Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Звягина Ольга Николаевна

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

 

Звягина О.Н., воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга»

 

Слайд 2

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка.

Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений.

Слайд 3

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов могут выступать:

Цвета (шесть основных цветов)

Формы  (геометрические фигуры)

Величины (метрическая система  мер).

Для сенсорного развития детей раннего возраста мы эффективно используем развивающую среду  "Фиолетовый лес" В. Воскобовича.                                                                                                         

Формой реализации материалов В. В. Воскобовича является игра, которая обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.  

Данное пособие это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого и ребёнка. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости. Применение игр с пособием «Фиолетовый лес», помогает формировать представления о сенсорных эталонах цвета.

Так как мы работаем с самыми маленькими детьми дошкольного возраста, предлагаем вашему вниманию игры для раннего возраста.

Слайд 4

          Игра 1: «Дождик, дождик – лей, лей!»

          Задачи: познакомить детей с синим цветом и размерами (большой – маленький).

Материалы и оборудование: панно «Фиолетовый лес», набор капелек, солнышко, тучка.

Игровая ситуация:

В лесу давно не было дождя. А ведь его ждут все обитатели леса и растения. Давайте вместе позовём дождик и покажем, как он пошёл.

Задание: Прикрепить капельки ниже тучки, которая закрыла солнышко.

Слайд 5

Игра 2 «Помоги ёжикам собрать листочки»

Задачи: закреплять умения выделять признак – большой и маленький;

развивать умения группировать по размеру и цвету.

Материалы и оборудование: панно «Фиолетовый лес», листочки двух размеров разного цвета, ёжики двух размеров (большой и маленький).

Игровая ситуация: ёжики гуляли по лесу и увидели много опавших листочков. Ёжики решили украсить и утеплить листочками свои дома (норки). Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежам.

Задание: одеть на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому – маленькие; одеть на колючки большому ежу красные листочки, маленькому жёлтые листочки.

Слайд 6

Игра 3 «Украсим деревья листочками»

Задачи: закреплять представлений об основных цветах:

красный, зеленый, синий и желтый;

- развитие умения группировать листья на основе

цвета (красный-зеленый и синий-желтый)

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», фигурки деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация. Ночью в лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Давайте украсим деревья листочками.

Слайд 7                                                                                                                      

Игра 4 «Подарим гномам осенний букет»

Задачи: закреплять знания основных цветов, развивать умения группировать по цвету.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», набор листочков красного и жёлтого цвета, гномики Кохле, Желе.

Игровая ситуация: в лесу гуляли гномики и решили собрать букет из осенних листьев.                                                                                                                                                                   Задание: помоги гномикам собрать букет по цвету, Кохле из красных листочков, а Желе из жёлтых.

           Слайд 8

           Игра 5 «Откуда выпал листик»

          Задачи: подобрать листочки в нужные отверстия.

           Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», дерево вкладыш, листочки.

          Игровая ситуация: Мишик прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем Мишику поставить листочки на место.                    Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.

           Слайд 9

           Игра 6 «Продолжи узор»

           Задачи: закреплять знания основных цветов, умения чередовать по цвету.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», медвежонок Мишик, наборы «Цветы» 2-х (3-х, 4-х цветов).                                                                  Игровая ситуация: Ветерок испортил узор из цветочков, который сделал Мишик. Надо ему помочь восстановить разноцветную дорожку.

         Задание: Продолжить узор (ряд из повторяющихся цветочков)                   

         Слайд 10

         Игра 7 «Нарядим ёлочку»

         Задачи: закрепить основные цвета и размеры.

         Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», фигура ёлочки и мелкие разноцветные детали из комплекта (листики, капельки, грибочки, цветочки и пр.).

         Игровая ситуация: Скоро Новый год. Надо помочь лесным зверушкам нарядить ёлочку.

          Слайд 11

          Игра 8 «Разноцветные бусы»

          Задачи: умение чередовать по цвету.

          Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», медвежонок Мишик, наборы «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные кружки»

Игровая ситуация: медвежонок Мишик решил подарить маме бусы, но пока он до неё шёл, случайно порвал бусы и очень расстроился, все бусинки перемешались.                                                                                                   Задание: помоги Мишику собрать бусы по цвету и прикрепить на верёвочку.

Слайд 12

Игра 9 «Листопад»

Задачи: закрепить цвета (красный, жёлтый, зелёный)

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», листики желтого цвета.

Игровая ситуация: галчонок Каррчик не знает, что такое листопад.

Надо поиграть с листочками, имитируя их падение с деревьев.

На панно дерево с листочками. Дети снимают по 1 листочку. Воспитатель произносит слова:

-Листопад. Листопад.    

 Листья желтые летят…

Дети передвигаются по группе (бег в рассыпную), а затем по команде воспитателя: - «Покружились, покружились и улеглись на землю», прикрепляют листочки на панно под деревом. Затем повторяют с красными листочками, зелёными листочками.

Слайд 13

Игра 10 «Цветочная полянка для Жужи»

Задачи: закрепить основные цвета и размеры.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», пчелка Жужа и мелкие разноцветные детали из комплекта (листики, капельки, цветочки).

Игровая ситуация: пчелка Жужа очень любит цветы, прилетела на полянку, а она пустая (грустная, без цветов). Надо украсить полянку цветами.

Задание: помоги Жужи украсить полянку цветами.

Слайд 14    

      По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию сенсорных эталонов цвета с посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Наблюдения за детьми показали возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволила ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получил определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширилось.

Таким образом, системное использование сенсорной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича  в группах раннего возраста является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию  детей 2-3 лет в соответствии с возрастными  и индивидуальными возможностями детей, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.           

 

                                          Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyagina_o.n._vyst._na_mo_-_kopiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

         Слайд 1

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Звягина О.Н., воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга»

Слайд 2

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка.

Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений.

Слайд 3

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов могут выступать:

Цвета (шесть основных цветов)

Формы  (геометрические фигуры)

Величины (метрическая система  мер).

Для сенсорного развития детей раннего возраста мы эффективно используем развивающую среду  "Фиолетовый лес" В. Воскобовича.                                                                                                        

Формой реализации материалов В. В. Воскобовича является игра, которая обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.  

Данное пособие это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого и ребёнка. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости. Применение игр с пособием «Фиолетовый лес», помогает формировать представления о сенсорных эталонах цвета.

Так как мы работаем с самыми маленькими детьми дошкольного возраста, предлагаем вашему вниманию игры для раннего возраста.

Слайд 4

          Игра 1: «Дождик, дождик – лей, лей!»

          Задачи: познакомить детей с синим цветом и размерами (большой – маленький).

Материалы и оборудование: панно «Фиолетовый лес», набор капелек, солнышко, тучка.

Игровая ситуация:

В лесу давно не было дождя. А ведь его ждут все обитатели леса и растения. Давайте вместе позовём дождик и покажем, как он пошёл.

Задание: Прикрепить капельки ниже тучки, которая закрыла солнышко.

Слайд 5

Игра 2 «Помоги ёжикам собрать листочки»

Задачи: закреплять умения выделять признак – большой и маленький;

развивать умения группировать по размеру и цвету.

Материалы и оборудование: панно «Фиолетовый лес», листочки двух размеров разного цвета, ёжики двух размеров (большой и маленький).

Игровая ситуация: ёжики гуляли по лесу и увидели много опавших листочков. Ёжики решили украсить и утеплить листочками свои дома (норки). Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежам.

Задание: одеть на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому – маленькие; одеть на колючки большому ежу красные листочки, маленькому жёлтые листочки.

Слайд 6

Игра 3 «Украсим деревья листочками»

Задачи: закреплять представлений об основных цветах:

красный, зеленый, синий и желтый;

- развитие умения группировать листья на основе

цвета (красный-зеленый и синий-желтый)

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», фигурки деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация. Ночью в лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Давайте украсим деревья листочками.

Слайд 7                                                                                                                      

Игра 4 «Подарим гномам осенний букет»

Задачи: закреплять знания основных цветов, развивать умения группировать по цвету.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», набор листочков красного и жёлтого цвета, гномики Кохле, Желе.

Игровая ситуация: в лесу гуляли гномики и решили собрать букет из осенних листьев.                                                                                                                                                                   Задание: помоги гномикам собрать букет по цвету, Кохле из красных листочков, а Желе из жёлтых.

           Слайд 8

           Игра 5 «Откуда выпал листик»

          Задачи: подобрать листочки в нужные отверстия.

           Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», дерево вкладыш, листочки.

          Игровая ситуация: Мишик прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем Мишику поставить листочки на место.                    Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.

           Слайд 9

           Игра 6 «Продолжи узор»

           Задачи: закреплять знания основных цветов, умения чередовать по цвету.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», медвежонок Мишик, наборы «Цветы» 2-х (3-х, 4-х цветов).                                                                  Игровая ситуация: Ветерок испортил узор из цветочков, который сделал Мишик. Надо ему помочь восстановить разноцветную дорожку.

         Задание: Продолжить узор (ряд из повторяющихся цветочков)                    

         Слайд 10

         Игра 7 «Нарядим ёлочку»

         Задачи: закрепить основные цвета и размеры.

         Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», фигура ёлочки и мелкие разноцветные детали из комплекта (листики, капельки, грибочки, цветочки и пр.).

         Игровая ситуация: Скоро Новый год. Надо помочь лесным зверушкам нарядить ёлочку.

          Слайд 11

          Игра 8 «Разноцветные бусы»

          Задачи: умение чередовать по цвету.

          Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», медвежонок Мишик, наборы «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные кружки»

Игровая ситуация: медвежонок Мишик решил подарить маме бусы, но пока он до неё шёл, случайно порвал бусы и очень расстроился, все бусинки перемешались.                                                                                                   Задание: помоги Мишику собрать бусы по цвету и прикрепить на верёвочку.

Слайд 12

Игра 9 «Листопад»

Задачи: закрепить цвета (красный, жёлтый, зелёный)

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», листики желтого цвета.

Игровая ситуация: галчонок Каррчик не знает, что такое листопад.

Надо поиграть с листочками, имитируя их падение с деревьев.

На панно дерево с листочками. Дети снимают по 1 листочку. Воспитатель произносит слова:

-Листопад. Листопад.    

 Листья желтые летят…

Дети передвигаются по группе (бег в рассыпную), а затем по команде воспитателя: - «Покружились, покружились и улеглись на землю», прикрепляют листочки на панно под деревом. Затем повторяют с красными листочками, зелёными листочками.

Слайд 13

Игра 10 «Цветочная полянка для Жужи»

Задачи: закрепить основные цвета и размеры.

Оборудование и материалы: панно «Фиолетовый лес», пчелка Жужа и мелкие разноцветные детали из комплекта (листики, капельки, цветочки).

Игровая ситуация: пчелка Жужа очень любит цветы, прилетела на полянку, а она пустая (грустная, без цветов). Надо украсить полянку цветами.

Задание: помоги Жужи украсить полянку цветами.

Слайд 14     

      По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию сенсорных эталонов цвета с посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Наблюдения за детьми показали возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволила ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получил определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширилось.

Таким образом, системное использование сенсорной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича  в группах раннего возраста является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию  детей 2-3 лет в соответствии с возрастными  и индивидуальными возможностями детей, является вариативной, полифункциональной, безопасной и отвечает всем требованиям ФГОС ДО.            

                                          Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах  цвета  у детей  раннего возраста через дидактическую игру»...

«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

*Процесс восприятия лежит в основе интеллектуальногоразвития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной прогр...

Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»

В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...

Выступление из опыта работы «Развитие мелкой моторики и познавательной мотивации у детей раннего возраста посредством использования «бизибука»

Выступление из опыта работы«Развитие мелкой моторики и познавательной мотивации у детей раннего возраста посредством использования «бизибука»...