Проект по программе социально-гуманитарной направленности «Добрый мир» в старшей группе «Русская изба»
проект (старшая группа)
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
- Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
- Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия Протвино» корпус № 7 «Вишенка»
Проект
по программе социально-гуманитарной направленности
«Добрый мир» в старшей группе
«Русская изба»
Воспитатель Игошина Е.Г.
г. Протвино
Информационная карта проекта
1. Проект «Русская изба».
2. Автор проекта: Игошина Е.Г.
3. Участники: воспитатели, дети, родители.
4. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий.
5. Цель, направление деятельности проекта: формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
6. Краткое содержание проекта:
Беседа «Что такое русская изба?»
Презентация «Как строили дом на Руси»
ООД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
ООД «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок
Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
Изготовление кукол-пеленашек.
Рисование узора деревянной резьбы.
Русские народные подвижные игры: «Ворота», «Заплетись плетень», «Гори ясно»
Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»
7. Продолжительность:1 месяц.
8. Количество участников проекта: 33 ребенка, родители, воспитатели.
9. Возраст детей: 5-6 лет.
10. Форма проведения: фронтальный проект.
11. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- создание мини-музея «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Задачи:
Формирование представления об устройстве русской избы;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Формирование умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
Актуальность
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
- Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
- Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.
Вид проекта: исследовательско - творческий, 1 месяц - краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- изготовят макет русской избы;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Краткое содержание проекта:
- Беседа «Что такое русская изба?»
- Рассказ «Как строили дом на Руси»
- ОД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
- ОД « Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
- Подбор наглядного материала.
- Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
- Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, русских народных игр
- Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
- Рисование узора деревянной резьбы.
- Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику», «Укрась избушку узором», «Составь узор».
- Русские народные подвижные игры: «Ворота», «Заплетись плетень»
- Консультация с родителями: «Мини - музей в детском саду»
- Изготовление макета «Русская изба».
- Презентация проекта.
Форма презентации: Художественно- творческая.
Этапы проекта:
Этапы | Форма работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап | Составление конспекта. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки). | 1 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Проведение консультации с родителями: «Мини-музей в детском саду» | Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа. | 1 неделя Первый день | Вторая половина дня | Группа д/с Воспитатель | |
Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.) | Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением. | 1 неделя Второй день | Первая половина дня | Группа д/с эстет кабинет. Эстет. | |
Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок. | Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями. | 1 неделя Третий день | Первая и вторая половина дня | Детский сад, группа. Воспитатель Дом Родители | |
Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям. | Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках. | 1 неделя Четвёртый день. | Вторая половина дня | Детский сад, группа. Воспитатель Дом Родители | |
Беседа на тему: «Что такое русская изба?» Познакомить детей с жилищем русского народа; | Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке. | 1 неделя Пятый день | Первая полвина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
2 этап | Рассказ педагога «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы. | Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства). | 2 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель |
Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна) | Закреплять умение скручивать трубочки (стены – брёвна) | 2 неделя Первый день | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
Посещение детьми музея детского сада и совместная с родителями подготовка мини-музея «Русская изба» в группе | Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром, умений и навыков практической ориентированной деятельности. | 2 неделя Второй день | Первая и вторая половина дня | Музей детского сада. Воспитатель Родители | |
НОД «Социализация» «Деревянное зодчество» | Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси. | 2 неделя Третий день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Рассматривание образцов резных украшений для деревянных строений | Формировать умение рассматривать узоры деревянной резьбы. | 2 неделя Четвёртый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Рисование узора деревянной резьбы | Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы. | 2 неделя Четвёртый день. | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику». Д/и «Укрась избушку узором», «Составь узор». | Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение составлять узор из мелких декоративных элементов. | 2 неделя Пятый день | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Изготовление детьми кукол-пеленашек из ткани. | Познакомить детей со способом изготовления кукол-пеленашек из ткани, рассказать для чего их делали. | 3 неделя Первый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель. | |
Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба». | Способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток | 3 неделя Первый день. | Первая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.) | Развивать творческие способности у детей. | 3 неделя Второй и третий день | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Дом. Воспитатель. Родители. | |
Русские народные п/игры: «Ворота», «Заплетись плетень» Познакомить детей с русскими народными играми. | Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции | 3 неделя Четвёртый и пятый день | Первая и вторая половина дня | Детский сад Группа д/с Воспитатель | |
Заучивание пословиц, поговорок | Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему. | 4 неделя Первый день | Первая половина дня | Группа д/с Воспитатель | |
Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей», игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка» | Обогащать игровой опыт детей | 4 неделя Второй день | Первая и вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
НОД « Познание» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа | Познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе - печи. | 4 неделя Третий день | Вторая половина дня | Группа д/с. Воспитатель | |
3 этап | Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба» | 4 неделя Четвертый день | Первая половина дня | Группа д/с Воспитатель | |
Презентация проекта детьми. Самооценка результатов реализации проекта. | Совместное обсуждение полученных результатов ребят. Положительная динамика взаимодействия с родителями. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе. | 4 неделя Пятый день | Первая половина дня | Группа д/с Воспитатель |
Приложение
Беседа «Что такое русская изба?»
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).
Развивающие:
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода
Пластилин, дощечки для лепки, стека
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка.
Вступительная часть.
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
Беседа о печи.
∙€€€€€€€€€Почему печь занимала так много места?
∙€€€€€€€€€А для чего она нужна?
∙€€€€€€€€€Каким цветом была печь?
∙€€€€€€€€€О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.Почему к печи относились уважительно?
Пословицы и поговорки.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
∙€€€€€€€€€ « Без печи хата – не хата».
∙€€€€€€€€€ « Когда в печи жарко – тогда и варко».
∙€€€€€€€€€ « Что есть в печи – все на стол мечи».
∙€€€€€€€€€ «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Продолжение осмотра музея.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
Особенности одежды.
Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.
Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили мини-музей нашей группы «Русская изба».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Рассказ педагога «Как строили дом на Руси»
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о строении избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).
Развивающие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширять словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т.п.;
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства.
Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т.д.; слайды о строительстве дома и его частей - «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.
Историческая справка: Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.
Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; дом шестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы), которые назывались лемехом.
Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.
Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.
Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.
Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.
Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т.е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т.е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг – очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.
Ход рассказа.
Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.
Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.
ОД «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Деревянное зодчество»
Задачи:
Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси.
Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница. Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный
Развивать внимание, зрительную память.
Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.
Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.
Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)
Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный).
Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.
Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.
Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба.
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.
Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.
Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные(как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.
Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:
«Выше всех сидит,
На весь мир глядит,
На красно солнышко,
На ясный месяц».
Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.
Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.
Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.
Узоры резьбы тоже были разнообразными: зубцы прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)
Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.
Ставни также украшали резными узорами.
Очень часто использовали украшение – «розетку» (демонстрация образцов)
Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.
∙€€€€€€€€€€€€€€€€Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».
- Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
- Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.
- Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы: одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.
Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Как в деревне у пруда
Стоит ладная изба.
Окошечки резные,
Ставни расписные,
Живет там добрая семья -
Хозяйка, хозяин и их сыновья.
Их умелые руки не знают скуки,
Засиделись в избушке братцы,
Захотел большой прогуляться,
Да скучно ему гулять одному,
Зовет он братцев всех прогуляться.
Слова сопровождаются движением рук.
Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.
НОД « Познавательное развитие»:
«Путешествие по русской избе» в старшей группе.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро
Развивающие: обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.
Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.
Без печи хата - не хата.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь?(ответы детей).Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь?(ответы детей). Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством , а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?
Что есть в печи - всё на стол мечи.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
А теперь послушайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
и как зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом.
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Не учась и лапти не сплетёшь.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.
Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».
Найти современные предметы в группе.
Печь-плита электрическая
Самовар-чайник
Котелок-кастрюля
Утюг чугунный - утюг электрический
Люлька-кроватка
Лапти-туфли
Сундук-шкаф
Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали, как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались.
Лэпбук «Народный быт»
Словарь
( как объяснить детям непонятные слова)
Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов.
Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба.
Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная.
Зодчий - строитель, архитектор.
Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.
Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).
Клеть - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.
Конёк - украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.
Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.
Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер
Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.
Кровля - покрытие крыши.
Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).
Лобовая доска - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.
Люлька - кроватка для младенца.
Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица скрепляет отдельные потолочные бревна.
Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные вокруг окна.
Околица - улица в деревне и местность вокруг поселения.
Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Очелье - расположено в верхней части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.
Палати на печи - самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).
Полотенце - один из элементов украшения деревянной избы.
Плотник - тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.
Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).
Полотенце - створка двери или окна в избе.
Порог - деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.
Причелина - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.
Печь - для приготовления пищи и обогрева помещений.
Резьба – один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.
Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.
Сени - пристройка к деревенскому дому.
Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.
Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.
Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.
Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Ставня - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.
Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов - железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.
Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.
Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.
Чугунок - металлический горшок для приготовления пищи в печи.
Русские народные пословицы и поговорки
Своя избушка - свой простор.
Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
Красна изба углами, а человек добрыми делами.
Всего дороже честь сытая и изба крытая.
Мой дом - моя крепость.
Всякий дом хозяином держится.
Без хозяина дом - сирота.
Дом красится хозяином.
Коли изба крива - хозяйка плоха.
Хоть худ дом, да крыша крепка.
Своя хатка - родная матка.
Изба не без крыши.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.
Изба детьми весела.
Изба красна углами, обед пирогам.
Изба крепка запором, а двор - забором.
Что есть в печи, все на стол мечи
Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.
Хлебом не корми, только с печи не гони!
У холодной печи не согреешься.
Был бы лес, а топор всегда найдется!
Не бравшись за топор, избу не срубишь!
Без топора по дрова не ходят.
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Русские народные подвижные игры
Игра «Заплетись, плетень!»
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Игра «Золотые ворота»
Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.
Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»
Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.
В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В работе по созданию мини-музея можно условно выделить несколько этапов:
∙€€€€€€€€€Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.
∙€€€€€€€€€Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.
∙€€€€€€€€€Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).
∙€€€€€€€€€Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.
∙€€€€€€€€€Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).
∙€€€€€€€€€Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей группе "Русская изба"
Конспект развлечения "Русская изба" создан для формирования представлений у детей, о жизни и быте руского народа, о его традициях. В нём есть небольшой рассказ детям о жилище русского наро...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы "Русская изба".
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности....
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
Знакомство детей с жилищем, бытом, предметами домашнего обихода крестьянской семьи....
Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» для детей 1 младшей группы в 2023-2024 году
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-гуманитарной направленности«Ладушки»...