушание, к чему это приводит?

Чтение рассказа «Непослушный сын» (стр.30)

март

23.

Как стать послушным.

Примеры послушания.

Чтение. «Путешествие с книгой. Послушание Марии» (стр.  28);

Работа с иллюстрацией (стр. 29);

Чтение и обсуждение «Непослушный Мишутка!» (стр. 34);

Работа с иллюстрацией (с.34) «Слушайся маму». Придумываем рассказ по картинке.

 24.

О трудолюбивых и ленивых.

Чтение и обсуждение рассказа «Трудолюбивый и ленивый брат» (стр.40);

Угадай-ка «Без чего не проживешь?» (стр.41);

Работа с иллюстрацией (стр. 45); поговорка «Ты труд другого уважай, сам насорил – сам убирай!»

25.

«Когда бывает скучно?»,

«Как мы можем потрудиться?»

Обсуждение пословиц (по выбору) «Не будет скуки, коль (если) заняты руки» (с.47); «Доброе дело два века живет» (стр.44). Примеры добрых дел.

Работа с иллюстрацией «Дети трудятся» (стр.39);

Чтение стихотворения «Приглашение к труду» (стр.38);

Слушание и разучивание песни «Антошка» (МР3 диск №32).

26.

 «Кого называют милосердным человеком?» О милосердных людях и добрых делах.

Путешествие с книгой: «Милосердный человек» (Добрый мир, кн.2, стр.48).

Запомни! «Милосердие – это заботливое, доброе отношение к другому человеку».

О милосердных людях (стр. 49, 52, 53 на выбор).

Слушаем песни (МР3 диск №33 или №34).

апрель

27.

Наши добрые дела.

Обсуждаем – размышляем «Наши добрые дела» (стих. «Посидим и в тишине» стр. 56 и « В дороге» стр. 57)

Работа с иллюстрациями (стр.55), стих. «Эгоист» (стр.54).

Музыкальная деятельность: слушаем и поем песню «Как положено друзьям, все мы делим пополам» (с. 67, МР3 диск № 39).

Работа с иллюстрацией (стр. 60) «Как мы можем помочь больным детям?»

Обсуждаем ситуацию. Выбери «Как поступить» (ситуация из педагогической практики  В. А. Сухомлинского) (метод пособие стр. 103).

Угадываем «Красота и доброта» (кн.2, стр. 61).

Творческая деятельность: рисунок «Добрый человек». Можно ли изобразить доброту?

28.

О щедрости и жадности? Щедрые люди.

Чтение и обсуждение: стих. «Щедрость» (стр. 62).

Словарная работа: «Щедрость», «жадность».

Работа  с иллюстрацией: «Мои друзья» (стр.62) и чтение стих. «Щедрый человек».

Игровая деятельность: игра «Жадный рот» (стр. 65)

Музыкальная деятельность: слушаем и учим песню «Доброта» (кн.2, стр. 63, МР3 диск № 37).

Работа с книгой: читаем рассказы на стр. 64 на выбор).

29.

«Умеем ли мы просить прощение и прощать?»

Чтение и обсуждение: стих. «Заповедь о прощении» (стр.68).

Работа с иллюстрациями (стр. 70) и «Радость» (стр.71) и чтение стихотворении «Обида» (с.70) и «Прощение» (с.71).

30.

Как следует относиться к людям?

Запомним! «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним» (Ев. От Матфея 7:12)

Игровая деятельность: играем-обсуждаем «Как лучше общаться с друзьями?» (метод пособие, стр. 106).

Музыкальная деятельность: слушаем и разучиваем песенку «Улыбка» (текст кн.2, стр.74, МР3 диск № 40).

Игровая деятельность: игра «Кто же меня любит» (метод. стр.106).

Творческая деятельность: рисуем улыбку.

май

31.

Что случается с упрямыми?

Чтение и обсуждение: стихотворение «Бараны» (стр.72).

Работа с иллюстрацией (стр.72).

Обсуждение ситуации: «Кто наказал?» (метод. пособие, стр. 107).

Загадка. «Как мы поможем двум баранам, которые встретились на мостике?»

Чтение рассказа: «Ветер и солнце» (стр.74).

Творческая деятельность: рисуем доброе солнце и злой ветер.

Доброго человека. Злого человека.

32.

О скромности и хвастовстве.

Чтение и обсуждение: притча «Скромный и хвастливый» (стр. 76).

Рассказ «Как поспорили части человеческого тела»  (с.79).

Игровая деятельность: игра «Посмотри – угадай» ( метод. пособие стр. 109).

Рассказ: «Пылинка и капелька» (стр.82)

Творческая деятельность: сочиняем сказку о скромных колокольчиках и гордых маках. Рисуем сказку.

33.

«Чужое и свое».

Чтение и обсуждение. Текст «Важные правила» (стр. 84).

Загадка. Выберем как следует относиться друг к другу и всем людям?»

Просмотр тематического мультфильма или передачи.

34.

«Правда и ложь».

Чтение и обсуждение: текст «Лгун» (стр.85)

Стихотворение «Ложь» (с.85). Откуда ложь? Как с ней бороться?

Игровая деятельность: игра «Ложь гора» (метод. пособие стр.111)

35.

«Смелость и хвастовство».

Чтение  и обсуждение рассказа на стр.88.

Поговорка «Про доброе дело говори смело».

Игровая деятельность: игра «Капустка» (стр. 87).

Рассказ «Как Наташа у лисы хитринку купила» (стр.88).

Работа с иллюстрацией (стр.89).

36.

«Добрый человек – счастливый человек».

Итоговое занятие.

Чтение. Обсуждение. Работа с иллюстрацией (с.3). Стихотворение «Счастливый человек».

Музыкальная деятельность: поем песню «Доброта» (№ 37).

Творческая деятельность: выставка рисунков «Добрые, смелые, трудолюбивые, послушные, честные люди – счастливые люди».

Настоящий план является рабочим и может изменяться и дополняться. Содержание занятий для средних групп предполагается в сокращенном и упрощенном виде.

Список литературы:

  1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М., 2012.
  2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга первая. Прогулки по дням творения.– М., 2011.
  3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга вторая. Хорошо – плохо. – М., 2011.
  4. Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят.Книга. – Рязань, 2004
  5. Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга вторая. – Рязань, 2003
  6. Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга третья. – Рязань, 2004
  7. Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга четвертая. – Рязань, 2006
  8. Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга пятая. – Рязань, 2006.
  9.  Игры в детском саду/Для дошк. возраста. – М., 2000
  10. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000
  11. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и  интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н\Д, 2002
  12. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М., 2004  
  13. Потаповская О.М., Подарок к празднику. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности. - М., 2002
  14. Сборник тематических загадок для дошкольников. М., 2002
  15. Христианский дух в народных пословицах. – М., 2000.

Материалы сайта www.orthodox.- fund.org

Материально – техническое обеспечение .

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал,  иллюстрации, игрушки и т.д.  

Годовое тематическое планирование кружковой работы по краеведению.

Педагог  Игошина Е.Г.

Месяц

№ темы

Название занятия

октябрь

1.

Занятие знакомство.

«До свидания, лето!» Сравниваем лето и осень.

2.

«Кто здесь живет?» (рассказ о семье по рисункам ребят)

3.

«Кто родителей почитает, тот во век не погибает». . Обязанности в семье.

4.

Музыка вокруг нас. Слушаем звуки природы.

ноябрь

5.

Беседа на тему «Добрый человек – щедрый человек».

6.

Малая родина (мой дом, моя улица). Конструируем детскую площадку.

7.

Азбука вежливости. «Волшебные» слова.

8.

Народное творчество. Глиняные игрушки.

9.

Мои друзья.

декабрь

10.

Наш любимый садик – «Вишенка!» (экскурсия по садику)

11.

«Тропинки человечности» (о послушании)

12.

«Зима не лето, в шубу одета!» (признаки, особенности зимы). Окружающий мир зимой.

13.

Зимние праздники. Новый год. Зимние забавы.

январь

14.

Зимние праздники. Рождество Христово.

15.

Зимние праздники. Крещение. История, традиции.

«Святая вода» (о свойствах святой воды).

16.

Наш любимый город – Протвино!

февраль

17.

«Тропинки человечности» (о необходимости просить прощение и прощать).

18.

Народное  творчество. Гжель прекрасная.

20.

Наше Отечество. Защитники земли русской.

 21.

Праздник Масленицы. Традиции, забавы.

март

22.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

23.

Народное творчество. Хохломская роспись.

24.

Россия – наша Родина. Художники, поэты, о Родине.

25.

«Тропинки человечности» (об уважительном отношении

к старшим)

апрель

26.

 «Весна пришла!». Окружающий мир весной.

27.

Готовимся к празднику Пасхи.

28.

Праздник Пасхи. История, традиции.

29.

«Что я могу сделать для Родины?»

май

30.

Наше Отечество. День Победы!

31.

Мои любимые праздники. День рождения. Именины.

32.

«Аз и буки». Знакомство со славянской азбукой.

33.

«Наш дом – Земля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"

Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...

Календарно-тематическое планирование работы кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"

Материал содержит календарно-тематические планы кружковой работы в старшей и подготовительной дошкольных группах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Добрые ладошки"

Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства среди дошкольников. Цель программы: Формирование  у детей экологического сознания  через природоохранную, волонтерскую ...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце»  для детей 6-го и 7-го года жизни    срок реализации 2 года...

Проект по программе социально-гуманитарной направленности «Добрый мир» в старшей группе «Русская изба»

Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.Задачи:Формировать представления  об устройстве русской избы;Познакомить с многообр...