Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»
методическая разработка
В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_nalivina_n.v.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»
Н.В. Наливина, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34», г. Нижний Новгород |
Представляю свой опыт практических достижений по теме «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр».
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного восприятия в группе раннего возраста, т.к. именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях действительности.
Правильное восприятие формы, цвета, величины, качеств и свойств необходимо для успешного освоения всей сенсорной культуры в целом.
Исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (А.П. Усова, Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М.Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков, Сохина Ф.А, Д.Б. Э.Г. Пилюгина, Л.Н. Павлова, К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Т.Е.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Развитие сенсорных способностей ведёт к целостному восприятию мира (способности получать новую информацию из окружающего мира и фиксировать ее) - успешный ребенок.
Поставила цель: развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр.
Определила задачи:
- Учить различать предметы по форме, выделять цвет, привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров.
- Развивать умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по сенсорным признакам.
- Стимулировать любознательность.
- Способствовать развитию активного словаря.
- Содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости и развитию интереса к дидактическим играм.
Использование дидактических игр повышает эффективность развития представлений о сенсорных эталонах, способствует познанию целостной картины окружающего мира, созданию оптимальных условий для развития самостоятельной, творческой личности. Поэтому нужно создавать благоприятные условия для сенсорного развития детей раннего возраста в тесном сотрудничестве с семьёй в образовательном пространстве ДОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к условиям реализации образовательной программы. Одно из этих требований – создание развивающей предметно-пространственной среды, которая может являться эффективным средством сенсорного развития детей в детском саду. Так как успешность познавательного, физического и эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то наша проблема состоит в том, как использовать окружающую детей среду, какие пособия, игры внести, чтобы обеспечить возможность организованной и самостоятельной деятельности детей по формированию сенсорных эталонов.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда для успешного развития представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни. Были приобретены игры, пособия, большая часть дидактического материала изготовлена своими руками.
Изготовлены дидактические игры: «Цветные корзиночки», «Занимательный кубик», «Улей с пчелками», «Веселая пчелка», «Аквариум», «Цветные ведерки», «Мозаика», «Домик с окошками», «Разложи крышечки по цветам», напольный сортер, напольное домино, «Мягкий конструктор», «Сверни змейку», карточки-схемы, игрушки-оперирования, игрушки-персонажи, музыкальные игры, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для подвижных игр.
Разработана система дидактических игр для воспитанников третьего года жизни по развитию представлений о сенсорных эталонах (форме, цвете, величине):
- игры на развитие представлений о форме («Закрой окошечки», «Выключи свет», «Бусы для мамы», «Выложи узор»);
- игры на развитие представлений о цвете («Разноцветные кирпичики», «Грибочки», «Цветочная полянка», «Курочка и цыплята»);
- игры на развитие представлений о величине («Большой - маленький», «Бусы», «Башенки», «Соберем пирамидку»).
Источником явились игры, опубликованные в разных изданиях. Однако, все они переработаны в плане конкретизации, изменения, дополнения задач, игровых действий, персонажей, материала.
Организация педагогического процесса по развитию у воспитанников третьего года жизни представлений о форме, цвете, величине посредством дидактических игр осуществляется в совместной деятельности и самостоятельной деятельности.
Занималась поиском наиболее эффективных способов и методов работы с детьми для достижения положительного отношения и устойчивого интереса. В организации педагогического процесса использовала следующие методы и приемы.
Сенсорное развитие на занятиях (с использованием дидактических игр) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений воспитанники учились:
- соотносить предметы 2-х заданных форм при выборе из 4-х (д/и «Закрой окошечки», «Выключи свет»)
- раскладывать однородные предметы по цвету (д/и «Разноцветные кирпичики»), соотносить предметы 2-х заданных цветов при выборе из 4-х (д/и «Грибочки», «Цветные полянки»).
При их выполнении ребенок не решал мыслительные задачи, связанные с необходимостью выделения признака, объединяющего предметы, а выполнял задание на сенсорное восприятие.
Знакомство с величиной осуществлялось через следующие дидактические игры: «Большой - маленький» (раскладывание однородных предметов разного размера на 2 группы); «Бусы» (чередование предметов по величине); «Башенки» (упорядочение предметов от самого большого до самого маленького).
Обучение проводила с неоднократным обращением к уже проведенным ранее занятиям с учетом новых знаний детей, с широким варьированием используемого дидактического материала.
Развитие представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр проходило в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.
Умения, которые дети приобрели на занятиях, обязательно закрепляла в речи, при ознакомлении с окружающим и в продуктивных видах деятельности.
На занятиях по рисованию дети также, знакомились с цветом, формой и величиной (рисовали «Огоньки вечером», украшали елку бусами, закрепляя представления о цвете и форме предметов), игру «Кубики большие и маленькие» в ходе организованной образовательной деятельности по физическому развитию, закрепляя понятие величины.
В музыкальной деятельности использовались игры с цветными платочками, игры со снежными комочками для закрепления представлений о цвете, форме, величине.
Для индивидуальной работы использовались дидактические игры, в том числе изготовленные своими руками. Дети с удовольствием подбирали чашки и ложки трем медведям, собирали пирамидки (величина), выкладывали дорожки по цветам для машин (цвет). Из шерстяных ниток мы выкладывали геометрические фигуры (форма).
В игровых ситуациях закрепляли понятия о величине «Кукла большая – кукла маленькая», форме «Грузовик везет грузы», цвете «Куклы пьют чай».
В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления через различные дидактические игры.
Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями: День открытых дверей, Персональный сайт воспитателя, мастер-класс, игротека выходного дня, информационно-консультационная деятельность в родительских уголках, по электронной почте, на официальном сайте Учреждения, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития детей по обозначенной проблеме.
Результаты профессиональной педагогической деятельности показывают положительную динамику: дети умеют различать предметы по форме, цвету, обращают внимание на предметы контрастных размеров, умеют сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по сенсорным признакам.
Результаты дают возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Дидактические игры в разных видах деятельности повышают сенсорную культуру детей раннего возраста и развивают восприятие цвета, формы, величины.
Предложенная система работы с использованием дидактических игр обеспечивает эффективное развитие представлений у воспитанников третьего года жизни о сенсорных эталонах и выступает предпосылками математического развития дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию сенсорной культуры с воспитанниками третьего года жизни "Мы идем в лес"
Занятие способствует формированию у детей интереса к восприятию цвета, величины предметов....
Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...
Выступление из опыта работы «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды»
В опыте представлена система работы по развитию интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры-этюды....
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игрРаботая с младшими дошкольниками, я заметила, что не все дети хорошо различают цвета ...
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...
Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создава...
- Мне нравится (1)