Выступление на тему: «Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни посредством дидактических игр в аспекте реализации ФГОС ДО»
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни посредством дидактических игр в аспекте реализации ФГОС ДО»
Жизнь во всех своих проявлениях становится все разнообразнее и сложнее, чем она дальше, тем больше требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиваться того, чтобы ребенок рос не только здоровым и крепким человеком, но и человеком думающим, способным на творческий подход к любому делу. Решению этой задачи способствует в определенной степени сенсорное воспитание.
При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов. Роль взрослых при этом заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными.
Я работаю в группе раннего возраста и хочу познакомить вас со своим небольшим, но опытом работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Наряду с совместной образовательной деятельностью большое значение имеет правильная организация свободной игровой деятельности, которая является эффективным средством познания окружающего мира.
Для этого нужна правильно подобранная развивающая среда. С нее я и начала свою работу. Мною были созданы дидактические модели, игровые пособия, игры, настенные панно, дидактический уголок. Создание таких игровых модулей в разных зонах позволило детям закрепить знания основных сенсорных эталонов, полученных при проведении совместной образовательной деятельности. Особое внимание я уделила играм на развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Я заметила, что дети интересуются пуговицами на одежде , липучками, шнурками, разными застежками, поэтому решила сделать сенсорное панно для развития мелкой моторики ,где все эти элементы присутствуют. Сшила маленькие мешочки, у нас их 10 , которые наполнила горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. А также пособия помогают изучать понятия "легче- тяжелее", "больше- меньше", "тише- громче". Очень интересны детям игры с прищепками.
Есть у нас в группе небольшой сухой бассейн, сделанный своими руками, который наполнен предметами овальной формы. Эти предметы воздействуют на различные точки кистей, пальцев, ладоней, когда дети соприкасаются с ними. Помогают формировать основные сенсорные эталоны: форму, величину, материал, вес, звук; помогают воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимают эмоциональное напряжение.
При организации сенсорного уголка я в первую очередь продумала его место в групповом помещении, так чтобы он был удобным и доступным для детей. В уголке находятся пирамидки, вкладыши разного вида, кубики основных цветов, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, дидактические игры, мозаика, матрешки, которые помогают знакомить детей с сенсорными эталонами.
Малыши изучают форму двумя способами. Зрительное восприятие формы достигается путем знакомства с такими пособиями, как « Закрой окошко», «Помоги фигуркам найти домик» , «Почини автобус», «Цветные воротца» различные вкладыши. Осязательное восприятие формы изучается с помощью любимой всеми малышами игры « Чудесный мешочек», где дети на ощупь определяют содержимое мешочка. Это могут быть знакомые детям игрушки разных форм, мячики, кубики.
Наибольшую трудность для детей представляет - выбор по цвету. Поэтому сначала стараюсь сформировать представления у детей об основных цветах.
Этой цели служат такие приемы, как приложение, наложение, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Провожу дидактические игры и упражнения : « Разноцветные ленточки» , « Разложи по цвету» , « Разноцветные колечки», « Фонарики».
Познакомиться с сенсорным эталоном — величиной помогают детям игры с матрёшками.
Детям нравятся вязаные игрушки, так как они яркие привлекательные. Пришлось заняться вязанием. Так у нас появилась вязаная игрушка бабушка Ариша. Дети очень привыкли к ней. Бабушка Ариша помогает нам изучать , какие животные живут в деревне, овощи и фрукты, понятия «большой - маленький», « много- один» и т.д.
Кроме сенсорного уголка есть у нас в группе уголок экспериментирования. Периодически предоставляю в распоряжение детей воду. Это прекрасный материал для игр, экспериментирования. Играя с водой, дети получают температурные ощущения, представления о плавающих и тонущих телах, об отражении в воде, приобретают трудовые навыки. Конечно, летом на площадке это сделать проще, но и в группе играть с водой необходимо. Вода – существенный фактор в развитии ребенка, и лишать его этого фактора нельзя.
Я провожу такие игры как: «Спасатели», «Что как плавает», «Капитаны», «Тёплый – холодный» и т. д. Из всего арсенала игр с водой, наиболее интересной для детей, является игра с мыльными пузырями. Малыши пускать пузыри сами не могут. Это делаю я. Это прекрасное зрелище, воспринимаемое малышами радостно и эмоционально.
Формированию сенсорных представлений я уделяла внимание в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращала внимание на цвет одежды ребенка: - «Ангелина, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Вадик, сегодня в желтой футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда желтого цвета. Во время режимных моментов - на цвет, количество, размер предметов. В утренние часы, когда в группе один – два ребенка обязательно проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр.
Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, садились заниматься с вопросом: - «А во что мы сегодня будем играть?», просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия. Когда за некоторыми детьми приходили родители, дети просили немного подождать, пока они закончат игру.
Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании рассказала, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие ребенка, показала родителям игры, которые уже есть в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации о сенсорном воспитании детей, проводила беседы. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.
В конце года мною была проведена итоговая диагностика, которая выявила хороший уровень сенсорного развития детей.
Результаты диагностического исследования показали, что дидактические игры являются эффективным средством формирования сенсорных представлений и должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"
Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"...
Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
Формирование сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Основной образовательной программой дошкольного образования определен тот объем сенсорных зна...
Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр
Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...
Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»
В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...
"Развитие мелкой моторики пальцев и тактильно - сенсорного опыта у детей третьего года жизни посредством самодельных игровых пособий"
В данной презентации раскрывается вопрос: "Что такое мелкая моторика?", а также дается описание пособий, которые помогают ее развивать.....