ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
материал (младшая группа)

Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для того чтобы ребенок развивался физически и психологически здоровым, необходимо создать в группе благоприятные условия, а именно предметно – развивающую среду. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие ребенка к самообучению, способствует утверждению чувства уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ermolova.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для того чтобы ребенок развивался физически и психологически здоровым, необходимо создать в группе благоприятные условия, а именно предметно – развивающую среду. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие ребенка к самообучению, способствует утверждению чувства уверенности в себе.

Поступление ребенка в детский сад – это очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его родителей. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). Как правило, это вызывает у взрослых серьезную тревогу. В семье ребенок привыкает к определенному режиму, к способу укладывания, кормления, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями и привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Для нас, педагогов, главное, чтобы дети справились с трудностями привыкания к незнакомой среде на уровне легкой адаптации. Малыши делают первые шаги в познании окружающего мира. И очень важно, чтобы окружающая обстановка встречала их нужными и интересными предметами, игрушками, вещами, т.е. правильно организованной предметной средой.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Результатами адаптации будет свидетельствовать положительный эмоциональный настрой детей раннего возраста, их желанием посещать детский сад.

Современная развивающая предметно-пространственная среда неотъемлема от инновационных форм и методов работы, требующая от педагогов профессиональной компетентности. Именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Современные исследователи отмечают значимость для маленьких детей социальных условий жизни, так как современный интерьер и дизайн внутренних помещений детского сада: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Условия - фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. При формировании среды большое значение имеет её познавательная ценность для детей раннего возраста: расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью.

Развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В процессе различных видов деятельности происходит познание свойств, качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанные с ориентировкой в окружающем. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Сакулина.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия.

Огромные возможности педагогического воздействия на ребенка несет в себе предметно-развивающая среда - она воспитывает и развивает малыша, способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность ребенку испытывать использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Ребенок будет развиваться успешнее, если взрослые создадут многообразную окружающую среду вокруг него и научат обращаться с ней, выступая в роли партнера.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда, представляет собой систему условий социализации и индивидуализации для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности. Среда, создана таким образом, чтобы дети развивались полноценно, воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир.

Предметно – развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом в центрах активности, которые способствуют обогащению новыми впечатлениями и знаниями, побуждают к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста. Мы, активно работаем над пополнением и обновлением необходимого игрового и обучающего материала, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей.

Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать. Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Активная игровая деятельность познавательного развития широко раскрывается в центрах:

Сенсо - моторики, центре песка и воды.

Отдельным восхищением детей, деятельной активностью, пользуется РС «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

  1. Центр сенсорики

Ранний возраст – самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Оно является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Таким образом, основной задачей раннего развития ребенка 2-3 года, является развитие сенсорики мелкой моторики и координации движений.

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие основные принципы:

- соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;

- статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребенку защищённость и надежность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативе);

- гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определенные игры и игрушки в любую часть группы);

- комфортность и безопасность (надежность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой);

- открытость и закрытость (предполагает организацию определенного порядка в пространстве);

- тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий).

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.);

-  развитие мелкой моторики рук;

-  снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-  активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметовно и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений. Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.

В нашем центре представлен следующий игровой материал:

Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, юла, заводные машинки, шумовые коробочки и т.д.)_

Пирамидки разного размера

Игрушки–тренажеры:

вкладыши, шнуровки, молнии, застёжки;

Мягкие игрушки;

Домино, лото, мозайки;

Сортеры.

- Рукотворные игры сенсорного направления (облака с капельками фруктовое дерево, человечки)

  1. ЦЕНТР ВОДЫ И ПЕСКА

Первые социальные игры ребенка возникают именно в песочнице. Строя что-то из песка, ребенок передает мир своей души, полон фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна.

Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей. Детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как «много»- «мало», «быстро-медленно», «короткий- длинный», «высокий- низкий».

Малыши проводят эксперименты: льют, пересыпают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Дети видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты.

Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.

Исходя из потребностей детей, мы ставим перед собой следующие целевые ориентиры:

- снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;

- установить доверительные отношения между педагогом и малышами;

- помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

- помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;

- осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения детей;

- способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный опыт малышей;

- обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

   Очень важно, до начала занятий, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой и песком:

- нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. 

Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

   Для организации водных игр необходимо:

-  обеспечить безопасность и комфортные условия для детей;

- вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

- емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

- материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, на полках.

- после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

  Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.

    Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

  1. РС «Фиолетовый лес»

Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально - творческого развития дошкольников.

         Одним из средств интеллектуально - творческого развития ребенка является игровая технология В. В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес».

 Цель технологии - развитие познавательно - творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса - познания - творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально - творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.  

Важно, что среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования с среде ФГОС ДО.

Во - первых обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

Во - вторых данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

В - третьих «Фиолетовый лес» среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная

Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

 Развивающая среда «Фиолетовый лес» обеспечивает, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.

Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх: « А что лишнее», «С какого дерева  выпал листик». и др.

Игровые действия в играх - это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности. Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Совершенствуем эталоны  цвета, учим группировать по цвету, размеру, по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.        

Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры используем семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи.

Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича.

 Логическое мышление развиваем увлекательной игрой - двухцветным квадратом. Сгибая квадрат пополам по горизонтали, по вертикали у малышей получаются разные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник. В итоге получаем образное название фигур: «как горка», «как шоколадка», «как лодка» и др.

                 В игровой и творческой деятельности поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации.

  Следует отметить, что игровое общение воспитанников важно для развития коммуникативной деятельности, навыков общения с другими детьми, взрослыми.

С помощью игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект.

    Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы  включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к  практическим  методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.

 Учитываем индивидуальные потребности ребенка, выстраиваем образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат

 Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию. В итоге ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».

Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, явлениями природы, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Пора мишке спать» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.  В самостоятельных играх закрепляем дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально - творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

    Необходимым в своей работе считаем взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В.В, Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому проводим с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и применению игр, родительские университеты. Научили, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В.Воскобовича.      

Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО - сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально - творческом развитии.

 

Насыщенность среды - игровая зона, по познавательному развитию детей, оснащена наглядным и действенным материалом, картинками, схемами, игрушками и оборудованием. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В нашей группе есть правила, взял, поиграл, положи на свое место. Каждая игра или игрушка живет на своем месте, это ее дом и поэтому необходимо все вернуть на место. Очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально использовать игровое оборудование. Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности. Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно - пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация среды в группах раннего возраста. Художественное развитие

  Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразитель...

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста по развитию слухового восприятия, внимания и памяти.

В данном материале представлена разработка НОД с детьми раннего возраста в виде путешествия...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интер...