Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
учебно-методический материал по математике (младшая группа)
Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире, и как известно, что в дошкольном возрасте, ведущий вид – это игра и именно через игру дети усваивают всю информацию быстрее, я решила, что лучше всего будет помочь моим воспитанникам развить понятия о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире, и как известно, что в дошкольном возрасте, ведущий вид – это игра и именно через игру дети усваивают всю информацию быстрее, я решила, что лучше всего будет помочь моим воспитанникам развить понятия о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения.
Цель моей работы : развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб через дидактические игры и упражнения;
2. Способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах средствами дидактических игр и упражнений;
3. Способствовать применению полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;
4. Создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей эффективность работы по развитию представлений о геометрических фигурах;
5. Повышать компетенции семей воспитанников по вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.
Работа по развитию у детей представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством игр и упражнений проходила в 3 этапа:
1. Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми;
Анкетирование семей; воспитанников;
Анализ РППС;
Разработка перспективного плана, обеспечивающего развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;
Разработка перспективного плана работы с семьями воспитанников по развитию представлений о геометрических фигурах у дошкольников;
Разработка конспектов ООД математического содержания;
Разработка картотеки дидактических игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.
2. Основной этап:
Реализация системы работы по развитию представлений детей 4-5 лет о геометрических фигурах;
Организация ООД математического содержания;
Продуктивная деятельность;
Проведение индивидуальной работы с детьми;
Беседы, подвижные, дидактические, интерактивные игры по теме.
3. Заключительный этап:
Обогащение РППС руками родителей и детей;
Реализация проекта;
Самостоятельное применение полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности.
Для успешной работы по этой теме мной была разработана система работы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений, которая включает три раздела.
I РАЗДЕЛ
«В стране геометрических фигур»
Цель: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб.
На этом этапе работы с ребятами были проведены:
• Игровая ситуация «В стране геометрических фигур».
• Дидактическое упражнение «Назови фигуру».
• Конструирование «Собери башню».
• Дидактическая игра «Покажи фигуру».
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
• Подвижная игра «Найди свой домик».
• Дидактическая игра «Подбери заплатку для ковра»
• Подвижная игра «Автомобили».
• Три квадрата
• Назови одним словом
• «Подбери фигуру»
• Аппликация «Геометрические бусы».
• «Геометрическое лото»
• «Каждой фигуре свой домик»
• «Подбери по форме»
II РАЗДЕЛ
«Какие разные фигуры»;
Цель: способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах.
Во втором разделе вместе с ребятами начали знания закреплять, ребята уже более или менее запомнили фигуры, стали меньше их путать, и стали более заинтересованы в играх и упражнениях на эту тему.
• «Помоги исправить ошибку».
• «Поезд с геометрическими фигурами»
• «Фигуры»
• «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»
• «Угадай, что спрятали?»
• «Веселые шары»
III РАЗДЕЛ
«Много знаем о фигурах»
Цель: Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Ребята на этом этапе были более самостоятельнее, они сами подходили и брали знакомые им игры, сами интересовались этой темой, начали сравнивать группы предметов, находили в группе все больше предметов определенной геометрической формы и да же на улице ребята замечали, что геометрические фигуры присутствуют и на улице.
• «Что бывает такой формы?»
• «Подбери фигуру»
• «Посмотри вокруг»
• Аппликация «Соберем бусы»
• «Сколько нужно геометрических фигуры для изображения этого рисунка?»
• «Как расположены фигуры»
• «Выложи из счетных палочек такую же фигуру»
• «Расскажи про свой узор»
• Рисование «На что, похоже, дорисуй»
• «На что похожа фигура»
• «Геометрическое лото»
• «Геометрическое домино»
• Подвижная игра «Лото».
• Игровая ситуация «Овощной магазин».
В течении всего года мы с детьми играли не только в дидактические игры, но так я помогала им усваивать информацию через подвижные игры, но подвижные игры были связаны не только с двигательной активностью, а и с знаниями детей о геометрических фигурах.
В феврале я провела родительское собрание дистанционно, через ЗУМ на тему: «Стимулируем познавательную активность дошкольников» (просмотр занятия по ФЭМП) Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития детей. Повышение педагогической культуры родителей. Формирование у родителей знаний о стимулировании познавательной активности у детей.
В марте мной была создана Папка – ЛЕПБУК для родительского уголка «Геометрические фигуры»
Цель: рассказать родителям о важности развития у ребёнка знаний о геометрических фигурах.
Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.
В течении всего года я делала для детей дидактические игры, в конце года ребята уже сами выбирали во что им играть, им очень нравились новые дидактические игры, так как они были разнообразны, яркие, красивые.
В конце года, был разработан проект совместно родителей и детей «Геометрическая история», в нем приняли участие родители вместе с детьми. Мной было предложено родителям вместе с детьми придумать и обыграть геометрическую историю или сказку. Способы были различные, кто-то написал стихотворение о геометрических фигурах, кто-то придумал сказку и обыграл ее, а кто- то даже записал видео из рисунков, и да же одна девочка была записана на видео, как она рассказывает геометрическую историю.
Так же мною были разработаны :
перспективный план, обеспечивающий развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения;
перспективный план работы с семьями воспитанников по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;
Разработаны конспекты ООД математической направленности;
«Путешествие в страну геометрических фигур», «Геометрические фигуры», «Геометрическая страна» ;
Разработаны консультации для родителей: «Знакомим детей с геометрическими фигурами»; «Геометрические фигуры и форма предметов» (через Д/И)», «Роль д/и по ФЭМП для детей»; «Форма» (через Д/И); «Математика дома»; «Дидактические игры на развитие знаний о геометрических фигурах».
Разработаны картотеки :
- дидактических игр и упражнений по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;
- интерактивных игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.
В результате изучения темы:
«Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей.
Однако следует помнить, что расширение геометрического опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
В результате проведенной работы, были достигнуты следующие результаты:
1. Дети различают и называют геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб;
2. У детей сформированы обобщенные знания о геометрических фигурах (умеют группировать предметы по форме круг, квадрат, треугольник независимо от размера и цвета фигуры);
3. Дети применяют знания о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;
4. Развивающая предметно - пространственная среда пополнилась дидактическими играми математического содержания;
5. Семьи воспитанников проявляют интерес к вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.
Перспективы на следующий год:
Продолжить работу по теме : «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе);
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
Изучить новинки методической литературы;
В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.
Выводы:
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (конус, пирамида).
1. Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
2. Михайлова, З. А., Носова, Е. Д., Столяр А. А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
3. Федеральный государственный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 36»
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка-Синтез, 2018
7. Помораева И. А., В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений
8. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т. В. Тарунтаева - М. : Просвещение, 2003.
9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005
10. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
выпускная аттестационная работа...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...
«Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр»
Дошкольный возраст - короткий, но очень важный период становения личности : именно в этот период ребенок преобретает первоначальные знания об окружающем мире....
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к миру природы".
Обобщение опыта работы...
Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»
В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...
Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происх...