Программа дополнительного образования "Песочная фантазия"
рабочая программа (средняя группа)

Сафина Эльвина Ришатовна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_pesochnaya_fantaziya_-.docx77.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол от «30» августа 2019г. № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Берёзка»

_______________ И.С. Шамсутдинова

Приказ от «30» августа 2019г. № 189

Дополнительная

общеобразовательная программа

 «Песочная фантазия»

для детей среднего  дошкольного возраста (4-5лет)

                                                                      Автор-составитель:

                                                                            Сафина Эльвина Ришатовна

                                                                                     Воспитатель

г. Когалым, 2021г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………....3
  2. Учебный план……………………………………………………9
  3. Содержание программы………………………………………...11
  4. Планируемые (ожидаемые) результаты……………………….16
  5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы……...17
  6. Методические материалы……………………………………….18
  7. Организационно-педагогические условия……………………..19

7.1. Календарный учебный график…………………………19

7.2. Материально-технические условия…………………....19

7.3. Кадровое обеспечение программы………………….....20

7.4. Список литературы……………………………………...20

8. Приложения………………………………………………………21

  1. Пояснительная записка.

Морскими песками песочницы полны,

Я глажу руками песочные волны,

В песочных волнах провести я готов,

Немало счастливых песочных часов.

(А.Орлова)

Рисование песком – это погружение ребенка в сказку, в мир фантазий,

причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, дети чувствуют его тепло, текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: растения и животных, жителей моря и насекомых, портреты и пейзажи и т.д.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребёнка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

            Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

             Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребёнка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

             Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания дошкольного образования.

            Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста путём освоения техники рисования песком на световом столе.

             Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты её освоения.

             Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности.

            Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения цели Программы.

 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. На этапе завершения дошкольного образования обучающийся (далее – ребенок, дошкольник, воспитанник, дети…) способен хорошо овладеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Программные материалы для школьников стали сложнее, а желание детей приобретать знания, осваивать школьные программы все меньше и меньше.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, к обучению вообще. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе реализации программы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника.

             Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребёнку возможность творить самому. Особый интерес у детей  и взрослых вызывает техника рисования песком.

              Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной деятельностью.

             По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь,  обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

        Особенностью программы является комплексное развитие художественных способностей, творческого воображения, мелкой моторики, речи обучающихся с младшего дошкольного возраста. Через рисование нетрадиционным способом - при помощи песка, света и музыки обучающийся получает эстетическое наслаждение, удовлетворение и активно развивается.

За основу в программе взят метод  «Sand Art», который позволяет на специально созданных столах со световой подсветкой решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи.

Программа «Песочная фантазия» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

  Цель и задачи образовательной программы  

        Цель Развитие восприятия, творческого мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, воображения и фантазии посредством использования метода «Sand Art».

  Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
  • научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.
  • способствовать развитию умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  • обучить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
  • развивать композиционные умения техникой рисование песком при изображении групп предметов или сюжета;
  • формировать художественно-эстетический вкус.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;
  • развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
  • развивать у воспитанников творческие способности;
  • способствовать развитию, ассоциативного мышления,  непроизвольного воображения;
  • обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

Воспитательные:

Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;

 повышать самооценку детей;

 формировать положительное  отношение к себе, к окружающим, к миру в  целом.

Принципы реализации программы.

В соответствии со Стандартом программа построена на следующих принципах:

  1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических и иных работников Организации  и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребёнка, доброжелательность, внимание к ребёнку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребёнка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать её.
  4. Сотрудничество с семьёй. Сотрудничество, кооперация с семьёй, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учёт в образовательной работе являются важнейшим принципом программы.
  5. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребёнка с характерными для данного ребёнка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребёнок становится в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
  6. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
  7. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий с учётом его интересов, мотивов и способностей.

Программа адресована дошкольникам 4-5 лет.

Количество детей в группе: 10 человек.

Срок реализации программы: 3 года.

Объем программы: количество учебных часов – 58 часов.

Формы обучения: очная, во вторую половину дня.

Режим занятий: 2 раза в неделю, 58 занятий в год.

Продолжительность занятий: 4-5 лет – 20 минут, 5-7лет – 25-30 минут.

Уровень программы: стартовый.

Место проведения: ИЗО – студия.

Рабочая программа «Песочная фантазия» предназначена дошкольного возраста 4-5 лет в рамках дополнительного образования.

1 этап обучения – песочная анимация рассчитан на дошкольников 4-5 лет.

2 этап – песочная мультипликация, для воспитанников 5-7 лет.

Программа включает в себя 3 блока:

- 1й блок – начальный этап обучения. Дети знакомятся с техникой песочного

рисования и с ее помощью через использование линий, геометрических форм

приобретают умения преобразовывать их в различные образы («на что похож круг – на солнце, на тарелку» и т.д.)

- 2й блок – сюжетное рисование. Дети, используя различные приемы

рисования на песке и разную технику, знакомятся с жителями и растениями,

морскими обитателями и животными, которые с помощью педагога воссоздают из песка.

- В 3-м блоке – съемка мультфильмов - рассказывание, рассуждение,

составление сказок, сюжетов по рисункам, схемам, пиктограммам. Дети будут создавать картины из песка, волшебные пейзажи, снимать их с помощью веб- камеры, переносить на компьютер и составлять видео ряд.

Все занятия – игры делятся на три направления:

1.Обучающие занятия –игры, направлены на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, что ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. В процессе этих занятий идет подготовка к обучению письму и чтению. Занятия сочетаются с музыкотерапией (пение птиц, звуки природы, гитара)

для гармонизации эмоционального состояния. Во время занятий для развития

мелкой моторики рук используется «пальчиковая гимнастика», игровые массажи рук при помощи мячиков Су-Джок, массажных мячиков.

Для развития речи используются стихи, загадки, сказки, чистоговорки, театральные этюды.

2.Познавательные занятия - игры, с их помощью мы помогаем ребенку

познавать многогранность окружающего мира.

3.Проективные занятия-игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг,

и развитие ребенка.

            

  1. Учебный план  программы «Песочная фантазия»

                            1 год обучения (4-5 лет)

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество занятий

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Начальный

58

10

48

1.1

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний и умений детей.

2

1

1

Анализ

1.2

«Знакомство с песочным человечком»

2

2

Наблюдение

1.3

«Знакомство со свойствами песка»

2

2

Наблюдение

1.4

«Копаем – насыпаем»

2

2

Наблюдение

1.5

Рисование вертикальных линий.

«Дождик, дождик, веселей!»

2

2

Наблюдение

1.6

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек!»

2

2

Наблюдение

1.7

Рисование горизонтальных линий.

«Лесенка – чудесенка»

2

2

Наблюдение

1.8

«Цветные заборчики»

2

2

Наблюдение

1.9

Знакомство с приемами рисования на песке при помощи отпечаток рук, предметов.

«Необыкновенные следы жителей Песочной страны»

2

1

1

Наблюдение

1.10

Игры – прятки.

«В поисках клада»

2

2

Наблюдение

1.11

«Мышки в норках»

2

2

Наблюдение

1.12

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Волшебный круг»

2

1

1

Задания, игровые упражнения.

1.13

«Баранки- калачи»

2

2

Наблюдение

1.14

«Светит солнышко»

2

2

Наблюдение

1.15

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Строгий квадрат»

2

1

1

Задания, игровые упражнения.

1.16

«Обведи и укрась фигуру»

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.17

«Гараж для машины»

1

0.5

0.5

Наблюдение.

1.18

«Знакомство с геометрическими фигурами.

«Необычный треугольник»

2

0.5

1.5

Наблюдение

1.19

«Домишки для муравьишки»

2

2

Наблюдение

1.20

«Путешествие к гномам в горы»

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.21

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Упрямый прямоугольник»

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.22

«Украсим коврик»

2

0.5

1.5

Наблюдение

1.23

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Веселый овал»

2

1

1

Наблюдение

1.24

«Путешествие золотой рыбки»

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.25

«Волшебный цветок»

2

2

Наблюдение

1.26

Рисование спирали.

«Смешная спираль»

2

0.5

1.5

Наблюдение

1.27

«Леденцы на палочке»

1

1

Наблюдение

1.28

Рисование волнистых, зигзагообразных линий.

«Искупай утенка»

2

1

1

Наблюдение

1.29

«Непредсказуемый зигзаг»

Инсценировка сказки «Колобок»

1

1

Наблюдение

1.30

Итоговое занятие. Диагностика.

2

2

Анализ

3. Содержание Программы

Перспективно-тематический план  

Тема/

количество занятий

Программные задачи

Методические приемы

  Ноябрь

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний и умений детей. (2)

«Знакомство с песочным человечком» (2)

Выявление уровня развития мелкой моторики, умения детьми в соответствии с замыслом использовать различные способы создания песочной картины, а также умения участвовать в коллективной работе – создавать общую песочную картину, оценивать личный и коллективный результат.

  1. Диагностика.
  2. Занятие – игра.

«Знакомство со свойствами песка»(2)

«Копаем – насыпаем» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке. Отработка элементов засыпания, рассыпания. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Знакомство со свойствами песка и приемами рисования на песке. Отработка элементов насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания игрушки одним пальчиком. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Занятие – эксперимент.

Декабрь

«Дождик ,дождик, веселей!» (2)

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (2)

Формирование навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху – вниз). Развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма, эстетического восприятия. Заинтересовать к создании. изображения на песке.

Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху – вниз, снизу-вверх).

Занятие – игра .

«Лесенка – чудесенка» (2)

«Цветные заборчики» (2)

Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху – вниз, снизу – вверх, горизонтальных линий слева, справа – налево).

Занятие – игра.

Январь

«Необыкновенные следы жителей Песочной страны»(2)

«В поисках клада» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке при помощи отпечаток рук, предметов. Развитие умения соотносить образы животных и птиц с отпечатками их следов на песке. Стимулировать творчество детей к импровизации в изобразительной деятельности.

Игры-прятки. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, воображения, мышления, памяти.

Занятие –игра.

«Мышки в норках» (2)

«Волшебный круг»(2)

Обработка элементов насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания игрушки одним пальчиком. Игры-прятки. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с приемами рисования на песке геометрических фигур.

Занятие игра.

Февраль

«Баранки-калачи» (2)

«Светит солнышко» (2)

Развивать умение различать «круг» как геометрическую фигуру, освоить технику рисования круга на песке, показать многообразие образов, имеющих сходство с кругом по построению.

Развивать тактильное восприятие, чувство формы, мелкую моторику.

 Занятие – игра.

«Строгий квадрат» (2)

«Обведи и укрась фигуру» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры – квадрат.

Развитие навыка различать «квадрат» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с квадратом по построению.

Занятие – игра.

Март

«Необычный треугольник» (2)

«Домишки для муравьишки» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры – треугольник.  

Формировать навык различать «треугольник» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с треугольником по построению.

 Занятие – игра.

«Путешествие к гномам в горы» (1)

Помочь детям увидеть в данной фигуре различные образы (шапочка гнома, ствол пальмы, крыша дома и т.д.). Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Занятие – игра.

«Упрямый прямоугольник» (1)

«Украсим коврик» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры – прямоугольник.

Развивать умение создавать образы, похожие на «прямоугольник» (автобус, робот и т.д.). Развивать чувство гармонии, художественный вкус.

Занятие – игра.

Апрель

«Веселый овал» (2)

Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры – овал.

Занятие – игра.

«Путешествие золотой рыбки» (1)

Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Развивать мелкую моторику рук.

Занятие – сказка.

«Волшебный цветок» (2)

 Развивать умение различать «овал» как геометрическую фигуру, показать многообразие образов, имеющих сходство с овалом по построению. Формировать качества творческого мышления.

Занятие – игра.

«Смешная спираль» Рисование спирали. (2)

Развитие гибкости и оригинальности мышления.

Занятие – игра.

«Леденцы на палочке» (1)

 Развитие представлений о геометрических фигурах. Снижение психоэмоционального напряжения.

Занятие – игра.

Май

«Искупай утенка» (2)

Рисование волнистых, зигзагообразных линий. Развитие гибкости и оригинальности мышления. Развитие представлений о геометрических формах. Снижение психоэмоционального напряжения.

Занятие –игра.

«Инсценировка сказки «Колобок» (1)

Развитие умения создавать миниатюрных сюжетных картин из песка. Развитие чувства формы, детализации, глазомера, мелкой моторики. Воспитание  художественного вкуса.

Занятие - сказка

«Цветы «Песочной страны» Ромашка, одуванчик» (2)

Воспитывать любовь к природе, учить подмечать красоту и разнообразие цветов. Стараться максимально передать через свето-тени на песке цвет, размер, форму цветка. Рисование с использованием обоих кулачков, указательных пальчиков, ладошки.

Занятие – игра.

Мы рисуем, что хотим.(1)

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Занятие – игра.

Итоговое занятие. Диагностика.(2)

Диагностика знаний и умений детей, приобретенных на конец учебного года.

Обобщающие.

4. Планируемые результаты.

Результатами могут считаться целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО.

Занятия песком способствуют успешному развитию обучающегося в познавательно-речевом аспекте, так как все задания, выполняемые детьми, носят исследовательский характер. В ходе реализации программы неизбежно происходит развитие познавательной активности, речевого аппарата. Продуктивная деятельность, предусмотренная программой, обеспечивает развитие всех центров нервной системы и ведет к положительному результату.

Социально-личностное развитие – реализация программы будет способствовать обеспечению первичной социализации детей, произойдет постепенное смещение индивидуальной активности детей в общее русло. Этому будет способствовать такое построение занятий:

- в начале парная работа (педагог-ребенок, ребенок-ребенок). Затем возможно свободное коллективное творчество под руководством педагога и самостоятельно.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется через ИЗО деятельность на песке, творчество. В итоге дети смогут выполнять задания не только по образцу, но и плавно переходить к творчеству по собственному замыслу.

Результат, т.е. рисунок не является главной целью. Главный результат работы заключается в самом процессе творчества.

Важно дать волю воображению и не бояться экспериментировать, разбудить в ребенке желание делать красивое своими руками и любоваться красотой, сделанной другими людьми.

Мелкая моторика, речь, развитая в соответствии с возрастом, является тем результатом, к которому мы стремимся, обучая детей по программе 3 года.

Итогом обучения на первой ступени будет:

- Развитые на более высоком уровне познавательные функции.

- Ребенок будет способен слушать своего собеседника.

- Проявляет творчество при составлении рисунков из песка.

Формы подведения итогов

        При подведении итогов реализации программы проводятся фото и видео выставки текущих работ.  В конце года для родителей слайд – шоу фотографий  с детскими работами за весь срок реализации дополнительной образовательной программы «Песочная фантазия».

5. Форма контроля, оценочные материалы.

С целью определения успешности освоения программы, развития обучающихся по данной программе проводится мониторинг, который складывается из систематических наблюдений за успехами детей, срезовых заданий, текущего контроля в процессе индивидуальной или групповой работы, индивидуальных и групповых бесед с детьми, с родителями и   воспитателями, анализа достижений детей на конец учебного года.

Оценочные материалы, диагностические карты, описание заданий для проверки усвоения программного материала (Приложение № 1, 2).

Способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы основаны на целевых ориентирах ФГОС ДО. 

Уже на первом занятии можно очень многое узнать о ребѐнке:

 - состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

- развитие познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас-спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

- общая осведомленность (как много предметов из набора игрушек ему не знакомы);

- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока ребенок строит свою сказочную страну, можно

выяснить:

- степень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи,

лексику), если ребенок говорящий;

- степень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в

песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,

устойчивость);

- стиль семейных отношений (диалоги между героями);

-степень развития таких психических процессов, как произвольная и не-

произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

          В конце занятия педагог выясняет следующее:

- степень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по

местам, доводит ли дело до конца);

- степень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

- умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для

каждой игрушки), сообразительность;

6. Методические материалы.

Методы и приёмы работы с детьми:

Программа предполагает использование следующих педагогических технологий:

- деятельностного подхода (опора на ведущий вид деятельности - игру);

- индивидуального подхода;

- системности (затрагиваются все стороны психофизического развития

ребенка);

- последовательности изложения материала  (его подача от простого к

сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);

- интегративности  (соединение различных видов деятельности в единый

комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности).

- Фотографии детских рисунков, изображенных на песочных столах;

- Подборка слайдовых презентаций, мультфильмов рисованных в технике

песочного рисования;

- Специальная, справочная и методическая литература;

- Наборы наглядных пособий по темам программы;

- Методические разработки и памятки по использованию песочной терапии в

развитии речи детей;

- Конспекты занятий, подборки текстов сказок, рассказов, стихотворений,

чистоговорок, пальчиковых игр, игрового массажа.

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный метод;

- проблемный метод;

- эвристический поисковый.

выбрать самостоятельно).

Методические приемы, которые наиболее благоприятно способствуют

активизации креативного мышления детей:

- обеспечение ситуации успеха;

- прием аналогий и ассоциаций;

- прием презентаций;

- эмоционально-ассоциативный;

- комбинирование и трансформация;

Использование здоровьесберегающих технологий:

- дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика.

- пальчиковые игры со словами,

- гимнастика для глаз,

- физкультминутка, динамические паузы.

7.Организационный отдел.

7.1. Календарный учебный график

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

(неделя/месяц/уч. период)

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.11.2021 – 31.05.2022

56

1/8/56

28.12.2021 – 09.01.2022

Диагностика проводится в начале и  конце года

7.2. Материально-техническое обеспечение программы

Дидактический материал:

  • Кварцевый песок белый и желтый;
  • Лопатки пластмассовые;
  • Палочки тонкие;
  • Кисточки широкие;
  • Цветные камешки;
  • Трафареты;
  • Мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов);
  • Воронки;
  • Антистатик.

Техническое оснащение занятий:

  1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

- световые столы.

2.  Материалы и  инструменты:

- просеянный песок;

- песок цветной;

- цветные камни;

- кисточки и пр.

        Материально-техническая база:

  • Цветовой песочный стеклянный стол или планшет 35Х50см;
  • Шнур s-video (5 метров);
  • Видео камера;
  • Проектор с экраном или плазменная панель;
  • Подключение к электричеству — 220 Вт.;
  • магнитофон с выходом для USB, для музыкального сопровождения занятий.
  • USB-устройство.
  1. Кадровое обеспечение реализации программы.

Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

  1. Список литературы.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Методическими материалами служат публикации, пособия, специальная литература:

1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.2000.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006

4. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002

6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000

7.Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития:

Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007

8.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006

9. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские

лекции. – СПб, 1998

10.Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998

11. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007

12. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001

 Литература для родителей и детей:

1. Батня Р. Миры на песке. Рига: RaКа, 2010

2.Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей

раннего возраста. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015

3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. –М.: Инт.2010

4. Макарова Е.А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочной

стране». Санкт-Петербург. 2014

5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые

секреты успешной работы. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014;

Приложение 1

               Мониторинг детей в начале учебного года.

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

Что это может быть? (зрительно)

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг,  звезда, буква «Х». они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

Рисование «Чего на свете не бывает?»

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плавает по воздуху, звёзды ходят по земле, паук разговаривают, дома сами ходят и пр.

«Что не дорисовано?»

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, - оценка целостного восприятия.

Диагностика мелкой моторики пальцев рук

Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Педагог садится за стол напротив ребёнка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребёнка и просить его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Ребёнок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для 7-летнего ребёнка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребёнок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.

Тест «Силуэты»

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания – 15 минут.

Показатели для ребёнка 6-7 лет: называет 15 предметов – высокий уровень, 10-12 предметов – средний, 5-6 предметов – низкий.

Тест «Дорисуй предметы»

Ребёнку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 минут.

Показатели для ребёнка 6-7 лет: называет 12 предметов – высокий уровень, 8-9 предметов – средний, 5 предметов – низкий.

Приложение 2

Итоговой мониторинг в конце учебного года

Фамилия, имя ребёнка

Активность и самостоятельность в рисовании

Умение находить способы изображения, передавать в работах свои чувства

Уровень тревожности, развитие психических процессов.

Уровень формирования мелкой моторики

п/п

Ф.И. ребенка

                   Параметры диагностики

Цветовое восприятие

Передача формы

Передача величины

Пространственная ориентация

Худож-эстетическое развитие

Творчесике проявления

нояб

май

нояб

май

нояб

май

нояб

май

нояб

май

нояб

май

1

Приложение 3

Упражнения для развития мелкой моторики

«Гроза»

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали

Пауков перепугали

Дождик застучал сильней

Птички скрылись средь ветвей

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора

В небе молния сверкает

Гром всё небо разрывает

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце!

Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу

Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки

Постучать по столу всеми пальцами обеих рук

Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе

Сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук

Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони

Нарисовать пальцем в воздухе молнию

Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши

Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами

«Цветочки»

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки

Вот розан, герань, толстянка

Колких кактусов семья

Их польём мы спозаранку

Я и все мои друзья

Сжимают и разжимают кулачки

Показывают ладошками «горшочки»

Поднимают ладошки вверх вертикально

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого

Поливают из воображаемой лейки

Складывают ладони обеих рук

«Колокольчик»

Дон-дон-дон, -

Колокольчик звенит.

Ля-ля-ля, -

Что-то он говорит.

Динь-динь-динь, -

Наклоняет головку

Бом-бом-бом,-

Растрепал прическу

Дзынь-дзынь-дзынь, -

Солнцу он улыбнулся.

Наконец-то проснулся.

Пошевелить пальчиками обеих рук

Поднести указательные пальцы обеих рук ко рту

Опустить ладошки

Провести ладошками по волосам

Улыбнуться и похлопать в ладоши

Постучать пальцами одной руки о пальцы другой руки.

Приложение 4

Развивающие кинезиологические упражнения

«Колечко»

              Ребёнок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ребро – ладонь»

             Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.

             Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Зеркальное рисование»

        Ребёнку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

«Ухо – нос»

            Ребёнок по показу взрослого, а затем самостоятельно берётся левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо.  Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение повторяется несколько раз.

«Снеговик»

          Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них – только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. в конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

«Часики»

   Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

«Рожицы»

    Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щёк, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

«Водный велосипед»

    Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнёра и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

Приложение 5

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра «Тень»

     Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребёнка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребёнок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребёнка, который то сорвёт цветок на обочине, то нагнётся за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т.д.

Игра «Запретный номер»

    Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа хлопают в ладоши.

Игра «Вот он какой»

     Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью вызительных жестов «рассказывает» о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заострённый, круглый, мелкий, длинный, короткий.

Упражнение «Моё настроение»

     Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать своё настроение и распознавать настроение других. Ребёнку предлагают поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении – всё зависит от фантазии и желании дошкольника.

Упражнение «Общение в паре»

     Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шёпотом рассказывает о чём-нибудь, потом спрашивает другого, о чём он говорил. Рассказывая, ребёнок должен попытаться описать свои ощущения.

 Упражнение «Зеркало»

      Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах  и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т.д.

Упражнение «Танец под музыку»

     Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дет садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка – дети встают, ребёнок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение «Рисование на спине»

     Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребёнок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, ёлка, солнце, лесенка и т.д.; другой ребёнок должен отгадать, что это.

Приложение 6

Описание техник.

Техника закидывания.

 Используется для создания тёмного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла , к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.  

Техника засыпания.

   Используется для создания затемнённых поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на тёмных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щёлочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем тёмную поверхность на нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.

Техника насыпания.

     Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему.рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения тёмных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания.

    Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на неё, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Дл получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

Техника процарапывания.

     Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша от фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.

Техника отпечатка.

Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расчёску, кисти, картонку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

Программа дополнительного образования " Бумажная фантазия"

Пояснительная записка Введение В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кист...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...

Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...