Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Добрые ладошки"
рабочая программа
Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства среди дошкольников.
Цель программы: Формирование у детей экологического сознания через природоохранную, волонтерскую деятельность.
Срок реализации программы 2 года. Возраст детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_dobrye_ladoshki.docx | 465.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25»
Принято: Советом педагогов от 30.08.2022 Протокол № 1 | Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 25» Е.В. Деева Приказ от 01.09.2022 № 01-07/148.1 |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы-составители:
Воробьева Наталья Викторовна, воспитатель
Сазонова Светлана Викторовна, воспитатель
Северск – 2022
Содержание
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
1.2 .Цель и задачи программы
1.3.Принципы программы
1.4.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
1.5 Планируемые результаты
1.6. Оценивание качества образовательной деятельности.
2.Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
2.2. Содержание программы
2.3. Календарно - тематическое планирование 1 год обучения
2.4. Календарно - тематическое планирование 2 год обучения
2.5 Особенности взаимодействия с родителями.
2.6. Формы взаимодействия с родителями.
2.7. Перспективный план работы с родителями.
3. Организационный раздел.
3.1. Организация предметно-развивающей среды.
3.2. Материально-техническое обеспечение.
3.3.Методическое обеспечение.
1.Целевой раздел
Пояснительная записка.
Данная программа построена на основе природоохранного социально - образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
1.1Актуальность создания рабочей программы
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых, может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.
В результате наблюдения за деятельностью детей, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель и задачи программы.
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация волонтерской проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Эко – волонтёрская деятельность дошкольника это: посадка цветов и деревьев; благоустройство и обустройство дворов; помощь животным и птицам; экологические акции, уборка мусора и загрязнений; пропаганда здорового образа жизни; и др.
Новизна программы заключается в практической направленности деятельности воспитанников в охране природы, основная часть образовательного процесса отводится практической природоохранной деятельности и наблюдениям, что способствует формированию познавательной активности, детской инициативы и творческому саморазвитию детей дошкольного возраста, а также формирует ответственное отношение к природе и экологическую культуру. Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства среди дошкольников.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование у детей экологического сознания через природоохранную, волонтерскую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности, развивать волонтерские навыки. Формировать личностные качества-ответственность. умение работать в команде;
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста; природоохранной деятельности. Дать практические навыки участия в экологическом волонтерском движении всем участникам процесса (педагог, ребенок, родитель)
1.3. Принципы программы:
- системный подход к рассмотрению любой темы, вопроса и проблемы с использованием классификации знаний;
- использование интегрирующего подхода в образовательно – воспитательном процессе;
- последовательность в обучении и воспитании;
- преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
- простота и доступность изучаемого материала;
- наглядность при изучении тем и вопросов;
- безопасность в организации и проведении образовательного процесса;
- наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы.
1.4. Планируемые результаты.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
дети, возрастом 5-6лет должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом. Проявлять навыки экологического сознания, экологически правильного поведения. У воспитанников должно сформироваться представлений о природе родного края, её многообразии; стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи, должны проявлять стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Овладевают начальными навыками волонтерской деятельности.
дети, возрастом 6-7 лет. К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям растительного мира и животного мира.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Ребенок должен приобрести представления об основных группах животных и растений округа, среды их обитания. У детей должно сформироваться осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. Сформироваться осознанное отношения к своему здоровью, навыки здорового и безопасного образа жизни. Должны Сформироваться навыки экологической волонтерской деятельности.
Формой подведения итогов реализации программы являются: экоакции . субботники, практическая деятельность воспитанников, экологические праздники, викторины и т.д.
1.6. Оценивание качества образовательной деятельности.
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая; групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.
2.Содержательный раздел программы.
2.1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Категория обучающихся по программе-5-7 лет, воспитанники с ОВЗ.
Срок реализации 2 года.
Форма организации образовательной деятельности групповая, подгрупповая, индивидуальная. Численный состав – 10 человек.
Продолжительность реализации совместной деятельности:
Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Совместная деятельность проводится с октября по май. В сентябре, мае осуществляется мониторинг.
Основные занятия проводятся 2 раза в месяц.
Продолжительность занятий:
Возраст | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность |
Старший возраст от 5 до 6 лет | 4 | 36 | 25 мин |
Старший возраст от 6 до 7 лет | 4 | 36 | 30 мин |
2.2 Содержание программы.
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает 6 блоков:
I блок Царство растений и мы.
Расширять познания о растительном мире, его многообразии, значение царства растений для человека. Формировать знания о лекарственных свойствах растений. Побуждать детей к природоохранной деятельности. Учить самостоятельно выращивать рассаду для ДОУ и самостоятельно ухаживать за ней.
II блок. Царство животных и мы (человек).
Продолжать знакомство с многообразием животного мира, закреплять и расширять знания об особенностях поведения, повадках в дикой природе и рядом с человеком. Закрепление навыков наблюдения и анализа. Формировать представление, о том, что человек-часть природы и что он должен беречь ее и охранять. Формировать представление о волонтерской экологической деятельности.
III блок Природные явления и мы (человек)
Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формирование представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. Продолжать формировать навыки эко волонтерства в природе.
IV блок «Многообразие растительного и животного мира Томской области»
Формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение нашего города, климатические условия, наша область, положение на карте мира, почва, полезные ископаемые. Дается характеристика основных групп животных и растений области, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений лесов, болот, водоемов (водохранилище, реки, озера), луга.
V блок «Научная лаборатория»
Знакомство с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора; представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе. Проводится практическая опытно-исследовательская деятельность, дошкольники вовлекаются в постановку и решение экологических проблем.
VI блок «Знай, люби и сохраняй»
Формирование знаний о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети продолжают знакомить с правилами поведения в природе воспитанников других групп. Продолжают участвовать в озеленение территории детского сада и города. Продолжают участие в волонтерской деятельности по оказанию помощи зоопарку; учатся привлекать к волонтерской деятельности воспитанников других групп. Рассказывают об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека. У детей продолжают формироваться навыки экологического волонтерства.
2.3. Календарно - тематическое планирование 1 год обучения:
Период | Тема | Цель | |
I блок. Царство растений и мы | |||
сентябрь | Занятие-беседа «Кто живет в лесу» | Способствовать углублению и обобщению представлений о лесе: в лесу растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые), все нужны друг другу в лесу; установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их обитания. | |
Занятие «Земля – наш дом» | Игра-размышление « Что будет, если в природе исчезнут растения?» | ||
октябрь | Образовательная ситуация «Растения в нашем уголке природы» | Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.Уход за растениями. | |
ноябрь | Образовательная ситуация: «Станем юными защитниками природы» | Беседа о необходимости бережного отношения к растительному миру. | |
декабрь | Занятие «Лес - наше богатство» | расширить представление детей о лесе, пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу; воспитывать интерес к жизни леса; учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | |
январь | «Витамины на подоконнике» | Выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях. Узнать о полезных свойствах лука; формирование представлений о строении и условий необходимых для роста растений, проследить динамику роста лука. ведение календаря наблюдения общего и индивидуального | |
февраль | Красная книга Томской области. Растительный мир. | Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Красной книгой Томской области»; почему книгу назвали именно «красной»; узнать причины исчезновения и сокращения численности тех или иных животных, птиц, растений и т. д. ; выяснить как человек может сохранить исчезающие виды. | |
Изо - деятельность | Создание передвижной экспозиции: «Растения Томской области, занесенные в красную книгу» | ||
март | «Добрые руки-не для скуки!» -посев семян, уход и наблюдение за рассадой для территории ДОУ | Благоустроить и озеленить территорию детского сада, создать комфортную ландшафтную зону для экологического и нравственного воспитания дошкольников; приобретение детьми навыков и умений выращивания и ухода за растениями. Осваивать навыки волонтерской деятельности, бережному отношению к природе | |
апрель | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. | |
«Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Развивать навыки конструирования из бумаги. | ||
май | «Наша клумба» | Рисование проектов по озеленению участка. | |
II блок Царство животных и мы (человек). | |||
Сентябрь | «Здравствуй, осень!» | Закрепить у детей знания характерных особенностей осени, приспособительских изменений у животных к временам года | |
октябрь | Занятие «Подземные жители» | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде. | |
ноябрь | Занятие «Птицы» | Углубить и расширить знания детей о птицах; объяснить причину перелетов птиц; воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период. | |
Образовательная ситуация «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме» | Систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям. Дать представление о том, что лес – это среда обитания диких животных. Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме; Прививать любовь к природе. | ||
декабрь | Занятие «Лес - наше богатство» | Расширить представление детей о лесе, пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу; воспитывать интерес к жизни леса; учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | |
февраль | Красная книга Томской области. Животный мир | Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Красной книгой Томской области»; почему книгу назвали именно «красной»; узнать причины исчезновения и сокращения численности тех или иных животных, птиц, растений и т. д. ; выяснить как человек может сохранить исчезающие виды, воспитывать бережное отношение у природе и ее обитателям. | |
март | «Пернатые гости» «День птиц» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | |
апрель | Занятие «Берегите лес и его жителей от пожара!» | Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям | |
май | «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | |
Занятие «Наши друзья - насекомые» | Закреплять представления детей о насекомых их названия, особенности внешнего вида и их образа жизни, | ||
III блок Природные явления и мы (человек) | |||
Сентябрь | Занятие – беседа «Живое неживое» | Сформировать представление о том, что планета Земля-наш общий дом, дом-живой и неживой природы. Его необходимо беречь и защищать. Дать представление о понятии «живое» и «неживое». Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям. | |
октябрь | Школа «Почемучек» « Что такое туман?» | Уточнить знания детей о неживой природе - тумане. Продолжить учить детей самостоятельно высказывать свои суждения, опираясь на свой опыт. | |
ноябрь | Школа «Почемучек» Дождь | Познакомить детей с такими природными явлениями как дождь, гроза. молния, радуга. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе. | |
декабрь | Школа «Почемучек». Снег и лед. | Беседа-наблюдение. | |
январь | Занятие «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | |
«Лаборатория добрых дел» | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы. | ||
февраль | Занятие | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. | |
март | Школа «Почемучек» «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение, рассматривание иллюстраций ,чтение, конспект. | |
апрель | Занятие «Берегите лес и его жителей от пожара!» | Правила поведения на природе, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям. | |
май | Создание игр о природных явлениях | Создание игр для лэпбука на основе полученных знаний. | |
IV блок «Многообразие растительного и животного мира Томской области» | |||
сентябрь | Беседа «Кусты и деревья на территории ДОУ» | Ситуативная беседа-экскурсия по территории ДОУ. | |
октябрь | Занятие «Природный дом» |
| |
ноябрь | Беседа о птицах Томской области | Знакомство с многообразием птиц нашей области. | |
декабрь | Мир животных Томской области-образовательная беседа | Знакомство с многообразием животного мира области. | |
январь | Экологическая квест – игра «Маленькие знатоки природы» | Выявление у детей знаний по окружающему миру и экологии (знание животного и растительного мира Томской области), вовлечение их в практическую работу по охране природы, воспитывать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру | |
февраль | Красная книга Томской области. Растительный мир. Животный мир. | . Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Красной книгой Томской области»; почему книгу назвали именно «красной»; узнать причины исчезновения и сокращения численности тех или иных животных, птиц, растений и т. д. ; выяснить как человек может сохранить исчезающие виды. | |
март | Изодеятельность «Птицы в Красной книге Томской области» | Выставка рисунков. | |
апрель | Образовательная беседа «Перелетные птицы Томской области» | Закреплять знания детей о птицах нашего края ; Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;формировать умение детей отличать птиц от других животных. | |
май | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение . | |
V блок «Научная лаборатория» | |||
сентябрь | Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада и групповой площадке. | Обобщить знания о строении растений, сформировать представление о разнообразии внешнего вида. Что необходимо для жизни растениям? | |
Исследовательская деятельность. Знакомим детей с почвой. | Формировать у детей представления о почве как компоненте природы; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение.) | ||
октябрь | Школа «Почемучек» « Что такое туман?» | уточнить знания детей о неживой природе- тумане. продолжить учить детей самостоятельно высказывать свои суждения, опираясь на свой опыт воспитывать положительное, доброе отношение к природе. Экспериментальная деятельность. | |
ноябрь | Школа «Почемучек» Дождь | Познакомить детей с такими природными явлениями как дождь, гроза, молния, радуга. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе. | |
декабрь | Опытническая деятельность «Волшебница вода» | Наблюдение «Какой снег? Снежинки очень красивы». Наблюдение «Получаем талую воду. «Замораживаем воду» -цветные льдинки. | |
январь | «Витамины на подоконнике» | Выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях. Узнать о полезных свойствах лука; формирование представлений о строении и условий необходимых для роста растений, проследить динамику роста лука. ведение календаря наблюдения общего и индивидуального. | |
февраль | Опытно-экспериментальной деятельности « Воздух-невидимка» | Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование. Развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство. Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека. | |
март | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Экспериментальная деятельность – вода живительная сила. | |
апрель | Свойства древесины. Опытническая деятельность | Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга. Выявить знания о свойствах дерева, упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, упражнять детей в изображении дерева на бумаге, развивать связную речь, развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей, воспитывать бережное отношение к деревьям. | |
май | «Посади цветочек, укрась свой уголочек!» | Озеленение участка группы, и территории ДОУ. Наблюдение и уход за посадками | |
VI блок «Знай, люби и сохраняй» | |||
сентябрь | Экологическая акция «Дети против мусора» | Наблюдение «Есть ли мусор на участке детского сада?» Сбор и сортировка мусора на территории ДОУ. Закапывание (утилизация) растительных остатков в клумбы. | |
октябрь | Акция «Семечко и зѐрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семена для подкормки птиц). | Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, Включить детей и взрослых в добровольную экологическую акцию | |
ноябрь | Акция: «Добрая зима для птиц» «Синичкин день» (в группе стоит ѐмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц). | Сбор корма для птиц и изготовление кормушек совместно с родителями. | |
Акция "Поможем бездомным животным» | Сбор кормов для приюта «Котодом». Привлечение родителей для участия в акции. | ||
январь | Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» | Привлечение родителей к проведению акции. | |
февраль | Просветительская акция для воспитанников других групп ДОУ: «Сохраним природу вместе!» | Организовать экскурсии воспитанников в мини музей группы по экспозиции « Красная книга Томской области», где экскурсоводами становятся сами дети. | |
март | Акция «Добрые руки-не для скуки!»-посев семян, уход и наблюдение за рассадой для территории ДОУ | Благоустроить и озеленить территорию детского сада, создать комфортную ландшафтную зону для экологического и нравственного воспитания дошкольников; приобретение детьми навыков и умений выращивания и ухода за растениями. Осваивать навыки волонтерской деятельности, бережному отношению к природе. | |
апрель | Акция «Каждому певцу по дворцу!» | Совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно прикрепить во дворе своего дома, на даче. | |
Акция «Любимый – чистый город!» | Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем. | ||
май | Акция «Посади цветочек,укрась свой уголочек!» | Озеленение участка группы, и территории ДОУ, |
2.4 Календарно - тематическое планирование II год обучения
Период | Тема | Цель |
I блок. Царство растений и мы | ||
сентябрь | Занятие «Природный дом». | Сформировать у детей представление о том, что природный дом есть у каждого растения, животного, человека; это все то, что окружает живые организмы в природе. |
октябрь | Занятие «Растения – наши друзья» | Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения - это деревья, кусты, травы. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель). Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь. Закрепить и уточнить представление о целительных свойствах зелёных растений. |
ноябрь | «Лес — это живой организм. Этажи леса». | Формировать представления о том, что лес – среда обитания диких животных, что в лесу есть «этажи», которых лесные жители строго придерживаются, формированию понимания необходимости охранять природу, развивать любознательность, стремление глубже познавать явления природы. |
декабрь | Занятие - беседа «Как растения приспособились зимовать» | Закрепить представление об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий зимой (света недостаточно, вода и земля замерзли). Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к зимним условиям (не растут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые) о том, как помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом). |
январь | Занятие «Путешествие с Севера на Юг». | Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
февраль | Беседа «Зеленая аптека» | Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. |
март | «Зелёная служба» Айболита | Расширить представление о разнообразии комнатных растений, условиях их жизни в весенний период. Весенний уход за комнатными растениями». |
апрель | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность |
май | «Наша клумба» Презентация макета. | Создание макета по озеленению участка (коллективная работа) |
II блок Царство животных и мы (человек). | ||
Сентябрь | Занятие «Подземные жители» | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде. |
Беседа «Слепые землекопы» | Расширение представлений о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | |
октябрь | Животные, их разнообразие и значение в природе и жизни человека | Расширить знания о разнообразии представителей животного мира, их жизненном пространстве, значении. |
ноябрь | Занятие «Птицы вокруг нас» | Уточнить и расширить представления о знакомых птицах , условиях их жизни , роли человека в жизни зимующих птиц.
|
Цикл наблюдений за птицами. | ||
декабрь | Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Расширение представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их приспособленности к жизни зимой. |
январь | Чтение и знакомство с рассказами В. Бианки, “По следам любимых зверят” Р.Киплинг “Сказки”, “Зеленая планета” | Привить интерес к содержанию прочитанного. |
Образовательная ситуация «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной. | |
февраль | Виртуальная экскурсия «Животный мир. Заповедники». | Обобщить знания детей о животных; понимание значимости животных на Земле; повышение экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний; |
март | «Пернатые гости» «День птиц» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
апрель | «Кто живет в воде?» | Уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
май | Занятие «Почему не нужно ловить бабочек» | Закрепить представления детей о насекомых, разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного отношения к ним. |
III блок Природные явления и мы (человек) | ||
Сентябрь | Беседа «Живое и неживое» | Закрепить представление о понятии «живое» и «неживое». Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям |
октябрь | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре. Развитие наблюдательности. |
Занятие «Природные явления» | Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду. Расширять представления дошкольников о закономерных изменениях явлений неживой природы, формировать интерес к познанию. Формировать у детей речь, учить формулировать ответы на поставленные вопросы. | |
ноябрь | Занятие «Ветер, ветер, ты могуч… | Познакомить детей с причинами возникновения ветра, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. |
декабрь | Занятие «Для чего нужна зима» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной природе. |
Экологическая сказка «Зачем зимой снег» | ||
Школа «Почемучка» «Откуда берется снег», «Нужен ли снег человеку, животным» | ||
январь | Занятие «Зимние явления» | Закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; Закреплять знания о зимних месяцах; Продолжить знакомство со свойствами снега и его строением. Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей. Продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. |
февраль | Занятие | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. |
март | Занятие «Весна – красна» | Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период. |
апрель | «Солнце – большая звезда» | Развивать у детей элементарные представления и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. |
май | Создание игр о природных явлениях | Создание лэпбука на основе полученных знаний. |
IV блок «Многообразие растительного и животного мира Томской области» | ||
сентябрь | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. | Познакомить с круговоротом веществ в природе, в частности с превращением опавшей листвы в почву, с ролью в этом процессе живых организмов. |
Рисование «Край, в котором мы живем». | Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Северске, как об одном из уголков своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины. | |
октябрь | Экскурсия в парк «Мир природы» | Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, показать осенние изменения, происходящие в природе. Развивать у детей внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к ее культурному и природному наследию. |
Рисование «Деревья и кустарники» | Расширять знания детей о деревьях и кустарниках. Вызывать у детей интерес красоте и разнообразию различных пород деревьев и кустарников осенью. закреплять умение изображать дерево и его части графическими материалами. Воспитывать любовь и уважение к природе. | |
ноябрь | Беседа: «Красная книга Томской области» | Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Красной книгой Томской области»; почему книгу назвали именно «красной»; узнать причины исчезновения и сокращения численности тех или иных животных, птиц, растений и т. д. ; выяснить как человек может сохранить исчезающие виды. |
декабрь | Красная книга Томской области. Растительный мир. | Продолжать знакомство с объектами растительного мира, занесенными в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений. |
январь | Проект «Животные Красной книги нашего края». | Продолжать знакомство с объектами животного мира, занесенными в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Презентация проекта |
февраль | ||
март | Занятие «Берегите лес» | Дать детям представление о важности деревьев для существования планеты |
апрель | Образовательная беседа «Перелетные птицы Томской области» | Закреплять знания детей о птицах нашего края ; Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;формировать умение детей отличать птиц от других животных. |
май | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение . |
V блок «Научная лаборатория» | ||
сентябрь | Занятие по экспериментированию «Живая земля» | Закрепить у детей представления о значении почвы в природе. Упражнять в умении сравнивать, анализировать ; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний. Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы. |
Опытническая деятельность: 1. «В каком виде почвы вырастет растение?» 2.Как вид почвы лучше пропускает воду? | Формирование представлений о видах почвы и их свойствах | |
октябрь | Экспериментирование на прогулке «Как деревья и растения размножаются? (Летающие семена) | Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Дать знания о том, как путешествуют семена деревьев и кустарников. Подвести детей к пониманию, какое значение имеет распространение семян деревьев и кустарников. |
Занятие «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | |
ноябрь | Экспериментальная деятельность «Птицы и нефть» | Дать детям представление о пагубном влиянии загрязнения водоемов нефтью на водоплавающих птиц. |
декабрь | «Путешествие за капелькой» | Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы связанные с различным состоянием воды: дождь, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах и т. д. Уточнить значение воды для жизни растений и животных. |
январь | Мастерская по ремонту книг «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево» Мастер-класс «Бумага своими руками» | Формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства, воспитание бережного отношения к деревьям. |
февраль | Экспериментальная деятельность «Нефтяная речка» | Формирование представления о том, как сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. |
март | Занятие «Чем богаты недра Земли» | Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать |
апрель | Экспериментирование «Развитие растения из семени» | Дать понятие о развитии растения из семени, условиях произрастания, способах ухода за ними; развивать наблюдательность, терпение, любознательность. Воспитывать трудолюбие, любовь и заботу о растениях. |
май | Экологическая игра – занятие «Клуб исследователей природы» | Рассмотреть негативное влияние человека на окружающую среду. Тренировать и умение устанавливать и развивать причинно – следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) – изменение в окружающей среде (последствия) – реакции окружающей среды (результат). Развивать умение формировать коллективное решение, обсуждать проблемы. |
VI блок «Знай, люби и сохраняй» | ||
сентябрь | Беседа «Что изучает экология». «Как стать юным экологом» | Дать понятие экологии как науки; сформировать представление о том, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах, создает для них хорошие условия. |
Конкурс творческих работ из природного материала «Красота природы – наше богатство» | Формирование экологического сознания и культуры личности через практическую деятельность. Учить детей, как можно вторично использовать бросовый и природный материал. | |
октябрь | «Кто такие волонтеры?» “Чем занимаются эко волонтеры? | Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям; Учить детей правильно вести себя в природе и обществе, учитывая просьбы, желания, потребности других людей, живых организмов. Формировать у дошкольников такие социально - значимые качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать. |
Акция «Осенний десант» | Уборка территории детского сада и его окрестностей. | |
ноябрь | Акция «Птицы - наши друзья! Помоги другу!» | Вовлечение детей в творческую практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц. Развитие ответственности за «братьев наших меньших». Воспитание у детей активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельность. Развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы. |
Агитбригада «Покормите птиц зимой». | ||
Декабрь | Акция «Сохраним живую елочку» | Пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведению новогодних праздников. Воспитывать начало экологической культуры. Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность. |
январь | Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» | Привлечение родителей к проведению акции. |
февраль | Занятие « Жалобная книга природы» Ресурсосберегающая акция «Берегите воду» | Формировать понимание детьми того, что в природе все взаимосвязано, что условия существования растений, животных, человека зависят от воды, поэтому ее надо беречь и охранять. Изготовление агитационных листовок |
март | Акция «Спасем ежика» по сбору батареек | формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Развивать коммуникативные способности; Развивать трудовые умения; Формировать активную жизненную позицию. |
апрель | Акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять» | Пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха. |
май | Акция «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» | Привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культур, развитие трудовых и коммуникативных навыков детей и взрослых, воспитание любви к малой родине и ответственного отношения к природе. Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем. |
Акция « Посади своё дерево» | Воспитывать у детей желание участвовать в познавательно-исследовательской деятельности (посадка проросшего жёлудя и уход за ним). |
2.5. Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по реализации программы
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы.
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка цветов на участке», оказывают помощь при проведении различных эко акций и меропреятий, помогают в сборе коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
3.2.Формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
-привлечение родителей к участию в экологических акциях
-консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ волонтерской экологической деятельности", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
3.3. Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет (1 год обучения).
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Анкета «Экологическое воспитание детей в семье» |
2. Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». | ||
3. Семинар-практикум: «Что мы знаем об экологии?» | ||
2 | Октябрь | 1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | ||
3.Акция « Семечко и зернышко про запас».Сбор семенного материала для последующего озеленения ДОУ. Сбор корма для птиц. | ||
3 | Ноябрь | 1. Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей. |
2. Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги» | ||
3.Акция « Добрая зима для птиц!» -совместное изготовление кормушек. | ||
4.Привлечение к участию в акции «Поможем бездомным животным»- сбор кормов для «Котодома». | ||
4 | Декабрь | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» из бросового материала и мусора. | ||
3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу». | ||
5 | Январь | 1. «Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала |
2. Консультация для родителей «Неизведанное рядом». | ||
3. Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с пеной и воздухом». | ||
6 | Февраль | 1. Выставка фотографий «Моё любимое животное». |
2. Беседа: «Бродячие собаки». | ||
7 | Март | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы нашей области». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую поделку – «Птичий домик». | ||
3. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона. | ||
8 | Апрель | 1. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!» | ||
3. Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ. | ||
4.Участие в акции «Добрые крышечки» .Сбор пластикового мусора и помощь в создании игровых пособий из пластика. | ||
9 | Май | 1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе». |
2.Участие в акции «Сохрани дерево-сдай макулатуру!» | ||
2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». | ||
3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | ||
10 | Июнь | 1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. |
2. Семинар «Экологическая культура дошкольников». | ||
3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
3.4.Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет ( 2 год обучения).
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу» |
2. Консультация: «Воспитание любви к природе». | ||
3. Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?» | ||
2 | Октябрь | 1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | ||
3. Конкурс по теме: «Экологические знаки». | ||
3 | Ноябрь | 1.Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек) |
4 | Декабрь | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» | ||
3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу». | ||
5 | Январь | 1. Семинар Почемучек «Знаете ли вы?» |
2. Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования». | ||
3. Проведение опытов с водой. | ||
6 | Февраль | 1. Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира». |
2. Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба». | ||
7 | Март | 1. Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги». |
2. Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края». | ||
8 | Апрель | 1. Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии. |
2. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!» | ||
9 | Май | 1. «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с. |
2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». | ||
3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | ||
10 | Июнь | 1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. |
2. Семинар «Экологическая культура дошкольников». | ||
3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
4. Организационный раздел.
4.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
Элементы эколого развивающей среды | Функциональная роль |
Мини-лаборатории по опытнической деятельности | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. |
Столовая для птиц | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам. |
Книжный уголок | Познавательная, формирование интереса к чтению. |
Экологическая тропа | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой. |
Огород на окне, мини-огород на участке, клумбы. | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения. |
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) | Исследовательско-познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы. |
Музей. | Краеведческая, познавательная, историческая, |
Уголок в группе (природные, выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы. |
4.2. Материально-техническое обеспечение программы:
Технические средства обучения. | Расширить применение современных средств техники в процессе воспитания и развития дошкольников. | Телевизор, ноутбук, компьютер, аудиоаппаратура, магнитофон, печатно-множительная техника. |
4.3Методическое обеспечение
Все методические материалы используются в контексте комплексно-тематического планирования и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.
Нормативная база:
Рабочая программа «Добрые ладошки», разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5. Основная образовательная программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.
6. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Методическое пособие. М «Просвещение» 2014.
7.Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.:ил.
8. Николаева С.Н. программа «Юный эколог» М «Линко-Пресс» 2014.
9. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
10. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
11. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г.
13. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
14. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
15. Интернет ресурсы:
http://detipriroda.blogspot.ru/p/blog-page_1.html
https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-1225943.html
http://iknigi.net/avtor-olga-solomennikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...