Дополнительная общеразвивающая программа кружка нравственно-краеведческой направленности «Добрый мир»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка нравственно-краеведческой направленности«Добрый мир"
Программа «Добрый мир» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании».
Цель программы: Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных ценностей.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- создание условий творческого развития;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Добрый мир" | 216.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.iskorkads.caduk. ru E – mail dsiskorka2@yandex.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка нравственно-краеведческой направленности
«Добрый мир»
Возраст обучающихся: 4 - 7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Игошина Елена Геннадьевна
г. Протвино
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем | Количество часов | |
Всего | Теория | |
Устроение мира. Наш красивый добрый мир | 11 | 5 |
Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо? | 15 | 7 |
Как устроены отношения в нашей жизни. | 24 | 8 |
Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники | 14 | 6 |
Итого | 64 ч. | 26 |
Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования и т.д. | 4 | |
Всего: | 68 ч. |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развития психологических качеств, необходимых для функционирования его как личности. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Истоки гармоничной социализации ребенка кроются в раннем детстве. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы, и общение в эту пору имеет главное значение в усвоении традиции. В семье он учится речи, приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, учится социальной ориентации. Позже существенное значение приобретают другие взрослые, дети.
В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.
Исследования отечественных психологов и педагогов (И.В. Дубровиной, И.Я. Медведевой, К.Д. Ушинского и др.) показывают, что падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания заявлена уже давно и решается: в трудах святоотеческого наследия (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Тихона Задонского и др.), в трудах богословов (С.Л. Епифановича, А.И. Осипова, П.А. Флоренского и др.), в трудах философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, И.Н. Ильина, Н.О. Лосского и др.), в трудах культурологов, искусствоведов, этиков (П.А. Гнедича, В.А. Блюмкина и др.), в психологических исследованиях (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович и др.), в педагогических исследованиях (В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, О.М. Потаповской и др.).
К.Д. Ушинский напоминает нам о том, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у другого народа… Народ без народности – тело без души».
По мнению И.В. Дубровиной, «чем дальше человек отходит от традиций культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути».
И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику.
В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда и важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.
Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум. Одним из компонентов системы работы по формированию и развитию духовно-нравственной сферы ребенка может стать программа «Добрый мир» (автор: Людмила Леонидовна Шевченко, доктор пед. Наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, действительный член международной педагогической академии, член Союза писателей России)
Программа «Добрый мир» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании».
Цель программы: Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных ценностей.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- создание условий творческого развития;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Содержание программы «Добрый мир»
Содержание программы «Добрый мир» ориентировано на:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
-приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
Направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;
- воспитание любви к Родине, семье;
- создание условий для самоанализа, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной
культуры;укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Развивающая программа «Добрый мир» включает восемь (8) учебно-методических пособий:
- хрестоматии в 4-х книгах (для детей):
Книга 1. Прогулки по дням творения./Как устроен мир Божий? Это прогулки-путешествия по дням творений.
Книга 2. Хорошо – плохо. /Утроение отношений в жизни (нравственные правила жизни – послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие);
Темы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (о добре и зле);
«Будь послушным!» (о послушании и трудолюбии);
«Помоги!» (о милосердии, любви, заботе);
«Не спорь! Прости!» (о прощении и упрямстве);
«Будь скромным! Не хвастайся» (о скромности и хвастовстве);
«Не кради! Не обманывай!» (о воровстве, о смелости, о совести).
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Устроение отношений в нашей жизни. Углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни – того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни людей: в семье, в отношениях к родной земле – Родине, о православном храме, в отношении к природе, животным братьям нашим меньшим.
Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? / Ценности жизни христиан.
Рассказывает о главных православных праздниках Рождестве Христовом и Воскресении (Пасха). Здесь же рассказ о празднике «День ангела» и радостном для всех детей празднике Нового года.
- методическое пособие с программой (для учителя);
- рабочая тетрадь для творческих видов деятельности;
- музыкальное сопровождение занятий (МР3 диск – 89 произведений русской, зарубежной классической, народной церковной музыки, детских песен);
- наглядные материалы по темам хрестоматий.
Данная программа предполагает следующие виды деятельности детей дошкольников: познавательно-исследовательская (учебная), игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, творческая.
Важной задачей данной программы является воспитание в детях желания к «доброделанию» (отсюда домашние задания: «стараться выполнять просьбы родителей и воспитателей с первых слов», «самостоятельно убирать игрушки в саду и дома», «стараться не говорить обидных слов родным и товарищам по группе» и др.
А также,
- расширять у родителей и педагогов представления о православных традициях и их роли в развитии личности ребенка;
-создать условия для благоприятного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.
Продолжительность каждого занятия завит от возрастной группы детей 20 минут - средние группы, 25 минут - старшие группы, 30 минут – подготовительная группа (с учетом игр и смену видов деятельности). Работа по данной программе предполагает домашние задания.
В течение учебного года занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в учебном году 36 занятий. Группы комплектуются по 8-10 человек.
При организации занятий требуется помещение, позволяющее проводить игровые занятия (нужно место для проведения подвижных игр).
Потребуются различные игрушки, канцелярские принадлежности, стулья и детские столы. А также нужны репродукции разных икон, иллюстрации духовно-нравственных традиций русского народа, иллюстрации (фотоиллюстрации) различных пейзажей, животных, птиц и другие, магнитофон, аудиозаписи с различными музыкальными фрагментами (звуки природы, колокольные звоны, классическая музыка для детей, детские песенки.
На занятиях используются дидактические игры, физкультминутки.
Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.
В 2016-17 уч.г. планируется работа 1 и 2 разделами курса «Добрый мир».
Раздел 1. Устроение мира. Наш красивый добрый мир.
Темы 1-9. (Книга-хрестоматия 1).
Цель:
1. Пробудить у детей интерес к окружающему миру;
2. Определить для детей в качестве объектов наблюдения творения окружающего мира (в последовательности библейских дней его сотворения).
Задачи:
- ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник;
- развитие наблюдательности, умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое;
- привлечь внимание детей к разнообразию цвета, звучаний в природе, к разнообразию форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения;
- развитие творческих способностей – умений отражать в своих работах красоту мира.
- воспитание нравственного чувства доброго, бережного отношения к творениям окружающего мира;
- дать представление о мире, в котором живет человек как даре (подарке) Бога человеку. Подвести в рамках последующих занятий к пониманию смысла благодарения.
В темах 1раздела очерчиваются смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный, добрый мир – это дар Божий человеку) – благодарение (высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца «Слава Богу за все!»).
Раздел 2. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?
Темы 10-15.
Цель: познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить в них желание к приобретению добрых привычек и воспитать в них неприятие вредных привычек; объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасимый огонек совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо; подумать с какими собственными недостатками мне следует бороться.
В книге-хрестоматии 2 разрабатываются темы христианской этики, показываются категории добра и зла, нравственные нормы жизни, определенные Богом для жизни человека. Они представлены на уровне доступном пониманию дошкольника, воспитанного на основе норм светской этики, и осмысливаются и углубляются в контексте евангельских заповедей. Каждая тема начинается представлением рассказа
«Путешествие с книгой Библией», в котором дается дополнение светского понимания нравственной нормы духовным смыслом. После каждого текста выделены ключевые слова – нравственные качества или поступки, в рамках которых ведется обсуждение по вопросам. В рамках работы над данным разделом предполагается использование видеоматериала (детские передачи и мультфильмы духовно-нравственного содержания: «Шишкин лес», «Доброе слово»). Возможные формы работы: беседа по теме рассказа (стихотворения, пословицы), слушание и обсуждение по вопросам, обсуждение нравственной ситуации «Как поступить?», ролевые игры – упражнения с использованием нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора, разучивание стихотворений, песен, объяснение пословиц, составление рассказа по рисункам, анализ иллюстративного материала.
Планируемые результаты:
-Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.
-Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:
а) любовь к людям (сострадание , желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,
б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)
в) чувство совести ( оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)
В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.
Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.
Годовое тематическое планирование курса:
(35 часов, 1 час в неделю)
Месяц | № темы | Название занятия | Содержание занятий |
С 3 по 14 сентября - диагностика | |||
Раздел 1. Устроение мира. Наш красивый добрый мир. | |||
сентябрь | 1. | Занятие знакомство. Плоды приносит осень. Разнообразие осенних красок. | Наблюдаем, любуемся красотой окружающего мира (Добрый мир. Ч.1, стр. 4-7, МР3 диск №1, №6). |
2. | Музыка вокруг нас. Звуки природы. | Слушаем запись различных звуков окружающего мира (пение птиц, шум моря, звуки в деревне и др.) | |
октябрь | 3. | Сотворение мира. Как появился наш красивый, добрый мир. | Смотрим мультфильм о сотворении мира (православный взгляд). Игровая деятельность: «Наш прекрасный мир» (Добрый мир.МР3 диск №20) |
4. | На что похожи облака? | Наблюдаем и рисуем облака (Добрый мир. Ч.1, стр.12-19, МР3 диск №№2,3). | |
5. | Для чего нужна вода? | Обсуждаем – размышляем «Откуда берется вода?», путешествие с книгой: читаем рассказ «Путешествие воды» (Добрый мир. Ч.1, стр.30-36) | |
6. | Откуда взялся хлеб? Земля-матушка. | Слушаем рассказ о том как появляется хлеб. Обсуждаем поговорки о хлебе. Учимся бережно обращаться с хлебом. (Добрый мир. Ч.1, стр. 36-41. | |
ноябрь | 7. | Какие бывают растения? Деревья. | Обсуждаем – размышляем о разнообразии растительного мира. Игровая деятельность - игра «Яблочко» ; танцуем русские народные танцы «Калинка», «Яблочко» (Добрый мир. Ч.1, стр. 41-44; МР3 диск,№7,8.) |
8. | О цветах. Для чего растут цветы? | Обсуждаем – размышляем « Какие бывают цветы?», игра «Я садовником родился»; слушаем музыку – танцуем: «Вальс цветов» (МР3диск №12), рисуем: коллективная работа «Цветущий луг» (Добрый мир. Ч.1, стр. 44-52). | |
9. | Солнце. Луна. Звезды. | Обсуждаем – размышляем: «Какую пользу приносит солнышко?», работа с поговоркой, играем в фигуры «Здравствуй, солнышко!»; танцуем народный танец «Светит месяц» (МР3 диск №13), «Что такое месяц?», «Когда зажигаются на небе звезды?», «Для чего они светят?» (Добрый мир. Ч.1, стр. 54-61). | |
10. | Наши пернатые друзья. Птицы. | Обсуждаем – размышляем: «Какие бывают птицы? Перелетные и зимующие птицы»; угадываем «Какие голоса у птиц?»; путешествуем с книгой: «Птичка мать» (стр.66), слушаем песенки про птичек (Д.м., МР3 диск №№14-20 по выбору воспитателя) , «Птицы зимой», игра «Птички и птицелов» (Добрый мир. Ч. 1, стр. 62-80). | |
декабрь | 11. | Обитатели морей и рек. | Вспоминаем – обсуждаем «Прогулка на речку. Поездка к морю» (слайды или картинки с изображением морских и речных жителей) ; рисуем рыбок «Особенности строения рыб», разгадываем загадки про рыб; учим считалочку «Черепаха» (Добрый мир., Ч.1, стр. 82 – 84). |
12. | Кто такие насекомые? | Вспоминаем – обсуждаем «Прогулка на луг, в парк, в лес», Каких насекомых мы знаем? (рассматриваем иллюстрации с изображением различных насекомых); «Какую пользу приносят насекомые?»; игра «Звуки насекомых»; танцуем под русскую народную песню «Как у наших у ворот» (Д.м., МР3 диск №21; учебник Ч.1., стр.85-93). | |
13. | Животные. Забота о братьях наших меньших. | Обсуждаем - размышляем о разнообразии животного мира (смотрим иллюстрации с изображением различных животных), путешествие с книгой (читаем рассказ «Спор животных»); игра «Угадай животное»; поем песенку «Зайчик» или «Лесной олень» (Д.м., МР3 диск №23 или 25, учебник Ч.1, стр. 84-111) Домашнее задание: рисуем любимых животных. | |
14. | Как на земле появились люди. Как устроен человек? | Путешествуем с книгой: Библия рассказывает о том, как на земле появились люди. Цель: помочь детям увидеть человека как самое красивое и доброе творение Божие на земле. Рассказ о душе, о совести. Угадаем, что хорошо, что плохо (выбираем): благодарить после еды, помогать маме убирать посуду после еды, ругаться, не слушать старших…и т.д.); поем песенку «Если добрый ты» (Д.м, МР3 диск №30, учебник Ч.1, стр. 112-123); | |
январь | 15. | Кто сотворил наш красивый, добрый мир? | Содержательное обобщение первого раздела. Путешествие с книгой: чтение стихотворения «Кто сотворил наш мир? (стр.127), «Бог» (стр.127); игра угадай-ка «Голоса творений» (с.130); Обсуждаем – размышляем «Как устроен Божий мир?» стихотворения «Всюду чудеса живут», «Посмотри и ответь» (стр.158-159). Коллективная работа аппликация «Прекрасный мир» (Добрый мир, Ч.1, стр. 126 – 163). |
Раздел 2. «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||
16. | «Хорошо – плохо». | Чтение-загадка. Стихотворение (отрывок) «Что такое хорошо и что такое плохо? – загадка детям. Ответ рассказ воспитателя по тексту «Путешествие с книгой. Как Бог научил человека отличать добро от зла?» (Добрый мир. Ч.2, стр.4). Игра-угадай-ка: «Что хорошо и что плохо» (стр.11). | |
17. | «Совесть – добрый помощник». | Чтение с обсуждением (кн.2., стр. 4-7) Игровая деятельность: игра «Сражение» (на 2 команды: «вредители» и «добрые воины» текст стр.6) или «Как поступить, если…? Работа с текстами. Чтение и обсуждение (кн.2., стр.8). | |
18. | «Что есть добро, а что зло». | Обсуждение поговорки «Добро не умрет, а зло пропадет» (с.19); игровая деятельность: игра «Угадай противоположное качество»; слушаем и разучиваем песню «Дорога добра» (МР3 диск №31); рисуем «дерево добра» (с.12). | |
февраль | 19. | «Быть - добрым хорошо». | Чтение стихотворения, обсуждение (с.10). Игровая деятельность: игра «Как себя вести в течение дня?» (стр.10), Поем песенку «Если добрый ты» (МР3 диск №30) Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети» (стр.12); |
20. | «Добрые дела. Какие добрые дела мы можем сделать?» | Работа с иллюстрацией: рисунок «Семья» (кн.2., стр.15.); чтение и обсуждение: «Как Ваня хорошее делал» (стр. 19-20); учим поговорку «Жизнь дана на добрые дела» (стр.17); творческая деятельность: рисуем радугу «Добрые правила жизни» ( метод. п., стр.94) ; смотрим «Сказку о доброй яблоньке» (ДВД диск «Доброе слово», ч.1). | |
21. | «Умеем ли мы дружить?» | Чтение и обсуждение. Стихотворение «Дружба» (Д.М., Ч. 2, стр.22). О хороших и верных друзьях. Пословица «С кем поведешься от того и наберешься» (с.24); Хлопаем в ладоши, прыгаем под стих. «Дружно»; Читаем сказки о дружбе: «Две козы», «Два козлика» (стр.23); Поем песенку «Настоящий друг» (МР3 диск № 35); | |
22. | О послушании. Как человек стал непослушным. | Смотрим и обсуждаем (просмотр мультфильма о первом грехе непослушании, ДВД диск «Истории Ветхого Завета); Вспоминаем – обсуждаем сказку «Колобок» и др. сказки, где герои проявляют непослушание, к чему это приводит? Чтение рассказа «Непослушный сын» (стр.30) | |
март | 23. | Как стать послушным. Примеры послушания. | Чтение. «Путешествие с книгой. Послушание Марии» (стр. 28); Работа с иллюстрацией (стр. 29); Чтение и обсуждение «Непослушный Мишутка!» (стр. 34); Работа с иллюстрацией (с.34) «Слушайся маму». Придумываем рассказ по картинке. |
24. | О трудолюбивых и ленивых. | Чтение и обсуждение рассказа «Трудолюбивый и ленивый брат» (стр.40); Угадай-ка «Без чего не проживешь?» (стр.41); Работа с иллюстрацией (стр. 45); поговорка «Ты труд другого уважай, сам насорил – сам убирай!» | |
25. | «Когда бывает скучно?», «Как мы можем потрудиться?» | Обсуждение пословиц (по выбору) «Не будет скуки, коль (если) заняты руки» (с.47); «Доброе дело два века живет» (стр.44). Примеры добрых дел. Работа с иллюстрацией «Дети трудятся» (стр.39); Чтение стихотворения «Приглашение к труду» (стр.38); Слушание и разучивание песни «Антошка» (МР3 диск №32). | |
26. | «Кого называют милосердным человеком?» О милосердных людях и добрых делах. | Путешествие с книгой: «Милосердный человек» (Добрый мир, кн.2, стр.48). Запомни! «Милосердие – это заботливое, доброе отношение к другому человеку». О милосердных людях (стр. 49, 52, 53 на выбор). Слушаем песни (МР3 диск №33 или №34). | |
апрель | 27. | Наши добрые дела. | Обсуждаем – размышляем «Наши добрые дела» (стих. «Посидим и в тишине» стр. 56 и « В дороге» стр. 57) Работа с иллюстрациями (стр.55), стих. «Эгоист» (стр.54). Музыкальная деятельность: слушаем и поем песню «Как положено друзьям, все мы делим пополам» (с. 67, МР3 диск № 39). Работа с иллюстрацией (стр. 60) «Как мы можем помочь больным детям?» Обсуждаем ситуацию. Выбери «Как поступить» (ситуация из педагогической практики В. А. Сухомлинского) (метод пособие стр. 103). Угадываем «Красота и доброта» (кн.2, стр. 61). Творческая деятельность: рисунок «Добрый человек». Можно ли изобразить доброту? |
28. | О щедрости и жадности? Щедрые люди. | Чтение и обсуждение: стих. «Щедрость» (стр. 62). Словарная работа: «Щедрость», «жадность». Работа с иллюстрацией: «Мои друзья» (стр.62) и чтение стих. «Щедрый человек». Игровая деятельность: игра «Жадный рот» (стр. 65) Музыкальная деятельность: слушаем и учим песню «Доброта» (кн.2, стр. 63, МР3 диск № 37). Работа с книгой: читаем рассказы на стр. 64 на выбор). | |
29. | «Умеем ли мы просить прощение и прощать?» | Чтение и обсуждение: стих. «Заповедь о прощении» (стр.68). Работа с иллюстрациями (стр. 70) и «Радость» (стр.71) и чтение стихотворении «Обида» (с.70) и «Прощение» (с.71). | |
30. | Как следует относиться к людям? | Запомним! «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним» (Ев. От Матфея 7:12) Игровая деятельность: играем-обсуждаем «Как лучше общаться с друзьями?» (метод пособие, стр. 106). Музыкальная деятельность: слушаем и разучиваем песенку «Улыбка» (текст кн.2, стр.74, МР3 диск № 40). Игровая деятельность: игра «Кто же меня любит» (метод. стр.106). Творческая деятельность: рисуем улыбку. | |
май | 31. | Что случается с упрямыми? | Чтение и обсуждение: стихотворение «Бараны» (стр.72). Работа с иллюстрацией (стр.72). Обсуждение ситуации: «Кто наказал?» (метод. пособие, стр. 107). Загадка. «Как мы поможем двум баранам, которые встретились на мостике?» Чтение рассказа: «Ветер и солнце» (стр.74). Творческая деятельность: рисуем доброе солнце и злой ветер. Доброго человека. Злого человека. |
32. | О скромности и хвастовстве. | Чтение и обсуждение: притча «Скромный и хвастливый» (стр. 76). Рассказ «Как поспорили части человеческого тела» (с.79). Игровая деятельность: игра «Посмотри – угадай» ( метод. пособие стр. 109). Рассказ: «Пылинка и капелька» (стр.82) Творческая деятельность: сочиняем сказку о скромных колокольчиках и гордых маках. Рисуем сказку. | |
33. | «Чужое и свое». | Чтение и обсуждение. Текст «Важные правила» (стр. 84). Загадка. Выберем как следует относиться друг к другу и всем людям?» Просмотр тематического мультфильма или передачи. | |
34. | «Правда и ложь». | Чтение и обсуждение: текст «Лгун» (стр.85) Стихотворение «Ложь» (с.85). Откуда ложь? Как с ней бороться? Игровая деятельность: игра «Ложь гора» (метод. пособие стр.111) | |
35. | «Смелость и хвастовство». | Чтение и обсуждение рассказа на стр.88. Поговорка «Про доброе дело говори смело». Игровая деятельность: игра «Капустка» (стр. 87). Рассказ «Как Наташа у лисы хитринку купила» (стр.88). Работа с иллюстрацией (стр.89). | |
36. | «Добрый человек – счастливый человек». | Итоговое занятие. Чтение. Обсуждение. Работа с иллюстрацией (с.3). Стихотворение «Счастливый человек». Музыкальная деятельность: поем песню «Доброта» (№ 37). Творческая деятельность: выставка рисунков «Добрые, смелые, трудолюбивые, послушные, честные люди – счастливые люди». |
Настоящий план является рабочим и может изменяться и дополняться. Содержание занятий для средних групп предполагается в сокращенном и упрощенном виде.
Список литературы:
- Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М., 2012.
- Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга первая. Прогулки по дням творения.– М., 2011.
- Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга вторая. Хорошо – плохо. – М., 2011.
- Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят.Книга. – Рязань, 2004
- Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга вторая. – Рязань, 2003
- Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга третья. – Рязань, 2004
- Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга четвертая. – Рязань, 2006
- Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Книга пятая. – Рязань, 2006.
- Игры в детском саду/Для дошк. возраста. – М., 2000
- Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000
- Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н\Д, 2002
- Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М., 2004
- Потаповская О.М., Подарок к празднику. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности. - М., 2002
- Сборник тематических загадок для дошкольников. М., 2002
- Христианский дух в народных пословицах. – М., 2000.
Материалы сайта www.orthodox.- fund.org
Материально – техническое обеспечение .
Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:
магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.
Годовое тематическое планирование кружковой работы по краеведению.
Педагог Игошина Е.Г.
Месяц | № темы | Название занятия |
октябрь | 1. | Занятие знакомство. «До свидания, лето!» Сравниваем лето и осень. |
2. | «Кто здесь живет?» (рассказ о семье по рисункам ребят) | |
3. | «Кто родителей почитает, тот во век не погибает». . Обязанности в семье. | |
4. | Музыка вокруг нас. Слушаем звуки природы. | |
ноябрь | 5. | Беседа на тему «Добрый человек – щедрый человек». |
6. | Малая родина (мой дом, моя улица). Конструируем детскую площадку. | |
7. | Азбука вежливости. «Волшебные» слова. | |
8. | Народное творчество. Глиняные игрушки. | |
9. | Мои друзья. | |
декабрь | 10. | Наш любимый садик – «Вишенка!» (экскурсия по садику) |
11. | «Тропинки человечности» (о послушании) | |
12. | «Зима не лето, в шубу одета!» (признаки, особенности зимы). Окружающий мир зимой. | |
13. | Зимние праздники. Новый год. Зимние забавы. | |
январь | 14. | Зимние праздники. Рождество Христово. |
15. | Зимние праздники. Крещение. История, традиции. «Святая вода» (о свойствах святой воды). | |
16. | Наш любимый город – Протвино! | |
февраль | 17. | «Тропинки человечности» (о необходимости просить прощение и прощать). |
18. | Народное творчество. Гжель прекрасная. | |
20. | Наше Отечество. Защитники земли русской. | |
21. | Праздник Масленицы. Традиции, забавы. | |
март | 22. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» |
23. | Народное творчество. Хохломская роспись. | |
24. | Россия – наша Родина. Художники, поэты, о Родине. | |
25. | «Тропинки человечности» (об уважительном отношении к старшим) | |
апрель | 26. | «Весна пришла!». Окружающий мир весной. |
27. | Готовимся к празднику Пасхи. | |
28. | Праздник Пасхи. История, традиции. | |
29. | «Что я могу сделать для Родины?» | |
май | 30. | Наше Отечество. День Победы! |
31. | Мои любимые праздники. День рождения. Именины. | |
32. | «Аз и буки». Знакомство со славянской азбукой. | |
33. | «Наш дом – Земля». | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"
Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...
Календарно-тематическое планирование работы кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"
Материал содержит календарно-тематические планы кружковой работы в старшей и подготовительной дошкольных группах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Добрые ладошки"
Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства среди дошкольников. Цель программы: Формирование у детей экологического сознания через природоохранную, волонтерскую ...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Добрые дела Эколят - дошколят»
Ознакомление с основами экологической культуры....
Проект по программе социально-гуманитарной направленности «Добрый мир» в старшей группе «Русская изба»
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.Задачи:Формировать представления об устройстве русской избы;Познакомить с многообр...