Анализ РППС
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Василек»
МБДОУ № 9 г. Боготол
Воспитатель: Соснина Дарья Федоровна
Развивающая предметно-пространственная среда-это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста.
Непременными условиями построения РППС группы являются: реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.
При построении развивающей предметно-пространственной среды опираюсь на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.
Решаю следующие задачи:
- обеспечение чувства психологической защищенности каждого ребенка – его доверия к взрослому и миру в целом, радости существования (психологическое здоровье);
- развитие индивидуальности детей;
- принцип стабильности - динамичности развивающей среды:
- развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
- формирование знаний, умений, навыков, необходимых для полноценного развития личности.
Анализ развивающей предметно - пространственной среды опирался на следующие нормативно – правовые документы:
1. Приказ от 17 октября 2013года № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
2. Постановление от 27 октября 2020 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Развивающую среду в группе организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно раскрыть индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, где каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Так же при ее построении руководствовалась принципами: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности и безопасности среды.
Основными компонентами развивающей предметно-пространственной среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью роста познавательного потенциала и предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности.
Физкультурно – оздоровительный центр «Здоровье»
Основное назначение физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности дошкольников, закрепление основных видов движений, формирование навыков здорового образа жизни.
Содержит в себе, как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (не стандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни.
Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр «Науки» (экспериментирования и природный)
Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.
Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.
Представлен многообразием коллекций (камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
Центр «Строительная мастерская»
Задачи данного центра: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет моим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр «Игротека»
Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:
- дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать "как взрослый" врачом, поваром, моряком;
- открывает широкие горизонты для общения со сверстниками, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела;
- служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
- помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.;
- способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и т.д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);
- служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности — учебе.
В центре имеются: атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты»); транспорт разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, фигурки животных и людей, куклы, наборы посуды, мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр, ширма для моделирования игрового пространства, предметы - заместители; дидактические игры, настольно – печатные игры. Логико-математические игры, схемы и планы, разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, счётные палочки. Центр «Игротека» расположен вблизи центра «Строительная мастерская» с целью возможности использовать постройки в игре.
Центр «Безопасности»
Этот центр служит для решения задачи создать такую предметно-развивающую среду группы, которая способствовала бы активному освоению детьми ключевых знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, о службах спасения.
Данный центр содержит: макет проезжей части и модели транспортных средств, дорожные знаки, светофор, дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски, литературу о правилах дорожного движения.
Центр «Туристско – краеведческий»
Располагается в рабочей зоне и используется как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр, и занятий с материалами различного вида.
Содержание центра: Государственная символика России, Красноярского края, г. Боготола, глобус, детская литература, маленькие куклы – лего разных национальностей. Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Центр «Книжный»
Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Содержание соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программы. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей; сказки и иллюстрации к сказкам. Главный принцип - подбора книг издательской продукции –минимум текста –максимум иллюстраций. В данном центре ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Центр «Музыки и театра»
Данный центр способствует формированию интереса к музыке и театру, развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей, знакомит с музыкальными инструментами. Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма и различные виды театров. Дети - артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, музыкальные инструменты.
Центр «Творческая мастерская»
Для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, бросовый и природный материал - крупы, опилки, камешки, листочки, ветки, пуговицы, дидактические игры и т. п.). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Уголок «Уединения»
Для формирования психологической стабильности, для ребенка важно в группе иметь личное пространство, место уединения. Благодаря этой зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищенным. Уголок уединения отгорожен от остального пространства гардинами, имеет мягкие подушечки с различными игрушками, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Дети тесно взаимодействуют между собой, находя общие интересы, учатся видеть и решать проблемы. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
В приемной расположен информационный уголок для родителей.
Родительский уголок в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями воспитанника очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся, о других событиях в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.
Содержание уголка для родителей: доска объявлений, режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и советы для родителей, консультации психолога, рекомендации родителям по изучению материала недели, лепбуки, а также выставочный стенд с работами детей.
Предметно-пространственная среда меняется с учетом принципа тематического планирования и в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников, что обеспечивает принцип трансформируемости пространства.
Оборудование, игрушки, пособия изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.
Одним из требований к развивающей среде является доступность. Все игровые материалы, пособия в группе находятся в свободном доступе для детей. В группе есть свой порядок и правила пользования тем или иным материалом, пособием, что помогает детям правильно и рационально это использовать.
При организации, развивающей предметно - пространственной среды многие пособия и игровые материалы, такие как атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, подвижным играм, музыкальные инструменты, спортивное оборудование изготавливаю своими руками.
Наполнение центров развития варьирую в зависимости от смены сезонов, темы недели, запросов детей. Подбираю разнообразные материалы, способствующие реализации детских идей в разных видах деятельности, материал разного уровня сложности, добавляя различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, дидактические игры. Это стимулирует мыслительную и речевую деятельность, развивает потребности и способности детей в различных видах познавательной, продуктивной и игровой деятельности.
Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщенная, трансформируемая, полуфункциональная, вариативная, доступна и безопасна. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию с учетом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ РППС
Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группе....
Карта анализа РППС для проведения смотра-конкурса "Готовность к новому учебному году"; группы старшего дошкольного возраста
Карта анализаДля проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году»Группы старшего дошкольного возраста Группа №________________________________Ф.И.О. воспитателей ___________________...
Анализ РППС 2017г.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...
Анализ РППС
Анализ РППС в подготовительной группе....
Анализ РППС Подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"
Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"...
Анализ РППС средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности"
Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности", выводы, рекомендации...
Анализ РППС
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС....